Файл: Регулирование качества продукции средствами активного контроля..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в непосредственной близости от обрабатываемого диаметра. Воз­ можность осуществления предложенной самонастраивающейся системы подтверждается теоретическими и экспериментальными исследованиями. Если обозначить внутренний радиус кольца а,

а наружный радиус Ь. то температурную деформацию стенки

коль­

ца AL/ можно определить по известному соотношению

 

A£, = ( Ô - f l ) a . f c p ,

(370)

где а — коэффициент линейного расширения;

 

 

'^ор — усредненная по сечению температура

детали.

 

Однако за время обработки деталь может

прогреваться

нерав­

номерно по всему сечению и между температурой наружного и внут­ реннего диаметра будет какой-то перепад At.

В этом случае температурная деформация стенки

кольца опре­

деляется по формуле

 

 

 

SLl = { b - a ) * . t c o + * - 1 ' i h

— ' ) t ,

(371)

6

(a

- j - b ;

 

которая получена при условии распределения

температуры по сече­

нию детали по линейному закону.

 

 

 

Как показывают расчеты, в большинстве случаев

второй член

правой части формулы (371), отражающий линейную

деформацию

при перепаде температур на обрабатываемой и необрабатываемой поверхностях кольца, имеет незначительную величину, и им можно

пренебречь.

Например, для внутреннего кольца железнодорожного

годшипника

(Ь — 80 мм; а = 60 мм; At = 10° С этот член равен все­

го 0,06 мкм).

 

 

 

Пользуясь формулой (370) и учитывая, что

 

ALf

A<fr)t

L(a)t,

можно записать

 

 

 

 

/

-

b I

 

 

 

(Ь)< ~

T

{e)t'

Таким образом, при передаче корректирующего сигнала по ре­ зультатам измерения температурных деформаций необрабатывае­ мого внутреннего диаметра должен быть учтен коэффициент про­ порциональности, равный отношению радиусов или диаметров кольца.

При обработке нежестких деталей типа колец следует учитывать колебания силовых деформаций детали, которые могут вносить существенную погрешность в результаты измерения. Для исключе­ ния этой погрешности необходимо, чтобы линия измерения совпа­ дала с направлением наименьшей деформации детали, в котором

размер в процессе обработки равен размеру при свободном

поло­

жении детали после обработки. В тех случаях, когда

сжимающие

или растягивающие силы,

действующие

на деталь,

расположены

в диаметральной плоскости

или близкой

к ней. направление

наи-

281


меньшей деформации находится ориентировочно под

углом ±45°

к осям детали. Смещение с направления наименьшей

деформации

в случае обработки внутреннего кольца железнодорожного подшип­ ника на бесцентрово-шлифовальном станке в пределах ±6° вносит незначительную ошибку порядка 0,3 мкм.

Самонастраивающаяся система управляющего контроля, постро­ енная на рассмотренном выше принципе, была осуществлена в ОКБ для процесса бесцентрового шлифования наружного диаметра внутренних колец железнодорожных подшипников [156]. Схема этой системы показана на рис. 117. Основной контур состоит из двух­ контактного пневматического прибора 5 и сильфонов 10 и 12 пневмоэлектрического преобразователя 8.

Компенсационный контур представляет собой крестообразный пневматический калибр 9 с сильфонами 13 и 14 того же пневмоэлектрического преобразователя.

Для исключения влияния колебания силовых деформаций коль­ ца прибор повернут на 35° относительно вертикальной оси так, что­ бы линия измерения была близка к направлению наименьшей де­

формации кольца (расчетный угол 46°).

 

 

 

 

После ввода

калибра

в отверстие кольца

(одновременно с

под­

водом основного

прибора

в зону измерения)

в сильфонах

13

и 14

пневмоэлектрического преобразователя

устанавливается

некото­

рое давление рі,

зависящее от начального

размера отверстия

дан­

ного кольца. Установленное давление в сильфоне 14 перекрывается клапаном 7 и сохраняется на всем цикле обработки одной детали. Поскольку моменты, создаваемые в сильфонах 13 и 14 относитель­ но оси поворота 11 рычага преобразователя, действуют навстречу друг другу, то вначале шлифования никакого компенсирующего пе­ ремещения рычага не будет.

В процессе обработки в зависимости от температуры детали внутренний диаметр кольца будет уменьшаться или увеличиваться и давление рі в сильфоне 13 будет соответственно изменяться, скла­ дываясь или вычитаясь с измерительным давлением в сильфоне 12, определяемым размером обрабатываемого диаметра. Внесение компенсирующей поправки производится с учетом разницы в раз­ мерах наружного и внутреннего диаметров кольца за счет соот­ ветствующего передаточного отношения основной и компенсацион­ ной систем. При этом принято, что температурная деформация

кольца по толщине зависит только от разности

радиусов.

 

Для исключения существенного влияния на

результаты

темпе­

ратурных

деформаций самого прибора

измерительные рычаги 2 и

3, базовая

планка 4, планки / и 6, на

которых

установлены

сопло

и пятка, а также крест калибра изготовляются из инвара или друго­ го материала, имеющего малый коэффициент линейного расшире­ ния.

На использовании описанного выше принципа спроектирован прибор мод. ОКБ-1698 к карусельно-шлифовальному станку для обработки наружных и внутренних цилиндрических, конических

282


и

сферических поверхностей колец

подшипников

диаметром до

2500 мм.

 

 

 

 

 

 

Прибор непрерывно измеряет диаметр обрабатываемого

кольца

в

одном сечении

определенном

расстоянии от

базового

торца

 

па

переход с поперечной подачи на выхаживание

и подает командына

 

н на отвод шлифовального круга по достижении заданного размера

Рис. 118. Самонастраивающаяся система ОКБ-1698 к карусельно-шли- фовальному станку

кольца. Имеется возможность осуществлять визуальный

контроль

за ходом обработки по шкале датчика и за изменением

режимов

обработки по сигнальным лампам, расположенным на

пульте.

Принципиальная схема прибора показана на рис. 118. Диаметр об­

рабатываемой поверхности кольца

/ (например, наружной) контро­

лируется

двумя измерительными

головками

4 и / / .

Одновременно

диаметр

необрабатываемой

на

данной

операции

поверхности

(в этом

случае внутренней)

контролируется двумя

компенсацион-

284


ными головками 7 и 8, которые создают противодавление в свя­

занных с ними сильфонах / / /

и IV суммирующего

преобразовате­

ля 3. В процессе шлифования размер наружной поверхности изме­

няется, рычаги с измерительными наконечниками,

контактирующие

с этой поверхностью, поворачиваются и при этом

сокращается за­

зор — соответственно между

торцами сопел 6 и 9

и винтов 5 и 10.

Вследствие этого возрастает

давление, действующее на сильфоны

/ и //, они растягиваются и поворачивают по часовой стрелке ры­

чаг 2, который, в свою очередь, перемещает влево

рамку

12, несу­

щую электрические контакты. Когда размыкается правый

контакт,

в электросхему станка следует команда на прекращение

 

попереч­

ной подачи шлифовального круга

и начинается цикл

выхаживания,

при замыкании левого контакта

подается команда

на

прекраще­

ние обработки. Противодавление

в

сильфонах / / /

и IV,

связанных

с компенсационными головками,

не

изменяется,

если

кольцо не

испытывает тепловых деформаций относительно его состояния при температуре перед началом обработки, которая учитывается при настройке прибора. В случае температурных деформаций кольца зазоры между торцами сопел и винтов в компенсационных голов­ ках увеличиваются или уменьшаются и соответственно меняется давление в сильфонах / / / и IV. Но при этом однозначно изменяются зазоры между соплами и пятками в измерительных головках, дав­ ление в сильфонах I и II изменяется на ту же величину, что и в силь­

фонах

/ / / и IV, и положение рычага

датчика, а следовательно, и

рамки

с контактами не изменяется.

Таким образом, преобразова­

тель не реагирует на изменение размеров кольца от тепловых де­ формаций, а реагирует только на изменение размера кольца в ре­ зультате его обработки. При обработке внутреннего диаметра го­ ловки переставляются так, чтобы обрабатываемый диаметр контро­ лировался измерительными головками, а с наружным необрабаты­ ваемым диаметром контактировали компенсационные головки.

Для исключения влияния на показания прибора некруглости формы необрабатываемой поверхности, по которой ведется ком­ пенсация, головки 7 и S вращаются вместе с деталью и контроли­ руют изменение размера в двух точках по диаметру. Погрешность измерения вследствие тепловых деформаций самого прибора значи­ тельно уменьшается применением для деталей, входящих в изме­ рительную цепь, материала с малым коэффициентом линейного рас­ ширения, например,суперинвара.

В Германской Демократической Республике также разработано устройство, позволяющее при контроле в процессе обработки ком­ пенсировать систематическую и случайную составляющие темпера­ турной погрешности.

На рис. 119 показано три варианта схем такого устройства. Из­ мерительная система (рис. 119,а), следящая за обрабатываемым размером, состоит из передающего механизма /, измерительного сопла 11 и входного сопла 8. В компенсационную систему входят передающий механизм 2, измерительное сопло 3, входное сопло 7,

285


компенсационное сопло 10 и дифференциальное

устройство с мем­

бранными коробками 5 и 9 и подвижной пластиной 4.

Перед нача­

лом процесса обработки исходная

величина

необрабатываемого

диаметра

измеряется

и запоминается

в мембранной

коробке 9

с помощью клапана 6.

В процессе

обработки

при изменении тем­

пературы

детали она

деформируется,

передающий

механизм 2,

перемещаясь, изменяет

зазор 5 и соответственно изменяется давле-

J fi

[I

ющегося устройства Г Д Р с

термоком-

 

 

«

пенсацией

 

 

 

ние в мембранной коробке 5.

В связи с образованием перепада дав­

 

лений в дифференциальном узле, перемещается пластина 4 и зазор

 

между ней и компенсационным соплом 10 изменяется, регулируя дав­

 

ление в измерительной системе. Второй вариант схемы

(рис. 119,6)

і

отличается тем, что измерительное сопло / закреплено

непосредст­

 

венно на подвижной пластине 2 дифференциального

устройства.

 

При изменении температуры обрабатываемой детали сопло У переме­

 

щается относительно передающего механизма 3 и таким

образом

 

компенсируются температурные деформации. Третий вариант схемы

 

(рис. 119, в) предусматривает увеличение чувствительности

системы

 

путем введения

в измерительную систему мембранной

коробки

3

 

и закрепления компенсационного сопла 2 на подвижной

пластине

/.

 

286