Файл: Киреев М.И. Монтаж и эксплуатация электрооборудования станций, подстанций и линий электропередачи учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ниже приводятся основные неисправности линий электропере­ дачи, которые при обходах могут быть выявлены и в дальнейшем должны быть устранены.

Для металлических опор: наклон их поперек или вдоль линии и деформация траверс, тросостоек; оседание или вспучивание земли вокруг фундамента, оседание фундамента, трещины и повреждения в наземной его части; отсутствие гаек в анкерных болтах; ржавле­ ние, трещины (особенно в узлах и косынках) и коробление деталей опоры; плохое состояние сварных швов (трещины) заклепочных и болтовых соединений.

Для деревянных опор: наклон опор поперек и вдоль линии, пе­ рекос их частей (траверс и других деталей), плохая окопка опор, отсутствие в креплениях болтов и гаек, недостаточная длина нарез­ ки болтов, обрыв или ослабление проволочных бандажей, отсутст­ вие шпонок и клиньев, загнивание деталей опор, их обгорание и расщепление.

Для проводов и тросов: набросы, оборванные жилы, сильное натяжение или провисание проводов, неправильно выдержанное расстояние их до земли, до пересекаемых линий и других объек­ тов, коррозия проводов и тросов; наличие вибрации; образование гололеда.

Для креплений и соединений проводов и тросов: неисправность зажимов и соединителей; отсутствие болтов, шайб, шплинтов, ос­ лабление затяжки гаек, следы перегрева зажима (соединителя); проскальзывание провода из зажима, срыв троса; неисправность петель провода на анкерных опорах (петля близка к телу опоры или изогнута); ослабление крепления провода к изолятору.

Для изоляторов: механические повреждения фарфора, ожоги

иоплавления глазури, следы оплавления на армировке изоляторов

иарматуре гирлянд; загрязненность изоляторов; отклонение под­ весных гирлянд от вертикального положения; отсутствие замков или шплинтов в гирлянде; выход стержня из головки изолятора, погнутые штыри и стержни; ржавление арматуры, сильное корони-

рование.

Для заземляющих устройств: повреждения или обрывы_ зазем­ ляющих спусков на опоре у земли, отсутствие скоб, прикрепляю­ щих их к опоре, и соединительных зажимов наверху.

Для разрядников: подгорание и повреждение защитных рогов и колец, неудовлетворительное состояние указателей срабатыва­ ния, оплавления на электродах внешнего искрового промежутка, отклонения в величине искрового промежутка.

Кроме того, во время осмотров проверяют состояние охранной зоны. Охранная зона определяется параллельными прямыми, от­ стоящими от крайних проводов на следующие расстояния:

Напряжение,

к в ...............

• .....................................

1—20

35

ПО

Расстояние,

м ...........................................................

 

10

15

20

228


В пределах охранной зоны не должно находиться стогов сена, штабелей торфа и лесоматериалов; деревья, которые при падении могут повредить провода, необходимо срубить.

Трассу необходимо обходить, когда в охранной зоне и близ нее производят посадку деревьев, кустов; выполняют земляные, строи­ тельные, планировочные и взрывные работы; прокладывают кабели и трубопроводы, сооружают воздушные линии электропередачи и линии связи, дороги и разгрузочные площадки и т. д. В охранной зоне проверяют также состояние дорог, мостов и пешеходных мо­ стков. Все замеченные во время осмотра дефекты монтер-обход­ чик заносит в путевой листок.

Возвратившись с линии, монтер-обходчик докладывает выше­ стоящему начальнику о результатах обхода и переносит записи из путевого листка в журнал обходов, имеющийся в монтерском пункте или на линейном посту. Подлинник путевого листка на­ правляют в район, а копию оставляют в блокноте обходчика. Пос­ ле исправления дефектов, обнаруженных обходчиком, в журнале обходов делают соответствующую отметку.

Если обходчик обнаружил на линии мелкие дефекты в нижней части опор, как, например, ослабевшие болтовые соединения и бандажи, незакрепленные плакаты и др., он должен их устранить Однако влезать на опоры даже в том случае, когда линия отклю­ чена, обходчику запрещается, так как линия в любой момент может быть включена.

Во время осмотра обходчик должен идти не под проводами, а несколько в стороне от них. Обнаружив обрыв провода, обходчик должен поставить возле него на расстоянии не ближе 8—10 м охра­ ну и объяснить, что приближение к месту обрыва смертельно. Если поставить охрану невозможно, нужно снять с двух-трех ближайших опор предупреждающие плакаты и укрепить их у места обрыва, а затем, сообщив о случившемся в район, возвратиться к месту обрыва и ждать прибытия аварийной бригады.

Внеочередные осмотры. Осмотры этого рода проводят при на­ ступлении гололеда, тумана (на участках, подверженных сильному загрязнению), во время ледохода и разлива рек, при лесных и степ­ ных пожарах и др. Цель внеочередных осмотров — выявление воз­ можных повреждений и разрушений линий и проведение соответст­ вующих ремонтных и восстановительных работ.

Осмотры линий проводят и после сильных морозов, так как в результате резкого понижения температуры увеличивается натя­ жение проводов, а это может вызвать обрыв отдельных проволок их, а также повреждение фарфора изоляторов и др.

К числу специальных относятся ночные осмотры, в задачу кото­ рых входит выявление явно видимых в темноте коронирования, по­ верхностных разрядов, нагревающихся мест соединений проводов. В специальных осмотрах принимают участие назначенные для про­ ведения этой работы группы монтеров обходчиков и руководящий технический персонал.

229


Осмотры производят также после каждого автоматического от­ ключения линии, независимо от того, включена она вновь или нет. Во время осмотра должно быть найдено место и определен харак­ тер повреждения, послужившего причиной автоматического отклю­ чения линии. Вместе с тем необходимо установить повреждения на линии, происшедшие в результате аварии, и определить необходи­ мый объем ремонтных работ. Эти осмотры ведут аварийные брига­ ды. В наиболее серьезных случаях и на особо ответственных ли­ ниях для них привлекают авиацию.

Верховые осмотры линий. Многие неисправности на линии, в том числе повреждения проводов в зажимах, мелкие трещины изоля­ торов, дефекты сцепной арматуры, нельзя обнаружить при осмот­ рах с земли. Поэтому в практике эксплуатации применяют так называемые верховые осмотры линий, которые проводят с санкции и по назначению технического руководителя сети обычно не реже одного раза в 6 лет.

Поскольку верховые осмотры требуют отключения линии, то, чтобы не прерывать надолго электроснабжения потребителей, в них участвует большое количество линейных бригад, руководимых опытным мастером, техником или инженером.

Во время верхового осмотра обычно проводят и необходимый мелкий ремонт, в том числе замену дефектных изоляторов и др.

Контрольные осмотры. Контрольные осмотры линий выполняет инженерно-технический персонал, чтобы проверить состояние трас­ сы и линии и одновременно качество работы монтеров-обходчиков. На основании материалов контрольного осмотра составляют акт технического осмотра линии, в котором перечисляют обнаружен­ ные дефекты и указывают объем необходимого ремонта и срок его проведения. Эти осмотры должны производиться не реже одного раза в год.

§ 72. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

На линиях электропередачи, кроме осмотров, регулярно про­ водят профилактические испытания и проверки.

Детали деревянных опор проверяют на загнивание не реже одного раза в 3 года, а также перед сменой забракованной дре­ весины.

Один раз в 3 года проверяют состояние антикоррозийного по­ крытия металлических опор и траверс. Проверку металлических подножников опор и анкеров оттяжек с выборочным вскрытием грунта производят один раз в 6 лет.

После первых 3 лет эксплуатации проверяют состояние бетона

железобетонных опор и пасынков, а в

дальнейшем — один раз

в 6 лет.

изоляторов проверяют в

Электрическую прочность подвесных

236



первый год эксплуатации их, а в дальнейшем в зависимости от про­ цента отбраковки изоляторов за предшествующий период, но не реже одного раза в 6 лет.

Электрическую прочность стеклянных и штыревых изоляторов не измеряют, их состояние определяют визуально при осмотрах ли­ нии. На линиях напряжением 35 кв и выше сопротивления соеди­ нения проводов проверяют в первый год эксплуатации, в дальней­ шем один раз в 6 лет. Измерение сопротивления соединений про­ водов, выполненных сваркой, производится один раз — при вводе или в первый год эксплуатации, а соединения сталеалюминиевых проводов, выполненных с раздельным опрессованием стальной и алюминиевой части провода, измерения не требуются.

Один раз в 3 года измеряют сопротивление болтовых соедине­ ний проводов, кроме того, все болтовые соединения проходят ре­ визию не реже одного раза в 6 лет. Измерение сопротивления зазем­ ления опор и тросов линий электропередачи должно производиться не реже одного раза в 6 лет. На участках заземляющих устройств, которые подвержены интенсивной коррозии, устанавливается более частая периодичность измерений. Кроме того, производится вне­ плановое измерение сопротивления заземляющих устройств после их переустройства или капитального ремонта.

Расстояние от проводов до поверхности земли и различных объектов в местах сближения и пересечения (на линиях с совмест­ ной подвеской проводов и между проводами в пролете), тяжение в оттяжках опор, а также болтовые соединения и бандажи опор проверяются по мере необходимости. Дефекты, обнаруженные при осмотре линий и при производстве профилактических проверок и измерений, отмечаются в журнале дефектов и устраняются при очередном капитальном ремонте.

Повреждения, имеющие аварийный характер, должны устра­ няться немедленно. Профилактические проверки и измерения, а также верховые осмотры согласно Правилам технической эксплу­ атации электрических станций и сетей должны производиться по возможности одновременно.

Проверка древесины опор на загнивание. Деревянные опоры ли­ ний электропередачи работают в условиях переменной влажности воздуха и верхних слоев почвы, что в сильной степени способству­

ет их загниванию.

Для защиты от загнивания древесину опор пропитывают про­ тивогнилостными веществами (консервация). Консервация значи­ тельно увеличивает срок службы деревянных опор, повышает их эксплуатационную надежность и намного сокращает объем ремонт­ ных работ, а следовательно, время простоя линий в ремонте.

Наиболее совершенным способом консервации является пропит­ ка предварительно просушенного леса на специальных лесопропи­ точных заводах. Поэтому для наиболее ответственных линий электропередачи напряжением от 20 кв и выше, передающих боль­ шие мощности, обязательно применение леса консервированного

231