Файл: Регулирование качества продукции средствами активного контроля..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 226
Скачиваний: 0
ствоб подналадчика, где автоматически контролируются с помощью двух пневмоэлектроконтактных датчиков. Один датчик 5 контроли рует диаметр желоба и управляет механизмом подналадки шлифо вального круга, другой датчик 4 контролирует положение желоба относительно торца кольца. При смещении его положения за уста новленные границы подается команда на выключение станка. После обработки определенного количества деталей, контролируемых счетчиком, автоматически включается механизм правки круга.
Для данного станка этой же фирмой разработано комбиниро ванное устройство для активного контроля диаметров ступенчатых валиков. Устройство устанавливают на столе станка со стороны, противоположной шлифовальной бабке. Оно состоит из двух каре ток, одна из которых может перемещаться в направлении оси шли фуемого изделия, а другая — в направлении, перпендикулярном этой оси. Перемещение продольной каретки осуществляется пневмоцилиндром с поршнем, а поперечной — штоком гидроцилиндра. На поперечной каретке установлен индуктивный датчик, измеритель ный наконечник которого контактирует с поверхностью шлифуемой детали. Возникающий сигнал сравнивают с сигналом контролиру емого датчика, который размещен вне зоны обработки и контакти рует с шаблоном. Когда сигнал рабочего датчика становится рав ным сигналу контрольного, дается команда на прекращение обра ботки контролируемого диаметра. После этого поперечная каретка отводится вправо и вызывает сигнал на перевод продольной каретки к следующей ступени обрабатываемой детали. Контрольный датчик в это время переходит на соответствующую ступень шаблона. Цикл повторяется до завершения обработки всех ступеней валика.
В последнее время некоторыми зарубежными фирмами («Хилд». «Шеффилд» и др.) запатентован целый ряд устройств, предназна ченных для автоматической поднастройки приборов в зоне обра ботки. Из зарубежной периодической и патентной литературы, в ко торой, к сожалению, имеются лишь краткие описания некоторых подобных комбинированных систем, можно заключить, что исполь зование обратной связи.позволило американской промышленности развить новую, весьма перспективную форму двухступенчатого (двухкаскадного) контроля, которой многие американские специа листы дают самую высокую оценку [79, 164—-171, 179, 180].
В нашей стране такие формы контроля пока еще не получили широкого развития. Правда, в настоящее время в автоматических линиях уже стали применяться простейшие варианты двухступенча тых систем регулирования в виде подналадчика и электрочувстви тельного упора, управляющего циклом обработки станка по ре зультатам измерения положения шлифовальной бабки.
С помощью комбинированных систем можно значительно умень шить износ измерительных наконечников и существенно увеличить точность контроля. Это можно осуществить следующим образом. В процессе обработки на круглошлифовальном станке после снятия предварительной части припуска по электрифицированному упору
234
5
Рис. 90. Схема комбинированного |
устройства активного |
Рис. 91. Принципиальная |
схема |
автоматизированного |
контроля при круглом |
шлифовании |
круглошлифовального станка для |
обработки конусов с |
|
|
|
двухступенчатой системой |
активного контроля МАМИ |
W сл
или реле времени вводится в работу обычная контактная измери тельная скоба (например, пневматическая), которая измеряет дей ствительный размер детали. Этот результат фиксируется и запоми нается в одном из сильфонов пневматического дифференциального датчика, подвод воздуха к которому можно перекрывать с помощью
электромагнитного клапана. |
Вторая |
(дополнительная) |
пневмати |
||
ческая скоба, расположенная |
вне |
зоны обработки |
и |
связанная |
|
с другим сильфоном датчика при помощи фиксатора, |
автоматически |
||||
может быть связана с корпусом перемещающейся |
шлифовальной |
||||
бабки станка. В связи с этим процесс обработки прекратится |
после |
||||
снятия оставшейся части припуска, т. е. выключение |
станка |
про |
|||
изойдет в момент получения |
определенного перепада |
давлений |
|||
в запертом и контрольном сильфонах |
датчика. |
|
|
|
На рис. 90 показана принципиальная схема такой системы, раз работанная совместно Бюро взаимозаменяемости и ОКБ.
Основная пневматическая скоба 4 соединена воздухопрово дом 10 с сильфоном 12 дифференциального пневматического датчи ка /. Электромагнитный клапан / / перекрывает воздухопровод 10. Дополнительная пневматическая скоба 7 расположена вне зоны об работки и ее сопло 6 воздухопроводом 9 соединено с сильфоном 8 датчика /. При помощи фиксатора 3 скоба 7 связывается автомати чески с инструментальной бабкой 2.
После снятия предварительной части припуска срабатывает электрифицированный упор или реле времени (на чертеже не по казаны) и включает скобу для измерения обрабатываемой детали. Оставшуюся часть припуска снимают при включенной скобе 7, соединенной фиксатором с бабкой до упора ее сопла 6 в неподвиж ный элемент 5.
В некоторых случаях применяются комбинированные |
(двухсту |
||||
пенчатые) системы, в которых прибор вне зоны |
обработки (подна- |
||||
ладчик) снабжается измерительной позицией с двумя |
датчиками |
||||
для одновременного |
контроля |
двух параметров |
обрабатываемого |
||
изделия, например, |
диаметра |
в заданном |
сечении и конусности. |
||
В этом случае один из датчиков управляет |
компенсацией |
смещения |
настройки прибора, измеряющего в заданном сечении диаметр в зо не обработки, а другой — механизмом автоматического измерения угла наклона копира правящего алмаза для придания шлифоваль ному кругу соответствующей формы в зависимости от отклонения конусности обрабатываемого изделия. Такая система реализована в Московском автомеханическом институте (МАМИ) при шлифо вании роликовых дорожек внутренних колец конических роликопод шипников. На рис. 91 показана принципиальная схема автоматиче ского круглошлифовального станка для обработки конусов, автома тический цикл которого управляется двухступенчатой системой МАМИ [121].
Деталь / до процесса обработки и после него измеряется с по мощью двухконтактной измерительной скобы 2, с помощью кото рой контролируют фактическую величину припуска на обработку
236
и следят за изменением диаметра в заданном сечении в процессе обработки. Скоба подается на позицию измерения и арретируется с помощью привода скобы 3. Измерительные импульсы восприни маются и преобразуются датчиком 4, а после усиления в командном
пульте 5 |
трансформируются |
в команды, |
управляющие механиз |
||
мом 9 |
непрерывной поперечной подачи |
бабки 18 |
шлифовального |
||
круга |
19. |
По этим командам |
изменяются |
скорости |
подачи в соот |
ветствии с этапами автоматического цикла шлифования. Очередная правка круга производится по команде, поступающей от счетчика циклов или от специального вибродатчика к механизму 8 правки круга, закрепленного на бабке 18 шлифовального круга 19 или на его кожухе. После окончания шлифования деталь выгружается ав тооператором и по лотку 17 направляется в контрольно-блокиро вочное устройство (подналадчик) 16, расположенное рядом со станком.
Коническая деталь (кольцо) поступает на измерительную по зицию 13 контрольно-блокировочного устройства (КБУ), где одно временно контролируются: расчетный диаметр конуса с помощью измерительного узла, импульсы которого передаются датчику 11; угол конуса 2а или конусность роликовой дорожки с помощью из мерительного узла, импульсы которого передаются к датчику 12. При смещении настройки ИУУ для контроля в процессе обработки, состоящего из скобы 2 и датчика 4 (первой ступени ИУУ), соот ветственно смещается среднее значение или центр группирования кривой распределения выборочной партии деталей. При приближе нии диаметральных размеров контролируемых деталей к подналадочным границам срабатывает датчик / / . Импульс усиливается в командном пульте 10, и выдается управляющая команда на ме ханизм подналадки 6 прибора ИУУ, который, смещая его настройку в нужную сторону, компенсирует систематическую погрешность. Автоматическая подналадка угла конуса производится по команде датчика 12 и командного пульта 10 механизмом подналадки угла 7, который корректирует настройку угла конуса колец изменением уг ла наклона копира механизма 8 правки круга.
Команды на подналадку прибора ИУУ или на подналадку угла подаются КБУ после прохождения трех (или двух) колец с от клонениями диаметра или угла конуса, превышающими подналадочные границы. КБУ производит также отбраковку случайно вы павших деталей и направляет их в сборник брака 15. Годные дета ли 14 направляются на следующую операцию. КБУ изготовлены за водом «Калибр», доведены и испытаны.
Принципиальная схема опытного образца подналадчика прибо ра МАМИ показана на рис. 92. Изменение расстояния между под вижным контактом 2 и регулируемым контактом 3 датчика произво дится через резьбовую пару 4 вращением винта в прямом и обрат ном направлениях. Винт вращается электродвигателем 10 через кар данный вал 7, червяк 5 и косозубое зубчатое колесо 6, жестко закрепленное на конце винта.
237
При последовательном прохождении через автомат трех колец с размерами, превышающими подналадочные размеры, срабаты вает соответствующее реле счетной схемы КБУ и выдается электро двигателю подналадочный импульс, продолжительность которого регулируется с помощью реле времени // , которое устанавливается в цепи между КБУ 13 и электродвигателем 10.
Для того чтобы выбрать люфты в звене, |
связывающем вал |
электродвигателя с червяком, и для создания |
тормозного момента, |
необходимого для введения электродвигателя |
в устойчивый режим, |
Рис. 92. Принципиальная схема под-
наладчика |
двухступенчатой |
системой |
|
|
M АМН: |
|
|
1 — сильфон |
пневмоэлектроконтактного |
дат |
|
чика; 2— подвижный контакт; |
3— регули |
||
руемый контакт; 4 — винтовая |
пара; |
5 — |
червяк; 6 — зубчатое колесо; 7 — карданный
вал; |
8 — тормозная пружина; |
9—муфта; |
||
10 — реверсивный электродвигатель; |
// — |
|||
реле |
времени (PB); 12 — команда |
на |
под |
|
наладку; |
13 — контрольно-блокировочное |
|||
|
|
устройство (КБУ) |
|
|
на карданный вал 7 установлена тормозная пружина 8. В зависи мости от знака отклонения вращение электродвигателя осуществ ляется в прямом или обратном направлениях.
При изменении расстояния между контактами момент подачи команды на окончание шлифования наступает раньше или позже, а следовательно, изменяются размеры обрабатываемых деталей.
При косвенных методах контроля в процессе шлифования целе
сообразно использовать комбинированные |
устройства |
активного |
|
контроля, основанные на фиксировании разности |
положений двух |
||
поверхностей: одновременное фиксирование |
положений |
режущей |
|
поверхности шлифовального круга и поверхности |
обрабатываемой |
детали. В основу принципа действия таких устройств, осуществляю щих разностное измерение, целесообразно положить пневматиче ский (гидравлический) метод контроля благодаря его преимущест вам при контроле положения шлифовального круга по сравнению с другими методами. На рис. 93 представлена принципиальная схе ма такого комбинированного устройства для наружного шлифова ния, разработанного в Станкине.
238