Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.- 84. Схема вспашки с чередованием загонов всвал и вразвал.

рабочих ходов) и качеству работы дают

худшие резуль­

таты, чем беспетлевые, особенно при коротких гонах.

П е т л е в о й с п о с о б д в и ж е н и я

п а х о т н о г о

а г р е г а т а с ч е р е д о в а н и е м в с в а л и в р а з в а л , схема которого изображена на рисунке 84, дает умень­ шенное количество разъемных борозд. Провешивание первых проходов при этом необходимо лишь на загонах, которые пашутся всвал. Оптимальная ширина загона:

 

с о п т =

VTWTKZBL,

 

где

R — радиус поворота

агрегата;

 

 

Кс — коэффициент, учитывающий потери

на холо­

 

стой ход в связи с возможной неполной ши­

 

риной захвата плуга при последнем

проходе

 

и отбивкой загона (его величина изменяется

 

в пределах от 0,5 до 4 и для петлевого спо­

 

соба Ко — 2, для

беспетлевого К с =

1,5).

399

Рис

85

Схема разбивки участка и движения агре­

гата

при

вспашке беспетлевым

комбинированным

 

 

способом:

 

С —ширина загона; Е — ширина

поворотной полосы;

 

 

Н — радиус поворота.

Коэффициент рабочих

ходов при пахоте всвал и

вразвал можно определить по формуле:

 

L

ф 0 =

.

4/?

( 2 / ? - б р ) + R+21

L + 0,5С —

Б е с п е т л е в о й к о м б и н и р о в а н н ы й

с п о с о б

в с п а ш к и

показан

схематически на рисунке

85.

При

этом способе

загон

сначала распахивают вразвал.

Ког­

да посреди загона остается невспаханная полоса шири­ ной меньше 2R, агрегат начинает вспашку этой части заодно со вспашкой полосы соседнего прилегающего за­ гона. Тогда среднюю часть загона пашут также без пет­ левых заездов. Коэффициент рабочих ходов без учета дополнительных холостых ходов для этого способа дви­ жения равен:

Фо

L

L + 0.5C + R + 21

 

400


оптимальная ширина загона

CONT =

V2KZBL.

 

Д в у х з а г о н н ы й

б е с н е т л е в о й

с п о с о б

в с п а ш к и (рис. 86) заключается в следующем. Первый загон пашут вразвал до тех пор, пока не останется поло­ са шириной 2R. Затем агрегат переводят на соседний загон и тоже пашут его вразвал. Запашку узких полос обоих загонов делают совместно на двух загонах.

По мере увеличения длины гонов разница в количест­ венном значении коэффициентов рабочих ходов при пет­ левом и беспетлевом способах вспашки снижается.

Наиболее выгодны беспетлевой комбинированный способ при пахоте коротких участков и петлевой способ с чередованием загонов всвал и вразвал при пахоте длин­ ных участков. Беспетлевые способы вспашки целесооб­ разно применять при длине гонов: для пахотных агрега­ тов с тракторами Т-40 до 500 м, с тракторами «Беларусь», Т-38М до 600 м, с тракторами ДТ-75 до 750 м и для агре­

гатов с тракторами Т-100М,

К-700 до

1000 м.

I I I . \

I I i I

. N \

V \

\

\ /

'

\

\ /

I

I.

I

Рис. 86. Схема движения агрегата при двухзагонной вспашке беспетлевым способом.

26 С. Н. Хробостов

401



Б е з з а г о н н о-к р у г о в о й с п о с о б

вспашки

пока­

зан на рисунке 87. Вначале вспахивают

середину

поля

всвал, остальной участок обрабатывают при движении агрегата по часовой стрелке, совершая на углах холо­ стые повороты закрытой петлей. Ширина центрального участка So принимается для пахотного агрегата с трак­ тором К-700 равной 68 м (22 рабочих прохода), с тракторм Т-100—92 м (24 прохода), ДТ-75—24 м (80 прохо­ дов). Значения а, необходимые для разметки поля, оп-

ределяют по формуле: а — —-—- , где S — ширина

поля. На полях больших размеров прямоугольной или трапециевидной формы такой способ движения позволя­ ет получить хорошо выровненное поле (без развальных борозд и свальных гребней) и высокую производитель­ ность агрегатов.

Подготовка поля к вспашке. В подготовку поля вхо­ дит: устранение или ограждение препятствий, мешаю­ щих работе агрегатов; отбивка поворотных полос; раз­ бивка поля на загоны (участки); провешивание линий первого прохода агрегата.

До начала работ по подготовке поля должны быть определены составы агрегатов и выбраны рациональные способы их движения.

Класс трактора, используемого на пахоте, должен соответствовать размерам поля. Желательно, чтобы пло­ щадь поля была равна или превышала сменную произ-

Рис. 87. Схема движения агрегата беззагонно-круго- вым способом,

водительность агрегата. При групповом использовании агрегатов площадь должна быть не менее суммарной сменной наработки всех агрегатов.

До начала вспашки поле очищают от остатков соло­ мы и половы, убирают камни, засыпают ямы и канавы, при необходимости вносят минеральные и органические удобрения. Направление пахоты определяют в зависи­ мости от размеров, конфигурации и рельефа поля. При ширине поля более 300 м направление пахоты целесооб­ разно чередовать. Поля, расположенные на склонах, следует пахать поперек склона.

Примерные значения

ширины

поворотной полосы

в

зависимости от ширины

захвата,

радиуса поворота и

способа движения агрегата даны в таблице 23.

 

 

 

Т а б л и ц а

23

Примерная ширина поворотной полосы

Ширина поворотной полосы при пахоте, м

Способ движения

Т-38М, МТЗ

Т-125, ДТ-75

с трех-четырех -

с четырех-пяти-

 

корпусным

корпусным

 

плугом

плугом

К-700, Т-100М с двумя плугами (8—10 корпусов)

Беспетлевой

9—10

15—21

18-23

Петлевой

9—10

21—28

31

При разбивке участков (поля) на загоны необходи­ мо, чтобы ширина загона не только приближалась к оп­ тимальной, но и была кратной удвоенной рабочей шири­ не захвата пахотного агрегата, т. е.

^факт = ^25 Сопг-

Ширина поворотной полосы зависит от способа пово­ рота, радиуса поворота и длины.

Для петлевых способов она равна

E^3R + l,

для беспетлевых

£ ж 1 , 5 / ? + /.

Примерная ширина загонов с учетом ширины за­ хвата агрегата и длины гонов дана в таблице 24.

Контрольные борозды поворотных полос глубиной 8—10 см проводят по вешкам, установленным на обоих

26*

403

 


 

 

 

 

Т а б л и ц а 24

Примерная

ширина

загонов в зависимости от

длины гона

 

и состава пахотного

агрегата

 

 

 

Ширина загона при работе агрегата, м

Д л и т гона

Т-40, Т-40А

«Беларусь»

Т-150, ДТ-75

Т-100М, К-700

 

с одним

Т-38М с од­

с одним

с двумя плугами

 

плугом

ним плугом

плугом

 

300

22—30*

30—40*

 

500

32—36*

40—50*

52—60*

750

40 - 50

50—60

52—60*

64—80*

1000

50—60

60—70

70—80

64—80*

1200

70—80

90—100

100-110

1500

70—80

100—110

110—125

2000

70—80

100—110

125—140

* Применяется беспетлевой комбинированный способ, в осталь­

ных случаях — петлевой

с чередованием

всвал,

 

вразвал.

 

 

 

концах поля. Для этой цели используют тракторные

плу­

ги, желательно меньшей ширины

захвата.

 

 

 

 

Поле, предназначенное для вспашки гоновым спосо­

бом

с чередованием

всвал и вразвал,

разбивают на за­

гоны

оптимальной

ширины

(рис. 88).

Кроме

того, на

всех

загонах,

подлежащих

вспашке

всвал, через

один

отмечают

посредине

вешками линии первых проходов.

 

 

 

 

 

 

 

Если

поле

непра­

 

 

 

 

 

 

 

вильной

конфигурации

 

 

 

 

 

 

 

(при разбивке

остается

 

 

 

 

 

 

 

клин), то на нем отби­

 

 

 

 

 

 

 

вают

 

по

биссектрисе

 

 

 

 

 

 

 

поворотную полосу ши­

 

 

 

 

 

 

 

риной

Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка

пахот­

 

 

 

 

 

 

 

ного

агрегата

к

рабо­

 

 

 

 

 

 

 

те. Комплектование па­

 

 

 

 

 

 

 

хотных

агрегатов

и

 

 

 

 

 

 

 

расстановка

их

 

по

 

 

 

 

 

 

 

участкам

полей

долж­

 

 

 

 

 

 

 

ны содействовать

пол­

 

 

 

 

 

 

 

ному

 

и

правильному

Рис. 88. Схема разбивки

поля на за­

использованию

тракто­

гоны при вспашке

петлевым

способом

ров,

высокопроизводи­

с чередованием

всвал и

вразвал:

 

тельной

работе

агре­

Е — ширина

поворотной полосы; С — ши­

гатов.

 

 

 

 

 

 

рина загона; В — вешки.

 

 

 

 

 

 

404