ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
С. А. П Е Р Е С А Д А
ЗЕНИТНЫЕ
РАКЕТНЫЕ
КОМПЛЕКСЫ
Ордена Трудового Красного Знамени ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР
М О С К В А — 1973
|
ГОС. ПУБЛИЧ ЛЯ |
|
|
НАУч :о ТЕХ- мм-. - А |
Л 1 . |
355.76 |
БИБЛИОТЕКА ССО Р |
чш |
П27 |
|
|
УДК 623.451.8 |
|
Пересада С. А.
П-27 Зенитные ракетные комплексы. М., Воениздат, 1973.
271 с.
Книга знакомит с зенитными ракетными комплексами (ЗРЮ
иосновами их боевого применения.
Вней даются схемы построения и действия ЗРК и его боевых средств, приводятся их классификации, помещены основные такти ко-технические характеристики некоторых ЗРК и зенитных управ ляемых ракет ряда капиталистических государств.
Весь фактический и цифровой материал, помещенный в книге, взят из зарубежной печати, а вопросы боевого применения ЗРК раскрываются по взглядам иностранных специалистов.
Книга рассчитана на широкий круг военных и гражданских читателей, интересующихся зенитным управляемым ракетным ору жием.
П |
1124—193 |
355.76 |
105—73 |
||
|
068(02)—73 |
|
|
© |
Воениздат, 1973 |
П Р Е Д И С Л О В И Е
Рост летно-технических характеристик авиации, по явление новых средств воздушно-космического нападения в виде крылатых и баллистических ракет класса «земляземля» заставили военных специалистов ряда стран искать средство борьбы с ними. Им оказалось зенитное управляемое ракетное оружие (ЗУРО).
Идея управления подвижными объектами на расстоя нии возникла в начале XIX в., когда появилась техника электрической связи. Еще до изобретения радио прово дились опыты по управлению на расстоянии судами и автомобилями, управляющие электрические сигналы на которые передавались по проводам.
После изобретения А. С. Поповым в 1895 г. радио были предложены системы для управления подвижными объектами по радио. Первые успешные опыты по радио управлению самолетом были проведены во Франции в 1918 г. В Австрии с 1928 по 1935 г. испытывались ра диоуправляемые почтовые ракеты.
Проекты боевых зенитных управляемых ракет (ЗУР)
появились в 20-х |
годах в нашей |
стране |
и за границей. |
В некоторых из |
них предлагался |
способ |
удержания ра |
кеты в луче прожектора, направленном на цель. В одном из проектов, автором которого был русский инженер А. Г. Овижень, предусматривалось освещать цель про жектором, имеющим кольцевой луч. Ракета должна была удерживаться внутри светового кольца, в неосвещенной части. Для этого она снабжалась фотоэлементами, кото рые засвечивались при попадании ракеты в кольцо луча. При засвечивании фотоэлементов вырабатывался сиг нал, который приводил в движение механизмы, возвра щавшие ракету внутрь кольца. Если луч прожектора в момент встречи направлялся на цель, ракета должна
1* |
3 |
была поразить ее. Аналогичный |
проект появился в |
1925 г. |
||
и за рубежом. Он отличался от вышеописанного |
тем, |
|||
что ракета должна была двигаться в сплошном |
луче про |
|||
жектора, направленном |
на цель. |
|
|
|
Эти, как и другие, |
проекты |
того времени |
не |
были |
реализованы. Тем не менее предложенные в них способы имеют принципиальное сходство с применяемым в на стоящее время теленаведением ЗУР по радиолучу, при чем фотоэлементы в ракете заменены радиоприемником, а сама она летит в луче радиолокатора.
Принципиально ЗУРО отличается от зенитной артил лерии использованием реактивного двигателя в летатель ном аппарате, несущем боевой заряд для поражения це
ли, |
и управлением полета этого летательного |
аппарата |
|||
(его |
наведением) в зависимости от характеристик дви |
||||
жения обстреливаемой |
цели. |
|
|
|
|
Поэтому создание |
ЗУРО |
зависело в |
первую |
очередь |
|
от |
успешной разработки |
реактивных |
двигателей и |
средств наведения ракет, базировавшихся на использо вании принципов радиолокации, общей радиотехники и теории автоматического регулирования.
Реактивный двигатель |
обеспечивал зенитной ракете |
по сравнению с зенитным |
артиллерийским снарядом ряд |
преимуществ: он позволял резко увеличить дальнобой ность при гораздо большей средней скорости полета, а также транспортировать к цели несравнимо больший по весу боевой заряд.
Однако применение неуправляемой ракеты вместо ар тиллерийского снаряда еще не решало задачи успешной борьбы со средствами воздушного нападения, особенно при стрельбе на средние и большие высоты и дальности.
Существенным преимуществом зенитной управляемой ракеты перед зенитным артиллерийским снарядом яви лась возможность наводить ее на цель средствами ЗУРО. В этом отношении для разработки ЗУРО важнейшее значение имело создание радиолокационных станций (РЛС) .
В современном ЗУРО радиолокационные станции ре шают ряд важнейших задач: они обнаруживают воздуш ного противника; опознают его по принципу «свой — чу жой» или «ложная — истинная цель»; определяют коор динаты летящих целей и ЗУР, чем способствуют выра ботке команд наведения ракеты.
4
Предлагаемая вниманию читателей книга дает общее представление о современном зенитном ракетном ком плексе, об основных принципах построения его боевых средств и отдельных важнейших их элементов, о схемах взаимодействия средств в процессе пуска и наведения ракет.
Вопросы боевого применения З Р К изложены по взгля дам зарубежных военных специалистов.
Следует иметь в виду, что сведения по различным проектам и образцам иностранной военной техники,взя тые из зарубежной печати, часто носят рекламный ха рактер. Поэтому к ним следует относиться критически, помня, что они могут быть завышенными.
Не следует также считать, что рассмотренные в книге образцы иностранной военной техники являются новин ками и по своим характеристикам превосходят советские образцы, созданные на базе достижений нашей науки и техники.
На XXIV съезде КПСС указывалось, что принятые за последние годы меры позволили существенно укрепить мощь и боеспособность наших Вооруженных Сил. Совет ские люди могут быть уверены, что в любое время дня и ночи наши славные Вооруженные Силы готовы отра зить нападение врага, откуда бы оно ни исходило.
Автор приносит искреннюю благодарность кандида там технических наук Москаленко А. К., Торчинскому Г. А. и Порошину Р. Е. за ценные замечания, сделан ные при подготовке рукописи к печати.
Г Л А В А 1
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ЗЕНИТНОМ УПРАВЛЯЕМОМ РАКЕТНОМ ОРУЖИИ
§ 1. ПЕРВЫЕ ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТЫ
Зенитные ракеты как боевое средство впервые оыли применены во второй мировой войне против бомбарди ровщиков.
Одна из них представляла собой неуправляемую 76,2-мм ракету, которая несла мину. В верхней точке траектории открывался размещенный в ракете парашют, который извлекал мину и медленно опускал ее на тросе. При соприкосновении с тросом самолет поражался под рывавшейся миной.
Другая неуправляемая ракета, разработанная в Гер
мании в 1944 г. и носившая |
название «Тайфун» |
(рис. 1), |
||
|
|
|
в |
|
Рис. 1. Схема немецкой зенитной |
неуправляемой |
ракеты |
«Тайфун»: |
|
1 — боевой заряд; 2 — аккумулятор |
давления; |
3 — мембрана; 4 — кольцевой |
||
бак горючего (бутиловый эфир с анилином); |
5 — бак |
окислителя (азотная |
||
кислота); 6—мембрана; |
7 — плита |
|
|
предназначалась для борьбы с бомбардировщиками «Ле тающая крепость».
Существовало несколько вариантов этой ракеты, отли чавшихся в основном тягой двигателя и временем его работы. Вариант, переданный на серийное (2 млн. штук ежемесячно) производство за несколько месяцев до окон-
6
Д ля теленаведения этих ЗУР в Германии в Î944 г. под руководством фирмы «Телефункен» разрабатывалась единая программа «Рейнланд».
Первоначально полагали, что наиболее простым яв ляется теленаведение по радиолучу, так как оно не тре бовало определения координат летящей ЗУР и доста точно было иметь одну РЛС. Однако техника того вре мени не позволила создать РЛС с остронаправленным
Рис. |
4. Схема |
немецкой |
системы |
теленаведения «Рейнланд»: |
ПКН — передатчик |
команд наведения; |
ОМР — определитель местоположения |
||
ракеты; |
ОМЦ — определитель |
местоположения цели; ДК — датчик команд |
радиолучом, а также бортовой приемник, определяющий две координаты отклонения ЗУР от такого луча. Поэто му программа «Рейнланд» предусматривала раздельное определение местоположения цели и ЗУР, обеспечивая
наведение по методу накрытия. |
|
|
|
|
|
Средства |
теленаведения этой |
программы |
(рис. 4) |
||
включали: определитель местоположения |
цели |
(ОМЦ); |
|||
определитель |
местоположения |
ЗУР |
(ОМР); |
радиоизме |
|
рительный визир для фиксации |
отклонения ЗУР от тре- |
9
буемой траектории; датчик команд (ДК) для выработки соответствующих команд наведения ЗУР; передатчик
команд наведения (ПКН) |
на ЗУР; приемник команд на |
|
ведения на борту ЗУР. |
|
|
Для |
определения местоположения цели и ЗУР в ОМЦ |
|
и ОМР |
использовались |
РЛС . В наземное оборудование |
наведения входил также счетно-решающий прибор для учета параллакса, расчета упрежденной точки и выра ботки команд наведения, которые с помощью ПКН пере давались в виде кодированных радиосигналов на борт ЗУР.
На борту ЗУР размещались радиопередатчик (ответ чик), облегчавший работу ОМР, и ультракоротковолно вый приемник радиокоманд от ПКН.
В перспективе для некоторых ЗУР предусматривался переход после теленазедения на самонаведение в непо
средственной |
близости от цели (около 1—3 км). |
Однако |
в систему «Рейнланд» аппаратура самонаведения |
не вхо |
|
дила. |
|
|
Схема работы системы «Рейнланд» была следующей. |
||
Антенна ОМЦ |
направлялась на намеченную для |
обстре |
ла цель и сопровождала ее, что позволяло снабдить счет но-решающий прибор необходимыми данными о цели для расчетов команд наведения.
В зависимости от вида старта ЗУР устройства |
ОМР |
работали по-разному. |
|
При наклонном старте, когда направляющей с ЗУР |
|
придавалось определенное положение, антенна ОМР, |
как |
и антенна ОМЦ, направлялась в цель, но имела в |
это |
время широкую диаграмму направленности. Стартовав шая ЗУР попадала в эту диаграмму, которая по мере вывода ракеты на расчетную траекторию переключалась на узкую.
Д л я ЗУР |
«Вассерфаль» с вертикальным стартом ан |
тенна ОМР |
сначала направлялась на приготовленную к |
запуску ЗУР. После старта ракеты антенна с помощью данных счетно-решающего прибора постепенно переме щалась на цель, положение которой определялось ОМЦ. После вывода ЗУР на расчетную траекторию дальней шее наведение производилось, как и при наклонном старте.
Положение летящей ЗУР относительно расчетной тра ектории наведения фиксировалось визуально в виде от-
10