Файл: Боровиков П.А. Человек живет под водой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на горизонте насыщения 200 м и дважды в сутки на

два

часа уходить в колоколе на рабочую площадку

на

глубину 255 м.

Участников эксперимента отбирали очень тщательно. Врачи придирчиво наблюдали за работой 150 водолазов фирмы и наконец остановили свой выбор на шести из них. Эти шестеро в течение многих недель занима­ лись изучением программы опыта и нового водолазного снаряжения, которое им предстояло испытать и освоить. Много внимания уделялось общефизической подготовке: водолазы бегали кроссы, занимались гимнастикой,

плавали в

бассейне.

Первый

этап «Януса-2» состоялся в апреле — мае

1970 г. в старом комплексе фирмы. Намеченные'глубины были уже опробованы «Комексом» в камерных экспе­ риментах, поэтому «сухую» и «мокрую» фазы можно было провести как одно «погружение». Три водолаза в течение восьми суток пребывания в камере осваива­ лись с запланированным распорядком труда и отдыха. «Подъем» после двухчасовой работы с «глубины» 255 м на уровень насыщения проходил без декомпрессии; физиологи убедились, что такой режим изменения давле­ ния безопасен и не сказывается на самочувствии водо­ лазов.

Второй и третий этапы эксперимента проходили в ги­ дросфере в период с 3 августа по 10 сентября. Организа­ торы опыта постарались создать условия работы, ма­ ксимально приближенные к реальным. В донной части гидросферы, наполовину залитой соленой водой, уста­ новили оборудование, с которым предстояло работать водолазам в море. В переборку, отделяющую нижнюю «мокрую» половину камеры от верхней «сухой», был врезан очень точный макет водолазного колокола — в таком колоколе бригаде подводных ремонтников предстояло спускаться в морские глубины на реша­ ющем этапе «Януса-2».

Работа в гидросфере осуществляется следующим образом. Водолазы, живущие в верхнем отделении камеры под давлением, соответствующим глубине 200 м, дважды в день занимают места в макете колокола, задраивают люки и поднимают в нем давление так, как будто бы это происходит при погружении в море. Дойдя до «глубины» 255 м, водолазы уравнивают

290


давление с забортным, открывают люки и выходят в воду. (Пока колокол «спускается» вглубь, давление воды в «мокрой» половине также поднимают до рабочего уровня.) Выполняя операции на реальном оборудова­ нии, водолазы одновременно испытывают различных типов обогреваемые гидрокостюмы и дыхательную аппа­ ратуру. Окончив работу на объекте, они снова распола­ гаются в колоколе, задраивают люки и благополучно прибывают «домой», в верхнюю полусферу, на «глу­ бину» 200 м. Таким образом, водолазы могли еще на берегу тщательно подготовиться к работе в море и

вдеталях отрепетировать каждое свое действие. События в гидросфере развивались четко по плану.

В течение двух восьмидневных циклов две группы во­ долазов по три человека в каждой выполнили в камере все предписанные операции, придирчиво оценивая каждую мелочь. Физиологи еще раз, в условиях, уже весьма близких к натурным, проверили правильность заданных режимов. Все прошло хорошо, и Делоз на­ значил день п место решающего— морского этапа эксперимента.

Первая в мире многосуточная работа водолазов на глубине 255 м должна была начаться 17 сентября 1970 г. в заливе Аяччо. За два дня до срока в его водах появилась «Астрагаль» и встала на два якоря над глу­ биной 300 м. На следующий день участники экспери­ мента лично проверили, как расположены и закреплены на рабочей платформе оборудование и инструмент.

Платформа ушла

под воду на расчетную

глубину,

а трое водолазов

отправились

в палубную

камеру.

К полуночи они были уже на горизонте 200 м.

В первый день водолазы

погружались

дважды,

но не для работы, а лишь чтобы проверить свое сна­ ряжение, убедиться, в порядке ли вся аппаратура, и освоиться на новом месте. Спуски второго дня оказа­

лись

неудачными из-за перебоев в подаче энергии.

На

третий день водолазы выполнили первое за­

дание: собрали фланцевое соединение двух труб диа­ метром 30,5 см. Па четвертый день они вышли на ра­ боту в новых обогреваемых костюмах. Однако эти костюмы функционировали столь плохо, что их испы­ тания превратились в испытания самих водолазов на устойчивость к холоду. Ввиду явного перенапряжения,

1 0 *

291


которое выпало в этот день на долю экипажа, спуски пятого дня были отменены — водолазы отдыхали. По­ гружения двух последующих дней оказались весьма удачными. Водолазы настроили кислородный резак и очень хорошо выполнили задание по резке труб. Опыт по подводной сварке тоже прошел успешно.

Наконец наступил последний день эксперимента. Водолазы пробыли в воде необычно долго: 3 ч 9 мин один и 2 ч 35 мин другой. Рабочее время второго водо­ лаза могло быть еще большим, по он повредил себе

гидрокомбинезон, промок и вынужден был

вернуться

в колокол. Водолазы переместили с одного

места на

другое блок состыкованных 30,5-сантиметровых труб, затем установили на него запорный вентиль и опрессовали соединение избыточным давлением 8 кгс/см2. Завершив выполнение заданий, они привели в порядок свою платформу и приготовили ее к подъему.

Итак, за восемь дней уникального морского экспе­ римента каждый из двух водолазов отработал на сверх­ глубоководном объекте около 17 ч (третий член эки­ пажа исполнял лишь обязанности оператора колокола). Возможность эффективной трудовой деятельности человека на глубине четверть километра была неопро­ вержимо доказана. Опробованное водолазное снаряже­ ние признали большей частью пригодным к эксплуа­ тации. Такие технологические операции, как сты­ ковка фланцевых соединений или кислородная резка металла, можно было считать полностью освоенными. Кроме прочего, водолазы сделали под водой много фото­ графий и сняли кинофильм о своей работе.

Эксперимент «Янус-2» был с блеском завершен. Делоз доказал, что его фирме под силу выполнить прак­ тически все задания, которые им могут предложить подводные нефтяники, и заказы не заставили себя ждать. «Комекс» заключает контракт на 1971 г. на об­ служивание подводного оборудования в районе полу­ острова Лабрадор на глубинах до 180 м.

До сих пор водолазов фирмы можно было встретить лишь в сравнительно теплых водах — в Бискайском заливе, в Средиземном море, у берегов Северной Аф­ рики. Теперь их ожидали холодные суровые глубины Северной Атлантики. Делоз хорошо понимал, что успех заключительного погружения «Януса-2» был гаранти­

292

рован тщательностью подготовки на берегу, и хотя диа­ пазон глубин предстоящей операции был уже прой­ денным этапом, руководство «Комекса» решило про­ вести подготовку работ у Лабрадора не менее основа­ тельно.

С точки зрения физиологии, глубина 180 м никаких новых проблем не сулила. Поэтому из новой программы, названной «Белуга», предварительные «сухой» и «мок­ рый» этапы были исключены, а ее главной целью стали подбор теплоизолирующего снаряжения и тренировка в гидросфере водолазов, которым впоследствии пред­ стояло отправиться к берегам Канады.

«Пристрелочный» этап «Белуга-1» был проведен в гидросфере в период с 10 по 14 декабря 1970 г. Водо­ лазы жили в «сухой» половине камеры на горизонте насыщения 163 м и дважды в день погружались на 60—90 мин на «глубину» 200 м, в заполнявшую «мок­ рый» отсек соленую воду с температурой —2°. Резуль­ таты этих спусков позволили устранить недостатки снаряжения, и в мае 1971 г. началась интенсивная подготовка кандидатов. В гидросфере состоялись подряд

три серии

имитационных погружений на

«глубину»

до 180 м от исходного уровня 120 м: с 14

по 19 мая —

«Белуга-2»,

с 24 по 29 мая — «Белуга-3»

и,

наконец,

с 1 по 6 июня — «Белуга-4».

Режим работы и условия

«погружений» были такими

же, как и на первом

этапе.

 

Во втором полугодии 1971 г. 7 водолазов «Комекса» вместе с передвижным гипербарическим палубным ком­ плексом появились на Лабрадоре. В течение 110 суток эта бригада выполняла самые различные задания по обслуживанию и ремонту нефтедобывающего подвод­ ного оборудования, погружаясь на глубину до 180 м и работая на объекте по 45—60 мин за каждый спуск.

Операция «Лабрадор» закончилась успешно, зна­ менуя тем самым, что метод погружений «с насыщением» от «смещенного пуля» вышел из стадии экспериментов и начал приносить реальную пользу, возвращая сред­ ства, затраченные на береговое оборудование и «камер­ ные» опыты.

293


Глава 10. К АБСОЛЮТНОМУ ПРЕДЕЛУ

Еще совсем недавно ученые-экспе­ риментаторы, сознавая важность береговых исследова­ ний, расценивали их не более как этап, пройти который необходимо, чтобы быстрее достичь главной цели — опустить человека непосредственно в морские глубины. Накопленный с тех пор опыт убедительно доказал, что только значительный задел в «камерных» эксперимен­ тах позволяет идти вглубь, дает моральное право на рекордный глубоководный спуск водолаза в море.

Начиная примерно со второй половины шестиде­ сятых годов имитационные спуски по глубине погруже­ ния стали в полтора-два раза и более превышать уро­ вень, опробованный в морских условиях. На то были веские причины.

Состояние испытуемого, находящегося в береговой гипербарической камере, резко отличается в лучшую сторону от состояния водолаза, погружающегося в мор­ ские глубины, даже если одинаковы соответственные физические условия опыта и реального спуска — давле­ ние внешней среды, состав дыхательной смеси, ее тем­ пература и прочие параметры, непосредственно влия­ ющие на основные жизненные процессы организма. Это отличие вызывается тем, что участник берегового эксперимента знает, что он не под водой, а на берегу, что камера окружена постоянной заботой и вниманием, что уровень надежности техники здесь весьма высок, и любая неисправность может быть быстро устранена; другими словами, водолаз в береговом эксперименте не выходит против неизведанного «один на один». При спуске в море человека окружает чуждая ему среда, он ощущает, что люди, средства обеспечения и техни­ ческая помощь от него бесконечно далеки, против него — необъятное море, над ним — чудовищная толща воды. Поглядите вниз в иллюминатор заходящего на посадку самолета и вы поймете, каким оторванным от привычного мира людей должен чувствовать себя че­ ловек на глубине нескольких сот метров!

Водолаз в море испытывает несравненно большие стрессовые нагрузки, чем испытуемый в барокамере.

294

Механизм воздействия стрессовых напряжений на функ­ ционирование организма человека пока до конца не­ ясен, однако уже проверено неоднократно, что резуль­ таты, полученные при экспериментах в барокамере, могут быть использованы в море лишь с большой осто­ рожностью.

Итак, имитация в береговых условиях не в состоянии полностью обеспечить успех реального спуска. Удача в камере еще не означает, что человек сможет когда-

либо повторить

наивысшее «камерное» достижение

в открытом море.

Тем не менее водолазная физиология

несравненно обогатилась именно благодаря эксперимен­ там па берегу. Метод имитационных погружений — главное оружие физиолога-глубоководника — ныне общепризнан.

Пожалуй, самым ценным свойством Зтого метода является то, что «погружения» производятся в лабора­ торных условиях, с использованием самых совершенных средств диагностики, тончайшей и точнейшей электрон­ ной измерительной, регистрирующей и обрабатыва­ ющей аппаратуры. В опытах на берегу можно оценить воздействие, на человека как всего комплекса изменя­ ющихся внешних условий, так и любого избранного параметра. Экспериментаторы в состоянии управлять не только давлением дыхательной смеси, но и ее тем­ пературой и влажностью, изменять содержание каждого из ее компонентов, изменять уровень шума и освещен­ ности, сохраняя при этом непрерывный контакт с ис­ пытуемым водолазом, контролируя и фиксируя малей­ шие сдвиги в работе его организма.

В этой главе вы не найдете описаний морских этапов экспериментов: в сверхглубоководиых исследователь­ ских программах, нацеленных на достижение абсолют­ ного предела глубины погружения человека, таких этапов нет. Прошло уже более 10 лет, но рекордное погружение Ганса Келлера и его напарника Питера Смолла в море на глубину 300 м все еще не превзой­ дено. Причины этого кроются в характерном для наших дней четком размежевании глубоководных исследова­ ний «прикладного» и «академического» характера. Если первые устремлены на глубины, которые действительно могут быть по-настоящему освоены водолазами (сей­ час это глубины порядка 250 м), то цель вторых —

295


выяснить наконец, где же находится этот абсолютный предел. Естественно, последняя задача решается пока что в барокамерах исследовательских центров.

О том, как разворачивались события на этом много­ трудном «пути вниз», и пойдет речь.

СТУПЕНИ ВГЛУБЬ

12 марта 1968 г. американская компания «Интернейшнл Андеруотер Контракторе» (ИАК) объявила, что ее водолазы установили новый рекорд глубины имитационного погружения — 335 м.

Глава и основатель ИАК (год рождения фирмы — 1958) Анри Галлерн был известной фигурой и в евро­ пейском подводном мире. Именно под его руковод­ ством исследовательское отделение «Сожетрам» в начале шестидесятых годов выполнило серию спусков в баро­ камере, завершившуюся покорением «глубины» 250 м. Однако, несмотря на несколько сравнительно удачных попыток, «Сожетрам» так и не смогла превысить общий уровень достижений, как это, например, удалось сде­ лать «Комексу». Галлерн решил покинуть «Сожетрам» и окончательно связать свою судьбу с ИАК-

После нескольких удачных, но ничем не примеча­ тельных водолазных операций в США он понял, что и в Новом Свете ему постоянно грозит та же опасность — затеряться среди бесчисленных американских водолаз­ ных компаний. И тогда Галлерн сделал кардинальный шаг: он заказал уникальный по тем временам палубный комплекс длительного пребывания, способный обеспе­ чить работу шести «насыщенных» водолазов на глуби­ нах до 305 м.

Фирма «Питтсбург Дес Моне Стил» изготовила кор­ пуса отсеков, компания «Эйр Редакшн» разработала системы жизнеобеспечения и произвела у себя в лабора­ тории сборку и отладку всего оборудования. Заверша­ ющую фазу сдаточных испытаний комплекса решено было провести как имитационное погружение экипажа

на расчетную глубину, а

может быть — используя

уже запас

прочности конструкции — и глубже.

Галлерн

спешил — его

французская

соперница

«Комекс», отработав методику «погружений»

на 300 м,

296

стык и откатили колокол на тележке в сторону. Затем давление в нем было поднято с уровня 244 м до вели­ чины, эквивалентной глубине погружения 335 м. В те­ чение 5 мин Декман оставался на этой «глубине» — рекорд имитационного спуска пал.

Обратный путь в камеру прошел так же гладко. Теперь в освободившийся колокол вошел Фрезер. Вновь отстыкованный колокол отъехал на тележке на несколько метров от камеры. Через несколько минут Фрезер достиг «глубины» 320 м и оставался на этом уровне в течение 20 мин. Возвращение в жилой отсек прошло без осложнений.

13 марта давление дыхательной смеси в камере было поднято до горизонта, соответствующего 305 м, и в те­ чение 2 ч 45 мин оба водолаза выполняли разнообраз­ ные упражнения и тесты. Обнаружилось, например, что даже при таких сверхвысоких давлениях человек способен выполнять работу, развивая в течение 10 мин мощность около 100 Вт. Программа физиологических исследований и медобеспечение опытов осуществлялись персоналом Подводного медицинского центра ВМС США. Вся собранная информация обрабатывалась также физиологами флота.

Декомпрессия Декмана и Фрезера была начата ве­ чером 13 марта и проводилась по режиму, рассчитан­ ному лично Галлерном. На одной из промежуточных ступеней водолазы ощутили дискомфорт, который был квалифицирован как проявление кессонной болезни. Пришлось провести рекомпрессию и удлинить режим. Вместо 18 марта по плану водолазы смогли покинуть свое стальное жилище лишь 24 марта. И именно в этот день стало известно, что Декман и Фрезер — уже не единственные, кто побывал на «глубине» 335 м: два водолаза «Комекса» в эксперименте PLC-1 повторили их результат. Но если для Галлериа такая глубина была более чем предельной (его комплекс рассчитан на 305 м), то для французов это был лишь первый шаг: в барокамерах «Комекса» можно было идти дальше вглубь. Галлерн проиграл соревнование, едва успев его начать. Победу одержал его старый знакомый Анри Делоз. В пятидесятых годах им обоим довелось работать под началом Кусто, теперь же их дороги разошлись.

298