Файл: Регулирование качества продукции средствами активного контроля..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рис. 137 представлена структурная блок-схема самоподнастраивающейся замкнутой цифровой системы программного управле­

ния

(ЗЦСПУ) чистовой обработкой

профильной части

турбинных

лопаток,

разработанная в Севастопольском

приборостроительном

институте [163].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗЦСПУ включает: цепи поперечного и продольного перемещения

инструмента, цепь управления скоростью

вращения лопатки и цепь

контроля текущего размера лопатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цепь

продольного

перемещения

(блок

управления

шаговым

двигателем БУД3,

шаговый двигатель

ШД3,

задатчик перемещений

ЗП2,

усилитель У3 ,

асинхронный

двигатель

Д2,

самотормозящая

червячная передача П2 и передача

винт-гайка качения ВГ2)

создает

равномерное перемещение инструмента

вдоль оси Y с шагом, соот­

ветствующим 3 Д ширины полосы обработки.

 

 

 

 

 

ВГІ)

Цепь

поперечного

перемещения

(БУД2,

ШД2, ЗПИ

У2, Ди

ПИ

предназначена

для огибания

инструментом

по

касательной

контура со снятием определенного

припуска.

 

 

(БУДі,

ШДі

 

Цепь управления скоростью вращения шпинделя

и редуктор РІ) предназначена для

получения постоянной

относи­

тельной

линейной

скорости перемещения

инструмента

по

контуру

обработки.

 

 

 

 

 

 

Y, X,

Vz и х , поступает

 

Программа, управляющая координатами

через считывающее устройство СУі с программоносителя — магнит­

ной ленты. Управляющее

 

устройство УУ

распределяет

импульсы

N Y , NX,

NV

И N X

ПО соответствующим координатам.

 

Узел самонастройки включает привод вращения магнитного ба­

рабана МБ

(БУДь

и ШДІ),

считывающее

устройство СУ2,

а также

цепь контроля

текущего

параметра — виброиндуктивные

датчики

размеров

ВДІ

И ВД2,

компаратор

К, аналого-кодовый преобразова­

тель АКП

 

и генератор импульсов

фиксированной частоты

ГИ.

Действие узла самонастройки основано на сравнении

величины

уставок,

записанных

на

МБ в виде разности

уровней

режущей

кромки инструмента и окончанием штока

датчика, и действитель­

ным смещением штока

датчика

относительно

уровня

уставки.

В зависимости от величины рассогласования в программу

вносятся

корректирующие поправки.

 

 

 

 

Кроме

автоматической

компенсации износа

инструмента узлом

самонастройки решается также задача коррекции программы, свя­ занная с тепловыми и упругими деформациями узлов станка и об­ рабатываемого изделия.

Самоподнастраивающиеся системы находят все большее приме­ нение в системах для автоматической оптимизации установки (на­

пример, лопаток турбин)

деталей сложной формы перед обработкой,

в частности, в системах

для оптимизации распределения припус­

ка [26]. В этом случае заготовку детали следует расположить так, чтобы припуск на обработку оказался бы одинаковым или близким к одинаковому. В системе для автоматического распределения при­ пусков (АРП) заготовка со всех сторон контролируется индуктив-

310


Рис. 137. Структурная схема самоподнастраивающейся замкнутой цифровой си­ стемы программного управления для чистовой обработки профиля турбинных лопаток:

2 — суммирующее устройство; ЛЗ,, Л32,

Л33 линии

задержки; КЛѴ

КЛ2, КЛ3 — элект­

ронные ключи; ИЛИ — схема

совпадения; СѴ

С2 — двоичные

счетчики

311

ными датчиками (их всего 16—22) с увеличенными рабочими хо­ дами. Датчики первоначально устанавливаются на нуль по образ­ цовой детали. Когда на станок устанавливается заготовка, то пока­ зания датчиков отклоняются от нуля. В качестве критерия опти­ мального положения заготовки принята величина наименьшего при­ пуска, которая затем максимизируется. Эта максимизация наи­ меньшего припуска в системе АРП выполняется перемещением за­ готовки по необходимому числу степеней свободы. Отправным принимается положение заготовки, определяемое ее техническими базами. Всего имеется шесть степеней свободы, пользуясь которыми заготовки можно перемещать в трехмерном пространстве коорди­ нат рабочей базы и траектории инструмента.

 

В настоящее время рассматриваются также вопросы возможно­

сти

применения

принципа инвариантности для

ССПУ станками

[75,

78].

 

 

 

 

Создание инвариантных

ССПУ металлорежущими станками —

это

проблема

определения

таких структур и параметров сис­

тем управления, при которых влияние произвольно

изменяющихся

внешних возмущений и собственных параметров систем на динами­ ческие характеристики процесса управления обработкой детали может быть частично или полностью скомпенсированным. Форми­ рование таких систем управления на основе применения теории инвариантности производится при отсутствии априорной информа­ ции о характере внешних возмущений и изменений параметров обрабатываемой детали. Созданные таким образом ССПУ станка­ ми будут обладать высокими показателями точности и качества, а также в меньшей степени подвержены влиянию различного рода помех.

§ 39. С Л Е Д Я Щ И Е СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО Р Е Г У Л И Р О В А Н И Я ТОЧНОСТИ ФОРМЫ

Вопросы точности образования формы, как и вопросы точности получения размеров, имеют важное значение для качества выпус­ каемых изделий.

В большинстве случаев отклонения от правильной формы зави­ сят от начальной неточности отдельных элементов станка и от не­ точности формы обрабатываемых заготовок, поэтому автоматиче­ ская компенсация погрешностей формы с помощью систем актив­

ного контроля весьма затруднительна. В этих условиях

возможно

применение в основном

блокирующих

или

разбраковывающих

устройств. Однако есть и такие погрешности формы, которые

можно

компенсировать с помощью подналадочных

систем регулирования.

К таким погрешностям в первую очередь

относится

конусность, а

также некоторые разновидности

непрямолинейности

образующих

обрабатываемой детали,

которые

могут

возникать под

влиянием

непрямолинейности режущей поверхности шлифовального

круга,

вызванной его неравномерным износом.

Автоматическая

 

компен-

312


сация конусности особенно важна при обработке длинных деталей. Решение этой проблемы открывает, например, возможность одношпиндельной обработки длинных ступенчатых валов.

Рассмотрим некоторые принципиально возможные методы авто­ матической компенсации конусности. На рис. 138 изображена схема автобалансного метода. Обрабатываемая деталь контролируется двумя индуктивными приборами L t и L 2 , установленными по краям детали. Катушки индуктивных датчиков включены в плечи электри­ ческого моста.

При возникновении конусности мост выходит из равновесногосостояния и в его диагонали возникает напряжение AU, которое

Рис. 138. Автобалансная схема компенса­

Рис. 139. Схема компенсации ко­

ции конусности

нусности с использованием пневма­

 

тической измерительной системы

через усилитель У и фазовый детектор ФД поступает в обмотку реверсивного электродвигателя М. Вращение вала электродвигате­

ля через соответствующую

передачу (на схеме условно

показана

рычажно-зубчатая) передается верхнему поворотному

столу ПС.

Стол будет поворачиваться

до тех пор, пока мост снова

не придет

в состояние баланса, которое наступает в тот момент, когда разме­ ры детали в контролируемых сечениях становятся одинаковыми.

На рис. 139 изображена схема автоматической компенсации ко­ нусности с применением пневматической измерительной системы. Данная система используется при шлифовании в автоматической линии по обработке шлицевых валов. Станок работает методом вре­ зания. Два связанных между собой сильфонных датчика получаютимпульсы от двух измерительных пневматических устройств, рас­ положенных по краям измеряемой детали. При черновом шлифова­ нии на поверхности детали образуется начальный конус, угол ко­ торого составляет несколько минут.

313-


После размыкания одного из

контактов датчика /

подается

команда на переключение станка с черновой

подачи на

чистовую

и одновременно на поворот пиноли

задней

бабки, центр

которой

расположен эксцентрично по отношению к оси пиноли. При поворо­ те пиноли (гидравлическим способом) начальный конус постепен­ но «выбирается». Команда на прекращение поворота подается при замыкании контакта датчика 2. Последний настроен таким образом, что замыкание его контакта происходит при равенстве размеров детали в контролируемых сечениях. Процесс обработки прекращает­ ся при замыкании второго контакта датчика /.

Особенно существенно влияют на искажение формы изношен­ ной поверхности неравномерный износ направляющих, ходовых винтов, кулачковых механизмов, кулис и других элементов станков.

Износ узлов и элементов машин — наиболее характерное след­ ствие медленно протекающих процессов. Износ снижает техниче-

11

3

4

Рис. 140. Принципиальная схема автоматической компенсации износа направляющих

ские характеристики станков, и в первую очередь точность обра­ ботки.

В качестве примера рассмотрим метод автоматической компен­ сации положения суппорта при износе его направляющих, разрабо­ танный А. С. Прониковым.

Суппорт 3 (рис. 140) имеет направляющие в виде пластмассо­ вых вставок 8, помещенных в стаканы 7. При перемещении по на­ правляющим станины 6, которые практически не изнашиваются, суппорт изменяет свое начальное положение в результате износа вставок 8.

Для контроля за положением суппорта служат штифты 4, кото­ рые при опускании воздействуют на датчики 5. Датчики установле­ ны таким образом, что их мерительные штифты контролируют раз­ меры, т. е. положение суппорта 3 по отношению базовой направ­ ляющей 6.

При опускании суппорта ниже размера h датчик путем подачи пластмассовой вставки 8 на небольшую величину дает команду об автоматической компенсации износа. Для этого в автокомпенсато-

314


ре предусмотрен винт 1 и поршенек 2 или какое-либо иное устрой­ ство, обеспечивающее периодическую подачу вставки 8 и восстанов­ ление за счет этого положения суппорта 3.

Если система выполнена с ручной компенсацией износа, то датчики и механизмы регулирования отсутствуют. В этом случае размер h периодически проверяют обычными мерительными сред­ ствами, а положение суппорта восстанавливают поворотом винта /.

Известные способы уменьшения погрешностей шага винтовых поверхностей в процессе обработки с помощью коррекционных ли­ неек, эталонных винтовых пар и другие способы не предусматрива­ ют внесение коррекции непосредственно по результатам измерения винтовой поверхности. Этого недостатка лишена разработанная в ОКБ подналадочная система управляющего контроля к токарновинторезному станку (рис. 141).

В системе подналадочные перемещения инструмента / осуществ­ ляются по сигналам датчика 4, установленного на резцовом суп-

Рис. 141. Блок-схема

подналадочной

системы ОКБ

с компенсацией погреш-

дйижения суппорте ностей шага

винтовых

поверхностей

порте 2 через блок преобразователя 6. Измерительный щуп 5 датчи­ ка касается обрабатываемой винтовой поверхности изделия 3 с не­ которым смещением по фазе по отношению к инструменту. В систе­ ме, разработанной ОКБ, смещение устанавливалось 180°. Сигнал рассогласования, получаемый от датчика через блок преобразова­ теля, передается на исполнительный механизм, представляющий блок реверсивного электродвигателя с винтовой передачей, шаг ко­ торой равен 4 мм. Перемещение от винта исполнительного механиз­ ма передается на рычаг коррекционного устройства станка и через него на каретку с инструментом с уменьшением в 200 раз. Испыта­ ния системы показали, что нестабильность срабатывания исполни­ тельного механизма составляет 5°, что соответствует у 7 2 части оборота. При пересчете на погрешность перемещения инструмента это составляет 0,3 мкм.

Принципиально автоматическая компенсация отклонений от пра­ вильной геометрической формы возможна, когда в технологической системе есть соответствующий подвижный компенсатор (регулиро-

315