Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
Б. Г. ПРИХОДЬКО |
ГРУЗОВЕДЕНИЕ |
|
|
|
И СКЛАДСКОЕ |
|
ДЕЛО |
Издание второе, переработанное и дополненное
Утверждено Управлением учебных заведений Министерства морского флота в качестве учебника для учащихся эксплуатационной специальности мореходных училищ М М Ф
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1974
УДК 656.615.073.27(075)
Грузоведение и |
складское дело. П р и х о д ь к о Б. Г. |
Изд-во «Транспорт», 1974, с. 1—296. |
|
Книга является |
учебником для учащихся мореходных учи |
лищ эксплуатационной специальности.
Грузоведение и складское дело — самостоятельная отрасль знаний, которая знакомит будущих специалистов с основными свойствами и транспортными характеристиками грузов, спо собами складирования и укладки грузов на судах, количест венным и документальным учетом грузов, с организацией складских работ.
В книге изложены основные требования к устройству различных складов, способствующие сохранению полезных свойств продуктов, пути совершенствования хранения и транс портирования грузов, освещены основные вопросы экономиче ской сущности и роли хранения и перемещения грузов в сфере их обращения.
Значительное внимание уделено практическим вопросам эффективности использования складов и транспортных средств, а также мероприятиям, обеспечивающим сохранность грузов, безопасность труда и сбережение технических средств транс порта.
Книга может быть использована в качестве учебного посо бия учащимися высших учебных заведений морского и реч ного транспорта, а также как практическое руководство для работников морских портов. Табл. 42, рис. 57, библ. 17.
© Издательство «Транспорт», 1974 г., с изменениями и дополнениями.
Глава I
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ГРУЗОВ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
§ 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
Дисциплина «Грузоведение и складское дело» пред ставляет собой самостоятельную отрасль знаний, являющуюся основой дальнейшего изучения таких составных частей науки об эксплуатации морского транспорта, как «Технология, организация и планирование портовых перегрузочных работ», «Технология пе ревозок грузов морем», «Коммерческая эксплуатация морского транспорта», «Устройство морских портов», «Оборудование мор ских портов» и др.
Изучение предмета основано на научных данных другой дис циплины— «Товароведения», которая изучает потребительные стоимости товаров и имеет общие принципиальные черты с пред метом «Грузоведение и складское дело».
«Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности... Полезность вещи делает ее потребительной стои мостью... Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения»1.
Изучая полезные свойства вещей, товароведение уделяет основ ное внимание исследованию показателей качества товаров (внеш нему виду, цвету, вкусу, запаху, химическому составу и др.), а также отводит значительное место изучению качества сырья и технологии производства, упаковке товаров и условиям их хране ния, способам и средствам определения качества товаров. Таким образом, товароведение изучает потребительные свойства товаров, создаваемые в сфере производства, и условия их реализации в сфере потребления. Между производством и потреблением нахо дится сфера обращения, где происходит движение товарно-мате риальных ценностей. Важнейшим материальным средством про цесса обращения товаров является транспортная промышленность,
которая наряду с добывающей промышленностью, |
земледелием и |
1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., изд. 2-е, т. 23, стр. |
43—44. |
3
обрабатывающей промышленностью считается четвертой сферой материального производства.
Определяя материальный характер транспортной промышлен ности, К. Маркс указывал: «За транспортировкой продуктов из места производства в другое место следует также транспортиров ка готовых продуктов из сферы производства в сферу потребле ния. Продукт только тогда готов к потреблению, когда он закон чит это передвижение»1.
Таким образом, транспорт продолжает и завершает процесс производства продуктов в пределах процесса обращения и для процесса обращения.
Но если единственной целью производства является создание потребительных стоимостей путем определенных изменений сырья и полуфабрикатов, с тем чтобы создать продукты, максимально удовлетворяющие потребностям общества, то главной целью транс портирования и хранения продуктов является сохранение потре бительных стоимостей, внутренних и внешних свойств уже произ веденных продуктов.
Следовательно, если товароведение изучает способы и методы производства товаров, а также условия реализации потребитель ных стоимостей в сфере потребления, то грузоведение изучает способы, методы и средства сохранения потребительных стоимо стей в процессе транспортирования и хранения. В единстве целей, направленных на изучение условий производства полностью гото вых к потреблению продуктов, удовлетворяющих разносторонние материальные и духовные потребности общества, состоят общие, наиболее принципиальные черты дисциплин «Товароведение» и «Грузоведение и складское дело».
С момента сдачи товаров транспортным организациям в пунк тах отправления и до момента выдачи их получателям в пунктах назначения товарно-материальные ценности называются грузами.
Такое измененное название товарно-материальных ценностей не вызвано каким-либо процессом их технологической переработ ки или доработки. Транспорт не создает нового вещественного продукта, он только продолжает и завершает процесс производст ва товаров, не изменяя их потребительных свойств. Изменяется лишь их пространственное бытие. Поэтому своевременная и бес перебойная доставка грузов из сферы производства в сферу по требления является важнейшим условием сохранения потреби тельных свойств товаров. Когда речь идет о полезности вещей, о способности их удовлетворять какие-либо потребности общества, то в этом случае ^подразумевается не только наличие определен ных качеств вещей, но и определенное время, в течение которого потребление необходимо и целесообразно.
С изменением пространственного бытия товаров изменяется только их внешний вид, а не внутренние и внешние качественные
показатели. Это вызывается |
тем, что большинство товаров невоз- |
1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . |
Соч., изд. 2-е, т, 24, стр. 170. |
4
можно перемещать в сфере обращения в их первозданном виде или даже в так называемой производственной упаковке (в пачках, бутылках, флаконах, тюбиках и т. п.). Для перемещения, тем бо лее на большие расстояния и в условиях изменяющихся клима тических факторов, необходима надежная или специальная транс портная тара. Внешние признаки товаров изменяют, им придают транспортный (грузовой) вид. За транспортной упаковкой про дуктов как бы скрываются и становятся невидимыми чисто това роведческие показатели (класс, тип, сорт, артикул, цвет и т. п.).
Кроме того, изучение всех полезных свойств и качественных признаков каждого товара в отдельности не входит в задачи транспортных организаций. Для них достаточно знать совокуп ность только определенных свойств, представляющих собой транс портные характеристики грузов и определяющие способы, методы и средства обращения с грузами, обеспечивающими сохранение потребительных свойств товаров. Поэтому «Грузоведение и склад ское дело» изучает товары по классам, группам к подгруппам, си стематизируя их по сходным или родственным транспортным признакам и по однотипным условиям их перевозки и хранения.
Содержание предмета данной дисциплины сосредоточивается на изучении: особых свойств грузов и влияния на них естествен ных факторов внешней среды; основных требований к транспорт ной таре, устройству хранилищ и перевозочных средств, обеспе чивающих оптимальные условия сохранения грузов; способов и правил учета грузов; приемов складирования грузов и укладки их в трюмах судов; правил содержания складов и требований к подготовке судов для сохранной перевозки грузов; вопросов орга низации складских работ. Предмет также рассматривает вопросы экономической сущности хранения и транспортирования грузов
в системе общественного производства. |
> |
Изучение всех вопросов, составляющих |
содержание дисципли |
ны «Грузоведение и складское дело», позволяет учащимся усвоить основную экономическую сущность транспортного производства и осмыслить полезный характер трудовой деятельности транспорт ных работников. Знание всех свойств, признаков и транспортных характеристик грузов помогает правильно решать практические вопросы сохранения грузов, наиболее эффективного использования транспортных средств, складских сооружений, грузоподъемности и грузовместимости судов; осуществлять мероприятия, обеспечи вающие сохранность грузов, безопасность труда моряков и сбере жение технических средств транспорта — судов и портовых соору жений.
~ Бережное обращение с огромными массами товарно-матери альных ценностей, находящихся на транспорте, быстрейшая до ставка грузов промышленным предприятиям и другим потребите лям имеют особо важное значение для обеспечения бесперебойной работы промышленных предприятий и сельского хозяйства и, сле довательно, для ускорения создания материально-технической ба зы коммунизма в нашей стране.
5
§ 2. ЗНАЧЕНИЕ |
МОРСКОГО |
ТРАНСПОРТА |
В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА |
||
Величественная |
программа |
дальнейшего всесторон |
него развития социалистического общества нашла свое отражение в Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану разви тия народного хозяйства СССР на 1971 — 1975 годы. Главная задача девятой пятилетки состоит в том, чтобы обеспечить значи тельный подъем материального и культурного уровня жизни на рода на основе высоких темпов развития социалистического про изводства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда.
В докладе на XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев подчерки вал: «Выдвинув в качестве главной задачи девятой пятилетки су щественное повышение благосостояния трудящихся, Централь ный Комитет имеет в виду, что этот курс будет определять нашу деятельность не только в предстоящие пять лет, но и общую ори ентацию хозяйственного развития страны на длительную пер спективу»1.
Для социалистического способа производства характерным яв ляется непрерывное увеличение и высокие темпы производства общественного продукта. В этом заключается закономерность развития социалистической экономики. Непрерывность роста об щественного производства является решающим фактором посте пенного осуществления основного экономического закона социа лизма — более полного удовлетворения непрерывно возрастаю щих материальных и духовных потребностей социалистического общества.
Производство общественного продукта |
в |
1970 г. |
увеличилось |
||
по сравнению с 1940 г. более чем в 8 |
раз, |
а по |
сравнению |
с |
|
1913 г.— в 41 раз. Валовая |
продукция промышленности в 1970 |
г. |
|||
увеличилась соответственно |
в .12 и в 92 раза |
Продукция сельско |
|||
го хозяйства — в 2,2 и в 3,1 раза21. |
|
|
|
|
В текущей пятилетке выпуск промышленной продукции возрас тет на 42—46%, а за десятилетие (1965— 1975 гг.) он удвоится; среднегодовой объем продукции сельского хозяйства в этой пяти летке возрастет по сравнению с предшествующей на 20—22%.
Одно из важнейших положений марксистско-ленинского эко номического учения состоит в том, что система общественного рас ширенного воспроизводства рассматривается как органически целый взаимосвязанный процесс, охватывающий непосредствен но производство, распределение, обращение и потребление обще ственного продукта. Решающая роль в этом процессе принадле жит производству, которое всегда лежит в основе развития обще
ства. Расширение воспроизводства оказывает прямое |
воздействие |
||
1 Л. И. Б р е ж н е в . |
Отчетный доклад |
ЦК КПСС XXIV |
съезду КПСС. |
М., Политиздат, 1971, стр. |
50. |
|
|
2 Народное хозяйство СССР в 1970 г. М., |
«Статистика», 1971. |
|
6
на формирование, и развитие сферы обращения и потребления общественного продукта.
В Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану раз вития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 годы наряду с дальнейшим ростом производства предусматриваются грандиоз ные мероприятия по дальнейшему совершенствованию сферы об ращения и потребления, включая меры по развитию транспорта и складского хозяйства.
Современное народное хозяйство СССР, представляет собой сложную систему дополняющих друг друга и тесно связанных между собой отраслей материального производства, которая может действовать наиболее эффективно только при наличии высо коразвитой транспортной системы, способной бесперебойно обес печивать перевозки огромной и быстро возрастающей массы то варных запасов, поставляемых производством в сферу потребле ния. На транспортной сети СССР в пути одновременно находится свыше 40 млн. тонн грузов.
Полезный эффект, создаваемый транспортными предприятия ми, который реализуется в сфере производства и обращения, за ключается в способности транспорта: увеличивать скорость обра щения товарных запасов, обеспечивать регулярность перевозок, содействовать снижению транспортных издержек, обеспечивать более полную сохранность продуктов.
В девятой пятилетке намечена программа дальнейшего раз вития транспорта, повышения мощности и маневренности транс портной системы для бесперебойного и своевременного удовлетво рения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, ускорения доставки грузов и передвижения пассажиров, а также создания резервов пропускных и провозных способностей транс порта.
Грузооборот всех видов транспорта в 1970 г. достиг 3829 млрд, ткм и увеличился против 1913 г. в 30 раз, против 1940 г.— в 7,8 ра за *, в текущей пятилетке намечено увеличить общий грузооборот транспорта на 32—35%, в том числе железнодорожного — на 22, автомобильного на 60, морского — на 40, речного на 24% и нефте проводного транспорта — более чем в 2 раза.
Важнейшей задачей транспортных организаций является повы шение эффективности работы транспорта, дальнейшее улучшение использования транспортных средств, улучшение координации ра боты всех видов транспорта, устранение встречных и других нера циональных перевозок, сокращение простоев и порожних пробегов подвижного состава, расширение контейнерных и пакетных пере возок с внедрением большегрузных контейнеров, повышение уров ня комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ.
В целях улучшения технического оснащения транспорта перед машиностроительной промышленностью поставлены задачи: раз работать новые конструкции и организовать производство подъем-
Транспорт и связь СССР. М., «Статистика», 1972, стр. 17—18.
7