Файл: Киреев М.И. Монтаж и эксплуатация электрооборудования станций, подстанций и линий электропередачи учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А V III

СВЕДЕНИЯ О МОНТАЖЕ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

§ 42. ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ

Основными элементами ЛЭП являются опоры и их фундамен­ ты, изоляторы, линейная арматура, провода и тросы.

По назначению и положению на трассе опоры подразделяют на промежуточные, поддерживающие провода, и анкерные, воспри­ нимающие на себя полное тяжение проводов и тросов. Опоры, уста­ навливаемые в начале и конце линии, называют концевыми, а в точках поворота трассы — угловыми. Концевые опоры подверга­ ются одностороннему тяжению проводов и тросов.

Для деревянных опор фундаментами служат железобетонные или деревянные пасынки, зарываемые в землю, или сваи-пасынки, забиваемые в грунт. В качестве фундаментов железобетонных и металлических опор используют железобетонные сваи, сборные железобетонные конструкции, монолитный бетон или железобетон­ ные фундаментные массивы.

Для линий электропередачи применяют алюминиевые и стале­ алюминиевые провода и подвесные изоляторы, собираемые в гир­ лянды.

Технологический процесс монтажа ЛЭП включает:

: подготовительные работы, в ходе которых знакомятся с рай­ оном прохождения трассы, разбивают трассу, рубят просеки, подго­ товляют разного рода производственные, хозяйственные и комму­ нальные помещения;

основные строительно-монтажные работы, в ходе которых раз­ возят по местам, собирают и устанавливают опоры, доставляют и монтируют изоляторы, провода, тросы.

§ 43. УСТАНОВКА ОПОР

Установка деревянных опор. Наиболее широко распространен способ установки деревянных опор при помощи так называемой падающей стрелы, которая может быть изготовлена из дерева или металла. Наиболее часто применяют деревянные стрелы, отличающиеся сравнительно малым весом и более дешевые. Сле­ дует также отметить, что деревянные стрелы удобнее для пере­ возки.

Когда длина стрелы должна быть 10 м и более, используют металлические стрелы, так как в этом случае деревянную стрелу

159

пришлось бы делать из нескольких бревен, т. е. стыкованной, что представляет значительные неудобства для работы.

Рассмотрим процесс подъема деревянной П-образной опоры с помощью деревянной падающей стрелы (рис. 154). Опору рас­ полагают вдоль линии так, чтобы ее пасынки находились над вы­ рытыми котлованами. Стрелу 4 устанавливают на расстоянии 1—1,5 м от края котлованов между пасынками опоры. К верхушке стрелы крепят два боковых тяговых троса 5, связывающих стрелу

'.т-ЗИй'яТлГ- — у-"" ■'SSs. -Д

Рис. 154. Подъем деревянной П-образной опоры с помощью падающей стрелы

с опорой, и подъемный трос 3, идущий к тяговому механизму. Чтобы избежать перемещения устанавливаемой опоры в сторону тягового механизма в начальный момент подъема, к ее пасынкам крепят два троса 1, являющихся нижними тормозами.

Для установки стрелы в рабочее положение необходим так на­ зываемый подстрелок, состоящий из двух бревен по 3,5—4 м дли­ ной каждое и представляющий собой уменьшенное подобие стрелы.

Под пасынки опоры в начале подъема подкладывают отрезки бревен. Опору снабжают двумя расчалками 2, прикрепляемыми

к

вбитым в землю якорям, которые предотвращают

ее смещение

в

сторону при подъеме. Чтобы не осыпались стенки

котлованов,

в которые будут упираться ноги опоры при подъеме, стенки защи­ щают досками.

160



в котлован в вертикальном положении. Выверяют опору, засыпают котлован и трамбуют грунт в том же порядке, как об этом говори­

лось выше.

Металлические опоры обычно устанавливают на железобетон­ ных сборных фундаментах или на забиваемых в грунт железобе­ тонных сваях. Для наиболее тяжелых опор применяют также мо­ нолитные бетонные или железобетонные фундаменты.

§ 44. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УСТАНОВКЕ ОПОР

Решающим условием безопасной работы при монтаже опор является исправное состояние такелажа. Все подъемные механиз­ мы (лебедки, блоки, полиспасты и т. п.) должны быть зарегистри­ рованы в журналах, где записывают их ежегодные осмотры и ис­ пытания. Пометки о произведенном очередном испытании делают несмываемой краской или кернением.

До начала работ весь такелаж независимо от даты последних испытаний проверяют: в первую очередь устанавливают отсутствие трещин у крюков блоков, неразработанность осей роликов, целость повива тросов и прядей канатов.

При любых неисправностях элементов такелаж нельзя исполь­ зовать для работы.

Перед началом подъема проверяют надежность закрепления тормозных тросов и расчалок, прочность крепления тяговых тро­ сов к опорам, подъемных тросов к автокранам и тракторам.

Особенно тщательно проверяют исправность стрел и надежность их установки. Для более равномерного распределения давления на грунт под ноги стрел подкладывают доски или бревна.

Во время подъема опоры никто из работающих не должен на­ ходиться непосредственно под опорой, действующими тросами или в котловане, а также в районе возможного падения опоры или стрелы. Все рабочие должны быть расставлены по рабочим местам и находиться в поле зрения бригадира.

Опора после подъема должна быть немедленно закреплена. Около опор, временно закрепленных расчалками, ставят охрану.

Влезать на опору разрешается только после полного ее закреп­ ления. Во время работы на опоре под ней не должен никто нахо­ диться, чтобы избежать несчастного случая в результате падения инструментов, деталей такелажа и др.

§ 45. МОНТАЖ ПРОВОДОВ И ТРОСОВ

Раскатка проводов и тросов. Провода и тросы доставляют к месту монтажа на автомобилях, гужевым транспортом или трак­ тором на прицепах. При погрузке, перевозке и выгрузке бараба­ нов с проводами и тросами необходимо принять меры, исключаю­

162


щие возможность их повреждения. Так, барабаны на период транспортирования должны быть прочно закреплены в кузове автомобиля, на прицепе и т. п. тросами и клиньями. Запрещается сбрасывать барабаны. Катить их следует, ориентируясь на стрелку, имеющуюся на щеке барабана. Доставляемые на трассу барабаны

<9

Рис. 156. Одновременная раскатка трех проводов и троса с помощью четырехбарабанной раскаточной тележки:

а — схема подъема» б —*раскаточная тележка

располагают на таком расстоянии один от другого, чтобы оно при­ мерно соответствовало длине провода или троса, намотанного на барабан.

Необходимые для монтажа проводов изоляторы привозят к месту работ в ящиках, иногда без упаковки, переложенными соломой или сеном.

11*

163

Изоляторы складывают у опор в необходимом для монтажа количестве. Обычно предусматривают некоторый запас на случай возможного боя.

Ящики со сцепной арматурой доставляют на сторожевой пост участка, и здесь по мере надобности арматуру выдают монтажно­

му персоналу.

следует считать

способ

раскатки

проводов

Прогрессивным

и тросов, используя который можно одновременно

раскатывать

 

 

провода и тросы и поднимать

 

 

гирлянды изоляторов на

 

 

опоры. Технология работ та­

 

 

кова. На первой промежу­

 

 

точной

опоре

закрепляют

 

 

вверху и внизу два монтаж­

 

 

ных блока, сквозь которые

 

 

пропускают подъемный трос

 

 

(рис. 156, а),

К концу троса,

 

 

проходящему

через

верхний

 

 

блок, крепят гирлянды изо­

 

 

ляторов

с

раскаточными

 

 

роликами (рис. 157) и зало­

 

 

женными в них проводами, а

 

 

также защитный трос. Конец

 

 

подъемного троса, проходя­

 

 

щий через нижний блок, при­

Рис. 157. Раскаточный ролик:

крепляют к упряжному крю­

1 — ролик, 2 — щека, 3

запор, 4 —• подвеска

ку раскаточной тележки (см.

 

 

рис. 156,6), на которой уста­

 

 

новлены барабаны.

 

Когда тележка, буксируемая автомобилем или трактором, на­ чнет перемещаться вдоль трассы, подъемный трос будет подни­ мать гирлянды, провода и защитный трос на опору. После того как на данной опоре закрепят гирлянды с проводом и трос, подъ­ емное устройство переносят на следующую опору и т. д. До рас­ катки провода и тросы следует закрепить на анкерной опоре, от которой ведется натяжка.

Если нет возможности использовать указанный способ, раска­ тывать провода и тросы можно и иными методами. Так, применяют метод, при котором барабан помещают на неподвижно укреплен­ ных раскаточных станках, а провода и тросы раскатывают, про­ таскивая их по грунту.

Следует заметить, что, протаскивая провода и тросы по грунту, можно повредить их повивы. Поэтому раскатанные провода нужно тщательно осмотреть. Поврежденные участки ремонтируют или вырезают.

Выполнение соединений проводов. При выполнении соединений необходимо учитывать, что механическая прочность места соедине­ ния должна составлять не менее 90% прочности целого провода.

164


Рис. 158, Станок для соединения проводов об­ жатием

Электрическое сопротивление места соединения не должно превос­ ходить сопротивление отрезка провода такой же длины, а нагрев соединительного зажима при протекании наибольшего тока, допу­ стимого для данного провода, не должен превышать нагрев самого провода.

Провода соединяют тремя основными способами: обжатием, опрессовкой и термитной сваркой. Первый способ применяют для медных, алюминиевых и сталеалюминиевых проводов сечением до 240 мм2, второй — для усиленных проводов марки АСУ и нормаль­ ных проводов марки АС сечением 300 и 400 мм2. Кроме того, опрес­ совкой соединяют полые медные провода и стальные тросы сече­ нием 50 мм2 и выше.

Третий способ дает вы­ сокое качество электриче­ ского контакта, но отли­ чается сравнительно низ­ кой механической прочно­ стью, поэтому его приме­ няют в сочетании с какимлибо из первых двух способов.

Соединение проводов обжатием. Этим способом провода соединяют на станке, устройство кото­ рого показано на рис. 158. Станок состоит из рыча­

гов 1 и 6, соединенных шарниром 2, и скобы 7, связанной шарни­ ром 11 с неподвижным рычагом 1. В скобе имеется отверстие 9 с внутренней нарезкой, в которое ввертывают болт 8, вращаемый при обжатии рычагом-рукояткой 5. Станок снабжен стальными вклады­ шами 3, состоящими из двух частей — верхней и нижней. Вклады­ ши крепят винтами в гнездах 4. Винт 10 служит для регулирования усилия обжатия.

На каждом вкладыше выбиты цифры, соответствующие опреде­ ленному сечению провода. Поскольку в работе участвуют одно­ временно два вкладыша, на каждой паре выбивают одинаковые порядковые номера.

По окончании работы вкладыши необходимо вынуть, промыть в бензине или керосине, смазать техническим вазелином и завер­ нуть в плотную бумагу. Станок следует смазать машинным маслом. Как станок, так и вкладыши нужно хранить в сухом месте.

Перед тем как приступить к соединению проводов, вниматель­ но проверяют соответствие их расположения внизу последующему расположению на опорах. Чтобы предотвратить раскручивание повива проводов и тросов, на их концы у мест соединений накла­ дывают бандажи из мягкой вязальной проволоки. Соединяемые концы подравнивают, обрезая ножовкой ила на том же станке

165