ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
62 Гл. II. Методы и теория
излучения нулевого излучателя будет отличаться от сопро тивления излучения в свободном поле. На частотах вне области резонанса этой разницей можно пренебречь. На практике гидро фон должен быть жестким и по той причине, что мягкая гра ница приведет к появлению градиентов давления, и тогда дав ление на диафрагме нулевого излучателя может отличаться от давления, действующего на гидрофон.
В качестве индикатора смещения диафрагмы можно исполь зовать различные системы. Обычно металлическая диафрагма является частью какой-либо электрической системы, в которой смещение создает индицируемые изменения. Например, диаф рагма может служить одной из пластин конденсатора или частью магнитной цепи. Индикатор не обязательно должен быть отградуирован. Резонанс диафрагмы нулевого излучателя дол жен находиться ниже рабочего диапазона частот системы или на его нижнем крае, и, следовательно, диафрагма будет управ ляться массой. При этом смещение будет обратно пропорцио нально квадрату частоты, скорость будет обратно пропорцио нальна частоте, а ускорение не будет зависеть от частоты. Поэтому индикатор ускорения был бы предпочтительнее инди катора смещения, однако статическое измерение коэффициента BL/A можно осуществить только с устройством, контролирую щим смещение. По этой причине в установке, разработанной в 1955 г. в Лаборатории гидроакустических измерений ВМС, ис пользуется индикатор смещения, выпускаемый серийно фирмой «Бентлик сайнтифик». Максимальная частота этой системы, равная 1000 Гц, определяется чувствительностью индикатора смещения. Можно использовать комбинированную систему инди катора, состоящую из индикатора смещения для статических
измерений и градуировки на инфразвуковых |
частотах |
и инди |
катора скорости или ускорения в диапазоне |
звуковых |
частот. |
Другие трудности, связанные с резонансами |
и уменьшением |
длины волны, ограничивают использование метода на частотах
выше 1000 Гц. У данного |
метода нет низкочастотного предела; |
|
в установке Лаборатории |
ВМС он |
используется в диапазоне |
от 0,3 до 1000 Гц. |
не нужно |
проводить какие-либо из |
Метод хорош тем, что |
мерения по определению акустического импеданса и отсутст вуют ограничения размера камеры. Основной недостаток его связан с практической реализацией нулевого метода, а не с тео рией. Если гидростатическое давление изменяется в процессе градуировки, то относительно хрупкую диафрагму нужно ком пенсировать по отношению к статическому давлению; это зна чит, что давление воздуха внутри нулевого преобразователя
должно быть равно |
гидростатическому давлению в камере |
в пределах ±13,8-103 |
Па. Система компенсации вместе с обо |
2.5. Импедансные методы |
63 |
рудованием для заполнения и смены воды в камере и вакуум ное оборудование (для устранения воздушных пузырьков) со ставляют довольно громоздкую систему труб.
2.5. ИМПЕДАНСНЫЕ МЕТОДЫ
Импедансные методы — это класс абсолютных методов градуировки, в которых акустическое давление определяется по
характеристикам источника звука (давление, |
скорость или сме |
|||||||
щение) и акустическим импедансам |
среды |
и |
границ |
среды. |
||||
Электрическая эквивалентная |
схема |
для общего |
случая |
пред |
||||
ставлена на рис. 2.18. Зная |
|
|
|
|
|
|||
параметры р0, u, Zs и Zm, |
|
|
|
|
|
|||
можно |
определить |
звуковое |
|
|
|
|
|
|
давление |
р в среде. Как и |
|
|
|
|
|
||
в подобных случаях градуи |
|
|
|
|
|
|||
ровки |
сравнением |
в малых |
|
|
|
|
|
|
камерах (разд. 2.2.3) и гра |
|
|
|
|
|
|||
дуировки |
методом |
взаимно |
|
|
|
|
|
|
сти |
в |
малых |
камерах |
|
|
|
|
|
(разд. 2.3.7), можно изме |
|
|
|
|
|
|||
рять чувствительность толь |
Рис. 2.18. Эквивалентная схема акусти |
|||||||
ко небольших жестких гид |
ческой системы, |
используемой |
в импе- |
|||||
рофонов и только на низких |
дансных методах |
градуировки. |
частотах. Объем среды мал, а значит, максимальный размер гидрофона должен составлять
малую долю длины волны в среде. Чувствительность гидрофона М = еос1р определяется из прямого измерения еос и косвенного измерения р.
Имеются два общих случая импедансных методов, соответ ствующие двум типам акустической реактивности. В первом слу чае свойства среды определяются гибкостью (1//соС) или жест костью (s/jсо). В акустике используются оба термина: гибкость и жесткость. Термин «жесткость» заимствован из машинострое ния. Термин «гибкость» более удобен в акустике и будет ис пользоваться в этой книге, так как гибкость прямо пропорцио нальна емкости в эквивалентной схеме, в то время как жест кость связана с этой емкостью обратной пропорциональностью. В системах, управляемых гибкостью, предполагается, что среда действует как невесомая пружина, а звуковое давление созда ется сжатиями и растяжениями этой пружины. Во втором слу чае свойства среды определяются массой (jam). Предполага ется, что сама среда ведет себя как неупругая масса, а звуко вое давление является результатом инерционности этой массы. Оба метода являются низкочастотными приближениями, но их можно распространить на более высокие частоты, если систему
64 |
Гл. II. Методы и теория |
удается описать волновыми уравнениями. Замкнутые камеры используются в качестве систем, управляемых гибкостью, а от крытые камеры — в качестве систем, управляемых массой. Ка меры, управляемые гибкостью, называются пистонфонами по предложению Вейте, разработавшему эту методику в 1917 г. [24].
2.5.1. Пистонфонные методы
Метод пистонфона является одним из старейших методов абсолютной градуировки. Первоначально он использовался только для градуировки микрофонов. В нескольких вариантах
Рис. 2.19. Градуировка методом пистонфона.
он был использован для градуировки гидрофонов. Установка состоит из небольшой заполненной газом камеры и поршневого излучателя звука (рис. 2.19). В первоначальной конструкции [24, 25] колебания поршня возбуждались электромотором, а в более поздних вариантах [26—28] — электродинамическим преобразователем. Амплитуда смещения поршня измеряется оптической системой. Основные требования к системе возбуж дения — создание колебаний с большим смещением и наличие удобных средств измерения амплитуды колебаний поршня. Объ емное смещение X находится по известным линейному смеще нию и площади поршня. Тогда
|
Р = UZm = (jw X) Z m, |
(2.40) |
где |
U —•объемная скорость и Zm — импеданс среды |
(см. |
рис. |
2.18). Предполагается, что резонансы системы лежат выше |
2.5. Импедансные методы |
65 |
рабочего диапазона частот. Это значит, |
что мы имеем дело |
с чисто упругим импедансом и Zm представляет собой гибкость 1//юС. Импеданс Zm в действительности является суммарной гибкостью параллельной комбинации гибкостей: объема среды
Ст, стенок камеры и микрофона. |
Две |
последние гибкости |
||||||
обычно гораздо меньше Ст, так что Zm ^ |
l//coCm. Тогда |
|||||||
|
|
|
|
|
p=ju>X |
1 |
|
(2.41) |
|
|
|
|
|
|
|
||
Из законов |
для |
газов следует, что |
C=V/ypo, где V — объем, |
|||||
Ро— статическое |
давление, |
|
|
|
||||
у — отношение удельных теп |
|
|
|
|||||
лоемкостей газа. В значение |
|
|
|
|||||
Ст |
необходимо |
ввести не |
|
|
|
|||
которые малые |
поправки, |
|
|
|
||||
учитывающие |
теплопровод |
|
|
|
||||
ность стенок камеры. Под |
|
|
|
|||||
робнее об этом методе чита |
|
|
|
|||||
тель может узнать из работ |
|
|
|
|||||
[24—28]. |
|
|
пистонфон |
|
|
|
||
Воздушный |
|
|
|
|
||||
можно использовать для гра |
|
|
|
|||||
дуировки гидрофонов, но в |
|
|
|
|||||
этом |
случае |
метод |
имеет |
|
|
|
||
серьезный недостаток. Воз |
|
|
|
|||||
душная камера должна быть |
|
|
|
|||||
малой, т. е. верхний частот |
|
|
|
|||||
ный предел градуировки ни |
|
|
|
|||||
зок. Верхний частотный пре |
|
|
|
|||||
дел |
диапазона |
градуировки |
|
|
|
|||
в камерах |
с |
наибольшими |
|
|
|
|||
размерами |
порядка |
10 см Рис. 2.20. Водно-воздушный пистонфон. |
равен примерно 200 Гц. Для частичного устранения этого недостатка применяется водно-воз
душный пистонфон. Водно-воздушный пистонфон показан на рис. 2.20. Здесь используется камера больших размеров, и боль шая часть ее заполнена водой. Поскольку длина волны в воде на данной частоте примерно в 5 раз больше, чем в воздухе, то волновые размеры полости камеры, заполненной водой, могут быть в 5 раз больше, чем в воздухе, без нарушения условия «размеры малы по сравнению с длиной волны». Таким образом, в камеру можно поместить больший гидрофон. При этом урав нения (2.40) и (2.41) не нарушаются. Гибкость воды много меньше гибкости воздуха, так что гибкостью воды, как и гибкостью стенок камеры, можно пренебречь. Звуковое давление
5 Заказ № 730
66 |
Гл. II. Методы и теория |
распределено |
приблизительно равномерно в жидкой среде, и |
в воде распределение такое же, как в воздухе. Эквивалентная схема водно-воздушного пистонфона показана на рис. 2.21.
Дальнейшей модификацией |
является водный пистонфон, |
из которого вообще исключен |
воздух и используется источник |
Рис. 2.21. Эквивалентная схема водно-воздушного пистонфона. Пунктирными линиями показаны импедансы воды, гидрофона и стенок камеры, которые достаточно высоки, чтобы ими можно было пренебречь при параллельном включении.
давления. Эквивалентная схема для этого случая показана на рис. 2.22. Гибкость среды Ст, состоящую из параллельной ком бинации гибкостей стенок, воды и гидрофона, можно измерить
Рис. 2.22. Эквивалентная схема водного пистонфона.
статическим способом (см., например, [20, 21]). Импеданс излу чателя Zs должен быть известен, и его давление в заторможен ном режиме рь должно быть измеримым. Всем этим требова ниям удовлетворяет электродинамический преобразователь. Давление на заторможенной диафрагме равно
|
p b= B L i\A , |
(2.42) |
|
где |
В — магнитная индукция, |
L — длина катушки, |
i — сила |
тока, |
А — площадь диафрагмы. |
Импеданс Zs определяется мас |
сой диафрагмы и гибкостью ее упругой подвески. Эти величины
измеряются один раз и в дальнейшем считаются постоянными. Из рис. 2.22 имеем
„ |
1/>Ст |
В L i |
(2 .43) |
|
Z s + (l/y’“Cm) |
А |