ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
K t4 относятся: а) перехват шпинделя из нижнего положения
вверхнее и б) наращивание бурильной трубы. Проходка за смену будет
60 |
I |
_L_ |
I , . j 1 3 |
(128) |
|
^ |
|
+ ^4 |
|
— + т г 0 l + « 2) + |
||||
|
|
lh |
|
|
где Гсм — число минут в смене (для семичасовой смены равно 420 мин); t à — время, необходимое для профилактического осмотра и смазки механизмов буровой установки, во время которого согласно правилам по технике безопасности буровая установка должна останавливаться.
с |
Формула (128) показывает, что производительность бурения |
увеличением глубины скважины падает в связи с ростом L, t 2 |
|
и |
t 3. |
Время t %увеличивается потому, что длинные, тяжелые колонны поднимаются с меньшими скоростями, t 3 увеличивается с глубиной скважины потому, что и при большой глубине скважины следует удлинять время промывки перед постановкой коронки на забой и перед началом подъема; также увеличивается время на заклини вание керна.
Время t4, которое затрачивается на подъем шпинделя и наращива ние штанг, особенно сказывается при проходке по породам I—IV категорий, которые бурятся с большой механической скоростью.
Для сокращения времени* Д рекомендуется переходить на бурение с подачей с барабана лебедки рабочей штанги, превосходящей по
длине |
колонковую |
трубу. |
|
|
|||
|
Из формулы (128) видно, что с увеличением глубины скважины |
||||||
следует по |
возможности |
увеличивать: |
|
||||
|
1) |
проходку на рейс (I); |
|
||||
|
2) |
длину |
свечи |
(h). |
|
|
|
|
Во всех случаях надо стремиться увеличивать механическую ско |
||||||
рость |
бурения |
за |
счет: |
|
инструмента |
||
в |
а) |
рационального выбора породоразрушающего |
|||||
соответствии |
с |
физико-механическими свойствами пород; |
|||||
и |
б) |
увеличения |
скоростей вращения при бурении неабразивных |
||||
нетрещиноватых |
пород; |
нагрузки до максимально |
допускаемой |
||||
|
в) |
увеличения |
осевой |
величины при соответствующем усилении промывки скважины;
г) |
применения |
понизителей |
твердости; |
д) |
внедрения ударно-вращательного бурения (гидроударников); |
||
е) |
применения |
продувки |
вместо промывки (в определенных |
геологических условиях).
Длительность рейса I может быть увеличена путем перехода на бескерновое бурение в породах, не содержащих полезных ископа емых и не особенно твердых, или применения длинных колонковых снарядов и медленно затупляющихся коронок. В Донбассе при бурении алмазными коронками длина рейса достигла 8—10 м при полном выходе керна. Однако увеличивать проходку на рейс можно
только до определенного предела, потому что скорость бурения в течение рейса постепенно уменьшается вследствие затупления резцов коронки.
§ 3. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ БУРОВЫХ УСТАНОВОК
Важным эксплуатационным показателем буровой установки яв ляется производительность, измеряемая скоростью бурения.
Производительность при бурении характеризуется механической, рейсовой, технической, коммерческой и цикловой скоростями буре ния.
Механическая скорость бурения |
|
ум= -у- м/ч, |
(129) |
ір |
|
где Ір — проходка скважины за рейс в м. Величина Ір тем больше, чем больше стойкость рабочих элементов породоразрушающего инструмента, выполняющих непосредственно работу разрушения горной породы на забое, и чем ближе режим бурения к своему опти
мальному содержанию; |
tp — время бурения за рейс в ч. Наивыгод |
||
нейшее значение tp определяется |
расчетным |
путем. |
|
Рейсовая скорость |
бурения |
|
|
|
ур f |
ір |
(130) |
|
• |
‘ р ~ г г в с п
Вспомогательное время tBcn в часах окладывается из затрат времени на спуско-подъемные и подготовительно-заключительные операции, связанные с бурением. Значение івсп тем меньше, чем больше механизированы и автоматизированы все операции при бурении и чем больше скорости выполнения этих операций; с уве личением глубины скважины tECn растет. Степень использования буровой машины определяется коэффициентом ее использования К„
К И |
(131) |
*р + |
г всп |
Исследования Е. Ф. Эпштейна, показали, что бурение затупля ющимися коронками в относительно однородных породах следует прерывать и начинать подъем инструмента, когда рейсовая скорость ѵр будет равна механической скорости (т. е. скорости бурения перед самым подъемом — ѵк):
|
t р + |
t в |
(132) |
|
|
||
где /р — проходка за |
рейс; tp — время |
чистого бурения за рейс; |
|
£всп — время на спуск, |
подъем и на |
все |
операции, сопутствующие |
рейсу.
Последняя формула справедлива только при бурении в однород ных по физико-механическим свойствам породах.