Файл: Месенжник Я.З. Кабели для нефтегазовой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 1
в течение 4 час. не приводит к существенному изменению Рѵср, оно остается на уровне~2 ■ІО13 ом-см. То же самое наблюдается и в случае выдержки образцов при Т= 250°С и Р = 1200 кгс/см2 (рѵср = 7-1013 ом-см).
Отдельные образцы сохраняют высокие значения рѵср и при более длительной выдержке при указанных выше па раметрах. Остальные образцы выходят из строя после 4,5— 5,5-часового пребывания в автоклаве при Т = 220°С, Р = 600 кгс/см2 и Т = 250°С, Р = 1200 кгс!см2 вследствие необрати мых изменений изоляционной оболочки, приводящих к поте ре эластичности и образованию кольцевого разрыва на участке около 1 см. Защитная оболочка при нагреве образ цов в автоклаве до Т = 220—250°С не теряла своей элас тичности, но образцы увеличивались в диаметре в 3—4 раза (время нагрева до 220°С составляло около 6 час.). После выдержки образца при температуре 250°С в течение 4—5 час. защитная оболочка полностью теряла свою форму и разваливалась. Отдельные участки оболочки сохраняли не которую эластичность, однако их прочность на разрыв практически равна нулю.
Итальянские кабели ф. „Pirelli“, в частности семижиль ные, имеют следующие отличия. Токопроводящая жила скручена из семи луженых проволок диаметром 0,32 мм из медно-кадмиевого сплава (98,24% Си, 1% Cd, 0,11% Sn, 0,03% Pb и др.). Изоляция выполнена из резины, включаю
щей |
20,7% |
синтетического и 24,2% натурального каучука, |
|||
43% |
золы, |
26,3% углекислого кальция, |
8,52% окиси |
цинка |
|
и другие ингредиенты. Семь |
отдельно |
изолированных жил |
|||
скручены между собой. Для |
скругления сечения |
кабеля |
применяются боковые заполнения из х/б пряжи. Поверх |
|
скрученных жил наложена оплетка из х/б пряжи плотностью |
|
95 —98%, |
пропитанная антисептиком. Броня выполнена из |
стальных |
оцинкованных проволок диаметром 0,8 мм для |
первого повива и 1,1 мм—для второго. Наружный диаметр |
семижильного кабеля ф. „Pirelli“ составляет 11,2 |
мм про |
тив 13,3 у кабеля ф. „Cable de Lion“ и 14,7 мм |
у кабеля |
КСБ-6. |
|
Изоляционная резина, применяемая в кабеле ф. „Pirelli“, |
|
менее теплостойкая и влагостойкая, чем резина |
ТСИІ-50 и |
уступает ей по следующим показателям: |
|
1. Водное испытание при 80°С |
' |
а) по сопротивлению изоляции —в 80 раз; |
|
б) по диэлектрическим потерям—в 2,7 раза; |
|
71
|
|
2. Сухое испытание при 150°С |
||||
|
|
(без вылежки |
в воде) |
|
||
а) |
по сопротивлению —в |
19 |
раз; |
|
раза. |
|
б) |
по диэлектрическим потерям— в 7,2 |
|||||
|
|
3. Вылежка в воде при 50°С |
||||
R„ 3 |
кабеля |
ф. „Pirelli“ повышается с увеличением вре |
||||
мени |
вылежки |
до 5 суток, |
на |
7-е |
резко |
снижается и на |
8-е составляет |
0,067 Мон-км. |
В |
этих |
же |
условиях Риз ре |
зины ТСШ-50 при десятисуточной вылежке увеличивается по сравнению с исходным более чем в 2 раза. Диэлектри ческие потери (tg8) у итальянского кабеля за 9 суток вы лежки увеличиваются в 4,76 раза (причем резкое увеличе ние начинается одновременно с резким спадом RH3), а у кабеля КСБ-6 остаются практически неизмененными. К конс труктивным недостаткам кабеля ф. „Pirelli“ можно отнести малые значения упругого и относительного удлинения жил, что при значительных конструктивных удлинениях брони может привести к несоответствию упругих свойств жилы и брони и, как следствие, к обрыву жил. Это подтвердилось на практике. У кабелей ф. „Pirelii“ после первых же спус ков в скважины отмечен обрыв от 2 до 4 жил.
Семижильные каротажные кабели ф. „Mineraria“ отлича ются теплостойкой изоляцией из тефлона и неопрена и рек ламируются для эксплуатации до Т=200°С и Р = 1400 KZCjcM".
Кабели ф. „Reinshagen“ (ФРГ) имеют медные гибкие токопроводящие жилы (в однотрех- и четырехжильном ка белях из 7 проволок с диаметром 0,3 мм, в семижильном — из 34 проволок диаметром 0,15 мм). В качестве изоляции применяются синтетические материалы с теплостойкостью до 230°С. Внутренний и наружный повивы брони разделены синтетическим изоляционным материалом, возможно, для уменьшения трения между ними и герметизации брони.
Одножильный румынский каротажный кабель диаметром 12 мм, показавший довольно высокие эксплуатационные свойства, имеет токопроводящую жилу, состоящую из пе ремежающихся 3-х медных проволок диаметром 0,4 мм и 4-х стальных диаметром 0,5 мм (так называемая „струна“).
Недостатком его являются сравнительно |
большие диаметр |
и омическое сопротивление жилы-37,7 ом{км. |
|
§ 3. Н ЕГРУЗО Н ЕС УЩ И Е КАБЕЛИ ДЛЯ |
Э Л ЕК ТРО П И ТАН И Я |
П О ГРУ Ж Н Ы Х УС ТРО Й С ТВ
Характерными представителями этого типа являются ка бели для питания силовых установок в действующих скважинах, в частности для токоподвода к электробурам
72
(КТШЭ-2П), вводов в двигатели электробуров (КРЭК, КРЭП), электропитания погружных нефтенасосов (КРБК, КРБКО, КПБК и др.). Кабель типа КТШЭ предназначен для работы при напряжении 3 кв переменного тока в скважинах глубиной до 5000 м с призабойными температурой 70°С и давлениями до 1000 кгс/см2. Кабель имеет две параллельно уложенные жи лы сечением по 50 мм2, состоящие из 133 медных прово лок диаметром 0,68 ми, изолированные резиной типа РТИ-1 толщиной 3,5 мм и заключенные в оболочку из резины ти па РШ-2 толщиной 3,5 мм. Кабели марки КРЭП (плоские) изготавливаются сечением жил 25 и 35 мм2, КРЭК (круг лый)—35 мм1. Поверх трех параллельно уложенных жил в кабелях марки КРЭП и скрученных вокруг профилирован ного сердечника—в кабеле марки КРЭК накладывается обо лочка из полихлоропреновой резины. Номинальная радиаль ная толщина изоляции в обоих случаях составляет 2,2 мм, оболочки—2,4 мм; жилы —семипроволочные.
В связи с широким распространением кабелей для элек тропитания погружных нефтенасосов рассмотрим их более подробно.
Комплект установки погружного электронасоса (см. рис. 5) состоит из высоконапорного центробежного насоса 1, мас лонаполненного погружного электродвигателя 2 с протек тором 3, кабеля 4 в профилированной броне, автотрансфор матора 5 и станции управления 6. Погружной агрегат (центро бежный насос и погружной электродвигатель с протекто ром) опускают в скважину на насосно-компрессорных тру бах 7, по которым из нее откачивается пластовая жидкость или нефть. Кабель крепится к трубам поясами 8. Такова же схема использования этих кабелей с погружными насосами шахтного водоосушения или откачки термальных вод.
Серийные кабели в резиновой изоляции типа РТИ-0 и с резиновой оболочкой имеют круглое сечение по длине на сосно-компрессорных труб и плоское—по длине насоса и протектора. В целом погружной агрегат подвешивается на фланце обсадной колонны.
Круглые кабели |
имеют сечение |
от 3 x 6 до |
3x95 мм2, |
|
работают в температурном интервале от —60°С |
на |
поверх |
||
ности до Т 90°С на |
забое скважины |
при давлении |
на забое |
до 100 кгс-см2. Круглый кабель комплектуется плоским, се чение которого меньше на одну градацию. Например, круг лый кабель сечением 3 x 1 6 мм2 комплектуется плоским сечением 3 X 10 мм2 и т. д.
Традиционная конструкция силового кабеля предусма тривает токопроводящую герметизированную семипроволоч ную жилу правильной скрутки ( 1 + 6 м), изолированную
73
резиной по ГОСТу 206864. Продольная герметизация жи лы достигается покрытием центральной медной проволоки резиновой оболочкой, объем которой соответствует объему междупроволочных промежутков жилы. При скрутке пос ледней промежутки заполняются резиной.
Поверх общей скрутки изолированных токопроводящих жил накладывается шланговая нефте-газостойкая оболочка из
резины типа РШН-2 по ГОСТу 2068 —64. |
В кабеле |
КРБКО |
поверх изоляционных оболочек каждой |
из жил |
наклады |
ваются индивидуальные шланговые оболочки из резины ти па РШН-2.
В опытных кабелях КРБК-У и КРБК-В разработки ТашНИКИ защитная оболочка выполнена из резины марки ШГС-50 на основе бутадиеннитрильного каучука СКН-26 М отечественного производства, разработанной ВНИИКП спе циально для применения в кабелях типа КРБК взамен ре зины НШ-40.
Каучук СКН-26 по сравнению с полихлоропреновым, при меняемым для изготовления защитных оболочек в серийных кабелях (наиритом), обладает более низкой газопроницае мостью и лучшими характеристиками по сопротивлению тепловому старению, существенно превосходит наирит по стойкости к действию нефти и минеральных масел.
По результатам лабораторных исследований резина марки ШГС-50 была рекомендована для применения в опытных кабелях КРБК-У и КРБК-В, хотя и не ожидалось, что она окажется работоспособной в скважинах с высоким газовым фактором—150—180 мА\т и более.
Действительно, кабели марок КРБК-В и КРБП-В с изо ляцией из резины ТСШ-50/106 6 и защитной оболочкой из резины ШГС-50 работают в объединении „Татнефть“ (НГДУ „Альметьевнефть“ и „Октябрьнефть“) с 1968 года. В сква жинах НГДУ „Альметьевнефть“ эксплуатировались 4 строи тельные длины кабеля; из них одна после 150 суток рабо ты попала в аварию и была списана, а остальные работали при газовом факторе 50 M 3j m и температуре 37°С, соответ ственно, 393, 791 и 397 дней. В среднем каждый кабель был за это время трижды поднят из скважины по причинам, не зависящим от него; имел место один случай механического повреждения брони при подъеме кабеля. Ни одного случая загазованности кабеля не наблюдалось. Сопоставительный анализ показывает, что в подобных условиях серийные ка бели КРБК ведут себя заметно хуже. КРБК-У и КРБП-У, проходившие испытания в скважинах объединения „Куйбышевнефть“ с чрезвычайно высоким газовым фактором (до 270 M 3j/n) при высоких гидростатических давлениях (до 170 KicjcM1), оказались практически неработоспособными в этих
74
условиях. При подъеме их из скважины наблюдалось боль шое количество вспучиваний и разрывов защитной оболоч ки, вследствие чего два из трех кабелей оказались нере монтоспособными.
Исходя из сравнения свойств резин ШГС-50 и НШ-40, можно ожидать, что кабели с защитными оболочками из резины ШГС-50 будут при прочих равных условиях в сква жинах (газовый фактор, температура, давление и т. д.) бо лее работоспособны, чем кабели с защитными наиритовыми оболочками, и их предельные параметры эксплуатации, в частности газовый фактор и температура, будут выше, чем у серийных кабелей КРБК. Их величины могут быть уста новлены в процессе эксплуатации усовершенствованных ка белей в скважинах, имеющих газовый фактор в диапазоне 50-г 120 M3jm и гидростатические давления —1004-170(200)
кгс/см2.
Защита шланговой оболочки от повреждений при брони ровании и эксплуатации, а также от действия нефти дли тельное время осуществлялась двухслойной обмоткой из маслостойкой лакотканевой ленты и оплеткой из хлопчато бумажной пряжи, пропитанной противогнилостным составом — суриком с олифой. Поскольку, с одной стороны, сурик был сравнительно малоэффективен, так как вымывался при на хождении кабеля в скважине, с другой — весьма дефицитен, решили или заменить его другим составом, или применить оплетку, не требующую пропитки. По результатам исследо ваний, проведенных совместно с Ташкентским текстильным институтом, завод „Ташкенткабель“ внедрил для пропитки х/б пряжи ацетальную смолу; а завод „Подольсккабель“ применил оплетку из шелка-лавсана.
Исследованиями ТашНИКИ с ВНИИКП установлено, что шелк-лавсан по стойкости к гниению обладает преимущест вами перед другими материалами, поэтому его рекомендо вали для изготовления оплетки. Однако оплетка — самая малопроизводительная операция в технологии рассматривае мых кабелей, в связи с этим ее заменили обмоткой из со ответствующих материалов. Так, новыми техническими ус ловиями ТУ.16.505.187 —71 предусматривается применение в круглых кабелях вместо оплетки обмотки из прорезиненной тканевой ленты. Плоские кабели, как и по прежним техни ческим условиям, имеют обмотку из стеклоткани, лакотка ни и оплетку или обмотку из прорезиненной тканевой лен
ты. Как показали результаты эксплуатации, |
качество кабе |
лей от замены в них оплетки на обмотку не |
снизилось. |
В пластмассовых вариантах кабелей для электропитания |
погружных нефтенасосов применяются следующие сочета ния: 'lj изоляция из полиэтилена высокого давления (ПЭВД),
75