Файл: Регулирование качества продукции средствами активного контроля..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 0
Представляет интерес разработанная в ОКБ система управляю щего контроля к двустороннему торцешлифовальному автомату мод. 3344А-Е.
Система активного контроля состоит из контрольно-подналадоч- ного устройства, предназначенного для измерения высоты колец подшипников после выхода их из зоны шлифования и выдачи команд управляющих размерной настройкой автомата, и устройств для позиционирования шлифовальных кругов, служащих для изме рения положения торцов шлифовальных кругов и выдачи команд на остановку осевого перемещения шлифовальных кругов в положении «правка», на остановку осевого перемещения шлифовальных кру гов в рабочее положение после правки и на перемещение базового шлифовального круга по мере его износа. Система обеспечивает контроль размеров от 10 до 70 мм с нестабильностью выдачи ко
манд по размеру, не превышающей ±0,001 мм, на остановку |
кругов |
||
в рабочем положении и положении правки |
±0,003 мм |
и на |
подна |
ладку базового круга ±0,002 мм. |
|
|
|
Принципиальная схема управляющей |
.системы |
показана на |
рис. 97. Подготовка сжатого воздуха, его осушка, очистка и стаби лизация давления производятся с помощью стандартных элементов, предусмотренных в схеме системы. С целью сокращения времени запаздывания выдачи команд пневмоэлектропреобразователя, а также повышения надежности и упрощения конструкции системы пневматическая схема выполнена на элементах УСЭППА (унифици рованная система элементов промышленной пневмоавтоматики).
Прошлифованные кольца / непрерывным потоком проходят между базовой плитой 2 и линейным измерительным наконечни ком 3. В зависимости от колебания высоты колец изменяется коль цевой зазор в шариковом сопле 5, что приводит к изменению давле ния в измерительной камере пневмоэлектрического датчика 4. При выходе контролируемого размера за соответствующую контрольную границу в электросхему станка поступают команды «Брак -+-», «Подналадка» или «Брак—». В электросхеме предусмотрена за держка сигнала, позволяющая исключать случайные выбросы раз меров и подавать команды только при устойчивом выходе размера за установленную границу. Команда на подналадку воспринимает ся противобазовым шлифовальным кругом.
Вывод кругов на позицию правки и возвращение их в исходное рабочее положение осуществляется автоматически с помощью пози ционеров положения правки и рабочего положения. Для обеспече ния высокой точности установки кругов и минимальной затраты времени на их перемещение предусмотрены ускоренная и тонкая подачи. Позиционирование базового и противобазового кругов осу ществляется одинаковыми устройствами. Для примера рассмот рим работу позиционеров противобазового круга (см. рис. 97).
Круг подается на позицию правки с ускоренной подачей до кон такта с рычагом 9 позиционера грубого положения и по мере даль нейшего движения зазор между торцами винта настройки 10 и соп-
246
Рис. 97. Принципиальная схема комбинированной системы ОКБ к двусто роннему торцешлифовальному автомату мод. 3344А-Е
•ла / / увеличивается. При этом давление в измерительных камерах эжекторного сопла 12 элемента сравнения 13 уменьшается и при расстоянии 0,2—0,25 мм до положения правки измерительное дав ление становится равным противодавлению в соответствующей ка мере элемента сравнения 13. Происходит переброс мембранного уз ла, воздушная камера пневмопреобразователя 14 соединяется с ат мосферой, замыкается контакт микропереключателя и дается команда на переключение с ускоренного перемещения на тонкое. Остановка круга в положении «Правка» осуществляется с помо щью устройства тонкого позиционирования 8 аналогично рассмот
ренному выше через эжекторное |
сопло 6 и пневмоэлектропреобра- |
||
зователь 15. |
|
|
|
После правки круг подается в рабочее положение на ускоренной |
|||
подаче до команды грубого позиционера рабочего |
положения 20 |
||
и путем тонкого перемещения до |
остановки в рабочем положении |
||
устройством 19 тонкого позиционирования, работающим |
аналогич |
||
но позиционерам положений при правке. Для уменьшения |
количест |
||
ва отсчетных устройств схема системы построена |
таким |
образом, |
что позиционеры правки и рабочего положения работают поочеред но на одно отсчетное устройство 17. Это достигается с помощью эле мента сравнения 16, работающего в качестве сумматора. При ра боте позиционеров правки рычаги устройства для позиционирова ния круга в рабочем положении занимают определенное заданное положение, определяемое упорными винтами 18. При работе пози ционеров рабочего положения круга положение рычагов устройства для позиционирования круга в положении правки определяется упорными винтами 7.
Таким образом обеспечивается постоянное и одинаковое проти водавление со стороны неработающих в данный момент позиционе ров.
В отличие от контроля положения противобазового круга, кото рый осуществляется только в момент подхода его в рабочее положе ние, контроль положения торца базового круга производится непре рывно путем ощупывания его поверхности измерительным плоским наконечником рычага позиционера рабочего положения.
По мере износа базового круга измерительный зазор между тор цами Настроечного винта рычага тонкого позиционирования рабо чего положения и соответствующего сопла уменьшается, а измери тельное давление повышается. При износе круга выше допустимого предела мембранный узел элемента сравнения перебрасывается и воздух поступает в пневмоэлектропреобразователь, микропереклю
чатель которого срабатывает, и в схему станка поступает |
команда |
на подналадку базового круга. |
|
Система снабжена специальным стендом для определения вре |
|
мени запаздывания выдачи позиционерами электрических |
команд |
из-за инерционности пневмосистемы. |
|
Нестабильность положения выдачи управляющих сигналов оп ределяется по формуле
248
о = V • At + kv |
• г, |
где V — заданная скорость изменения |
контролируемого размера;-. |
k — коэффициент, учитывающий неравномерность скорости из менения контролируемого размера;
At — нестабильность времени запаздывания;
^тах — максимальное время запаздывания выдачи прибором элек трической команды из ряда показаний, снятых на стенде.
§ 3 1 . СИСТЕМЫ С ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМИ УПОРАМИ
Большинство работающих в настоящее время подналадочных систем имеет одну общую черту: подвод или отвод режущего ин струмента на величину требуемой подналадки производится в них перемещением каретки суппорта, шлифовальной бабки или другого; устройства, снабженного режущим инструментом. Во всех этих слу-
7
У У У У У У У У
Рис. 98. Принципиальная схема устройства для испол нения команды на подналадку
чаях в подналадочном процессе участвуют относительно тяжелыемассы различных органов станка, перемещающиеся, как правило, в направляющих трения скольжения. Для предупреждения появле ния в процессе резания вибраций направляющие плотно затягивают ся, создавая значительное сопротивление перемещению подналадоч-/ ных устройств. Отсюда низкая чувствительность подналадочных си стем к командным импульсам, подаваемым измерительными уст ройствами.
На рис. 98 приведена простейшая принципиальная схема испол нительного механизма станка для осуществления команды на под наладку. Электромагнит 4, получая команду от измерительного уст ройства прибора, перемещает на один зуб храповое колесо 5, жестко
249
связанное с червяком 3, и далее движение передается ходовому винту 2, который и перемещает бабку ведущего круга /. Недостат ком такой схемы является достаточно длинная кинематическая цепь передачи подналадочного перемещения. Деформации этой цепи мо гут не привести в движение достаточно массивную бабку станка, а при повторных командах переместить бабку на большую величину за счет накопления сил упругих деформаций. Поэтому особенно в тя желых станках целесообразно применять схему, в которой перемеще ние бабки продолжается до получения ответного сигнала об испол нении подналадочной команды.
Экспериментальное определение величины фактической подачи бабки станка показало, что даже при наличии роликовых направ ляющих бабки команды измерительного устройства выполняются неудовлетворительно. При сообщении подналадочного импульса массивным исполнительным органам станка часто наблюдается не равномерность движения, которая характеризуется периодически чередующимися срывами и остановками. Такое скачкообразное дви жение характерно для финишных станков, на которых необходимо обеспечивать перемещения со скоростями порядка нескольких мил-
.лиметров в минуту и ниже. При этом величина скачка зачастую бы вает больше, чем величина импульса подналадки.
В связи с указанными недостатками существующих систем под- 'наладки станков представляют интерес появляющиеся в последнее время комбинированные (двухступенчатые) системы с регулируемы ми чувствительными упорами. Сущность такого метода подналадки ^состоит в том, что рабочий орган останавливается в момент замы кания электрических контактов чувствительного упора, момент же замыкания контактов регулируется перемещением самого упора по команде измерительного устройства. Таким образом, осуществление процесса подналадки существенно изменяется. Всю основную рабо ту по подналадке станка осуществляет комбинированная система, состоящая из измерительного устройства (подналадчика), счетнорешающего устройства (анализатора) и самого чувствительного упора. Рабочие органы станка при применении подобной системы остаются без изменений, т. е. такими, какими они были до присоеди нения системы.
Измерительное устройство может измерять деталь в процессе об работки или непосредственно после обработки и сообщает резуль таты измерения счетно-решающему устройству. Последнее опреде ляет отклонение действительного размера детали от номинального, сравнивает и усредняет эти результаты с результатами предыдущих измерений или проводит какие-либо другие предписанные ему ма нипуляции и подает команду чувствительному упору. Чувствитель ный упор перемещается по сигналу счетно-решающего устройства на нужную величину и в нужном направлении и тем самым коррек тирует момент выключения подачи рабочего органа станка по ре зультатам измерения обрабатываемых деталей. В качестве регули руемого чувствительного упора может быть использован электро-
250
контактный или пневмоэлектроконтактный датчик. Использование последнего особенно удобно, так как его чувствительность значи тельно увеличивается с уменьшением измеряемого зазора, т. е. с приближением момента окончания обработки детали.
Основное преимущество рассмотренного метода регулирования заключается в том, что подналадочный импульс сообщается не мас сивной бабке, а легкому подвижному упору, чувствительность пере мещения которого значительно выше чувствительности механизма подачи исполнительных органов станка. Комбинированные системы,, основанные на применении чувствительных упоров, можно исполь зовать при любых технологических операциях, осуществляемых ме тодом врезания (шлифование, точение и т. д.).
В автоматических линиях в последнее время стали применяться двухступенчатые системы регулирования в виде подналадчика и электрочувствительного упора, управляющего циклом обработки станка по результатам измерения положения бабки круга. Так, на пример, в бесцентрошлифовальных станках мод. 6С136 завода «Мосстанколиния», установленных в автоматических линиях для шлифования «на проход» колец карданных подшипников, примене на система с электрочувствительным упором (рис. 99).
Вышедшие из зоны обработки детали поступают на измеритель ную позицию, где контролируются прибором-подналадчиком 10. Электромагнит 2, получая команду на подналадку от прибора 10, перемещает храповое колесо 4 на один зуб, а вместе с ним и кула чок 3, который приподнимает электроконтактный датчик /. В ре зультате электронное реле срабатывает и включает цепь питания электродвигателя 6. Двигатель через зубчатую передачу 7 и микро винт 5 осуществляет относительно качающейся опоры 9 поворот бабки круга 8 до тех пор, пока электронное реле датчика 1 не ра зорвет цепь питания двигателя. Это произойдет при перемещении круга на величину, соответствующую подъему датчика 1 кулачком 3 при повороте храпового колеса 4 на один зуб, т. е. на заданную ве личину подналадочного перемещения круга.
Однако эта конструкция обладает значительными недостатками, заключающимися в том, что при длительной работе механизма точ ность срабатывания микровинта и храпового механизма нарушает ся, что вызывает повышенный разброс в отработке подналадочных перемещений. Кроме того, существенным недостатком данной конст рукции является невозможность с высокой точностью осуществлять подналадочные импульсы в двух противоположных направлениях. Это объясняется наличием люфтов в паре «винт—гайка». При рабо те на шлифовальных станках-автоматах приходится подавать шли фовальный круг малыми импульсами как на изделие, так и от не го, потому что при разогреве станка вследствие тепловых деформа ций имеет место перемещение шлифовального круга на изделие. Уменьшение размера обрабатываемых изделий может возникнуть и под влиянием целого ряда других причин, как, например, умень шение входящего размера заготовок.
251