Файл: Регулирование качества продукции средствами активного контроля..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

димым условием при этом является обеспечение круглошлифовальным станком точности получения размера, правильной геометри­ ческой формы и шероховатости поверхности обрабатываемой дета­ ли, соответствующих допуску на зазор (натяг) в сопряжении.

Приборы для комплектного шлифования состоят из двух изме­

рительных

устройств. Первое

располагается рядом

со

станком и

измеряет

диаметр отверстия,

второе — на

станке и

осуществляет

управление циклом работы станка по результатам

контроля

диа­

метра вала в процессе шлифования.

 

 

 

 

Оба измерительных устройства связаны между

собой диффе­

ренциальной электрической или пневматической схемой

так,

что

окончание

обработки вала соответствует

заданному

зазору

или

натягу в его сопряжении с обработанным

отверстием.

 

 

Рис. 144. Прибор «Дельталимит» фир­ мы «Мовоматик»

Приборы для шлифования по сопряженной детали выпускает значительное количество зарубежных фирм. К ним относятся: «Мо­ воматик» (Швейцария), выпускающая специальный прибор «Дель­ талимит»; «Мерцер» (Англия), «Марпосс» (Италия), «Индастриэл Гейдж Корпорейшн» (США), «Ковентри Гейдж» (Англия), ЕАМ (Франция), выпускающая приборы «Стоп-Кот» и др.

Прибор «Дельталимит» фирмы «Мовоматик» (рис. 144) основан на емкостном методе измерения и позволяет непрерывно опреде­ лять разницу в размерах сопрягаемых деталей. Измерительное устройство «Интерлимит» 3 для внутренних измерений, с помощью которого определяется диаметр заранее обработанной сопрягаемой детали (втулки), устанавливается на специальном столе вблизи

320


шлифовального станка и может снабжаться различными измери­

тельными органами, предназначенными для измерения

диаметров

отверстия деталей, выполненных

с допусками ±0,05

мм — для

диаметров 4—10 мм и с допусками

±0,1 мм для больших

диамет­

ров. Измерительное устройство «Моволимит» 1 для контроля валов в процессе обработки содержит двухконтактную скобу, переключа­

тель 5, усилитель с управляющим

устройством 4 и

показывающее

устройство 2.

 

 

Переключатель предназначен

для переключения

прибора на

заданный характер измерений: автоматический контроль вала по сопрягаемой детали, контроль только размеров отверстий и конт­ роль валов при шлифовании обычным методом. Измерительное усилие в приборах регулируемое и может быть уменьшено до 50 г. Приборы практически безынерционны.

Система «Дирак» фирмы «Марпосс», осуществляющая сопря­ женное шлифование деталей, может быть построена с использова­

нием различных типов приборов

этой фирмы. Принцип

измерения

индуктивный.

Система состоит

из двух

измерительных

головок

нормального

исполнения,

применяемых

обычно для

контроля

в процессе обработки, и

специального электронного блока. Точ­

ность пригонки деталей определяется погрешностью измерительных

головок,

которая в нормальных цеховых условиях не превыша­

ет ±0,5 мкм.

Нашей

промышленностью для комплектной обработки выпус­

кается пневматический прибор БВ-4009. Прибор выпускается в двух исполнениях: дифференциального типа (БВ-4009Д) и недиффе­ ренциального (БВ-4009НД). Принципиальная схема прибора пер­ вого типа показана на рис. 145. Прибор состоит из отсчетного устройства 3, в одну из ветвей которого включено утройство / для

измерения

диаметра

отверстия Di втулки 2, а в другую — измери­

тельная скоба 4, с помощью

которой

измеряется

диаметр D 2

при­

гоняемого

вала 5. Для того

чтобы

независимо от величины D 4

(в пределах 50—70 мкм) отсчетное устройство 3 выдавало

команду

на окончание обработки вала

при достижении

зазором

(натягом)

постоянной

величины

(Di — D 2 = const), необходимо, чтобы

пере­

даточные отношения обеих ветвей измерительной схемы были рав­

ны. В этом случае при увеличении

размера Di очередной

 

втулки,

т. е. при увеличении

зазора

Di А на

определенную

величину,

команда отсчетным

устройством будет

выдана при увеличении

на

ту же величину зазора S, т. е. при большем

значении диаметра

D 2

шлифуемого вала. Таким образом, величина

зазора в сопрягаемой

паре останется постоянной. На рис. 146 показана

принципиальная

схема

прибора

недифференциального типа.

Он состоит из

отсчет­

ного

устройства

3, измерительной

скобы 4,

с помощью

которой

измеряется диаметр D 2 шлифуемого вала 5, и измерительной

стан­

ции /, с помощью которой

измеряется

диаметр

D t окончательно

обработанного отверстия втулки 2. Отличие

от предыдущего при­

бора

состоит в том, что измерительные

сопла скобы 4 и станции 1

21—2891

321


Рис. 145. Принципиальная схема

прибора

Рис.

146.

Принципиальная

схема

БВ-4009Д дифференциального

типа

 

БВ-4009НД недифференциального

включены в одну ветвь пневматической

системы. В этом

 

случае

постоянство зазора (натяга) £>іD2 =const

обеспечивается

при

условии S i + 5 2 = const. Из схемы видно, что при увеличении

раз­

мера D t зазор S i уменьшается, поэтому команда прибора

произой­

дет при увеличении зазора S2, а следовательно, и диаметра

D 2 на

ту же величину. Таким образом,

величина

зазора в сопрягаемой

паре остается постоянной. Точностные и эксплуатационные

харак­

теристики

недифференциального

и дифференциального

приборов

практически

одинаковы. Они обеспечивают

обработку — пригонку

вала к готовому отверстию с требуемым зазором

(натягом)

с точ­

ностью 1—2 мкм.

 

 

 

 

 

 

 

При измерении глубоких отверстий

предпочтительнее

 

приме­

нять дифференциальный прибор

с бесконтактной

пневматической

пробкой. Недифференциальный прибор позволяет иметь более про­ стую измерительную станцию универсального назначения.

Бюро взаимозаменяемости разработало прибор для сопряжен­ ного шлифования мод. БВ-4125, основанный на индуктивном прин­ ципе измерения. Погрешность сопряжения, обеспечивающаяся этим прибором, не превышает 0,5 мкм.

§ 42. СИСТЕМЫ Н Е Р А З Р У Ш А Ю Щ Е Г О АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛ Я

Важной стороной, характеризующей качество изделия (его на­ дежность и долговечность), является физико-химическое состояние материала, деталей, частей и машины в целом. Не обнаруженные скрытые пороки деталей приводят к резкому ухудшению эксплуата­ ционных свойств машины даже при идеально выдержанных всех размерных допусках. Для определения отклонений в структуре металлов, незначительных изменений качества обработанной по­ верхности, обнаружения трещин или других дефектов, для измере­ ния толщины материалов и покрытий, а также для определения других характеристик изделий широкое распространение получили методы неразрушающего контроля (рентгено- и гаммаграфический, магнитный, электроиндукционный, ультразвуковой, люминесцент­ ный и т. д.). Так, благодаря внедрению ультразвуковых дефекто­ скопов, предназначенных для автоматизации контроля структуры металлов в производственных условиях, а также изделий с необ­ работанной поверхностью, контроль качества валов турбогенера­ торов, гребных валов судов, турбинных дисков и других крупных металлических деталей стал более надежным и эффективным. Созданы различные дефектоскопы для автоматического определе­ ния качества сварных швов, литья и т. д. При помощи дефектоско­ пов выявляются расслоения в прокатных стальных листах и трубах любой толщины. Внедрение дефектоскопов на железнодорожном транспорте позволило осуществлять контроль качества рельсов на протяжении всего пути. Замена обычного метода контроля твердо­ сти прибором Роквелла магнитными методами ускоряет процесс контроля более чем в 100 раз.

21*

323


За последние годы все более широко применяется электроиндук­ ционный (электроиндуктивный) метод, известный под названием метода «вихревых токов». Этот метод успешно применяется для выявления различных дефектов при измерении диаметра проволоки, труб и толщины полос, контроля качества металлического и неме­ таллического литья и измерения толщины покрытий, измерения напряжений и предупреждения усталостного разрушения, обнару­ жения ферромагнитных включений в алюминиевых листах, конт­ роля структуры материалов и т. п.

Существенное преимущество электроиндукционного метода по сравнению с другими методами неразрушающего контроля состоит

Рис. 147. Блок-схема системы автоматического контроля и регули­ рования толщины стенки труб на стане ХПТ

в том, что при относительно небольших габаритных размерах из­ мерительной аппаратуры он обеспечивает возможность скоростно­ го стопроцентного непрерывного автоматического контроля изго­ товляемых изделий.

На рис. 147 показана блок-схема системы неразрушающего ав­ томатического контроля и регулирования толщины стенки немаг­ нитных труб на стане холодной прокатки валкового типа. Эта сис­ тема реагирует на все не поддающиеся учету изменения процесса прокатки, приводящие к отклонению толщины стенки трубы от за­ данного значения, регулируя процесс прокатки по отклонению тол­ щины стенки от номинального значения. Сущность процесса регули­ рования заключается в изменении кольцевого зазора между ручьем

калибра и конической

оправкой

перемещения

последней

в

очаге

деформации во время

прокатки.

 

 

 

 

 

Отклонения толщины стенки

трубы от номинального

значения

фиксируются датчиком / измерителя

толщины

стенки 2.

Сигнал,

пропорциональный величине и знаку отклонения

толщины

стенки

от номинального значения, поступает

на вход регулирующего

уст­

ройства 3. Регулирующее устройство определяет время и направле­ ние вращения привода накопителя перемещения 5. Необходимость

3 2 4


i

в накопителе перемещения вызвана тем, что отработка сигнала рассогласования осуществляется не непрерывно, а лишь в моменты, когда оправка освобождается и имеет возможность передвигаться. Одновременно включается привод механизма зажима упорного под­ шипника каретки стрежня 6 и привод 4 механизма перемещения оправки 7.

После перемещения оправки на заданную величину зажимается упорный подшипник каретки стержня, и система отключается на время, необходимое для подхода исправленного участка трубы к месту установки датчика. По истечении этого времени, называе­ мого интервалом регулирования, система оказывается в исходном

Рис. 148. Схема яеразрушающего блокировочного конт­ роля сверла с помощью индуктивного датчика

положении, и в случае повторного отклонения толщины стенки от номинального значения процесс повторяется.

На станах холодной и теплой прокатки невозможно полностью исправлять поперечную разностенность. Поэтому в процессе регу­ лирования устраняется лишь продольная разностенность. Для этого необходимо получать информацию о среднем значении толщины стенки в каждом сечении прокатываемой трубы. В системе ис­ пользован фазочувствительный измеритель толщины стенки трубы. Для измерения усредненной по периметру толщины стенки трубы в приборе применены проходные кольцевые индукционные датчики, основанные на методе «вихревых токов».

На автоматических линиях применяются также косвенные мето­ ды контроля глубины просверленных отверстий путем определения положения режущего инструмента. Характерным примером приме­ нения устройства, основанного на таком неразрушающем методе контроля, является устройство фирмы «Бур Машин-Тул» (рис. 148), которое применяется при контроле глубоких отверстий малого диа­ метра (длина этих отверстий превышает диаметр более чем в 60 раз). Над каждым сверлом (в том месте, где при полном его отводе находится конец сверла / ) помещается малогабаритный

325