Пахотные агрегаты составляют с учетом условий ра боты (характера почвы, размера участков, предшествую щей культуры), в соответствии с заданной глубиной, ши риной захвата плуга и тяговыми свойствами трактора. Количество корпусов подбирают с таким расчетом, чтобы возможно полнее использовать мощность трактора. Важ но также подобрать тип плужного корпуса для данных условий. Например, для вспашки целинных, залежных и задернелых почв применяют корпуса с полувинтовыми отвалами; на почвах, требующих углубления, применяют плуги с почвоуглубителями; при вспашке пересохших почв, но чистых от корневищных сорняков, применяют до лотообразные и зубчатые лемехи и т. д.
При выборе скоростного режима работы пахотного агрегата следует иметь в виду диапазон допустимой скорости по агротехническому качеству. По полноте за делки растительных остатков стандартные корпуса да ют лучшие результаты при скорости 5—6 км/ч, а скоро стные — при 7—9 км/ч. Плуги с культурными корпуса ми обеспечивают качественные показатели вспашки при влажности, близкой к оптимальной (16—22%), в широ ком диапазоне скоростей: скоростные корпуса в преде лах 6—10 км/ч, а стандартные — 4,5—7,5 км/ч. На пере
сохших почвах этот предел |
скоростей |
сужается |
до 7— |
8 км/ч для |
скоростных |
корпусов |
и до 5—6 км/ч для |
стандартных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Примерный состав пахотных агрегатов (по количест |
ву плужных |
корпусов) |
приведен в таблице 25. Прицеп- |
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 25 |
Примерный состав пахотных |
агрегатов |
|
|
|
|
Число корпусов при |
Число корпусов при |
Число |
корпу |
|
сов при вспаш - |
|
вспашке легких почв |
вспашке средних почв |
ко |
тяжелых |
Марка |
(*„=(), 30—0,40 кг/см2 ) |
(£0 = 0,40—U,60 кг/см*) |
по IB |
(&„=0,60— |
на |
глубину |
|
на |
глубину |
—0,80 кг/см3) |
трактора |
|
|
|
|
|
|
на |
глубину |
|
18—20 |
20—22 |
25—27 |
18—20 |
20—22 |
25—27 |
20—22 |
25—27 |
|
см |
см |
см |
см |
см |
см |
см |
|
см |
Т-40 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
|
МТЗ-50 |
4 |
3—4 |
3 |
3 |
2—3 |
2—3 |
2 |
|
2 |
Т-38М |
4—5 |
4—5 |
4 |
4 |
3—4 |
3—4 |
2 |
|
2 |
ДТ - 75, Т-74 |
5—6 |
5 |
4 - 5 |
5—6 |
4—5 |
4—5 |
4 |
|
3—4 |
Т-100М. К-700 |
— |
12 |
10 |
10—12 |
8—10 |
7—9 |
7—10 |
6—8 |
ные плуги |
П-5 |
-35МГА, «Труженик-У», |
навесные |
ПЛН-5-35, |
ПН-4-35С и полунавесные ПЛП-5-35, |
ПП-6-35 |
используют |
в |
агрегате с тракторами |
класса |
3—4 т |
(ДТ-75, Т-74, |
Т-4, Т-150); |
навесные |
плуги |
ПН-3-35, |
ПКС-3-35 (для |
каменистых |
почв) |
агрегатируются с |
тракторами |
|
МТЗ, Т-38М; |
двухкорпусные |
плуги |
ПН-2-30Р, |
ПНК-2 |
-35—с трактором Т-40; навесные плу |
ги ПН-8-35 |
и |
полунавесные |
ПЛП-8-35—с тракторами |
Т-100М, К-700.
При вспашке занятых паров и перепашке пара па хотный агрегат укомплектовывают необходимым коли чеством зубовых борон. Для работых мощными тракто рами (К-700, Т-100М) на вспашке легких и средних почв применяют сцепы из двух пятикорпусных прицепных плугов (рис. 89).
В засушливых условиях, когда откалываются глыбы и пласты неплотно прилегают один к другому, одновре менно со вспашкой проводят каткование и выравнива ние поверхности, препятствующие высыханию почвы. Для этого с правой стороны плуга присоединяют воло кушу, гладкие, зубчатые или кольчатые катки, а за ни ми бороны, которые дополнительно разрыхляют и раз равнивают поверхностный слой почвы. Схема такого комплексного агрегата показана на рисунке 90.
После предварительного подбора состава агрегата его можно уточнить соответствующими расчетами и вы явить возможные технико-экономические показатели ра боты по полноте загрузки трактора, производительности и расходу горючего.
Пахотный агрегат готовится к работе трактористом под руководством бригадира тракторной бригады в со ответствии с типовой операционной технологической кар той.
Технология подготовки пахотного агрегата к работе включает следующие основные группы операций.
1.Подготовка трактора.
2.Подготовка плуга, сцепов плугов или элементов комплексного агрегата на площадке.
3.Составление пахотного агрегата в натуре.
4.Регулировка агрегата на загоне (перед началом работы для проведения первой борозды и в начале вто рого прохода агрегата).
П о д г о т о в к а т р а к т о р а , кроме проведения пла нового технического обслуживания, включает: подготовку
Рис. 89. Сцеп из двух пятикорпусных прицепных плугов:
, и 2 —растяжки; 3 —удлиненная |
попере |
чина прицепа |
плуга; |
4 —тяга; |
В — брус; |
$ — удлинитель |
прицепа; 7 — самоустапав- |
ливающееся |
колесо. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
механизма |
навески |
для |
|
рабо |
|
|
|
|
|
|
ты с навесными или прицепными |
|
|
|
|
|
|
плугами |
|
(для работы с |
навесны |
|
|
|
|
|
|
ми |
плугами |
устанавливается |
по |
|
|
|
|
|
|
двухточечной схеме, для |
работы |
|
|
|
|
|
|
с |
прицепными — переводится |
в |
|
|
|
|
|
|
крайнее |
|
верхнее |
|
положение); |
|
|
|
|
|
|
установку |
прицепной |
скобы в по |
|
|
|
|
|
|
ложение, |
соответствующее |
|
плот |
|
|
|
|
|
|
ности |
почвы и глубине |
вспашки. |
|
|
|
|
|
|
При |
подготовке |
тракторов МТЗ, |
|
|
|
|
|
|
кроме |
указанного, |
необходима |
|
|
|
|
|
|
соответствующая |
установка |
ко |
|
|
|
|
|
|
лес трактора |
на заданную |
колею |
|
|
|
|
|
|
(правые колеса трактора должны |
|
|
|
|
|
|
находиться на расстоянии 750 мм |
|
|
|
|
|
|
от |
оси |
|
симметрии, |
|
левые — |
|
|
|
|
|
|
700 |
мм) и перестановка |
грузов с |
|
|
|
|
|
|
правого колеса на левое. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П о д г о т о в к а |
п л у г а |
или |
|
|
|
|
|
|
сцепов плугов на площадке вклю |
|
|
|
|
|
|
чает: снятие или установку |
необ |
|
|
|
|
|
|
ходимого |
количества |
|
корпусов; |
|
|
|
|
|
|
регулировку |
оси подвески |
навес |
|
|
|
|
|
|
ного |
плуга; установку |
плуга |
на |
|
|
|
|
|
|
заданную |
глубину |
обработки; |
|
|
|
|
|
|
проверку |
положения |
лемехов |
и |
|
|
|
|
|
|
полевых |
досок |
корпусов |
плуга; |
|
|
|
|
|
|
установку заднего бороздного ко |
|
|
|
|
|
|
леса в рабочее положение; уста |
|
Рис. |
90. Схема |
комплекс |
новку |
на раме |
гидрофицирован- |
|
ного |
плуга |
силового |
гидроци |
|
ного |
пахотного |
агрегата: |
|
линдра; |
установку |
предплужни |
|
1 — распорка; 2, 7 —отводки; |
|
ков, |
дисковых |
ножей |
и |
почво |
|
3 и |
8 — прицепные |
тяги; |
|
4 — волокуша; |
5—шпренгель; |
углубителей |
(при |
необходимо |
|
6 — распорный |
брус; |
9 — ка |
|
|
ток. |
|
|
сти); сборку и установку прицепа |
|
|
|
|
|
|
прицепного плуга (в зависимости |
|
|
|
|
|
|
от плотности почвы); |
составление |
|
(при необходимоости) |
сцепа |
плугов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С о с т а в л е н и е п а х о т н о г о |
а г р е г а т а |
включа |
ет: присоединение к трактору одного плуга, сцепа плу гов или комплексного агрегата; установление плуга в транспортное положение. При составлении пахотного аг регата с навесным плугом навешивают плуг на трактор,
устанавливают левые колеса трактора (МТЗ) на под кладки толщиной, равной заданной глубине вспашки минус 2—4 см, устанавливают раму плуга в горизон тальное положение, проверяют транспортное положение плуга.
Р е г у л и р о в к а а г р е г а т а в з а г о н е включает: регулировку плуга для проведения первой борозды на за гоне так, чтобы передний корпус пахал на половину заданной глубины обработки, а задний—на полную; регу лировку правильности хода плуга в начале второго про хода агрегата; регулировку положения заднего борозд ного колеса относительно дна и стенки борозды; провер ку работы сцепа плугов или комплексного пахотного агрегата; регулировку механизма подъема и опускания плуга.
При подготовке плугов к работе важно правильно установить предплужники и дисковый нож. Установку их проверяют по ранее нанесенным меткам. Если нет ме
|
|
|
|
|
|
|
ток на |
стойках предплужников, |
руководствуются следу |
ющим: |
расстояние от носка |
лемеха предплужника до |
носка |
главного |
корпуса |
на |
горизонтальной |
плоскости |
для большинства |
плугов |
равно |
30—35 см; |
по высоте |
предплужник устанавливают так, чтобы он обрабатывал слой 10 см (на участках, засоренных пыреем, 12 см); лез вия лемехов предплужников должны быть горизонталь ными, а их полевые обрезы—лежать в плоскости поле вых обрезов корпуса (допускается отклонение до 2 см). Дисковый нож устанавливают так, чтобы ось его втулки проходила под носком лемеха предплужника, а край диска был на 2—3 см ниже носка лемеха. В сторону по ля диск отводится на 1—3 см от полевого обреза пред плужника. После указанной установки наносят метки на раме плуга, стойках предплужников и дискового но жа, чтобы по ним потом проверять правильность уста новки. Крепления предплужников и дискового ножа к раме плуга плотно затягивают и стопорят контргайками.
Подготовка плуга к работе включает также проверку состояния лемехов, полевых досок, осей, колес, подъем ных и регулировочных механизмов, рамы и прицепа, подтяжку ослабленных креплений и устранение всех об наруженных неисправностей. Затупленные лемехи, у ко торых ширина фаски с нижней стороны 4—5 мм, а лез вие толщиной больше 1 мм или деформировано, заменя ют исправными. Полевые доски, имеющие местный износ
на всю толщину, также заменяют. Проверяют пра вильность положения лемехов.. В полевых условиях с этой целью натягивают шнур между носками переднего и заднего лемехов. Носки остальных лемехов должны
соприкасаться |
со шнуром. Таким же образом проверя |
ют положение |
пяток лемехов. Отклонение допускается |
в пределах 5 мм.
Предварительно устанавливают плуг на заданную глубину на ровном месте или на специальной площадке. Для этого полевое колесо при выключенном автомате поднимают над опорной плоскостью лемехов на высоту, равную глубине вспашки, а бороздное колесо опускают до уровня опорной плоскости лемехов. Делают необходи мые регулировки, чтобы добиться равномерного сопри косновения лемехов плуга с плоскостью площадки, и фиксируют положение винтов или рычагов, соответству ющих установке плуга на заданную глубину вспашки.
Для установки навесного плуга на заданную глуби ну левые колеса трактора поднимают над опорной плос костью лемехов на высоту, равную глубине вспашки, и выполняют необходимую регулировку верхней тягой и правым раскосом механизма навески так, чтобы рама плуга заняла строго горизонтальное положение.
При установке навесного плуга на гусеничном трак торе обе гусеницы должны находиться на одинаковой высоте. Ограничительное колесо навесного плуга поднимают от опорной плоскости лемехов на глубину вспашки
Горизонтального положения рамы навесного плуга в продольном направлении добиваются изменением длины верхней тяги навески, а в поперечной плоскости раму выравнивают изменением длины правого раскоса навес ки трактора. Если плут выглубляется и полевая доска вдавливается в дно борозды, то верхнюю тягу укорачи вают, и наоборот.
При работе плуга рычаг гидросистемы должен нахо диться в плавающем положении.
Лучшая устойчивость хода плуга и уменьшение его тягового сопротивления достигаются при прохождении линии тяги правее (по ходу) следа центра тяжести. Это наиболее выгодное направление линии тяги изменяется в определенных пределах в зависимости от свойств поч вы, глубины вспашки и конструкции плуга. Чем глубже вспашка, тем больше должно быть это смещение.