Файл: Арифов У.А. Угловые закономерности взаимодействия атомных частиц с твердым телом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

'25—42°.

С уменьшением

 

энергии

ионов

увеличивалась относи­

тельная

интенсивность

пика двукратного

рассеяния.

Для

углов рассеяния,

равных

33, 40°,

отношение IIR = I J I 2

линейно зависело от Е 0 в

области 10—20 кэв, что является коли­

чественным аргументом

в

пользу

выражения (II.3), полученного

Ю. В. Мартыненко для относительной интенсивности двукратного

пика при

рассмотрении двухатомной

модели

рассеяния [161].

В работе

[3],

как и в [9], проводились исследования изменения

(сглаживания)

анизотропии функции

А(Ф) в

зависимости от

напыления на 1Монокристаллическую подложку инородных пленок. Бомбардировке ионами К+ с энергией 4 кэв подвергались поверх­ ности скола монокристаллов КС1 и КВг. Ориентация мишени отно­ сительно пучка первичных ионов и методика исследования были такие же, как в [11]. Результаты исследования показали, что тол­ щина «активного» слоя dа, определяющего вторичную эмиссию для алюминия, достигала ~ 7-1015 ат/см2 (при этом минимумы на кривых К(Ф ) и у(Ф) становились практически неразличимыми). Толщина «активного» слоя устанавливалась также по зависимо­ стям коэффициентов у и К от толщины нанесенной пленки. При сравнении оба способа измерения величины d& дали хорошо со­ гласующиеся значения. Авторы отметили, что исследование угло- б ы х зависимостей коэффициентов ионно-электронной и ионно-ион­ ной эмиссий может быть использовано для изучения структуры тонких пленок.

Ван дер Веч и Внерман [3] анализировали энергетическое распределение ионов, рассеянных монокристаллом в области боль­ ших энергий первичных ионов (£о = 30—90 кэв). Бомбардирова­ лась грань (ПО) монокристалла Си ионами Аг+. Энергетические спектры, полученные при углах скольжения и рассеяния, равных 12°5', показали, что с увеличением энергии первичных ионов Аг+ интенсивность двукратного пика быстро уменьшалась. В области До>60 кэв в высокоэнергетическом склоне однократного пика вместо острого (двукратного) пика наблюдался уступ. Сокращение числа ионов, испытавших двукратные соударения в области боль­ ших энергий, авторы объяснили уменьшением сечения рассеяния.

Таким образом, рассмотрение исследований углового, простран­ ственного и энергетического распределений ионов, рассеянных кристаллами, показывает, что они не только способствовали реше­ нию ряда противоречивых вопросов рассеяния, которые не удава­ лось однозначно решить при изучении рассеяния на поликристал­ лах, но и намного расширили наши знания о взаимодействии час­ тиц. Действительно, обнаружение дополнительных пиков в энерге­

тическом спектре рассеянных

ионов (как теоретически

[189], так

и экспериментально в области

средних [161, 162, 332]

и малых

[18, 19, 246] энергий), обусловленных двукратным столкновением бомбардирующего иона с атомами мишени, явилось подтвержде­ нием теории, объясняющей наличие ионов с энергиями большими, чем энергия ионов, испытавших однократные соударения, на осно­

96


ве многократных соударений. Правильность этой точки зрения бы­ ла закреплена отсутствием пика однократного соударения в энер­ гетическом спектре, полученном при угле большем, чем угол пре­ дельного однократного рассеяния рПреДпри т 1< т 2 (в случае моно­ кристалла здесь обнаруживались пики кратных столкновений [30, 37, 22]. Все закономерности рассеяния в первом приближении можно объяснить с помощью газовой модели.

Однако наряду с этим, как и надо было ожидать, принадлеж­ ность атома кристаллической решетке (силы связи между атома­

ми,

упорядоченное

расположение атомов, тепловые колебания их

и т.

д.) указывают

на некоторые отличия взаимодействия ионов с

твердыми телами от взаимодействия с газовыми мишенями. Об­ наружена анизотропия коэффициента рассеяния в зависимости от угла падения первичных ионов, обусловленная эффектом канали­ рования налетающих ионов в кристаллической решетке. Оказа­ лось, что угловое и пространственное распределения рассеянных ионов имеют своеобразные особенности, связанные с блокировкой входа и выхода ионов, т. е. эффектом «теней». При подробном изу­ чении энергетического распределения рассеянных ионов выясни­ лось, что кратный (двукратный) компонент рассеяния весьма чув­ ствителен к структуре образца. Все это показало, что ориента­ ционные эффекты открывают новые возможности для исследований твердого тела, в частности для изучения его структуры.

' В последние годы процесс рассеяния -успешно изучается тео­ ретически. Этому способствовало развитие вычислительной техни­ ки, с помощью которой можно было рассмотреть поведение сис­ тем, состоящих из большого количества взаимодействующих час­ тиц, .не прибегая к грубым упрощениям. В настоящее время суще­ ствуют десятки расчетных работ (см. § 2 гл. IV), результаты ко­ торых позволили не только глубже понять механизм взаимодей­ ствия атомных частиц, но и продолжить такого рода исследования. Целью наших дальнейших исследований явился анализ угловых закономерностей рассеяния ионов монокристаллами. Уже первые измерения [235, 289, 298, 299] указали на своеобразное поведение рассеянных частиц на монокристаллических образцах. Дальнейшее изучение обнаруженных эффектов (ориентационных, эффектов «теней») поможет разработать новые методы анализа структуры

твердого

тела. Во многих теоретических работах [125, 129, 189,

237, 322,

323] предсказывается возможность экспериментального

обнаружения других особенностей рассеяния ионов кристаллами, например, структурности энергетического [189] и анизотропии угло­ вого и пространственного распределений рассеянных ионов.

Кроме того, изучение угловых закономерностей рассеяния ионов кристаллами представляет несомненный самостоятельный интерес, так как позволит определить характер межатомного взаимодейст­ вия и атомной структуры в твердом теле, а также установить вид потенциала при таком взаимодействии.

7 - S 5

97


Исследования угловых закономерностей рассеяния ионов кри­ сталлами дают возможность получить гораздо больше информа­ ций об элементарных актах взаимодействия атомных частиц, про­ являющихся во всех ориентационных эффектах. Поэтому нами были исследованы следующие угловые характеристики рассеяния ионов 'монокристаллами Мо и W.

1. Угловая зависимость энергетических распределений щелоч­ ных ионов, рассеянных монокристаллами, и влияние энергии, мас­ сы бомбардирующего иона на характер этих распределений.

2. Угловое, пространственное распределения ионов, рассеянных монокристаллами, и влияние угла падения, энергии и массы пучка первичных ионов на характер этих распределений.

3. Эффекты каналирования, т. е. угловая зависимость коэффи­ циента ионно-ионной эмиссии и его компонентов при различных энергиях и массах налетающих ионов.

4. Энергетическое, угловое и пространственное распределения ионов, рассеянных монокристаллами в случае, когда масса бом­ бардирующего иона больше массы атома мишени.

§2. АНИЗОТРОПИЯ УГЛОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ КОЭФФИЦИЕНТА ИОННО-ИОННОЙ ЭМИССИИ И ЕГО КОМПОНЕНТОВ

Исследования проводились в вакуумной камере (рис. 2), описанной в § 1 гл.I, методом двойной модуляции.

На рис. 35 представлена серия кривых угловых зависимостей коэффициента рассеяния ионов КР, полученных при бомбардиров­ ке грани (100) W-мишени, накаленной до 1500°К, ионами Na+ с различными начальными энергиями (У-—1000, 2— 1500, 3—3000 эв). Мишень вращалась вокруг оси [001], а пучок ионов лежал в плос­ кости, проходящей через ось [010] кристалла. Там же для сравне­ ния приведена зависимость (4) коэффициента рассеяния Kv, по­ лученная в случае бомбардировки поликрпсталлпческой W-мишени ионами Na+ с энергией 1000 эв.

Общий ход кривых для обоих

случаев идентичен, однако

для монокристалла кривая КР(Ф)

проходит через ряд минимумов

и максимумов, что связано с эффектам каналирования бомбарди­ рующих ионов в кристаллической решетке мишени. С увеличением энергии первичных ионов на угловых зависимостях начинают про­ являться минимумы, соответствующие все более высокоинднцированным направлениям. С ростом энергии глубина модуляции кри­ вых увеличивается, а угловая ширина минимумов уменьшается. Как видно из кривых А’р(Ф), главные минимумы отмечаются при углах падения 0 и 45°, а второстепенные — при углах 26 и 18°, что соответствует кристаллографическим направлениям [100], [110], [210] и [310] соответственно. Минимальное рассеяние ионов наблю­ дается при совпадении направления падения ионного пучка с основными кристаллографическими направлениями [100] и [110] кристалла. В этих направлениях нижележащие атомы экранирова-

98


мы поверхностными атомами кристалла, с чем связано наличие каналов с разными поперечными сечениями. Часть первичных ионов проникает в эти каналы, что снижает значения ТСр.

При работе с поликристаллическими мишениями, как упомя­ нуто в § 1 гл. I, приходится учитывать большую или меньшую плотность материала, а в случае монокристалла—кристаллографи­ ческие направления с различной прозрачностью. Различные про­ зрачности для разных ориентаций' кристалла по отношению к

во ф.

Рис. 35. Рис. 36.

падающему пучку ионов приводят к анизотропии коэффициента рассеяния ионов.

Рассматривая

процесс

торможения ионов в кристаллах,

Линдхард

[323]

показал,

что если

вектор

скорости

частиц

составляет

с осью

атомной

цепочки

угол, определяемый выра­

жением (II.8), то

ионы, не испытывая

близких

соударений

с ато­

мами мишени, будут сохранять направленное движение по каналу кристаллической решетки. Существует ряд работ по определению критического угла каналирования ионов разных масс и энергий в металлических кристаллах [8, 244, 258, 384], однако в них анали­ зируются сравнительно легкие газовые ионы в области больших энергий. Поэтому большой интерес представляло проверить, пра­ вильна ли оценка критического угла каналирования (II.8) для Цйших случаев (1—5 кэв). Значение критического угла каналирования рк мы находили с помощью формулы, аналогичной той, которую

использовали

авторы [8]

при определении р10 но более удобной

для расчета

[205, 323,

378]:

99


 

 

 

 

 

 

 

 

 

(II.8)

где Е ' =

;

a — a0^zla-\-z^ j

3; c = )/3;

cl расстояние

между

атомами

в цепочке. Расчет

показал, что для иона Na+ с

энергией 3

кэв

в [100]

каналах

вольфрамового

кристалла, угол

Рк^ 1 3 °, что находится

в явном соответствии

с

эксперименталь­

ными данными

(см. полуширину

минимума

кривой

3 рис. 35)

(табл. 2). Предсказание

о том,

что

угловая

ширина

эффектов

каналирования

уменьшается с увеличением

энергии,

также со­

гласуется с экспериментом.

 

 

 

 

 

На

рис.

36 приведены обычные зависимости АР(Ф) для той же

грани

(100)

кристалла

W, бомбардируемой ионами Na+, К+, Rb+

и Cs+ с энергией 2 кэв.

Кривые сняты при температуре

образца

1500°К. Угловым зависимостям /\р не в равной мере присуща ани­ зотропия, обусловленная регулярным расположением атомов ми­ шени. С увеличением массы бомбардирующего иона глубина мо­ дуляции кривых уменьшается, а ширина минимумов увеличивается, что приводит к сглаживанию анизотропии кривой /СР(Ф). Такой результат, по-видимому, подтверждает точку зрения, связывающую наличие минимума на кривой АР(Ф) с проникновением бомбарди­ рующих ионов в открытие канала кристалла. С увеличением мас­ сы (или радиуса) бомбардирующего иона проникновение его в каналы кристалла затрудняется и соответственно растет обрат­ ное рассеяние ионов. Сглаживанию анизотропии /СР(Ф) при увели­ чении массы бомбардирующего нона способствует, по-видимому, и другой немаловажный фактор. Как видно на рис. 36, с ростом массы бомбардирующего иона высоты максимумов на кривой /СР(Ф) уменьшаются быстрее, чем глубины минимумов. Последнее, очевидно, связано с тем, что вклад увеличения радиуса иона в минимумы кривой /СР(Ф) меньше вклада, вводимого изменением сечения рассеяния: ионов на максимумах, вызываемого увеличе­

нием

массы

бомбардирующего

иона.

 

 

коэффициентов

На 'рис. 37 изображены кривые зависимости

К-p, Кд и Ки от угла

Ф, полученные при бомбардировке грани

ч<.100)

W-мишени (нагретой до 1500°К)

ионами

Rb+

с энергией

• Ю00

эв. Там рке для

сравнения приведена зависимость коэффи-

.циента Ар от угла Ф

при комнатной (300°К) температуре (чер­

ные точки).

Коэффициенты Др, Ад, Ки находили

из

вольтампер-

■ ной

характеристики,

полученной

методом

двойной

модуляции

(см.

§ 2 гл.

I), позволявшим отделить

ток

рассеянных ионов /р

от диффузионных /д. и ток испаренных ионов /н от тока рассеян­ ных. Анизотропия значения коэффициента рассеяния ионов Ар в зависимости от Ф наблюдается и здесь. Однако заметного изме­ нения (сглаживания) анизотропии этого коэффициента в .зависи­ мости от температуры мишени не отмечается. Это связано, .по-ви­

I>100