Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эксплуатационные требования

Трудоемкость работ по техническому обслуживанию автомо­ билей велика. Число человеко-часов, затрачиваемых на изготов­ ление нового автомобиля, во много раз меньше (в 30—50 раз) числа часов, затрачиваемых на техническое обслуживание и те­ кущий ремонт автомобиля за весь срок его службы.

Если принять за 100% расходы на поддержание автомобиля в работоспособном состоянии до его списания, то затраты по отдельным статьям составят в % (данные по Горьковскому авто­ заводу):

Изготовление

автомобиля на

з а в о д е ..........................................

1,4

Ежедневный

уход

. . .

.....................................................................15,7

Техническое обслуживание

 

 

29,7

Капитальный

ремонт . . .

.

" . ...................................................

7,2

Эксплуатационный

ремонт

 

. . . . _.......................................... 46,0

Количество запасных частей, используемых для ремонта авто­ мобилей за весь период их эксплуатации, превосходит число деталей, идущих на производство новых автомобилей. По мере увеличения срока эксплуатации расход запасных частей возра­ стает, что значительно загружает производственные мощности автопромышленности в ущерб выпуску основной продукции.

Поэтому большое значение имеет разработка таких конструк­ ций автомобилей, у которых трудозатраты на обслуживание и ремонт будут наименьшими.

К числу основных эксплуатационных требований относятся следующие.

1. Сокращение расходов на эксплуатацию автомобиля хотя бы за счет повышения его начальной стоимости.

2. Увеличение средних скоростей движения автомобилей за счет повышения их тяговых и тормозных свойств; снижение вре­ мени на вспомогательные операции (пуск двигателя, переключе­ ние передач и др.).

3. Лучшее использование грузоподъемности автомобилей за счет соответствия размеров кузова (платформы) размерам перево­ зимых грузов.

4. Снижение расхода горюче-смазочных материалов.

5. Сокращение числа точек смазки путем применения не требующих смазки подшипников из пластмасс, резиновых вту­ лок и блоков (в рессорах, карданных шарнирах и др.); защита трущихся пар от пападания пыли, влаги и грязи; применение более стойких всесезонных смазочных материалов со специаль­ ными присадками, допускающими длительную работу без смены смазки; уменьшение числа сортов смазки и специальных жидко­ стей.

6. Сокращение операций по регулировке за счет замены руч­ ной регулировки автоматической; простота операций ручной регулировки с минимальной затратой времени на их выполнение;

8


высокая стабильность регулировок, позволяющая уменьшить их частоту.

7. Конструкция механизмов и деталей, исключающая возмож­ ность неправильного их использования вследствие малой квали­ фикации пли небрежности обслуживающего персонала (Fool proof design). Пример—: замки в конструкциях коробок передач, исключающие возможность одновременного включения двух пере­

дач и др.

 

 

8.

Легкий доступ к болтовым и винтовым соединениям, облег­

чающий их проверку и подтягивание;

унификация

болтов и

гаек,

а также инструмента; применение

устройств,

исключаю­

щих возможность проворачивания болтов при подтягивании гаек; малое количество резьбовых соединений, требующих системати­ ческого контроля; более широкое применение самоконтрящихся гаек.

9. Легкий доступ к точкам смазки и регулировки, к аккуму­ ляторам, радиатору, спускным кранам системы охлаждения, пробкам для наполнения и опорожнения емкостей, к воздушному и масляному фильтрам, а также тормозным цилиндрам и кранам гидравлического и пневматического приводов.

10.Размеры горловины, обеспечивающие заполнение топлив­ ного бака за минимальное время1, возможность контролировать количество топлива в баке в процессе заправки.

11.Придание автомобилю и его деталям форм, упрощающих мойку; устранение «карманов», способствующих скоплению грязи.

12.Удобство и быстрота погрузки и разгрузки за счет пра­ вильного выбора высоты платформы грузового автомобиля и применения погрузочно-разгрузочных механизмов, откидных бор­ тов и др.

К

основным ремонтным требованиям

относятся следующие.

1.

Конструкция автомобиля должна

предусматривать макси­

мальное облегчение и упрощение монтажно-демонтажных работ. Замена одного из узлов автомобиля должна производиться без необходимости в дополнительных операциях по демонтажу и мон­ тажу смежных узлов. Возможность быстрой замены поврежден­ ного агрегата является преимуществом конструкции, особенно

важным для автомобиля, работающего в сельском хозяйстве, на

новостройках в отрыве от ремонтной

базы.

В конструкции тяжелых агрегатов

должны быть предусмо­

трены специальные устройства, облегчающие их демонтаж, мон­ таж и подъем краном.

Конструкция узлов автомобиля должна быть рассчитана на возможность выполнения работ по сборке и регулировке рабочими невысокой квалификации.

2. При конструировании наиболее изнашивающихся деталей необходимо предусмотреть возможность их ремонта. Во многих

1 См. ГОСТ 13946—68.

9



случаях целесообразно делать сменные вкладыши, втулки, гильзы. Это, прежде всего, относится к сложным и дорогим деталям, так как при износе их основных рабочих поверхностей нередко при­ ходится выбраковывать всю деталь.

3.При конструировании деталей необходимо предусматри­ вать сохранность базовых поверхностей, что облегчит выполне­ ние ремонта независимо от степени износа детали.

4.Необходимо учитывать недопустимость уменьшения жест­ кости детали после ее ремонта. Это, в частности, относится к тор­ мозным барабанам, толщина стенок и жесткость которых после многократных расточек уменьшается, что приводит к усиленному

износу обшивок и скрипу тормозов.

5. Соблюдение указанных ремонтных требований не должно идти за счет существенного ухудшения технологичности конструк­ ции, ее усложнения и удорожания. В каждом случае должен быть

найден разумный

компромисс.

§ 3. АВТОМОБИЛИ

ПОВЫШЕННОЙ и вы сокой ПРОХОДИМОСТИ

Характер дорожных условий имеет решающее влияние на типаж автомобильного парка. При недостаточной протяженности автомобильных дорог, плохих дорогах п бездорожыі автомобили повышенной и высокой проходимости имеют важное значение. Повышение проходимости автомобиля достигается за счет уве­ личения числа ведущих осей, применения шин увеличенного профиля с развитыми груптозацепами и с переменным давлением воздуха, пневмокатков, самоблокирующихся дифференциалов, лебедок самовытаскивателей, увеличения дорожных просветов, снижения радиусов проходимости и других мероприятий. Все это влечет за собой усложнение и удорожание автомобиля, увели­

чение его веса, увеличение энергоемкости транспортной

работы

на 1 т-км перевезенного груза.

 

 

 

На рис. 1.1, а представлен

график, показывающий изменение

удельной стоимости автомобиля сул =

в зависимости

от его

проходимости, где тт — масса

перевозимого груза

(грузоподъ­

емность автомобиля); Ц — стоимость

автомобиля.

Как

видно,

удельная стоимость значительно увеличивается с повышением проходимости автомобиля прежде всего за счет усложнения и

утяжеления его

конструкции.

работы

показано

Увеличение

энергоемкости транспортной

на рис.

1.1, б.

 

 

 

 

Как

видно

из

графика, использование на

хороших

дорогах

с твердым покрытием (точка А на оси абсцисс) автомобилей повы­ шенной и высокой проходимости нецелесообразно. Оптимальным является использование в этом случае автомобиля ограниченной проходимости. Для плохой грунтовой дороги (точка Б) наимень­ шая энергоемкость транспортной работы будет у автомобиля

ю


высокой проходимости. Точка.В, соответствующая полному без­ дорожью, характеризует предельную (по энергоемкости транспорт­ ной работы) целесообразность применения автомобиля высокой проходимости по сравнению с вертолетом, который принят как транспортное средство, обладающее наивысшей проходимостью. Отметим, что термины — ограниченная, средняя, повышенная, высокая и особо высокая проходимости—-являются условными. Одна и та же колесная машина может иметь различную проходи­ мость при изменении размера п конструкции шин, величины давления воздуха в них, наличии блокируемого дифферен­ циала и т. д.

Рис. 1.1. Экономические (а) и энергетические (б) показатели автомобилей различной проходимости:

/ — ограниченной; 2 — повышенной; 3 — высокой

Ориентировочные значения удельной энергоемкости транспорт­ ной работы, выполняемой автомобилями различных типов и верто­ летом, приведены в табл. 1.1.

Автомобили высокой и особо высокой проходимости нельзя рассматривать как средство для перевозки массовых грузов. Они необходимы для специальных целей и для перевозок в наиболее тяжелых условиях пути. Обычно они не могут быть изготовлены за счет незначительных изменений конструкций базовых машин народного хозяйства. Специфичность конструкций этих машин определяет необходимость организации специального производ­ ства лишь с частичным использованием базовых машин.

Некоторые параметры, характеризующие проходимость авто­ мобилей, приведены в табл, 1.2. Особо высокой проходимостью отличаются многоосные автомобили и автопоезда с активными (т. е. ведущими) осями прицепов благодаря хорошей приспособ­ ляемости последних к неровностям местности.

В табл. 1.2 приняты следующие обозначения: Z — вертикаль­

ные реакции дороги на колеса оси в Н; тя и тп— масса

автомо­

биля

прицепа с грузом в кг;

g = 9,81

м/с2— ускорение

силы

тяжести; ср — коэффициент

сцепления

шин с

дорогой;

11