Файл: Пустовойтенко И.П. Предупреждение и ликвидация аварий в бурении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 2

 

 

 

 

 

Количество

 

 

 

 

 

аварий,

 

 

 

Вид

повреждения

% к

обще­

 

 

 

 

 

му

коли­

 

 

 

 

 

честву

Срыв

резьбы

трубы

32,1

Слом

по

телу . .

28,4

 

 

 

В

том числе:

 

 

вследствие

уменьшения толщины стен-

 

 

ки

 

 

 

17,3

по

другим

причинам

11,1

Повреждение клиньями ПКР и механиз­

 

мами

АСП

 

 

17,9

Слом

по

резьбе

вследствие

усталостного

6,8

разрушения

 

 

 

Прочие

виды

 

 

14,8

 

 

Итого

100

освободить прихваченную бурильную колонну вращением ротора и расхаживанием. Причины этих аварий пока не установлены, но можно предполагать, что ими являются большие динамические нагрузки на резьбовое соединение.

Для слома труб по телу характерны поломки в местах, где прочность трубы снижена вследствие одностороннего износа по наружному диаметру в результате трения трубы о стенки сква­ жины (17,3%). Наибольшему износу подвержены трубы в средней части. Другой причиной этих аварий являются поломки труб из-за подъема их на одном штропе. Такие аварии происходят в том случае, если не применяют клинья, встроенные в ротор. Часть аварий происходит при ликвидации аварий из-за приложения чрез­ мерных нагрузок.

Бурение трубами из легких сплавов ведется преимущественно там, где при спуско-подъемных операциях применяют клинья, встроенные в ротор, и где работают механизмы АСП. В этих усло­ виях в зоне работы плашек механизмов наблюдается образование ориентированных насечек в основном из-за применения сухарей, несоответствующих наружному диаметру труб, из-за чрезмерно острых насечек и периферийных сухарей, а также из-за большого люфта и неравномерной посадки клиньев на трубы. В последую­

щем в этом месте создаются зоны опасности,

развивается трещина

и происходит слом

трубы.

 

 

 

 

Слом трубы

по

телу

на

участке

трубной

резьбы

наблюдается

при бурении с

трубами

из

легких

сплавов,

однако

аварий этого

вида очень мало по сравнению с авариями с трубами с высажен­ ными внутрь концами. Объясняется это тем, что у труб из легких сплавов почти в 3 раза уменьшаются действующие напряжения

30


знакопеременного изгиба, а также повышается коррозионно-уста- лостная стойкость резьбового соединения вследствие применения специальной смазки «Герметик» при соединении трубы с замком.

Около 15% аварий произошло по другим причинам. В началь­ ный период освоения бурения трубами из легких сплавов*был ряд случаев слома труб в высаженной части из-за размыва в зоне установки шламового фильтра под квадратом. Прочность труб иногда ослаблялась образованием выточек под муфтой, и трубы ломались. Такие аварии характерны для роторного бурения.

Следует отметить, что основная масса аварий происходит при бурении и проработке (более 43%), третья часть всех аварий с трубами из легких сплавов происходит при ликвидации аварий.

Падение бурильной колонны вследствие ее подъема на одном штропе

Падение бурильных колонн из-за подъема на одном штропе происходит вследствие недосмотра за операциями. Рассмотрим следующий пример. Скважина имела глубину 2325 м при проект­ ной глубине 2500 м. В процессе бурильной колонны при спуске элеватора за 36-ой свечой крюк был опущен немного ниже, чем следовало, в результате чего не смогли одновременно перенести штропы с освобожденного элеватора и вставить их в проушину элеватора, стоявшего на роторе, на котором висела бурильная колонна. При подъеме талевой системы с крюком успели вставить штроп в одну проушину элеватора, а в другую не успели. В ре­ зультате этого бурильная колонна весом около 50 тс оказалась приподнятой на одном штропе на высоту 20—25 см над столом ро­ тора. Это вызвало сильный изгиб трубы под элеватором. При по­ садке колонны на ротор труба начала изгибаться под элеватором в другую сторону. После посадки бурильной колонны на стол ротора труба сломалась и 1430 м бурильных труб с турбодолотом упали на забой. Так как необсаженная часть скважины выходила из-под башмака кондуктора более чем на 2000 м и имела каверны, бурильные трубы сильно изогнулись. Расхаживание и работы домкратом не дали положительных результатов.

Обрыва труб, следовательно,

и падения бурильной

колонны

в скважину при подъеме ее на одном штропе можно

избежать,

если применить один из способов, описанных в разделе

«Предуп­

реждение падения бурильных колонн».

 

Падение бурильной колонны из-за поломки

 

и неисправности спуско-подъемного инструмента

При расхаживании бурильной

колонны во время прихвата ее

или остановки в скважине на уступе часто штроп вертлюга выпа­ дает из зева крюка, вследствие чего бурильная колонна может

31


упасть на забой. Эта неисправность объясняется неудовлетвори­ тельной конструкцией защелок крюка, не обеспечивающей надеж­ ность их в работе. Примером подобной аварии является следующий случай. В скважине диаметром 243 мм на глубине 2101 м (при забое 2503 м) сломалась в утолщенном конце бурильная 114-мм колонна. При помощи колокола подняли 450 м труб, затем про­ изошла затяжка. При натяжении с усилием до 160 тс колонна оборвалась, получился прыжок ее вместе с ведущей трубой и

вертлюгом. Штропом вертлюга была

открыта защелка,

и

вертлюг

с бурильной колонны начал падать. При ударе о ротор

ведущая

труба

оборвалась

по телу

 

у переводника.

Бурильная

колонна

упала в скважину и встала

в два ряда на глубине

1349 м. Извлечь

бурильные трубы не удалось, и скважина

была

ликвидирована.

Другой пример. При забое скважины

1984 м спускали

буриль­

ную колонну с метчиком для ловли ранее оставленной

колонны.

При

спуске 22-й свечи (545

м) колонна

остановилась,

не доходя

7 м

до ротора.

Элеватор

 

спустили

ниже

муфты

на

60—70 см.

Затем

колонна сорвалась

с

уступа,

ударив

муфтой

об элеватор.

8 момент этого удара сломался ствол подъемного крюка

в шейке

у резьбы. Колонна вместе с зевом крюка, элеватором и штропами ударилась о ротор. При ударе сломалась собачка элеватора, и бу­ рильная колонна с метчиком на конце упала в скважину. После­ дующими работами было установлено, что упавшая колонна спу­ стилась на 33 м ниже головы ранее оставленной в скважине ко­ лонны. Авария была ликвидирована через 11 мес.

Можно привести много других примеров сложных аварий, выз­ ванных падением колонн из-за слома и неисправности спускоподъемного инструмента. Причинами всех этих аварий являются несовершенство конструкции защелки подъемного крюка, поломка боковых серег и ствола крюка, а также срез болтов планки, предохраняющий гайку ствола от поворота, поломки хомута сто­ порного устройства крюка [1].

В редких случаях причиной падения бурильных колонн явля­ ется поломка штропов. Штропы вообще работают безотказно, но при чрезмерных нагрузках они рвутся, в результате чего буриль­ ная колонна падает в скважину.

Причиной падения бурильной колонны в скважину может быть

самопроизвольное открытие элеватора из-за выработки

посадоч­

ных мест (т. е. мест, на которые опирается муфта) или

сработки

шарнирного пальца элеватора.

 

Падение бурильной колонны в скважину может быть вызвано также несовершенством конструкции или неисправностью элева­ торов. Недостатки их конструкции вскрывает, например, следую­ щий случай. Бурильная 141-мм колонна при спуске в скважину на глубине 1400 м встала на уступ. Талевая система продолжала двигаться и отошла от элеватора на 50—60 см. При включении муфты тихого хода для подъема талевой системы колонна сорва­ лась с уступа и стала падать. От удара муфты по элеватору выс-

32


кочили две шпильки, отсоединились оба штропа и открылась створка элеватора. Колонна упала на забой.

У элеваторов

защелка легко открывается, а пружина быстро

деформируется.

 

 

При остановке

бурильной колонны на уступе во время

спу­

ска элеватор отходит от муфты. При движении его по трубе

за­

щелка поднимается, открывается крышка элеватора и при после­ дующем срыве колонна падает в скважину. Подобные аварии произошли, например, при разбуривании кембрийских отложений в скважинах с проектными глубинами 2500—3000 м, где встреча­ лась толща каменной соли мощностью от 800 до 1200 м с неболь­ шими пропластками доломитов. Из-за разной твердости пород и способности солей растворяться в воде почти в каждой скважине образовывалось множество уступов, которые были причиной оста­

новки бурильных

колонн, а следовательно, и причиной многих ава­

рий с падением колонн.

В другом случае при бурении четырех разведочных скважин

проходка за 2 мес составляла 3000 м, но за это время было 11 ава­

рий с падением

бурильных колонн в скважину и с потерей более

5 тыс. бурильных

труб.

Падение бурильной колонны из-за неисправности

 

тормозной системы

Основными неисправностями тормозной системы, приводящими

к падению бурильных колонн в скважину, являются: разрыв тор­ мозной ленты, чрезмерный износ тормозных колодок, износ шар­ нирных соединений, заклинивание тормозного рычага, неисправ­ ность предохранительного устройства тормозного рычага, рас­ стройство резьбового соединения натяжного болта тормозной ленты и разрыв тормозных шкивов лебедки.

При длительной эксплуатации лебедок происходит разрыв тор­ мозных лент по микротрещинам, которые возникают в больших шарнирах тормозных лент, около заклепок и в прилегающих к ним зонах. Разрывы обычно происходят в момент резкого тор­ можения. Под действием резких динамических нагрузок в металле лент около шарниров возникают усталостные напряжения, приво­ дящие к образованию микротрещин, а затем к разрыву тормозных лент.

Причиной падения бурильных колонн в скважину может быть также износ тормозных колодок. При сильном износе (с уменьше­ нием толщины колодки до 18 мм и менее) резкое торможение приводит к срыву отдельных колодок, которые, попадая между бандажом и другой тормозной колодкой, уменьшают величину охвата бандажа и, следовательно, резко сокращают силу торможе­ ния, от чего происходит удар колонны о ротор с последующей поломкой бурильной колонны и падением ее в скважину.

3 Зак . № 545

33


Сильный нагрев бандажей и колодок также сокращает усилия торможения.

При спуске бурильной колонны большое значение имеют гид­ равлические тормоза. Отключение их при спуске колонны на большой глубине приводит к резкому снижению тормозных усилий и, как и в предыдущем случае, к удару колонны о ротор со всеми вытекающими последствиями. Отключение гидравлического тор­

моза происходит вследствие сработки кулачковых муфт,

которые

в период передачи максимального крутящего момента

отходят

друг от друга.

 

Заклинивание тормозного рычага приводит к авариям. Чаще всего эти аварии бывают вызваны обрывом цепей на большой ше­

стерне подъемного вала

лебедки, особенно однородных цепей,

из-за малого расстояния

между зубчатыми колесами и валом.

Причиной аварии может быть и недосмотр за состоянием цеп­ ных передач.

От состояния шарнирных соединений тормозной системы зави­ сят своевременность и надежность торможения. При изношенных шарнирах образующиеся люфты приводят к увеличению свобод­ ного хода тормозной рукоятки, которая, быстро опускаясь, в опре­ деленный момент не в состоянии будет затормозить движущуюся с большой скоростью бурильную колонну. Износ шарнирных сое­ динений обусловлен тяжелыми условиями работы, их плохой смаз­ кой, попаданием на них раствора, воды, частиц разрушенных тормозных колодок.

Резьбовые соединения натяжного болта тормозной ленты на­ рушаются из-за динамических нагрузок и тяжелых условий их эксплуатации.

Основными причинами аварий вследствие неисправности тор­ мозной системы является слабый контроль за состоянием ее узлов; несоблюдение правил эксплуатации и плохой уход за узлами тор­ мозной системы; отсутствие периодичности осмотра и проверки дефектоскопом наиболее напряженных узлов и сочленений.

Кроме перечисленных, известны также случаи падения буриль­ ных колонн из-за оставления их на весу при незакрепленной спе­ циальным фиксатором тормозной рукоятке лебедки или при фик­ сации только подвешиванием груза.

Падение бурильной колонны при сломе или разрушении сопряжений ее элементов во время спуско-подъемных операций

Падение бурильных колонн в скважину при спуско-подъемных операциях происходит из-за слома труб по телу или из-за разру­ шения сопряжений элементов бурильных колонн, т. е. вырыва резьбы замкового ниппеля или муфты, разрушения соединений элементов бурильной колонны (замков, муфт) по трубной резьбе.

34