Файл: Постников Н.С. Прогрессивные методы плавки и литья алюминиевых сплавов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще более

значительный

экономический

эффект

(табл. 17) был получен при замене деформируемых

спла­

вов литейными

при изготовлении крупногабаритных де­

талей (каркас

и панель) тяжелого самолета

(рис. 10).

Рама передняя («каркас»)

относится

к деталям

кар­

касного типа. Она имеет три проема для установки

сте­

кол. Рама нижняя («панель»)

относится

к деталям па-

 

 

Рис.

10. Соотношение

размеров:

 

 

а — детали

каркас н

кованой заготовки

для нее

(масса

поковки

1560 кг, масса

детали

13.8

кг,

КИМ — коэффициент

использования

металла 0,009);

б — детали

панель

и кованой

заготовки

для

нее (мас­

са

поковки 795 кг; масса

детали

20.7

кг, КИМ 0,025)

нельного типа; она расположена внизу фюзеляжа. Ее форма определена не только теоретическим контуром фюзеляжа, но и необходимостью установки приборов. В конструкцию фюзеляжа обе детали монтируются на зак­ лепках (ударная клепка).

43


I

Эти детали подвергаются действию больших нагрузок, возникающих от избыточного давления в герметичной кабине. Это приводит к возникновению в деталях изгиба­ ющих напряжений. Кроме того, наличие больших вырезов под стекла в обшивке, воспринимающей продольные и кольцевые усилия от наддува оболочки, приводит к воз­ никновению значительных усилий растяжения [24].

В связи с этим детали «каркас» и «панель» первона­ чально предполагалось изготавливать из кованых или

штампованных

заготовок из сплава АІ\6. Однако

из-за

больших габаритов (1100—1500 мм) и сложности

формы

деталей было

трудно получать такие заготовки

с опти­

мальным, коэффициентом использования металла в про­ цессе последующей механической обработки на сложных прецизионных станках. Это делало нерациональным при­ менение указанной технологии.

Более целесообразной для таких деталей явилась за­ мена кованых и штампованных заготовок литыми заго­ товками из алюминиевого сплава, свойства которого близки к свойствам сплава АК6.

Экономическая эффективность такой замены иллюст­ рируется соотношением размеров кованых и литых заго­ товок, представленных на рис. 10. Масса после обрубки детали «каркас» равна 13,8 кг, а детали «панель» 20,7 кг. Кованые заготовки для этих деталей весят соответствен­ но 1560 и 795 кг. Коэффициент использования ме­ талла (КИМ) при этом равен для детали «каркас» 0,009,

а для детали «панель» 0,025.

 

 

Эффективность применения

литых

заготовок взамен

кованых приведена в табл. 17.

 

Т а б л и ц а 17

 

 

 

 

Эффективность применения литых заготовок взамен кованых

 

для деталей «панель» и «каркас»

 

 

Заготовки

Снижение трудо ­

 

 

 

 

Показателоказатели (для д в у х деталей)

 

 

вых затрат или

кованые

литые

уменьшение коли­

 

 

чества материала

Масса заготовок, кг . . . .

2355

85

2270

Стоимость заготовок, руб. .

3540

240

3300

Трудоемкость

механической

1350

32,5

1317,5

обработки, нормо-часы . . .

 

 

0,405 _ 2 9

Коэффициент

использования

0,014

0,405

металла (КИМ)

 

 

0,014

44


3. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА СПЛАВОВ

Раздел металловедения, интенсивно развивающийся в последние годы, и посвященный созданию методов разработки сплавов с заранее заданными или оптималь­ ными свойствами, принято называть синтезом сплавов. Наиболее интересные работы в этой области принадле­ жат Б. Б. Гуляеву, И. И. Новикову, В. С Золоторевскому, А. С. Ковалеву и др.

Образование литейных сплавов происходит в про­ цессе их плавки и обработки в жидком состоянии. Пер­ вичная кристаллизация и термическая обработка фор­ мируют структуру литого металла. Основным фактором, определяющим механические и технологические свойст­ ва литейного сплава, является его состав (в это понятие входит содержание нейтральных и вредных примесей и газов, зависящее от технологии плавки, а также состава исходных материалов топлива и флюсов).

В настоящее время существует много стандартизо­ ванных и нормализованных литейных сплавов с самыми различными свойствами. Однако общей методики син­ теза сплавов, т. е. подбора их состава под заданные или оптимизированные свойства, пока не существует. Поэ­ тому приходится проводить дорогие и трудоемкие ис­ следования без уверенности в том, что составы реко­ мендуемых сплавов наилучшие.

Построение обобщенных диаграмм состояния, осно­ ванное на анализе имеющихся данных, позволяет полу­ чить полное представление о характере попарного взаи^ модействия основы сплава с остальными элементами, а физико-химический анализ — качественно связать типы диаграмм состояния основа сплава — добавка с ха­ рактером влияния этой добавки на важнейшие свойства сплава.

Результаты исследования механических свойств двой­ ных литейных сплавов показывают, что их механические свойства связаны единой зависимостью с величиной пре­ дельной растворимости и коэффициентом распределения для данной основы. Это позволяет в результате сравни­ тельно небольшого числа экспериментов выбрать из всей периодической системы элементов легирующие добавки, которые могут оказывать эффективное влияние на ме­ ханические свойства сплавов на данной основе.

45

Анализ диаграмм состояния основы сплава с выб­ ранными легирующими добавками позволяет оценитьвозможные технологические характеристики этих спла­ вов. Анализ уровня и динамики цен на различные эле­ менты дает возможность отсеять из легирующих доба­ вок те, применение которых экономически нецелесооб­ разно.

 

Ниже приведены

ряды

легирующих

элементов для

 

сплавов на алюминиевой основе [25]:

 

 

 

і

Основа сплава

 

 

 

AI

 

 

Основные упрочннтели

 

Zn,

Si,

Mg,

Си

 

Вспомогательные упрочннтели

и плас­

 

 

 

 

тификаторы

 

 

Мп,

Cr, Ti, Zr,

 

 

 

 

Mo, W, Sr, Ba, B,

 

 

 

 

Pb, Sb, Ca

 

Депластификаторы

(вредные

примеси) Sn,

In,

Ni,

Co,

 

 

 

 

Fe,

As,

Cd,

Bi

 

Сильные, но экономически

нецелесооб-

 

 

 

і

разные упрочннтели

 

 

Ag,

L i , Ga,

Ge

Выбор оптимального легирующего комплекса из ле­ гирующих элементов затрудняется из-за весьма ограни­ ченного масштаба исследований тройных систем и бес­ перспективности получения в ближайшем будущем не­ обходимой информации о более сложных системах. Од­ нако некоторые общие рекомендации для решения этой задачи можно получить в результате анализа двойных диаграмм состояния и обобщения накопленного к насто­ ящему времени опыта.

Оптимизация состава и режима термической обра­ ботки сплава на основе данного легирующего комплекса должна производиться при помощи математической мо­ дели, получаемой в результате проведения активного эксперимента, требующего минимального количества опытов. Оптимизация может проводиться по максималь­ ной прочности при заданных характеристиках пластич­ ности, по минимальной стоимости шихтовых материа­ лов при заданных механических свойствах или по другим факторам [25].

Бзадачу синтеза сплава входит следующее:

1.Формулировка требований к сплаву и назначение его основы. Эта задача решается главным образом кон­ структором с учетом технико-экономической конъюнк­ туры.

46


2. Выбор ряда основных и вспомогательных легиру­ ющих элементов, вводимых в основу с целью управления свойствами сплава, а также определение вредных при­ месей, содержание которых в сплаве должно быть ог­ раничено. Эта задача решается средствами физико-хи­ мического анализа.

Как показали исследования, легирующими добав­ ками, улучшающими механические свойства в конст­ рукционных сплавах, могут служить элементы, которые обладают значительной растворимостью в основе и име­ ют 'близкий к единице коэффициент распределения при первичной кристаллизации (соотношение растворимостей добавки в твердой и жидкой фазах основы сплава). Из их числа экономически .целесообразно применять только те элементы, упрочняющим влиянием которых окупают­ ся повышенные затраты на шихтовые материалы. Эле­ менты с малым коэффициентом распределения при пер­ вичной кристаллизации сосредоточиваются по границам зерен, резко уменьшают пластичность сплава, а поэтому должны рассматриваться как вредные примеси.

3. Выбор легирующего комплекса, т. е. группы эле­ ментов, которые целесообразно вводить совместно. За­ дача может решаться путем анализа тройных или более сложных диаграмм состояния или на основе методов активного эксперимента.

4. Выбор состава сплава, т. е. концентрации отдель­ ных элементов, которые после определенной термической обработки сплава обеспечивают предъявляемые к нему требования. Задача решается исключительно методом активного эксперимента с применением кибернетики и математической статистики, которые позволяют решать указанные задачи при минимальном количестве экспе­ риментов [26, с. 3].

Современные методы активного эксперимента позво­ ляют исследовать локальные области многокомпонент­ ных диаграмм состав—свойство и связь их со струк­ турой. Механизм применения методов планирования эксперимента к изучению алюминиевых литейных спла­ вов теоретически изучен недостаточно, а эксперимен­ тальные работы, посвященные этому вопросу, незначи­ тельны. Представляют интерес работы [27, 28], рас­ сматривающие методику планирования состава опытных сплавов и обработку результатов эксперимента на осно-

47

ве математической зависимости .между свойствами спла­ ва и его составом.

 

В табл.

18 приведены некоторые составы сплавов по

стандартам

разных стран и их механические

свойства,

полученные

экспериментально,

а также

определенные

расчетным путем при помощи математических

моделей.

Из

приведенных в табл. 18 данных следует, что опытные

и

расчетные

величины,

характеризующие

свойства

из­

вестных алюминиевых

литейных

сплавов,

согласуются

между собой вполне удовлетворительно.

 

 

 

 

На основе математического анализа в последние го­

ды был разработан ряд алюминиевых литейных

сплавов

с пределом

прочности 40—50 кГ/мм2 и относительным

удлинением

2,0—6,0%,

составы

которых,

а также

га­

рантируемые величины их механических свойств приве­ дены в табл. 19. В процессе производственного опробо­ вания установлено, что предложенные сплавы имеют вполне удовлетворительные технологические свойства.

В та'бл. 20 для стандартных сплавов на алюминие­ вой основе приведены оптимизированные составы и ха­ рактеристики механических свойств, достигнутые в про­

изводственных

условиях, а также их расчетные значения,

полученные в

результате оптимизации составов и под-

 

Химический состав и механические свойства (опытные н

 

 

 

 

 

различных

 

 

 

 

 

Химически!)

состав, %

 

Страна

 

 

 

 

 

 

 

Си

Si

Mg

Zn

Mn

356

США

3,0—4,0

7,0

0,3

 

 

319

 

5,0—9,0

 

 

 

333

 

 

 

 

 

 

АЛ7-4

СССР

3,8—4,2'

6,75—7,25

 

 

 

Ред.х 8

США

1,5

8,0

0,3

 

0,3

АЛ32

СССР

1,0—1,5

7,5—8,5

0,3—0,5

 

0,3—0,5

(МВТУ-1)

 

 

 

 

 

 

40Е, 612

Франция 0,7

 

0,4—0,7

5,5—7,5

 

Без

ФРГ '

 

До 1,3

2,0—4,0

 

0—0,6

 

СССР

 

0,8—1,3

4,5—5,5

 

0,1—0,4

 

»

1,5—3,0

11,0—13,0

0,8—1,3

0,3-0,6

48

 

 

 

 

 

 

тверждепные экспериментально. Данные табл. 20 позво­ ляют сделать заключение о возможности повышения •механических свойств сплавов АЛЗВ на 20%; АЛ 17В на 50% и АЛ9 на 10%. Предложенная методика оптимиза­ ции составов сплавов использовалась на Кировском за­ воде при выборе состава сплава для изготовления отли­ вок жидкой штамповкой.

•В работе [26, с. 29] была сделана попытка установить количественные связи между структурой отливок из сплава ВАЛ1 и их механическими свойствами. Методом регрессионного анализа на ЭВМ «Минск-22» были полу­ чены линейные уравнения множественной регрессии, по­ зволяющие определять механические свойства п, Со.з, ô) отливок при комнатной температуре по их структурным характеристикам. В качестве структурных характеристик использовали: объемное содержание избыточных струк­

турных составляющих (% объемн.); удельную

поверх­

ность включений

(мм2/мм3);

их толщину

(мкм);

размер

дендритной ячейки

(мкм) и др.

 

 

 

Опытные данные сверяли с расчетами по составлен­

ным уравнениям, которые позволили с весьма

высокой

точностью предсказывать

механические свойства

по

структурным

характеристикам

отливок. При этом чем

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

18

расчетные) алюминиевых сплавов по стандратам

 

 

 

стран [28]

 

 

 

 

 

 

 

 

(остальное

— алюминии)

 

 

 

Механические

свойства

 

 

 

V

кГ/ммг

б. %

 

 

 

 

 

 

Т1

Cr

Ni

 

опыта.

 

расчетн.

опытн.

расчета.

 

 

23,0—25

 

24,46

3,5

3,2

 

 

 

25,0—29,0 30,48—32,05

1—3,5

1,9—2,26

 

 

29,0—31,0

31,7—32,15

3 - 4

2,5—3,5

0,1—0,3

 

 

26,0

 

28,15

2,5

2,13

 

 

 

 

27—32,0 29,68—30,4

3,0

2,0—2,2

0—0,2

0—0,5

 

25,0

25,18—28,2

5,0

4,5—5,0

0—0,2

 

 

 

14—19

 

14,89—18,88

3—8

3—6,0

0,05—0,6

0,8—1,3

15—17

 

16,58—17,68 0,5—1,5

1,5—1,7

20

 

20,68

 

0,8

 

У

49


О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 19

 

Состав и

механические свойства алюминиевых литейных сплавов,

 

 

 

 

разработанных

с помощью метода

математического анализа

[28]

 

 

 

 

 

Основные компоненты,

% (по

массе)

 

 

S °

Механические своііства

Си

S i

Mg

Zn

Мп

T i

Cr

Ca

L i

5s -

кГ/мм2

"0,2'

%

нв,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кГ/мм'

кГ/мм'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

га 5 a

 

 

 

4,5-

2,5-

0,15-

 

0,6-

0,05-

 

 

 

0,3

19—21

 

0 , 5 - 75—90

5,0

3,0

0,25

 

0,9

0,15

 

 

 

Т5

35—40

24,7

2,0

,100—

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4—

3,2-

4,2-

0,3-

4,5-

0,7-

 

 

 

 

0,3

21,2

 

6,0

120

 

 

 

 

 

1,2

85

3,5

4,8

0,6

5,5

0,9

 

 

 

 

Т5

35—40|24—28

0,5—

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,6-

5,2-

0,15-

0,1 -

 

 

 

0,2

23,0-

 

2,0

 

 

 

 

 

 

 

1,7—

85

 

 

3,0

5,7

0,5

0,35

 

 

 

Т5

27,4

 

2,7

120

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45—50130—38

2,0—

4,6-

6,0-

0,35-

0,5-

0,25-

0, О б - 0,15-

0,03— 0,05-

0,2

20,3-

14,5-

6,0

72

23,2

16,0

0,5—

5,0

6,5

0,55

1,0

0,35

ОЛ

0,25

0,1

0,1

Т5

40—4528—32

2,5

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,7—

3,5-

1,5-

0,35-

1,2-

0,8-

0,05-

0,15-

0,05—]0, О б -

0,2

19,8—112,2-

5,3

72

0,5—

4,0

2,2

0,55

1,7

1,0

0,1

0,25

0,1

ОЛ

Т5

24,2

14

3,0

95

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40—4532—35' 0 , 5 -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4,0