Файл: Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 351
Скачиваний: 2
где |
р — давление на поверхности контакта вала и втулки, |
|||||
|
возникающее под влиянием натяга; |
|
||||
|
Д — расчетный натяг; |
|
|
|
||
|
(1 — номинальный диаметр сопрягаемых поверхностей; |
|||||
Ел и Ев — модули упругости материала соединяемых |
дета |
|||||
|
лей; |
|
|
|
|
|
СА и Св — коэффициенты, |
определяемые по |
формулам |
|
|||
|
С4 1+UJ |
'Ил; |
Ct |
’+(0 У -Цв> |
|
|
где d, dl |
и d2 — диаметры |
(см. |
рис. |
86); |
стали р « |
|
И л |
и и в — коэффициенты |
Пуассона (для |
0 , 3 , |
для чугуна и ~ 0,25).
Значения коэффициентов Сл и Си приводятся в курсах деталей машин.
Для заданных размеров соединяемых деталей и их материала величина натяга зависит от давления рнлпм. Величину ‘ этого дав ления определяют из условия обеспечения неподвижности соеди няемых деталей при эксплуатации, т. е. из условия прочности соединения. Относительного смещения деталей в соединении при нагружении осевой силой Р не произойдет, когда расчетное уси лие будет равно или меньше возникающих на поверхности сил
трения: |
P ^ n d lpf, |
|
(93) |
|
откуда |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
' |
(94) |
где I — длина соединения; |
(сцепления) |
при продольном |
сме |
|
Д — коэффициент |
трения |
|||
щении деталей. |
р |
|
|
|
При нагружении соединения крутящим моментом это условие |
||||
будет иметь вид |
|
|
|
|
|
MEps^ndlpfod} , |
|
(95) |
|
откуда |
|
2М кр |
|
|
|
|
|
(96) |
|
|
РнаИМ: я d'Hfo’ |
|
||
где Д — коэффициент |
трения |
(сцепления) |
при относительном |
вращении деталей.
При одновременном нагружении крутящим моментом и сдви
гающей силой расчет ведется по равнодействующей |
|
+ Р2 ndlpf, |
(97) |
откуда |
|
т |
(98) |
Рнаим^яД/. |
8 А . И. Якушев |
225 |
Величина коэффициента трения (сцепления) в соединениях с натягом зависит от материала сопрягаемых деталей, шерохо ватости их поверхностей, величины натяга, смазки, направления смещения деталей и т. п. В практических расчетах для деталей
из стали и чугуна приближенно можно принять / |
0,08 (при |
сборке под прессом) и / ^ 0,14 (при сборке с нагревом охватываю щей детали или с охлаждением охватываемой детали j25]).
На основании формул (92), (94) и (96) расчетный наименьший натяг может быть определен:
при осевом нагружении
Р /С |
|
:в- |
• |
(99) |
Лнаим.расч — |
+ |
|||
при нагружении крутящим моментом |
|
1в/1 |
> |
|
2МКр /С |
Св) |
(100) |
||
Днайм.расч |
д |
Е в 1 - |
||
n d l f . , |
|
Необходимо также обеспечить прочность соединяемых дета лей. В этом случае давление будет являться наибольшим допусти мым Рдоп• На основе теории наибольших касательных напряже ний, наиболее близко соответствующей экспериментальным дан ным, условие прочности деталей заключается в отсутствии пласти ческой деформации на контактной поверхности втулки при
Рдоп 0,о8ат |
|
( 101) |
|
г |
|
|
|
и на поверхности вала при |
</, \2 |
|
|
Рдоп ' Р 0,58от |
( 1 0 2 ) |
||
Td'j |
|||
|
|
где сгт — предел текучести материала деталей при растяжении. Однако для деталей из пластичных материалов, испытывающих статические нагрузки, допускается появление пластической де
формации.
Наибольший расчетный натяг, при котором возникает наиболь шее допустимое давление рдоп, находят по формуле, аналогич ной (92);
Анаиб.доп — Рдоп d |
(103) |
В натяг, определяемый по формулам (99), (100) и (103), должны быть внесены поправки: и — учитывающая смятие неровностей контактных поверхностей соединяемых деталей; ut — учитываю щая различие рабочей температуры и температуры сборки, а также различие коэффициентов линейного расширения материала дета лей; иц — учитывающая деформацию деталей от действия центро бежных сил; иуд — учитывающая увеличение контактного давле ния у торцов охватывающей детали и ыв — учитывающая воздей ствие вибраций и ударов. Величину поправки ив находят на основе опытных данных.
226
Поправка и. При определении размеров соединяемых вала и отверстия измерительные наконечники прибора опираются на вершины неровностей их поверхностей. Натяг А„зм ^ Бизм — Лизм. Следовательно, неровности входят в размеры деталей и в вели чину натяга (рис. 86, б). В процессе запрессовки неровности на контактных поверхностях деталей сминаются и в соединении соз дается меньший натяг, что уменьшает прочность соединения. Величина смятия неровностей зависит от их величины, метода и условий сборки соединения (без смазки или со смазкой), механи ческих свойств материала деталей и других факторов. По резуль татам исследований Е. Ф. Бежелуковой поправку и необходимо определять по следующим формулам: для материалов с различ ными механическими свойствами
|
|
и = 2(клИгА~1гквПгв), |
(104) |
где |
ка |
и кв — коэффициенты, учитывающие |
величину смятия |
|
|
неровностей, значение которых приведено в |
|
|
|
табл. 19; |
|
R |
2 a |
и R z b —•высота неровностей поверхностей отверстия и |
|
|
|
вала; |
|
для материалов с одинаковыми механическими свойствами |
|||
|
|
и = 2/г (Rza -\-Rzb)- |
(105) |
При малых Rz следует брать меньшие значения кл, кв и к. Величина Rz не зависит от диаметра соединяемых деталей, а только от метода и режима обработки. Поэто.му влияние неров
ностей на уменьшение натяга тем сильнее, чем меньше диаметр и чем больше сама высота неровностей. При механической запрес совке наибольшая прочность соединения Создается при малой шероховатости, а при сборке с охлаждением (или нагревом) де тали — при большой шероховатости.
|
|
|
Таблица 19 |
Значение коэффициентов к, кА и кв |
|
|
|
|
>:Л |
1 |
кв |
|
- Материал деталей |
||
Метод сборки соединения |
к |
|
|
|
сталь 45 или |
|
бронза или |
|
чугун |
|
сталь 45 |
Механическая запрессов |
без смазки |
0,25— 0,5 |
|
ка при нормальной тем |
|
|
0 .1— 0,2 |
пературе |
со смазкой 0.25— |
0.35 |
|
С нагревом охватывающей детали |
0.4— 0.5 |
||
С охлаждением вала |
|
0,6— |
0.3— 0,4 |
|
0,7 |
1 CD о |
00 о |
|
1 1 |
|
|
0 со' |
|
о CD |
|
1 |
8 * |
227 |
Поправка ut. Вследствие отличия рабочих температур деталей от температуры при сборке, а также различия коэффициентов линейного расширения материалов натяг в соединении может изменяться. Поправку ut подсчитывают по формуле
ut=- [а.л (tpA —t) — aB (tpB —0] |
(106) |
где ад и а в — коэффициенты линейного расширения материала
|
деталей; |
tp,\ и tvB — рабочая температура деталей; |
|
t — |
температура при сборке соединения; |
d — |
номинальныйдиаметр соединения. |
При равенстве рабочих температур соединяемых деталей, т. е.
при tpA — 1рв — tp, формула для ut примет вид |
|
|
|
|
|||||||
|
ut (аА —ав) {tP — t) d. |
|
|
|
(107) |
||||||
П]ш tpA |
tpB > i и ад > |
а и |
поправка ut берется со знаком |
||||||||
«плюс»; при |
•рЛ — tpB, < t |
и ал > |
а в — со |
знаком |
«минус». ’ |
||||||
|
|
При а в > |
ал |
поправка |
ut |
имеет |
|||||
|
|
знак «плюс» при 1ра — tpB ■< t, |
а |
||||||||
|
|
знак «минус» — при tpA — t в > |
t. |
||||||||
|
|
|
Поправка: иц. В быстровращаю- |
||||||||
|
|
щихся деталях давление на поса |
|||||||||
|
|
дочных поверхностях может быть |
|||||||||
|
|
ослаблено |
центробежными |
сила |
|||||||
|
|
ми. Эти силы существенно умень |
|||||||||
|
|
шают |
натяг |
только при больших |
|||||||
|
|
диаметрах деталей, |
вращающихся |
||||||||
|
|
с весьма большой скоростью (на |
|||||||||
|
|
пример, .диски паровых и газовых |
|||||||||
|
|
турбин). Для стальных деталей |
|||||||||
|
|
диаметром до 500 мм, вращаю |
|||||||||
|
|
щихся |
со |
скоростью до |
30 м/с, |
||||||
|
|
Кц и 1 |
-г 4 |
мкм. В таких случаях |
|||||||
Рис. 87. График для определе- |
эту поправку можно не учитывать, |
||||||||||
ния величины иуД |
|
Поправка |
иуд. |
При |
lid < |
1 |
|||||
|
|
у |
торцов |
охватывающей |
|
детали |
контактное давление р' больше давления р в середине соединения, причем тем значительнее, чем меньше lid и радиус скругления кромок охватывающей детали. Эту поправку приближенно можно найти по графику, показанному на рис. 87. Она должна снижать величину рдоп, вычисляемую по формулам (101) и (102). При опре делении рнапм эту поправку не вносят для повышения надежности соединения.
На прочность соединений с натягом влияют также погрешности формы сопрягаем!,lx поверхностей вследствие уменьшения пло щади контакта. Поэтому погрешность формы не должна превышать определенной доли допуска на изготовление детали.
Соединения с натягом, детали которых испытывают упругую деформацию, допускают разборку и повторную сборку, но при атом из-за смятия неровностей прочность соединений несколько уменьшается. Величину потери прочности определяют экспери ментально.
Существует два метода расчета посадок с натягом, сущность которых рассмотрим на следующем примере.
|
П ример. |
П о д о б р а ть |
п о с а д к у |
с н а тя го м |
д л я |
соед и н ен и я |
( d = |
185 мм ; |
|||||||
rfj = |
П О |
м м ; |
d . , = |
265 |
мм п 7 ■— |
170 м м ), |
к о т о р о е |
р а б о та е т без в и бр а ц и й и |
|||||||
д о л ж н о в о сп р и н и м а ть |
о с е в у ю |
н а г р у з к у 40 |
000 |
к Г |
(39 2 |
,2 к Н ). Д етал и |
и з г о т о в |
||||||||
лен ы |
н а с т а л и 4 0 [Е д = |
Е |
в = - - 2 |
- 1 •104 к г с /м м 2 (2 ,0 6 - |
105J |
М Н /м 2), сгт= 3 2 |
к г с /м м 2] |
||||||||
(313 Д Ш /м 2) с ш е р о х о в а т о с т ь ю |
/1 .д -= = 8 м к м ,/? .в = |
7 .чк.ч. Р а боч а я тем п ер атур а |
|||||||||||||
д етал ей |
соед и н ен и я |
б л и зк а к |
те м п е р а ту р е с б о р к и . |
С б о р к у п р о и з в о д я т при |
|||||||||||
н а гр ев е |
ох в а ты в а ю щ е й |
д ета л и . П о эт о м у п ри н и м аем |
/ = = 0 , 1 4 . |
|
|
||||||||||
|
С у щ е с т в у ю щ и й |
м е т о д р а с ч е т а . П о ф ор м у л е (99) |
о п р е д е л я ю т |
н аим ен ьш и й |
|||||||||||
р асч етн ы й н а тя г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А шшм.расч |
|
40 000 |
( |
3,22 |
|
1,83 ' |
128 мкм. |
|
|
||||
я |
•170-0,14 V2,l • 10» + |
|
Юз ^ |
|
|
||||||||
|
|
|
2,1 • 104 |
|
|
|
|||||||
З н ач ен и я |
к оэф ф и ц и ен тов |
С А |
и |
С в |
взя ты |
и з сп р ав оч н и к а . |
|
|
|||||
Н а х о д я т |
п о п р а в к и |
к р а сч е тн о м у |
н а т я г у . |
И сх о д я из у сл о в и й задачи |
п р и |
||||||||
н и м аю т щ — |
0 и |
и д — 0 . П о п р а в к у |
н а |
см я ти е н е р о в н о сте й |
п о в е р х н о ст е й |
дета |
|||||||
лей о п р е д е л я ю т |
п о ф о р м у л е (105). |
П о |
та б л . |
19 |
н а х о д я т к оэф ф и ц и ен т |
к — 0 ,4 . |
|||||||
Т огд а |
|
|
|
м = 2 - 0 , 4 ( 8 + 7) = 12 мк.м. |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Н аи м ен ьш и й ф у н к ц и он а л ь н ы й н а тя г А „ аим.ф, п р и к о т о р о м о б есп еч и в а ется |
|||||||||||||
п р о ч н о ст ь со е д и н е н и я , |
б у д е т равен 128 |
-+- 12 = |
140 м км . |
П о эт о м у |
н а т я г у |
п о д б и р а ю т б л и ж а й ш у ю п о с а д к у н о О С Т у . Т а к о й б у д е т г о р я ч а я п о са д к а 2 -го
к л а сса |
|
т о ч н о сти в |
си стем е о т в е р ст и я ф |
185 |
. |
Д л я |
эт о й |
п о са д к и н аи м ен ь |
||||||||||||
ш ий н а тя г |
равен |
170 |
м к м , |
а |
н а и б о л ьш и й |
— |
26 0 |
м к м |
(р и с. |
8 8 , а ) . |
|
|
||||||||
Д а л е е .п р о в е р я ю т |
п р о ч н о ст ь |
со е д и н я е м ы х детал ей п ри |
н а и б ол ьш ем т а б |
|||||||||||||||||
л и ч н ом |
н а тя ге Ацаиб. |
т- |
Д л я |
|
э т о г о |
н о |
у р а в н е н и ю , п о л у ч е н н о м у и з |
в ы р а ж ен и я |
||||||||||||
(92), н а х о д я т |
давл ен и е |
п р и |
|
у к а за н н о м |
н а тя ге |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
260 •10 |
з |
|
|
|
: 6 к гс /м м 2 % 58,8 |
М Н /м 2. |
|||||
|
|
J |
|
Св'- |
|
|
|
3,22 |
|
|
1,83 |
|
||||||||
|
|
|
|
185 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
2 , 1 • 1 0 ‘ |
1 |
2 , 1 |
• 1 0 » |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Н а х о д я т |
д о п у сти м о е давл ен и е |
н а |
к о н т а к т и р у ю щ е й п о в е р х н о ст и |
в ту л к и |
||||||||||||||||
п о у р а в н е н и ю |
(101); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
Един |
0 ,5 8 |
•32 |
1 —/1 8 5 |
2 |
|
: 9 ,5 |
к гс/м м 2 «=; 93,2 |
М Н /м 2 |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 6 5 / |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
и н а п о в е р х н о с т и |
вал а |
п о |
у р а в н е н и ю |
(102): |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
Р я о а =£ 0 ,5 8 |
•32 |^1 — f 185j 2 |
|
12 к гс/м м 2 ^ |
117,7 |
М Н /м 2. |
|
|
||||||||||
У сл о в и е п р о ч н о ст и детал ей за к л ю ч а е тся в о т су т ст в и и п л а сти ч е ск о й д еф ор |
||||||||||||||||||||
м ац и и |
н а |
к о н т а к т и р у ю щ и х |
п о в е р х н о с т я х |
д ета л ей , ч то о б е сп е ч и в а е тся |
тогд а , |
|||||||||||||||
к огд а |
р |
< |
р д „ п . С равн ен и е |
|
д о п у ск а е м о г о |
д а вл ен и я |
р доп с давл ен и ем , |
в о з н и |
||||||||||||
к аю щ и м |
при |
н а и бол ьш ем та бл и ч н ом |
н а тя ге , |
п ок а зы в а ет , что и м еется зап ас |
||||||||||||||||
п р о ч н о с т и 'в т у л к и , |
равн ы й |
9 |
5 |
1 ,6 , |
и |
вала |
12 0 |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
-^ -^ -"= 2 ,0 . |
|
|
|
229