Файл: Киреев М.И. Монтаж и эксплуатация электрооборудования станций, подстанций и линий электропередачи учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 5
венным охлаждением проверяют работу систем охлаждения: нали чие циркуляции масла и воды (при водяных маслоохладителях), работу вентилятора дутья, температуру масла до и после масло
охладителя; состояние изоляторов и разрядников, запыленность и загрязне
ние их поверхности и кожуха; состояние ошиновки и кабелей, отсутствие нагрева в контактах;
исправность освещения, сигнализации и пробивных предохрани
телей; состояние сети заземления и исправность противопожарных уст
ройств; сообщаемость консерватора с кожухом (спуская масло через
контрольный кран и наблюдая при этом за понижением его уров ня в масломерном стекле);
наличие скопившихся на дне расширителя влаги и шлама; состояние маслоочистительных устройств непрерывной регене
рации масла, термосифонных фильтров и влагопоглощающих пат ронов (силикагелевых).
Неисправности, обнаруженные во время осмотра трансформа торов, устраняют при первой возможности, а в случае аварии или несчастного случая — немедленно отключают аппарат.
Силовые трансформаторы выводят из работы, если обнаружат: сильный неравномерный шум и потрескивание внутри трансфор матора;
ненормальный и постоянно возрастающий нагрев трансформа тора при номинальных нагрузке и охлаждении;
выброс масла из расширителя или разрыв диафрагм выхлопной трубы;
течь масла с понижением его уровня в масломерном стекле; резкое изменение цвета масла (на несколько баллов); сколы и трещины на изоляторах, скользящие разряды или сле
ды их перекрытия; наличие в масле угля, воды, большого количества механических
примесей; кислую реакцию масла; пониженное пробивное напря жение и снижение температуры вспышки масла более чем на 5°С против предыдущих испытаний, а также снижение сопротивления изоляции более чем на 50% первоначального значения или по срав нению с заводскими данными.
§ 62. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСФОРМАТОРНОГО МАСЛА
Особое значение при эксплуатации трансформатора имеет на блюдение за состоянием масла. Масло в трансформаторе служит как для изоляции, так и для охлаждения обмотки, и от его состоя ния зависит надежность работы трансформатора.
Во время эксплуатации трансформатора происходит старение масла и оно теряет свои первоначальные свойства. Кроме ухуд
14»
211
шения свойств масла из-за старения, наблюдаются также измене ния его свойств при ненормальных режимах работы. Так, при мест ных нагревах, нарушении изоляции между стальными листами магнитопровода, плохом контакте в переключателе ответвлений или на выводах обмоток под крышкой трансформатора и при витковых замыканиях в обмотках происходит разложение масла.
О состоянии и качестве трансформаторного масла судят по его химическим, механическим и электрическим свойствам: кислотно сти, содержанию воды, механических примесей и взвешенного угля, вязкости, температуре вспышки и пробивному напряжению.
П о в ы ш е н и е к и с л о т н о с т и масла пагубно отражается на изоляции обмоток трансформатора, приводит к ее химическому разрушению.
У в е л и ч е н и е с о д е р ж а н и я в о д ы |
ухудшает изоляцион |
ные свойства масла и вызывает увлажнение изоляции обмоток. |
|
М е х а н и ч е с к и е п р и м е с и ухудшают |
охлаждение транс |
форматора, загрязняют обмотку, а также могут привести к пере
крытию изоляции, |
так как создаются токопроводящие мостики. |
У в е л и ч е н и е |
в я з к о с т и ухудшает охлаждение трансфор |
матора, так как уменьшается скорость циркуляции масла и в ре
зультате повышается |
его |
температура |
и аппарат перегревается. |
|
У м е н ь ш е н и е |
п р |
о б и в н о г о |
н а п р я ж е н и я |
может |
привести к пробою изоляции обмотки и выходу трансформатора из строя. Понижение пробивного напряжения указывает на нали чие воды, которая может появиться в масле в результате его ста рения, выделения в нем органических кислот.
У м е н ь ш е н и е т е м п е р а т у р ы в с п ы ш к и свидетельст вует о разложении масла вследствие местных перегревов, так как при старении масла температура вспышки немного повышается, а не понижается.
Стандартом установлены определенные нормы на состояние трансформаторного масла как свежего, не бывшего в употребле нии, так и эксплуатационного (табл. 20). В нормах определены также сроки отбора проб масла из трансформаторов и другой маслонаполненной аппаратуры. Знание этих норм крайне необходи мо для грамотного ведения эксплуатации.
Масло нужно подвергать лабораторным испытаниям в следую щие сроки:
из трансформаторов и аппаратов напряжением до 10 кв вклю чительно сокращенному анализу — не реже одного раза в 3 года, из трансформаторов и аппаратов напряжением от 10 до 35 кв включительно на электрическую прочность — один раз в год и со кращенному анализу — не реже одного раза в 3 года;
из трансформаторов и аппаратов напряжением выше 35 кв на электрическую прочность и сокращенному анализу — один раз в год;
из герметизированных трансформаторов на электрическую проч ность — один раз в 2 года;
212
Т а б л и ц а 20
Основные показатели трансформаторного изоляционного масла
Величина показателя для масла
Показатель |
|
не бывшего в упо |
||||
|
|
|
|
треблении |
|
|
Пробивное |
напряжение для |
|
|
|
||
аппаратов: |
|
|
|
Не |
менее 35 кв |
|
до 10 кв |
|
|
|
|||
от 11 до 35 кв |
|
|
» |
35 » |
||
от 35 до 220 кв |
|
|
» |
40 » |
||
от 220 до 500 кв |
примеси |
|
» |
50 » |
||
Вода, механические |
Отсутствие |
|||||
и взвешенный уголь |
|
Не ниже 135° С |
||||
Температура вспышки |
||||||
Кислотное |
число едкого ка |
0,05 |
мг |
|
||
лия (КОН) |
на 1 |
кг |
масла не |
|
|
|
более |
|
в |
условных |
|
|
|
Вязкость масла |
|
|
|
|||
единиц 0 Э не должна превы |
|
|
|
|||
шать: |
|
|
|
4,2 |
|
|
при 20° С |
|
|
|
|
||
при 50°С |
|
|
1,8 |
|
|
эксплуатационного
Не менее 20 кв
»25 »
»35 »
»45 »
Отсутствие
Падение температуры не более чем на 5° С от перво начальной
0,4 мг
4,2
1,8
из |
маслонаполненных вводов сокращенному |
анализу — один |
раз в |
год; |
и аппаратов — |
после капитального ремонта трансформаторов |
||
сокращенному анализу. |
|
После отключения масляным выключателем короткого замыка ния следует отбирать пробу масла на проверку содержания взве шенного угля.
В испытания изоляционного масла на э л е к т р и ч е с к у ю п р о ч н о с т ь входит проверка пробивного напряжения и опреде ление наличия в масле взвешенного угля и механических примесей.
В объем сокращенного анализа изоляционного масла входит: определение температуры вспышки, электрической прочности, кислотного числа и качественное определение содержания взвешен
ного угля, механических примесей и наличия воды.
Чтобы уменьшить старение масла и поддержать его изоляцион ные свойства, масло в.трансформаторах мощностью более 100 ква следует подвергать р е г е н е р а ц и и , т. е. восстановлению его свойств с помощью термосифонных фильтров или абсорберов. Тер мосифонные фильтры и абсорберы заполняют зернистым сорбен том (силикагелем или окисью алюминия), обладающим свойством избирательно поглощать из масла продукты его старания.
По мере ухудшения показателей качества масла его периоди чески очищают с помощью фильтр-прессов сепараторов и абсор беров.
213
Старение масла в трансформаторах происходит быстрее при его перегреве. Срок службы масла в трансформаторах сокращает ся вдвое, если его температура повышается на 10° С выше нормы. В эксплуатации трансформаторов предельная температура верх них слоев масла допускается 95° С при температуре окружающего Еоздуха 35° С, однако чтобы срок годности трансформаторного масла был более длителен, температура верхних слоев масла не должна превышать 85° С. На эту величину обычно в крупных транс форматорах устанавливают температурную сигнализацию.
§ 63. ДОПУСКАЕМЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ ТРАНСФОРМАТОРОВ
В течение суток и в различное время года нагрузка трансфор матора не остается постоянной, а это в свою очередь, сказывается на температурном режиме работы трансформатора.
Превышение температуры обмоток над температурой охлаж дающего воздуха колеблется от 60° С до некоторого меньшего зна чения, что уменьшает износ изоляции обмоток и увеличивает срок службы трансформатора. Поэтому в эксплуатации допускается та кая перегрузка трансформатора, чтобы его срок службы был не
менее 20—25 лет. Перегрузки трансформаторов |
делят |
на н о р |
|||||
м а л ь н ы е и а в а р и й н ы е . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
21 |
|
Величина допустимых перегрузок трансформаторов |
|
|
|||||
|
Величина допустимой перегрузки трансформаторов, %, при дли - |
|
|||||
Коэффициент загрузки’ |
|
|
тельности перегрузки, |
ч |
|
|
|
(определяется по суточ |
|
|
|
|
|
|
|
ному графику) |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
|
|
|
||||||
0 , 5 |
2 8 |
2 4 |
2 0 |
16 |
1 2 |
7 |
|
0 , 6 |
2 3 |
2 0 |
17 |
1 4 |
1 0 |
6 |
|
0 , 7 |
1 7 ,5 |
1 5 |
1 2 ,5 |
10 |
7 , 5 |
5 |
|
0 , 7 5 |
1 4 |
1 2 |
10 |
8 |
6 |
4 |
|
0 , 8 |
1 1 ,5 |
1 0 |
8 , 5 |
7 |
5 , 5 |
3 |
|
0 , 8 5 |
8 |
7 |
6 |
4 , 5 |
3 |
2 |
|
0 , 9 |
4 |
3 |
2 |
— |
— |
— |
|
* Коэффициентом загрузки называется отношение средней |
нагрузки трансформатора |
за |
|||||
суйеи к его номинальной мощности . |
|
|
|
|
|
|
Длительные эксплуатационные перегрузки всех типов силовых трансформаторов в зависимости от коэффициента загрузки допу скаются в размерах, указанных в табл. 21.
Чтобы определить допустимую перегрузку трансформатора зи мой за счет его недогрузки летом, устанавливают следующее пра вило: если максимум среднего суточного графика нагрузки в лет
214
ние месяцы меньше номинальной мощности трансформатора, то в зимние месяцы допускается перегрузка трансформатора в размере 1% на каждый процент недогрузки летом, но в общем не более чем на 15% номинальной нагрузки. Общая допустимая перегрузка трансформатора подсчитывается с учетом коэффициента загрузки и летний недогрузки, но не должна превышать 30% номинальной.
Кроме того, в процессе эксплуатации допускаются аварийные перегрузки силовых трансформаторов всех типов с естественным масляным охлаждением на время, необходимое для ввода резерва, независимо от величины предшествующей нагрузки, температуры окружающей среды и места установки трансформатора в следую щих размерах и продолжительностью:
Перегрузка по току, % . . . . |
30 |
45 |
60 |
75 |
100 |
200 |
Длительность перегрузки, мин |
120 |
80 |
45 |
20 |
10 |
1,5 |
Аварийные перегрузки сухих |
трансформаторов |
допускаются |
||||
в следующих размерах и длительностью: |
|
|
|
|
||
Перегрузка по току, % .................... |
. . |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
Длительность перегрузки, мин . . . |
. . |
60 |
45 |
32 |
18 |
5 |
$ 64. ЭКСПЛУАТАЦИЯ |
ГАЗОВОЙ |
|
|
|
|
ЗАЩИТЫ ТРАНСФОРМАТОРОВ
Для выявления внутренних повреждений в трансформаторах устанавливают чувствительную газовую защиту, которая работает на сигнал или на отключение. Правильную работу газовой защиты обеспечивают специальной установкой трансформаторов, которые монтируют таким образом, чтобы крышка имела подъем по на правлению к газовому реле не менее чем на 1—1,5% высоты транс форматора, а маслопровод от трансформатора к расширителю — не менее чем на 2—4%. Газовая защита работает на сигнал при попадании в трансформатор воздуха, медленном опускании уровня масла из-за снижения температуры или наличия течи масла, а также при повреждениях трансформатора, которые сопровожда ются выделением небольшого количества газов. При внутреннем повреждении трансформатора с сильным газообразованием газо вая защита работает на отключение.
Кроме того, может быть ложная работа газовой защиты в слу чае сквозных коротких замыканий, сопровождаемых толчком мас ла через газовое реле, а также из-за неисправности вторичных цепей, которые в местах подсоединения к газовому реле обычно разъедаются маслом, чтобы предотвратить это явление, для вторич ных цепей применяют маслостойкую изоляцию.
Эксплуатационный персонал станций и подстанций может су дить о характере повреждения в трансформаторе и причинах дей ствия газовой защиты по анализу газа в газовом реле.
Если газ в реле без запаха и цвета и не горит, это означает,
215