Файл: Никольский Б.В. Эксплуатация и ремонт электрических машин на металлургических заводах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ставят в сушильную печь и подогревают* при температуре 120° С в течение около 4 ч. Подогретый коллектор окончательно подтяги­ вают конусами до предела и охлаждают. Бандажи с коллектора сни­ мают.

При замыкании ламелей внутри коллектора поврежденные места зачищают, промывают, покрывают глифталевым лаком с последую­ щей сборкой коллектора и сушкой.

Если поврежден коллектор крупной машины, ремонт которой

осуществляется на

месте, а резервного коллектора нет,

то ремонт

его производят так,

как указывалось выше, но подогрев

коллектора

осуществляют следующим образом: на коллектор наматывают не­ сколько слоев асбестовой бумаги, связывая ее асбестовой нитью, поверх наматывают нихромовую спираль и подключают ее к источ­ нику тока; спираль покрывают асбестовой бумагой; после нагрева коллектора до 150° С отбалчивают стягивающие коллектор болты и снимают для ремонта передний конус. После ремонта конус уста­ навливают на место, подогревают, как указывалось выше, а затем зажимают болтами.

Затяжку болтов следует осуществлять по диагонали.

Намотка стальных бандажей

При вращении якоря развиваются центробежные силы, зависящие от диаметра якоря, массы обмотки и скорости вращения, которые стремятся выбросить обмотку из паза. Эти силы могут достигать зна­ чительных величин. Для удержания обмотки в пазах на лобовые и пазовые части накладывают бандажи из луженой стальной, а в не­ которых случаях немагнитной проволоки. На электромашинострои­ тельных заводах бандажи рассчитывают для каждого типа машин. Поэтому при перемотке бандажей следует сохранять размеры бан­ дажей, марку и диаметр проволоки. Если нет проволоки соответ­ ствующего диаметра, нужно произвести пересчет, чтобы определить число витков бандажа из другой проволоки:

d2

roi

 

roi

с т а Р

'

 

 

^ н о в

 

ш с т а р л

 

 

 

 

 

 

а н о в

 

 

 

где

wH0B

— новое

число

витков;

ffijCTap

 

— старое

число

витков;

^ с т а р

диаметр

старой проволоки;

 

^ н ов

— диаметр

примененной проволоки.

Перед намоткой бандажей на лобовые части накладывают чехлы из плотной материи, которые прочно закрепляют на якоре шнуром.

Под наматываемые бандажи в лобовых частях и в канавки на активном железе прокладывают изоляцию соответственно классу изоляции обмотки: из полос электрокартона, миканита, стекломиканита, асбобумаги. Полоски изоляции закрепляют тафтяной или стеклянной лентой, намотанной из нескольких витков по изоляции. Ширина полосок изоляции должна быть на 5—10 мм (в каждую сто­ рону) шире бандажа. Концы бандажа и сам бандаж следует надежно

66


закрепить. Для этого служат скрепки, изготовленные из белой жести, толщиной 0,25—0,36 мм и шириной около 10 мм. Скрепки уклады­ вают равномерно по окружности бандажа под ленту. Конец бандаж­ ной проволоки закрепляют деревянным клинышком, который вби­ вают между секциями обмотки, и производят намотку бандажа на лобовую часть со стороны привода. После намотки первого витка бандажа на изоляцию и скрепки левую сторону скрепки (основного замка) огибают вокруг проволоки первого витка бандажа и осажи-

г

Рис. 31. Проволочный бандаж:

а и в — начальный и конечный;

б — п р о м е ж у т о ч н ы й ; г — р а з м е щ е н и е

б а н д а ж а на якоре

или ф а з н о м роторе

вают на изоляцию, а затем прижимают последующими 4—5 витками бандажа (рис. 31), после намотки которых конец скрепки подтяги­ вают так, чтобы петлей поджать первый виток бандажа. Намотку бандажа продолжают, укладывая виток к витку с определенным на­ тяжением, натяжение бандажной проволоки при намотке выбирают по табл. 5.

Не доходя 4—5 витков до конца первого бандажа, подгибают пра­ вую сторону скрепки второго основного замка, делают из нее петлю, осаживают конец скрепки на изоляцию влево и перед намотанной

 

 

 

Таблица 5

Д И А М Е Т Р И Н А Т Я Ж Е Н И Е Б А Н Д А Ж Н О Й П Р О В О Л О К И

 

В З А В И С И М О С Т И ОТ Д И А М Е Т Р А Я К О Р Я

 

 

Д и а м е т р , мм

 

Н а т я ж е н и е

 

якоря

проволоки

н

кГ

100—200

0,8

294,2—392,2

30—40

201—400

1,0

490,3—588,4

50—60

401—600

1,2

637,4—784,5

65—80

601—1000

1,5

980,6—1176,7

100—120

Свыше 1000

2,0

1765,1—1961,3

180—200

5*

67


уже частью бандажа поднимают его кверху. По скрепке продолжают доматывать оставшиеся витки. Сооруженная петля в скрепке служит для протягивания в ней конца проволоки бандажа после заворачи­ вания и пропайки предыдущего промежуточного замка, оставшийся конец скрепки плоскогубцами подтягивают, поджимая конец про­ волоки, и обрезают на уровне бандажа. Так закрепляется второй конец бандажа в основной замок. После намотки первого бандажа аналогично продолжают наматывать бандажи в канавках активного железа и на лобовой части со стороны коллектора. Все концы бан­ дажей заворачивают на 180° и обламывают. Концы промежуточных замков загибают на бандаж и пропаивают вместе с бандажами при­ поем ПОС-40 (см. рис. 31). Пайку необходимо вести электропаяль­ ником быстро, чтобы не разрушить бандажную изоляцию, излишки олова в процессе пайки стирают сухой тряпкой. При пайке следует остерегаться протекания олова на обмотку, проверять отсутствие касания бандажа активного железа, т. е. замыкания на корпус бан­ дажа.

Если бандаж состоит из нескольких слоев, каждый слой наматы­ вают с напряжением на 10% меньше предыдущего и пропаивают отдельно. При намотке бандажей значительной ширины их разде­ ляют асбестовой прокладкой на 2—3 части для уменьшения нагрева.

Бандажи наматывают на специальном бандажировочном станке (см. рис. 25).

Частичная перемотка обмоток

У якорей постоянного тока с одновитковой обмоткой при ее по­ вреждении не всегда требуется полная перемотка. В этих случаях при местных повреждениях обмотки может быть произведен ремонт поврежденных секций, если витковая и пазовая изоляции остальной части обмотки находятся в удовлетворительном состоянии. Напри­ мер, произошел пробой верхней стороны секции на корпус или вит­ ковое замыкание. В этом случае разматывают бандажи, из коллек­

тора выпаивают

концы поврежденной стороны, якорь подогревают

в печи до 100° С

и поврежденную сторону приподнимают из паза.

Если в этом пазе нижняя секция цела, то производят ремонт повре­ жденной. При пробое на корпус всю наружную изоляцию стороны секции снимают, места подгара меди, а также паза зачищают, медь заплавляют припоем ПСр-45, а затем напильником доводят до основ­ ного размера; стеклолентой, микалентой восстанавливают витковую изоляцию, витки укладывают и сторону секции изолируют мика­ лентой, а поверх стеклолентой. Пазовую часть опрессовывают, якорь подогревают и сторону укладывают в паз, секцию испытывают по отношению к корпусу. При витковом замыкании в верхней стороне секции и пробое на корпус с перегоранием медных проводников та­ ким же образом поднимают секцию из паза. Отгоревшие концы вы­ брасывают, подготавливают нужной длины и размеров медь и куски ее впаивают на серебряном припое в обмотку, предварительно зачи­ щая в месте пайки медь обоих концов на конус, чтобы сохранить се­ чение. При повреждении нескольких проводников пайку каждого

68


из них смещают по длине проводников. Аналогично восстанавливают витковую и пазовую изоляцию, секцию укладывают в паз и испы­ тывают. После испытания концы секций укладывают в шлицы кол­ лектора, якорь испытывают на витковое замыкание и запаивают концы секции в коллектор. Затем накладывают бандажи, якорь под­ вергают окончательным испытаниям. Пропитку обмотки и поверх­ ностное покрытие изоляционной эмалью производят в обычном по­ рядке. Когда пробой на корпус или витковое замыкание произошли у нижней стороны, то распайку коллектора производят по шагу. Якорь подогревают, секции по шагу приподнимают, а поврежденную секцию извлекают из пазов. Производят ремонт секции, как описы­

валось

выше. Якорь подогревают, отремонтированную

секцию,

а также

остальные приподнятые вставляют в пазы, а их

концы —

в коллектор. Остальные работы производят в указанной выше по­ следовательности. Следует учесть, что после подъема сторон секций по шагу поврежденную при подъеме изоляцию на секциях нужно восстановить.

Ремонт токосъемного устройства

Токосъемное устройство состоит из траверсы, пальцев, щетко­ держателей и щеток. На чугунной траверсе крепятся изолированные от траверсы металлические пальцы, на которых закреплены щетко­ держатели. В щеткодержателях находятся щетки.

Повреждения в токосъемном устройстве могут быть следующие: пробой на корпус пальца, подгар щеткодержателя, поломка нажим­ ных пружин, излом траверсы. При пробое пальца на корпус палец снимают с траверсы, старую изоляцию удаляют, из бакелизированной бумаги и формовочного миканита или микафолия наматывают с подогревом новую изоляцию, зажимают в оправку и изоляцию

запекают.

Изоляцию

пальца испытывают,

и палец устанавливают

в траверсу. У некоторых типов двигателей

(ПН)

изоляция

конца

пальца выполнена из

пластмассы. При нарушении

этой изоляции

ее можно восстановить методом прессовки

из пресспорошка

либо

изготовить

аналогичную из текстолита.

 

 

 

При подгаре щеткодержателей подгар либо очищают, либо при значительных подгарах щеткодержатель заменяют новым. Заменяют щеткодержатель также при изломе пружины.

Треснувшую траверсу снимают, освобождают от пальцев, место трещины зачищают, траверсу устанавливают на свое место — прилив подшипникового щита, зажимают и проваривают медным электродом.

Пересчет машин постоянного тока

А. Р а с ч е т ы п р и п е р е м о т к е о б м о т к и н а д р у ­ г о е н а п р я ж е н и е . В случае необходимости перевода машин постоянного тока на другое напряжение можно либо переключить обмотки, либо перемотать их. У генераторов постоянного тока сни­ зить напряжение можно за счет соответствующего уменьшения числа оборотов приводного электродвигателя, при этом сила тока в обмотке

69


возбуждения меняться не должна. Но с уменьшением числа оборотов сила тока возбуждения при неизменности схемы соединения катушек электромагнитов уменьшится и магнитное поле ослабнет. Поэтому, уменьшив напряжение в m раз, необходимо в m раз уменьшить число оборотов и создать m параллельных групп в обмотке возбуждения, т. е. если нужно в два раза уменьшить напряжение, то в два раза уменьшают обороты машины и удваивают число параллельных ветвей.

Создается одна параллельная ветвь по нечетным полюсам, а вто­ рая по четным. При таких переключениях сила тока в обмотке якоря не изменится, но мощность машины уменьшится вдвое. Также из­ меняют напряжение и у двигателей постоянного тока. Если нужно сохранить мощность прежней, то в этом случае необходима пере­ мотка обмоток. Повышается напряжение у машины за счет увеличе­ ния последовательно соединенных витков в пазу соответственно уве­ личению напряжения, т. е.

КU нов

у^ с т а р

где

у

— коэффициент

увеличения

напряжения;

 

^ н о в

— новое

повышенное

напряжение,

в;

£ / с т а р

— старое

напряжение,

в.

 

 

 

 

 

Новое количество проводников в пазу якоря

N

=К N

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

" н о в

' \ у * » с т -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новое

сечение

провода

 

 

 

 

 

 

 

 

^нов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка

на

заполнение

паза

проводниками осуществляется

так же, как и у машин переменного тока.

 

 

Так же перематывают и обмотку

возбуждения:

...

 

 

^ н о в „ .

 

.

с

_

^ с т

о

» , м

2

ШВ03б' нов

и / /CT

 

возб. CTÏ

° н о в

и / ;нов

°С Т

М

М I

где цув 0 3 б , нов,

аУвозб. ст—количество

витков

обмотки возбуждения

новое

и старое;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5Н ов»

S C T — н о в о е

и старое

сечение

провода;

^ н о в .

f ^cT —новое

и старое

напряжения.

Обмотки последовательного возбуждения главных и дополнитель­ ных полюсов не меняются, если якорь не перематывается, если про­ изведена перемотка якоря, то перематываются катушки и этих по­ люсов.

Пересчет витков и сечения проводится по формулам:

Ш н о в =

Т~- wCT>

^ н о в =

^T^Sç-r M M 2 ,

 

'HOB

 

1 CT

где / н о в ,

/ с Т — с и л а

тока

якоря новая и старая,

70