Файл: Регулирование качества продукции средствами активного контроля..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 0
чается в том, что на его точность влияет |
размерный |
износ режу |
|||
щего инструмента, но не влияют силовые |
деформации обрабаты |
||||
ваемых |
деталей, несмотря на |
то, что измерительный |
наконечник |
||
прибора |
расположен |
против |
шлифовального круга. |
Кроме того, |
|
в отличие от первых |
двух схем, которые |
относятся к |
радиальным |
измерениям, данную схему можно отнести к диаметральному изме
рению- |
|
|
|
|
|
На рис. 37, а изображена |
схема |
измерения положения режущей |
|||
поверхности |
шлифовального |
круга |
при внутреннем шлифовании. |
||
Как следует |
из рисунка, между измерениями положения режущей |
||||
поверхности |
шлифовального |
круга |
и |
поверхности |
обрабатываемой |
детали нет |
принципиальной |
разницы, |
поскольку |
положение режу- |
Рис. 37. Схема контроля положения режущей поверхности шлифовального круга
щей поверхности шлифовального круга характеризует также и по ложение обрабатываемой поверхности.
Фиксируемая измерительным прибором линия АА относится одновременно к обрабатываемой поверхности и режущей поверхно сти шлифовального круга, в результате чего контроль положения од ной из поверхностей означает одновременно контроль положения другой. Именно поэтому оба метода измерения должны быть отне сены к косвенным.
Однако между этими методами есть и некоторое различие, не
имеющее, правда, особенно существенного |
значения с точки зре |
||
ния точности измерения. На |
рис. 37,6 приведена схема возникно |
||
вения микронеровностей. Слева схематично |
показана |
режущая |
|
поверхность шлифовального |
круга, а справа — шлифуемая |
поверх |
|
ность (А-А — линия, которая |
фиксируется |
измерительным прибо |
ром при контактном методе измерения режущей поверхности кру га). Как следует из рисунка, линия А-А является одновремецно ли нией вершин неровностей поверхности шлифовального круга и ли нией впадин неровностей поверхности детали. Поскольку размер детали определяется по линии вершин неровностей ее поверхности, то при изменении их высоты, вызванном затуплением шлифоваль ного круга, может возникнуть погрешность измерения. Но, как показывают исследования, изменение высот неровностей шлифо ванных поверхностей (при затуплении круга) не превышает
102
0,5—{ мкм. Такому изменению величины Rz соответствует диамет ральная погрешность 1—2 мкм. Следовательно, можно утверждать, что линия вершин неровностей режущей поверхности шлифоваль ного круга достаточно точно характеризует положение обрабаты ваемой поверхности.
Контроль положения режущей поверхности шлифовального кру га целесообразно применять при шлифовании деталей сложной формы (например, сверл, зубчатых колес, лемехов и т. д.), так как контроль непосредственно самих деталей в этом случае является затруднительным.
При подналадке контроль положения режущей поверхности шлифовального круга позволяет одновременно компенсировать износ круга в процессе шлифования и в результате правки, в то вре мя как подналадчики, контролирующие непосредственно изготов ляемые детали, компенсируют только износ круга в процессе шлифо вания.
При правке с шлифовального круга срезается слой абразивного материала толщиной 0,02—0,03 мм. Если этот износ не скомпенси ровать до начала обработки, то неизбежно возникнет брак. Подналадчик, контролирующий положение режущей поверхности шли фовального круга, легко компенсирует износ круга при правке до процесса обработки. При использовании подналадчиков, контро лирующих обрабатываемые детали, для автоматической компенса ции этого износа приходится применять специальные, довольно сложные устройства.
Точность одноконтактных измерений ниже точности диаметраль ных. Это объясняется тем, что при одноконтактных измерениях воз никают более длинные измерительные цепи, а следовательно, оказы вают и более сильное влияние на точность регулирования тепловые и силовые деформации технологической системы.
Существенным недостатком одноконтактных измерительных устройств, контролирующих детали в процессе обработки, является
жесткая связь их корпуса с узлами самого |
станка, |
в результате |
|
чего на точность этих устройств оказывают значительное |
влияние |
||
динамические погрешности. |
|
|
|
Масляные амортизаторы в этих условиях |
мало |
помогают, по |
|
скольку они предохраняют только от влияния |
вибраций |
и биений |
обрабатываемых деталей и не могут существенно уменьшить влия
ния вибраций, передающихся |
датчику через корпус прибора *. |
||
При |
контроле |
положения |
режущей поверхности шлифовально |
го круга |
влияние |
динамических погрешностей сравнительно неве |
лико. Это объясняется тем, что шлифовальный круг тщательно ба лансируют.
1 Эти выводы относятся к электроконтактным системам. Индуктивные и элек тропневматические системы вследствие значительной инерционности реагируют на вибрации гораздо меньше.
103
Способы повышения точности косвенных методов измерения.
При плоском шлифовании на станках с прямоугольным столом ис пользуется одноконтактное измерительное устройство (рис. 38,а) . Размерная цепь, определяющая точность регулирования, характе ризуется зависимостью
D = L — l1 — z - - l 2 - C , |
(128) |
где D — размер шлифуемой |
детали; |
|
z — толщина масляного |
слоя в направляющих |
стола станка. |
Переходя к усредненным погрешностям, можно написать |
||
3D = IL — Ыг — Ьг - Ыг — оС. |
(129) |
Погрешность ôL обусловливается тепловыми и силовыми де формациями стойки 2, на которой смонтирован измерительный при бор /. Можно принять, что температура стойки равна температуре
/7
Ù
Рис. 38. Схемы контроля при плоском шлифова нии
окружающего воздуха. Погрешности ôh, èk и ôz зависят от тепло вых и силовых деформаций соответствующих звеньев измеритель
ной цепи. При |
этом |
следует учитывать, что температура |
станка, |
||
определяющая |
тепловые деформации |
звеньев / ь /2 |
и г, с |
течением |
|
времени становится |
значительно выше |
температуры |
окружающего |
воздуха. Погрешность самого прибора, включая погрешность, вызы
ваемую |
износом его измерительного наконечника, входит в сос |
тав оС. |
|
Наибольшее влияние на точность активного контроля оказыва ют тепловые деформации звеньев U и /2 , возникающие под влия нием тепла, выделяющегося в системе гидропривода. На точность влияют также силовые деформации и изменение толщины слоя смазки в направляющих стола станка (звено z).
Вместе с тем точность регулирования можно существенно повы сить, если использовать схему измерения, изображенную на
104
рис. 38,6. При этом базой измерения является стол станка, а изме рительное устройство выполнено «плавающим». На точность такой системы не влияют тепловые и силовые деформации звеньев h и h, а также изменение толщины слоя смазки в направляющих стола станка. Точность обработки в основном зависит от тепловых де формаций обрабатываемых деталей, погрешности самого измери тельного прибора и толщины слоя металла, снимаемого с детали за один проход.
В предлагаемой схеме направление износа обоих наконечников прибора одинаковое и, следовательно, не оказывает существенного
мкм
|
Рис. 39. |
Графики |
изменения |
размеров деталей: |
|
|
||
|
а — при одноконтактном |
измерении; |
б — при двухконтактном из |
|
||||
|
|
|
мерении |
|
|
|
|
|
влияния |
на точность |
обработки. Однако |
полностью |
погрешность, |
||||
вызываемая износом, |
не компенсируется, |
поскольку |
износ |
нако |
||||
нечника, |
находящегося в контакте |
с обрабатываемой деталью, |
||||||
больше |
износа наконечника, |
контактирующего |
со столом |
станка |
||||
(в первом случае износ вызывает абразивная |
пыль, |
попадающая |
||||||
в зону контакта). |
|
|
|
|
|
|
|
На основании схемы двухконтактного измерения было разрабо тано соответствующее измерительное устройство. Сравнительная
экспериментальная проверка |
точности |
одноконтактного и двух |
||
контактного |
приборов производилась |
на плоскошлифовальном |
||
станке типа |
372Б. Результаты |
экспериментов |
представлены на |
|
рис. 39. Как следует из графиков, погрешность |
обработки за 3 ч |
105
работы станка составляет при одноконтактном измерении пример но 20 мкм, а при двухконтактном — 6 мкм. В начале работы стан ка (рис. 39, а) размеры шлифуемых деталей несколько увеличива ются, а затем начинают постепенно уменьшаться. Начальное уве личение размеров деталей объясняется влиянием силовых дефор маций и уменьшением толщины масляного слоя в направляющих вследствие нагревания смазки. Затем по мере разогревания стани ны и стола станка основное значение с точки зрения точности при обретает влияние их тепловых деформаций, стабилизирующихся на протяжении значительного промежутка времени.
При двухконтактном измерении (рис. 39, б) отсутствует сколь ко-нибудь существенное функциональное изменение размеров дета лей.
Рассмотренный пример показывает, что недооценка влияния на
точность регулирования размеров технологических |
факторов |
мо |
жет привести к созданию средств активного контроля, |
обладающих |
|
невысокой точностью. При этом доля статической погрешности |
дат |
чика в общем объеме погрешности может составлять всего 2—4%. Каким образом можно повысить точность систем регулирования размеров, работающих по методу правки круга перед чистовыми проходами1 ? Этот метод регулирования основан на фиксации поло жений режущей поверхности шлифовального круга и исполнитель ных органов станка. В качестве примера рассмотрим применение
указанного метода при шлифовании колец подшипников.
Принцип действия системы заключается в следующем. Шлифо вальный крут с ускоренной подачей подводят к поверхности заго товки кольца. После создания в системе некоторого натяга шлифо вальная бабка с помощью реле мощности, включенного в цепь электродвигателя привода круга, переключается с ускоренного пе ремещения на рабочую черновую подачу. Работа при черновом ре жиме производится до тех пор, пока кулачок, закрепленный на лим бе механизма поперечной подачи, не замкнет контакт, включающий выхаживание. Длительность выхаживания задается при помощи реле времени.
После выхаживания шлифовальный круг правят. Затем осу ществляют чистовое шлифование, которое заканчивается при замы
кании |
второго контакта |
(этот контакт включается |
вторым кулач |
|
ком, |
расположенным на |
определенном |
расстоянии |
от первого). |
Шлифовальный круг выходит из кольца, |
и система |
возвращается |
||
в исходное положение. |
|
|
|
|
На |
точность регулирования влияют |
колебания |
припусков на |
обработку, износ правящего инструмента, колебание величины из носа круга при чистовом шлифовании, качество материала загото вок колец, колебание диаметра их базовой поверхности и некото рые другие факторы. Суммарная погрешность регулирования сос тавляет 0,02 мм. Эта погрешность в значительной степени обуслов-
1 По такому принципу работают станки «Хилд—Сайзматик».
106