Рис.- 84. Схема вспашки с чередованием загонов всвал и вразвал.
рабочих ходов) и качеству работы дают |
худшие резуль |
таты, чем беспетлевые, особенно при коротких гонах. |
П е т л е в о й с п о с о б д в и ж е н и я |
п а х о т н о г о |
а г р е г а т а с ч е р е д о в а н и е м в с в а л и в р а з в а л , схема которого изображена на рисунке 84, дает умень шенное количество разъемных борозд. Провешивание первых проходов при этом необходимо лишь на загонах, которые пашутся всвал. Оптимальная ширина загона:
|
с о п т = |
VTWTKZBL, |
|
где |
R — радиус поворота |
агрегата; |
|
|
Кс — коэффициент, учитывающий потери |
на холо |
|
стой ход в связи с возможной неполной ши |
|
риной захвата плуга при последнем |
проходе |
|
и отбивкой загона (его величина изменяется |
|
в пределах от 0,5 до 4 и для петлевого спо |
|
соба Ко — 2, для |
беспетлевого К с = |
1,5). |
Рис |
85 |
Схема разбивки участка и движения агре |
гата |
при |
вспашке беспетлевым |
комбинированным |
|
|
способом: |
|
С —ширина загона; Е — ширина |
поворотной полосы; |
|
|
Н — радиус поворота. |
Коэффициент рабочих |
ходов при пахоте всвал и |
вразвал можно определить по формуле: |
|
L |
ф 0 = |
. |
4/? |
( 2 / ? - б р ) + R+21 |
L + 0,5С — |
Б е с п е т л е в о й к о м б и н и р о в а н н ы й |
с п о с о б |
в с п а ш к и |
показан |
схематически на рисунке |
85. |
При |
этом способе |
загон |
сначала распахивают вразвал. |
Ког |
да посреди загона остается невспаханная полоса шири ной меньше 2R, агрегат начинает вспашку этой части заодно со вспашкой полосы соседнего прилегающего за гона. Тогда среднюю часть загона пашут также без пет левых заездов. Коэффициент рабочих ходов без учета дополнительных холостых ходов для этого способа дви жения равен:
оптимальная ширина загона
CONT = |
V2KZBL. |
|
Д в у х з а г о н н ы й |
б е с н е т л е в о й |
с п о с о б |
в с п а ш к и (рис. 86) заключается в следующем. Первый загон пашут вразвал до тех пор, пока не останется поло са шириной 2R. Затем агрегат переводят на соседний загон и тоже пашут его вразвал. Запашку узких полос обоих загонов делают совместно на двух загонах.
По мере увеличения длины гонов разница в количест венном значении коэффициентов рабочих ходов при пет левом и беспетлевом способах вспашки снижается.
Наиболее выгодны беспетлевой комбинированный способ при пахоте коротких участков и петлевой способ с чередованием загонов всвал и вразвал при пахоте длин ных участков. Беспетлевые способы вспашки целесооб разно применять при длине гонов: для пахотных агрега тов с тракторами Т-40 до 500 м, с тракторами «Беларусь», Т-38М до 600 м, с тракторами ДТ-75 до 750 м и для агре
гатов с тракторами Т-100М, |
К-700 до |
1000 м. |
I I I . \ |
I I i I |
. N \ |
Рис. 86. Схема движения агрегата при двухзагонной вспашке беспетлевым способом.
Б е з з а г о н н о-к р у г о в о й с п о с о б |
вспашки |
пока |
зан на рисунке 87. Вначале вспахивают |
середину |
поля |
всвал, остальной участок обрабатывают при движении агрегата по часовой стрелке, совершая на углах холо стые повороты закрытой петлей. Ширина центрального участка So принимается для пахотного агрегата с трак тором К-700 равной 68 м (22 рабочих прохода), с тракторм Т-100—92 м (24 прохода), ДТ-75—24 м (80 прохо дов). Значения а, необходимые для разметки поля, оп-
ределяют по формуле: а — —-—- , где S — ширина
поля. На полях больших размеров прямоугольной или трапециевидной формы такой способ движения позволя ет получить хорошо выровненное поле (без развальных борозд и свальных гребней) и высокую производитель ность агрегатов.
Подготовка поля к вспашке. В подготовку поля вхо дит: устранение или ограждение препятствий, мешаю щих работе агрегатов; отбивка поворотных полос; раз бивка поля на загоны (участки); провешивание линий первого прохода агрегата.
До начала работ по подготовке поля должны быть определены составы агрегатов и выбраны рациональные способы их движения.
Класс трактора, используемого на пахоте, должен соответствовать размерам поля. Желательно, чтобы пло щадь поля была равна или превышала сменную произ-
Рис. 87. Схема движения агрегата беззагонно-круго- вым способом,
водительность агрегата. При групповом использовании агрегатов площадь должна быть не менее суммарной сменной наработки всех агрегатов.
До начала вспашки поле очищают от остатков соло мы и половы, убирают камни, засыпают ямы и канавы, при необходимости вносят минеральные и органические удобрения. Направление пахоты определяют в зависи мости от размеров, конфигурации и рельефа поля. При ширине поля более 300 м направление пахоты целесооб разно чередовать. Поля, расположенные на склонах, следует пахать поперек склона.
Примерные значения |
ширины |
поворотной полосы |
в |
зависимости от ширины |
захвата, |
радиуса поворота и |
способа движения агрегата даны в таблице 23. |
|
|
|
Т а б л и ц а |
23 |
Примерная ширина поворотной полосы
Ширина поворотной полосы при пахоте, м
Способ движения |
Т-38М, МТЗ |
Т-125, ДТ-75 |
с трех-четырех - |
с четырех-пяти- |
|
корпусным |
корпусным |
|
плугом |
плугом |
К-700, Т-100М с двумя плугами (8—10 корпусов)
Беспетлевой |
9—10 |
15—21 |
18-23 |
Петлевой |
9—10 |
21—28 |
31 |
При разбивке участков (поля) на загоны необходи мо, чтобы ширина загона не только приближалась к оп тимальной, но и была кратной удвоенной рабочей шири не захвата пахотного агрегата, т. е.
^факт = ^25 Сопг-
Ширина поворотной полосы зависит от способа пово рота, радиуса поворота и длины.
Для петлевых способов она равна
E^3R + l,
для беспетлевых
£ ж 1 , 5 / ? + /.
Примерная ширина загонов с учетом ширины за хвата агрегата и длины гонов дана в таблице 24.
Контрольные борозды поворотных полос глубиной 8—10 см проводят по вешкам, установленным на обоих
|
|
|
|
Т а б л и ц а 24 |
Примерная |
ширина |
загонов в зависимости от |
длины гона |
|
и состава пахотного |
агрегата |
|
|
|
Ширина загона при работе агрегата, м |
Д л и т гона |
Т-40, Т-40А |
«Беларусь» |
Т-150, ДТ-75 |
Т-100М, К-700 |
|
с одним |
Т-38М с од |
с одним |
с двумя плугами |
|
плугом |
ним плугом |
плугом |
|
300 |
22—30* |
30—40* |
|
— |
500 |
32—36* |
40—50* |
52—60* |
750 |
40 - 50 |
50—60 |
52—60* |
64—80* |
1000 |
50—60 |
60—70 |
70—80 |
64—80* |
1200 |
— |
70—80 |
90—100 |
100-110 |
1500 |
70—80 |
100—110 |
110—125 |
2000 |
— |
70—80 |
100—110 |
125—140 |
— |
* Применяется беспетлевой комбинированный способ, в осталь
|
ных случаях — петлевой |
с чередованием |
всвал, |
|
вразвал. |
|
|
|
|
концах поля. Для этой цели используют тракторные |
плу |
|
ги, желательно меньшей ширины |
захвата. |
|
|
|
|
|
Поле, предназначенное для вспашки гоновым спосо |
|
бом |
с чередованием |
всвал и вразвал, |
разбивают на за |
|
гоны |
оптимальной |
ширины |
(рис. 88). |
Кроме |
того, на |
|
всех |
загонах, |
подлежащих |
вспашке |
всвал, через |
один |
|
отмечают |
посредине |
вешками линии первых проходов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если |
поле |
непра |
|
|
|
|
|
|
|
|
вильной |
конфигурации |
|
|
|
|
|
|
|
|
(при разбивке |
остается |
|
|
|
|
|
|
|
|
клин), то на нем отби |
|
|
|
|
|
|
|
|
вают |
|
по |
биссектрисе |
|
|
|
|
|
|
|
|
поворотную полосу ши |
|
|
|
|
|
|
|
|
риной |
Е. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка |
пахот |
|
|
|
|
|
|
|
|
ного |
агрегата |
к |
рабо |
|
|
|
|
|
|
|
|
те. Комплектование па |
|
|
|
|
|
|
|
|
хотных |
агрегатов |
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
расстановка |
их |
|
по |
|
|
|
|
|
|
|
|
участкам |
полей |
долж |
|
|
|
|
|
|
|
|
ны содействовать |
пол |
|
|
|
|
|
|
|
|
ному |
|
и |
правильному |
|
Рис. 88. Схема разбивки |
поля на за |
использованию |
тракто |
|
гоны при вспашке |
петлевым |
способом |
ров, |
высокопроизводи |
|
с чередованием |
всвал и |
вразвал: |
|
тельной |
работе |
агре |
|
Е — ширина |
поворотной полосы; С — ши |
|
гатов. |
|
|
|
|
|
|
|
рина загона; В — вешки. |
|
|
|
|
|
|