Файл: Пустовойтенко И.П. Предупреждение и ликвидация аварий в бурении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
Т а б л и ц а 2
|
|
|
|
|
Количество |
|
|
|
|
|
|
аварий, |
|
|
|
|
Вид |
повреждения |
% к |
обще |
|
|
|
|
|
му |
коли |
|
|
|
|
|
честву |
|
Срыв |
резьбы |
трубы |
32,1 |
|||
Слом |
по |
телу . . |
28,4 |
|||
|
|
|
В |
том числе: |
|
|
вследствие |
уменьшения толщины стен- |
|
||||
|
ки |
|
|
|
17,3 |
|
по |
другим |
причинам |
11,1 |
|||
Повреждение клиньями ПКР и механиз |
|
|||||
мами |
АСП |
|
|
17,9 |
||
Слом |
по |
резьбе |
вследствие |
усталостного |
6,8 |
|
разрушения |
|
|
|
|||
Прочие |
виды |
|
|
14,8 |
||
|
|
Итого |
100 |
освободить прихваченную бурильную колонну вращением ротора и расхаживанием. Причины этих аварий пока не установлены, но можно предполагать, что ими являются большие динамические нагрузки на резьбовое соединение.
Для слома труб по телу характерны поломки в местах, где прочность трубы снижена вследствие одностороннего износа по наружному диаметру в результате трения трубы о стенки сква жины (17,3%). Наибольшему износу подвержены трубы в средней части. Другой причиной этих аварий являются поломки труб из-за подъема их на одном штропе. Такие аварии происходят в том случае, если не применяют клинья, встроенные в ротор. Часть аварий происходит при ликвидации аварий из-за приложения чрез мерных нагрузок.
Бурение трубами из легких сплавов ведется преимущественно там, где при спуско-подъемных операциях применяют клинья, встроенные в ротор, и где работают механизмы АСП. В этих усло виях в зоне работы плашек механизмов наблюдается образование ориентированных насечек в основном из-за применения сухарей, несоответствующих наружному диаметру труб, из-за чрезмерно острых насечек и периферийных сухарей, а также из-за большого люфта и неравномерной посадки клиньев на трубы. В последую
щем в этом месте создаются зоны опасности, |
развивается трещина |
||||||
и происходит слом |
трубы. |
|
|
|
|
||
Слом трубы |
по |
телу |
на |
участке |
трубной |
резьбы |
наблюдается |
при бурении с |
трубами |
из |
легких |
сплавов, |
однако |
аварий этого |
вида очень мало по сравнению с авариями с трубами с высажен ными внутрь концами. Объясняется это тем, что у труб из легких сплавов почти в 3 раза уменьшаются действующие напряжения
30
знакопеременного изгиба, а также повышается коррозионно-уста- лостная стойкость резьбового соединения вследствие применения специальной смазки «Герметик» при соединении трубы с замком.
Около 15% аварий произошло по другим причинам. В началь ный период освоения бурения трубами из легких сплавов*был ряд случаев слома труб в высаженной части из-за размыва в зоне установки шламового фильтра под квадратом. Прочность труб иногда ослаблялась образованием выточек под муфтой, и трубы ломались. Такие аварии характерны для роторного бурения.
Следует отметить, что основная масса аварий происходит при бурении и проработке (более 43%), третья часть всех аварий с трубами из легких сплавов происходит при ликвидации аварий.
Падение бурильной колонны вследствие ее подъема на одном штропе
Падение бурильных колонн из-за подъема на одном штропе происходит вследствие недосмотра за операциями. Рассмотрим следующий пример. Скважина имела глубину 2325 м при проект ной глубине 2500 м. В процессе бурильной колонны при спуске элеватора за 36-ой свечой крюк был опущен немного ниже, чем следовало, в результате чего не смогли одновременно перенести штропы с освобожденного элеватора и вставить их в проушину элеватора, стоявшего на роторе, на котором висела бурильная колонна. При подъеме талевой системы с крюком успели вставить штроп в одну проушину элеватора, а в другую не успели. В ре зультате этого бурильная колонна весом около 50 тс оказалась приподнятой на одном штропе на высоту 20—25 см над столом ро тора. Это вызвало сильный изгиб трубы под элеватором. При по садке колонны на ротор труба начала изгибаться под элеватором в другую сторону. После посадки бурильной колонны на стол ротора труба сломалась и 1430 м бурильных труб с турбодолотом упали на забой. Так как необсаженная часть скважины выходила из-под башмака кондуктора более чем на 2000 м и имела каверны, бурильные трубы сильно изогнулись. Расхаживание и работы домкратом не дали положительных результатов.
Обрыва труб, следовательно, |
и падения бурильной |
колонны |
в скважину при подъеме ее на одном штропе можно |
избежать, |
|
если применить один из способов, описанных в разделе |
«Предуп |
|
реждение падения бурильных колонн». |
|
|
Падение бурильной колонны из-за поломки |
|
|
и неисправности спуско-подъемного инструмента |
||
При расхаживании бурильной |
колонны во время прихвата ее |
или остановки в скважине на уступе часто штроп вертлюга выпа дает из зева крюка, вследствие чего бурильная колонна может
31
упасть на забой. Эта неисправность объясняется неудовлетвори тельной конструкцией защелок крюка, не обеспечивающей надеж ность их в работе. Примером подобной аварии является следующий случай. В скважине диаметром 243 мм на глубине 2101 м (при забое 2503 м) сломалась в утолщенном конце бурильная 114-мм колонна. При помощи колокола подняли 450 м труб, затем про изошла затяжка. При натяжении с усилием до 160 тс колонна оборвалась, получился прыжок ее вместе с ведущей трубой и
вертлюгом. Штропом вертлюга была |
открыта защелка, |
и |
вертлюг |
|||||||||
с бурильной колонны начал падать. При ударе о ротор |
ведущая |
|||||||||||
труба |
оборвалась |
по телу |
|
у переводника. |
Бурильная |
колонна |
||||||
упала в скважину и встала |
в два ряда на глубине |
1349 м. Извлечь |
||||||||||
бурильные трубы не удалось, и скважина |
была |
ликвидирована. |
||||||||||
Другой пример. При забое скважины |
1984 м спускали |
буриль |
||||||||||
ную колонну с метчиком для ловли ранее оставленной |
колонны. |
|||||||||||
При |
спуске 22-й свечи (545 |
м) колонна |
остановилась, |
не доходя |
||||||||
7 м |
до ротора. |
Элеватор |
|
спустили |
ниже |
муфты |
на |
60—70 см. |
||||
Затем |
колонна сорвалась |
с |
уступа, |
ударив |
муфтой |
об элеватор. |
||||||
8 момент этого удара сломался ствол подъемного крюка |
в шейке |
у резьбы. Колонна вместе с зевом крюка, элеватором и штропами ударилась о ротор. При ударе сломалась собачка элеватора, и бу рильная колонна с метчиком на конце упала в скважину. После дующими работами было установлено, что упавшая колонна спу стилась на 33 м ниже головы ранее оставленной в скважине ко лонны. Авария была ликвидирована через 11 мес.
Можно привести много других примеров сложных аварий, выз ванных падением колонн из-за слома и неисправности спускоподъемного инструмента. Причинами всех этих аварий являются несовершенство конструкции защелки подъемного крюка, поломка боковых серег и ствола крюка, а также срез болтов планки, предохраняющий гайку ствола от поворота, поломки хомута сто порного устройства крюка [1].
В редких случаях причиной падения бурильных колонн явля ется поломка штропов. Штропы вообще работают безотказно, но при чрезмерных нагрузках они рвутся, в результате чего буриль ная колонна падает в скважину.
Причиной падения бурильной колонны в скважину может быть
самопроизвольное открытие элеватора из-за выработки |
посадоч |
ных мест (т. е. мест, на которые опирается муфта) или |
сработки |
шарнирного пальца элеватора. |
|
Падение бурильной колонны в скважину может быть вызвано также несовершенством конструкции или неисправностью элева торов. Недостатки их конструкции вскрывает, например, следую щий случай. Бурильная 141-мм колонна при спуске в скважину на глубине 1400 м встала на уступ. Талевая система продолжала двигаться и отошла от элеватора на 50—60 см. При включении муфты тихого хода для подъема талевой системы колонна сорва лась с уступа и стала падать. От удара муфты по элеватору выс-
32
кочили две шпильки, отсоединились оба штропа и открылась створка элеватора. Колонна упала на забой.
У элеваторов |
защелка легко открывается, а пружина быстро |
|
деформируется. |
|
|
При остановке |
бурильной колонны на уступе во время |
спу |
ска элеватор отходит от муфты. При движении его по трубе |
за |
щелка поднимается, открывается крышка элеватора и при после дующем срыве колонна падает в скважину. Подобные аварии произошли, например, при разбуривании кембрийских отложений в скважинах с проектными глубинами 2500—3000 м, где встреча лась толща каменной соли мощностью от 800 до 1200 м с неболь шими пропластками доломитов. Из-за разной твердости пород и способности солей растворяться в воде почти в каждой скважине образовывалось множество уступов, которые были причиной оста
новки бурильных |
колонн, а следовательно, и причиной многих ава |
рий с падением колонн. |
|
В другом случае при бурении четырех разведочных скважин |
|
проходка за 2 мес составляла 3000 м, но за это время было 11 ава |
|
рий с падением |
бурильных колонн в скважину и с потерей более |
5 тыс. бурильных |
труб. |
Падение бурильной колонны из-за неисправности |
|
|
тормозной системы |
Основными неисправностями тормозной системы, приводящими |
к падению бурильных колонн в скважину, являются: разрыв тор мозной ленты, чрезмерный износ тормозных колодок, износ шар нирных соединений, заклинивание тормозного рычага, неисправ ность предохранительного устройства тормозного рычага, рас стройство резьбового соединения натяжного болта тормозной ленты и разрыв тормозных шкивов лебедки.
При длительной эксплуатации лебедок происходит разрыв тор мозных лент по микротрещинам, которые возникают в больших шарнирах тормозных лент, около заклепок и в прилегающих к ним зонах. Разрывы обычно происходят в момент резкого тор можения. Под действием резких динамических нагрузок в металле лент около шарниров возникают усталостные напряжения, приво дящие к образованию микротрещин, а затем к разрыву тормозных лент.
Причиной падения бурильных колонн в скважину может быть также износ тормозных колодок. При сильном износе (с уменьше нием толщины колодки до 18 мм и менее) резкое торможение приводит к срыву отдельных колодок, которые, попадая между бандажом и другой тормозной колодкой, уменьшают величину охвата бандажа и, следовательно, резко сокращают силу торможе ния, от чего происходит удар колонны о ротор с последующей поломкой бурильной колонны и падением ее в скважину.
3 Зак . № 545 |
33 |
Сильный нагрев бандажей и колодок также сокращает усилия торможения.
При спуске бурильной колонны большое значение имеют гид равлические тормоза. Отключение их при спуске колонны на большой глубине приводит к резкому снижению тормозных усилий и, как и в предыдущем случае, к удару колонны о ротор со всеми вытекающими последствиями. Отключение гидравлического тор
моза происходит вследствие сработки кулачковых муфт, |
которые |
в период передачи максимального крутящего момента |
отходят |
друг от друга. |
|
Заклинивание тормозного рычага приводит к авариям. Чаще всего эти аварии бывают вызваны обрывом цепей на большой ше
стерне подъемного вала |
лебедки, особенно однородных цепей, |
из-за малого расстояния |
между зубчатыми колесами и валом. |
Причиной аварии может быть и недосмотр за состоянием цеп ных передач.
От состояния шарнирных соединений тормозной системы зави сят своевременность и надежность торможения. При изношенных шарнирах образующиеся люфты приводят к увеличению свобод ного хода тормозной рукоятки, которая, быстро опускаясь, в опре деленный момент не в состоянии будет затормозить движущуюся с большой скоростью бурильную колонну. Износ шарнирных сое динений обусловлен тяжелыми условиями работы, их плохой смаз кой, попаданием на них раствора, воды, частиц разрушенных тормозных колодок.
Резьбовые соединения натяжного болта тормозной ленты на рушаются из-за динамических нагрузок и тяжелых условий их эксплуатации.
Основными причинами аварий вследствие неисправности тор мозной системы является слабый контроль за состоянием ее узлов; несоблюдение правил эксплуатации и плохой уход за узлами тор мозной системы; отсутствие периодичности осмотра и проверки дефектоскопом наиболее напряженных узлов и сочленений.
Кроме перечисленных, известны также случаи падения буриль ных колонн из-за оставления их на весу при незакрепленной спе циальным фиксатором тормозной рукоятке лебедки или при фик сации только подвешиванием груза.
Падение бурильной колонны при сломе или разрушении сопряжений ее элементов во время спуско-подъемных операций
Падение бурильных колонн в скважину при спуско-подъемных операциях происходит из-за слома труб по телу или из-за разру шения сопряжений элементов бурильных колонн, т. е. вырыва резьбы замкового ниппеля или муфты, разрушения соединений элементов бурильной колонны (замков, муфт) по трубной резьбе.
34