Файл: Регулирование качества продукции средствами активного контроля..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 221
Скачиваний: 0
счет варьирования других параметров, т. е. она должна обладать способностью к «самообучению». Целесообразность создания по добных систем неоднократно подчеркивается и в зарубежной пе чати [180].
Превращение обычного автоматически регулируемого станка в самоприспособляющийся станок-автомат может быть осуществле но путем оснащения этих станков комбинированной (двухступенча той) системой, состоящей из прибора активного контроля в про цессе обработки и автоматического подналадчика с дополнительной обратной связью по перемещению рабочих органов станка, а также системой автоматического регулирования режимов обработки, точ ности формы и автоматической компенсацией температурных и дру гих возмущений. Оптимальные самоприспособляющиеся системы должны обеспечивать на выходе процесса регулирования размеров минимальное значение средней квадратической погрешности.
Следует отметить, что к самоприспособляющимся системам можно отнести любые системы активного контроля, которые прихо дят в действие при рассогласовании контролируемого параметра с заданным значением. К самоприспособляющимся системам ак тивного контроля можно отнести системы с автоматической коррек цией уровня настройки по установочной мере; комбинированные (двухступенчатые) системы; системы автоматического регулирова ния режимов обработки и точности формы; системы с автоматиче ской компенсацией температурных и скоростных погрешностей; системы для комплектной (сопряженной )обработки деталей; систе мы с фиксацией положения исполнительных органов станков; самоподнастраивающиеся системы программного управления; системы, автоматически компенсирующие нестабильность действительной скорости съема припуска; системы управления упругими перемеще ниями СПИД; системы стабилизации и регулирования крутящего момента, мощности и скорости резания, а также другие системы, способные оптимизировать процесс обработки в соответствии с при нятыми точностными и экономическими критериями.
В данной главе рассматриваются только измерительные само приспособляющиеся системы, являющиеся новым, наиболее совер шенным классом автоматических систем. Автоматическая коррек ция (самонастройка) таких систем может производиться как меха ническим, так и электрическим методами.
Самоприспособляющиеся системы должны создаваться на осно ве методов, обеспечивающих высокую точность и производитель ность, возможность выполнения логических операций, надежность, экономичность и удобство в обслуживании. В различной мере отве чают этим требованиям основные методы преобразования измери тельного импульса, применяемые в настоящее время: электрокон тактные, пневматические и индуктивные. В связи с этим рассмот ренные в данной главе системы с автоматической коррекцией уров ня настройки также подразделяются по этому принципу. При этом основное внимание уделено самонастраивающимся системам с пери-
265
одическим контролем параметров по установочной мере или образ цовой детали (сигналу), которые позволяют просто и надежно ре шать задачу автоматического обеспечения точности измерения раз меров.
§ 34. СИСТЕМЫ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ К О Р Р Е К Ц И Е Й УРОВНЯ НАСТРОЙКИ ПО УСТАНОВОЧНОЙ МЕРЕ
Электроконтактные системы. Самонастройка в системах автома тического контроля и регулирования осуществляется, как правило, путем автоматической проверки и подиастройки чувствительных элементов этих систем (датчиков).
На рис. 107 приведен принцип действия самонастраивающегося электроконтактного датчика, разработанного в НИИТракторосельхозмаше. Этот датчик с автоматически настраиваемой системой позволяет производить самоконтроль и настройку измерительной системы по образцу. Настройку (поднастройку) корректируют по результатам сравнения уровня первоначальной настройки измери тельной системы и последующего отклонения от заданных размеров образца, которые могут иметь место за счет механических, темпера турных и других факторов. Самонастраивающийся электроконтакт ный датчик используют в системе автоматического устройства, ко торое подает измеряемые детали в зазор между столиком / и щу
пом //. Периодически, согласно |
циклограмме, кулачки автоматиче |
||||
ского устройства переключают |
систему на самоконтроль и подна |
||||
стройку по вводимому в зазор |
образцу 16 |
по ступени I I I . Датчик |
|||
состоит из собственно датчика, |
его привода и электрической ком |
||||
мутационной управляющей |
системы. |
|
|
||
Согласно |
приведенной |
электрической |
схеме, |
автоматическая |
|
поднастройка |
датчика осуществляется следующим |
образом. Через |
установленное время включается система самоконтроля: вращением кулачка включается конечный выключатель 1ВК, который переклю чает схему контроля изделий на автоматический самоконтроль из
мерительной системы по образцу. |
В это время в цикле |
подается |
||
первая ступень образцовой детали |
/, соответствующая |
нижнему |
||
пределу поля допуска; при этом |
включаются выключатели ЗВК* |
|||
8ВК |
и переключатель реверса 7ВК- |
При включении выключателя |
||
8ВК |
срабатывает электромагнит |
3, |
переключающий |
зацепление |
с диска 2 на диск 4. Если нижний контакт датчика замкнут, на сет ку лампы ЛІ/В подается нулевой потенциал. Лампа открывается, включается реле 2Р, и нормально закрытые контакты этого реле оказываются разомкнутыми. При включении в цикле конечного выключателя 2ВК электрическая цепь электродвигателя оказы вается разомкнутой контактами реле 2Р, и команда на поднастрой ку не подается.
Если же нижний контакт датчика разомкнут, реле 2Р не вклю чается и при замыкании в цикле конечного выключателя электриче ская цепь электродвигателя оказывается замкнутой через нормаль-
266
Рис. 107. Принципиальная схема самонастраивающегося электроконтактного датчика
но закрытые контакты реле 2Р, что и вызывает его включение. Но поскольку конечным выключателем 7ВК была включена в цикл группа контактов ВК, вращающийся двигатель направляется в сто рону замыкания контактов датчика. Наступает момент, когда ниж ний контакт датчика замыкает электрическую сетку лампы с като дом, в результате чего открывается правый триод и реле 2Р сраба тывает, размыкая контактами электрическую цепь двигателя. Та ким образом, производится настройка контактов датчика по нижне му пределу образца первой ступени.
Вторая ступень нижнего предела образца предусмотрена конт рольной на тот случай, если контакт датчика будет сильно ввернут, т. е. сокращено поле контролируемого допуска. Таким образом, осу ществляются автоматический самоконтроль иподнастройка измери тельной системы по нижнему пределу поля допуска. По верхнему пределу самоконтроль и поднастройка осуществляются аналогич ным образом по третьей и четвертой ступеням образца. Первая и четвертая ступени различаются между собой величиной поля до пуска на контролируемый размер, вторая и третья ступени преду смотрены для определения порога настройки.
На рис. 108 схематически изображен разработанный в Бюро взаимозаменяемости датчик к контрольно-сортировочному автома ту, имеющий дополнительный контакт, с помощью которого произ водится самонастройка. Контакт датчика 6 служит для подачи команд на отбраковку изделия и настраивается по соответствующе му предельному размеру. Кроме контакта 5, имеется дополнитель ный контакт 4, настройка которого отличается от настройки кон такта 5 на весьма малую величину о, составляющую долю допусти мой погрешности датчика. Контакты 4 и 5 закреплены в колодке 3. Периодически через определенное время (с помощью реле времени) или через определенное число циклов (с помощью счетчика) меха низм 8 автоматически устанавливает на измерительную позицию настроечный образец 7, размер которого отличается от предельного на величину 6/2. Погрешность изготовления образца также обычно составляет долю допустимой погрешности датчика. Кроме того, в зависимости от действительного размера образца, в качестве сортировочного контакта можно использовать контакт 4, а в качест ве дополнительного — контакт 5. Если в этот момент настройка дат
чика правильная, то |
контакт 5 разомкнут, а |
контакт 4 замкнут, и |
|||
электрическая схема |
автомата даст команду |
на продолжение ра |
|||
боты. Если замкнуты оба |
контакта 4 и 5, то электрическая |
схема |
|||
автоматически включает |
реверсивный |
электродвигатель |
1, пере |
||
двигающий посредством винта 2 колодку 3 и одновременно |
контак |
||||
ты 4 и 5 на шаги, меньшие |
о. В момент, |
когда |
контакт 4 остается |
замкнут, а контакт 5 разомкнётся, электродвигатель / отключается, и автомат будет продолжать работу.
Если оба контакта 4 и 5 разомкнуты, то электродвигатель J пе ремещает контакты в обратном направлении до того момента, когда контакт 5 останется разомкнутым, а контакт 4 замкнется.
£68
В этом положении электродвигатель 1 отключается, и автомат бу дет продолжать работу. Кроме того, система двух контактов может быть использована для автоматической проверки электросхемы ав томата. При поступлении детали с размером, лежащим за пределом настройки, должны быть замкнуты оба контакта 4 и 5. Если в этом случае во время нормальной работы замыкается только контакт 5, то электросхема останавливает автомат, и подается аварийный сигнал.
На рис. 109 изображена схема автоматической поднастройки двухконтактного датчика, осуществляемая при помощи четырех об разцов 1 [37]. Если настройка датчика правильная, соответствую-
2 S
Рис. 108. Схема самонастра- |
Рис. |
109. |
Схема |
автоматической |
||||
ивающегося |
датчика с до- |
поднастройки |
двухконтактного |
дат- |
||||
полнительным контактом |
чика по |
образцовым |
деталям |
|||||
щая пара контактов при пропускании |
одного |
образца |
1 должна |
|||||
быть замкнутой, а при пропускании |
второго — разомкнутой. |
Если |
||||||
же настройка |
датчика сместилась, то блок |
управления 2 |
дает |
|||||
команду одному из серводвигателей |
3 переместить |
контакты |
дат |
|||||
чика до соответствующего положения. |
Однако |
более |
точней, но |
менее производительной является поднастройка подобного датчика по двум образцам, соответствующим предельным размерам изде лий. В этом случае правильность поднастройки определяется тем, что при многократном введении образца в половине случаев должен быть получен командный сигнал, а в половине — нет. Если этого не произойдет, то блок управления дает команду серводвигателю пе реместить на соответствующую величину контакты датчика.
269