Файл: Никольский Б.В. Эксплуатация и ремонт электрических машин на металлургических заводах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
п в % = - ^ - 100 = -тЩ-r 100 %,
'ц |
^раб |
'о |
где tPa6 — продолжительность работы двигателя под нагрузкой; t0—продолжительность отключенного состояния;
— общая продолжительность работы и остановки (цикла). Электропромышленность выпускает электродвигатели с ПВ, рав
ным 100, 40 и 25%. При определении ПВ продолжительность цикла не должна превышать десяти минут. Мощность электродвигателя соответствует указанному на паспорте машины П В % . При необхо димости применения электродвигателя с другим ПВ, отличающимся от паспортного значения ПВ двигателя, необходимо произвести пересчет на новую мощность
рр • / ПВд
|
дв у П В н о в . |
|
|
|
|
|
где Р н о в |
— допустимая |
мощность |
электродвигателя при |
новом |
||
|
значении |
ПВ; |
|
|
|
|
П В Н 0 В |
— необходимая |
продолжительность |
включения |
меха |
||
|
низма; |
|
|
|
|
|
Р д в |
— мощность, |
указанная на |
паспорте |
электродвигателя; |
||
П В Д В |
— ПВ, указанная на паспорте. |
|
|
Из формулы видно, что при пересчете мощности электродвигателя с большего значения ПВ на меньшее допустимая мощность возра стает и наоборот.
Примеры: 1. Определить ПВ электродвигателя, если электро двигатель работал в течение 2,5 мин, в отключенном состоянии находился 7,5 мин.
2. Имеется электродвигатель мощностью 16 квт ПВ 25%. Опре делить допускаемую мощность электродвигателя при ПВ 100%.
Указанный двигатель мощностью 16 квт с ПВ 25% можно загру зить при ПВ 100% только на 8 квт.
Продолжительность и частота включений показывают степень загруженности механизмов. Так, согласно проведенному обследо ванию среднее значение ПВ механизмов разливочных кранов марте новских цехов составляет 40—65%, крана для раздевания слитков 60%, клещевых кранов прокатных цехов около 60%, кранов с по воротной тележкой (пратцен-кранов) 45—65%. Число включений металлургических механизмов находится в пределах 100—800 в час. В среднем основные металлургические краны работают до 90% календарного времени.
Г Л А В А II
В И Д Ы , Х А Р А К Т Е Р И П Р И Ч И Н Ы П О В Р Е Ж Д Е Н И Я Э Л Е К Т Р И Ч Е С К И Х М А Ш И Н
|
|
|
1 . М А Ш И Н Ы П О С Т О Я Н Н О Г О Т О К А |
|
П р о б о й |
н а |
к о р п у с |
к о л л е к т о р а |
и з а м ы |
к а н и е м е ж д у |
л а м е л я м и . Коллектор машины постоян |
ного тока состоит из отдельных медных пластин (ламелей), изоли рованных друг от друга прокладками из коллекторного миканита толщиной от 0,5 до 1 мм. Изолированные ламели собирают в цилиндр
|
Рис. 3. Коллектор: |
|
Рис. 4. Коллекторные пластины (ламели): |
|
/ — |
з а ж и м н о й к о н у с ; |
2 — л а м е л ь ; |
3 — ман- |
а — п р о р е з ь в ламе ли ; б — п е т у ш о к в п а я н |
ж е т ; |
4 — миканитовая |
втулка; 5 |
— мика - |
в л а м е л ь |
нитовая прокладка
и в местах выреза так называемого «ласточкиного хвоста» зажимают двумя изолированными конусами (рис. 3). Ламели на наружной части имеют прорези или впаянные флажки (петушки) для под соединения концов обмотки якоря (рис. 4). Собранный коллектор после запрессовки и запечки его насаживают на вал якоря.
Причиной пробоя на корпус коллектора и замыкания между ламелями может быть (рис. 5).
а) механическое повреждение изоляции конусов от температур
ного |
расширения |
меди |
коллектора; |
|
|
б) |
высыхание |
изоляции |
со временем; |
|
|
в) |
попадание |
графитной |
пыли со щеток |
или металлургической |
|
пыли |
между изоляцией |
конусов коллектора |
и ламелями. |
Указанные причины ведут к появлению щелей между коллекто ром и конусами или между соседними ламелями, которые запол няются токопроводящей пылью. С течением времени пыль в коллек торе запрессовывается, изоляция истирается и происходит замыка ние через пыль соседних коллекторных пластин. „
2 Б . В . Н и к о л ь с к и й |
1 ...... |
Г.®?.' Г ^ . ':„",'' Ч , :Г ',' 1? |
Если на поверхности коллектора имеются подгары двух пар противоположно расположенных ламелей в двухполюсной машине, то обрыв произошел только в одной секции.
Если же подгорело большое количество ламелей, можно пред
полагать, что обрыв имеется в нескольких секциях. |
|
|||||||
Причинами |
обрыва |
обмотки |
якоря могут быть: |
|
||||
а) перегорание соседних витков одной секции в результате меж- |
||||||||
виткового замыкания; |
|
|
|
|
|
|||
б) |
перегорание витков в |
результате пробоя обмотки на корпус |
||||||
или на бандажи; |
|
|
|
|
|
|||
в) распаяны петушки одной секции вследствие некачественной |
||||||||
пайки; |
|
|
|
|
|
|
|
|
г) распаяны петушки в результате длительного перегруза об |
||||||||
мотки |
якоря; |
|
|
|
|
|
|
|
д) перегорание впаянных в петушки флажков в результате по |
||||||||
падания на |
них постороннего |
предмета; |
|
|
||||
е) |
облом |
флажков |
при ослаблении крепления |
щеткодержателей |
||||
(механическое |
перетирание); |
|
|
|
|
|||
ж) отгорание и облом проводников рядом с петушками вслед |
||||||||
ствие надлома |
их при |
укладке в петушки при намотке (в |
основном |
|||||
у машин мощностью до 1 квт); |
|
|
|
|||||
з) обрывы концов обмотки у петушков вследствие вибрации |
||||||||
машины. |
|
|
|
|
|
|
|
|
М е ж в и т к о в о е |
з а м ы к а н и е в о б м о т к е |
я к о р я . |
||||||
Изоляция, |
которой покрыт |
голый обмоточный |
провод, |
является |
витковой изоляцией.
Повреждение изоляции провода приводит к межвитковому за мыканию, т. е. электрическому соединению двух или нескольких рядом лежащих проводников (витков). В результате замыкания проводников они образуют один или несколько короткозамкнутых
витков, в которых |
индуктируется ток, превышающий нормальный |
|||
в несколько десятков раз. |
|
|
|
|
Под действием |
увеличенной |
силы тока |
обугливается |
изоляция |
замкнутых витков, |
а в местах |
замыкания |
проводники |
перегорают |
из-за большого нагрева. |
|
|
|
Замыкание проводников одной секции может происходить в пазу и в лобовой части обмотки якоря. Замыкание проводников двух со седних секций может происходить в лобовой части обмотки. Замы кание проводников двух секций может произойти также в резуль тате пробоя этих секций на один и тот же бандаж.
Одной из разновидностей виткового замыкания является пробой изоляции между соседними ламелями коллектора, что приводит к обугливанию изоляции витков под действием большой силы тока.
При межвитковом замыкании повреждается не только обмотка якоря, но и подгорает поверхность коллектора из-за сильного искре ния щеток.
Возможны следующие причины витковых замыканий:
а) некачественная укладка проводников секций в пазы, вслед ствие чего может быть перекрещивание проводников разных рядов,
2* |
19 |
напряжение между которыми значительно выше нормального, на которое рассчитана витковая изоляция; перекрещивание провод ников влечет за собой продавливание витковой изоляции. Пере крещиванию проводников способствует неправильная намотка сек
ций, |
при которой витки |
кладутся |
произвольно, а |
не виток |
рядом |
с витком; |
|
|
|
|
|
б) |
неплотная укладка |
в пазы |
витков и секций |
приводит |
к их |
перемещению от динамических усилий, в результате которых про
исходит перетирание |
изоляции |
соседних проводников; |
в) слабая намотка |
бандажей |
на лобовых частях якоря приводит |
к повреждению изоляции проводников в лобовой части от центро бежных и динамических усилий;
г) отсутствие межсекционных прокладок в лобовых частях либо некачественная их укладка приводит к повышенному напряжению между лежащими рядом витками;
д) загрязнение коллектора пылью со щеток приводит к замыка
нию соседних |
ламелей. |
О б р ы в |
у р а в н и т е л ь н ы х с о е д и н е н и й . Уравни |
тельные соединения применяются в якорях с петлевой и сложноволновой обмоткой.
Уравнительные соединения представляют собой перемычки, со единяющие точки параллельных ветвей, имеющие одинаковые по тенциалы и расположенные под одноименными полюсами.
Уравнители припаиваются к концам секций обмотки либо к кол лекторным пластинам и располагаются в лобовой части на обмоткодержателе.
Назначение уравнительных соединений в якорях с петлевой обмоткой следующее. Магнитные потоки отдельных полюсов в элек тромашине могут быть не равны, а значит и э. д. с. отдельных па раллельных ветвей обмотки будут также не равны: это вызовет протекание уравнительных токов в параллельных ветвях обмотки.
Уравнительные токи могут достигать значительных величин, так как протекают по цепи с небольшим сопротивлением и вызывают дополнительный нагрев обмотки и повышенное искрение под щетками.
Уравнительные соединения создают обходный путь уравнитель ным токам, разгружая щетки от уравнительных токов и вырав нивая потоки отдельных полюсов.
Причинами неравенства магнитных потоков машины могут быть: а) неоднородность материала магнитной цепи (раковины в литье,
недоброкачественная шихтовка железа полюсов); б) неодинаковые воздушные зазоры между полюсами и якорем,
вызванные неправильностью сборки электромашины, а также вы работкой подшипников.
Обрывы уравнительных соединений происходят: из-за некаче ственной пайки; облом провода в местах пайки от центробежных усилий; плохое крепление уравнителей.
Об обрыве уравнительных соединений можно судить по повы шенному нагреву якоря электромашины при холостом ходе и повы шенному искрению при работе.
20