Файл: Киреев М.И. Монтаж и эксплуатация электрооборудования станций, подстанций и линий электропередачи учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 5
Ниже приводятся основные неисправности линий электропере дачи, которые при обходах могут быть выявлены и в дальнейшем должны быть устранены.
Для металлических опор: наклон их поперек или вдоль линии и деформация траверс, тросостоек; оседание или вспучивание земли вокруг фундамента, оседание фундамента, трещины и повреждения в наземной его части; отсутствие гаек в анкерных болтах; ржавле ние, трещины (особенно в узлах и косынках) и коробление деталей опоры; плохое состояние сварных швов (трещины) заклепочных и болтовых соединений.
Для деревянных опор: наклон опор поперек и вдоль линии, пе рекос их частей (траверс и других деталей), плохая окопка опор, отсутствие в креплениях болтов и гаек, недостаточная длина нарез ки болтов, обрыв или ослабление проволочных бандажей, отсутст вие шпонок и клиньев, загнивание деталей опор, их обгорание и расщепление.
Для проводов и тросов: набросы, оборванные жилы, сильное натяжение или провисание проводов, неправильно выдержанное расстояние их до земли, до пересекаемых линий и других объек тов, коррозия проводов и тросов; наличие вибрации; образование гололеда.
Для креплений и соединений проводов и тросов: неисправность зажимов и соединителей; отсутствие болтов, шайб, шплинтов, ос лабление затяжки гаек, следы перегрева зажима (соединителя); проскальзывание провода из зажима, срыв троса; неисправность петель провода на анкерных опорах (петля близка к телу опоры или изогнута); ослабление крепления провода к изолятору.
Для изоляторов: механические повреждения фарфора, ожоги
иоплавления глазури, следы оплавления на армировке изоляторов
иарматуре гирлянд; загрязненность изоляторов; отклонение под весных гирлянд от вертикального положения; отсутствие замков или шплинтов в гирлянде; выход стержня из головки изолятора, погнутые штыри и стержни; ржавление арматуры, сильное корони-
рование.
Для заземляющих устройств: повреждения или обрывы_ зазем ляющих спусков на опоре у земли, отсутствие скоб, прикрепляю щих их к опоре, и соединительных зажимов наверху.
Для разрядников: подгорание и повреждение защитных рогов и колец, неудовлетворительное состояние указателей срабатыва ния, оплавления на электродах внешнего искрового промежутка, отклонения в величине искрового промежутка.
Кроме того, во время осмотров проверяют состояние охранной зоны. Охранная зона определяется параллельными прямыми, от стоящими от крайних проводов на следующие расстояния:
Напряжение, |
к в ............... |
• ..................................... |
1—20 |
35 |
ПО |
Расстояние, |
м ........................................................... |
|
10 |
15 |
20 |
228
В пределах охранной зоны не должно находиться стогов сена, штабелей торфа и лесоматериалов; деревья, которые при падении могут повредить провода, необходимо срубить.
Трассу необходимо обходить, когда в охранной зоне и близ нее производят посадку деревьев, кустов; выполняют земляные, строи тельные, планировочные и взрывные работы; прокладывают кабели и трубопроводы, сооружают воздушные линии электропередачи и линии связи, дороги и разгрузочные площадки и т. д. В охранной зоне проверяют также состояние дорог, мостов и пешеходных мо стков. Все замеченные во время осмотра дефекты монтер-обход чик заносит в путевой листок.
Возвратившись с линии, монтер-обходчик докладывает выше стоящему начальнику о результатах обхода и переносит записи из путевого листка в журнал обходов, имеющийся в монтерском пункте или на линейном посту. Подлинник путевого листка на правляют в район, а копию оставляют в блокноте обходчика. Пос ле исправления дефектов, обнаруженных обходчиком, в журнале обходов делают соответствующую отметку.
Если обходчик обнаружил на линии мелкие дефекты в нижней части опор, как, например, ослабевшие болтовые соединения и бандажи, незакрепленные плакаты и др., он должен их устранить Однако влезать на опоры даже в том случае, когда линия отклю чена, обходчику запрещается, так как линия в любой момент может быть включена.
Во время осмотра обходчик должен идти не под проводами, а несколько в стороне от них. Обнаружив обрыв провода, обходчик должен поставить возле него на расстоянии не ближе 8—10 м охра ну и объяснить, что приближение к месту обрыва смертельно. Если поставить охрану невозможно, нужно снять с двух-трех ближайших опор предупреждающие плакаты и укрепить их у места обрыва, а затем, сообщив о случившемся в район, возвратиться к месту обрыва и ждать прибытия аварийной бригады.
Внеочередные осмотры. Осмотры этого рода проводят при на ступлении гололеда, тумана (на участках, подверженных сильному загрязнению), во время ледохода и разлива рек, при лесных и степ ных пожарах и др. Цель внеочередных осмотров — выявление воз можных повреждений и разрушений линий и проведение соответст вующих ремонтных и восстановительных работ.
Осмотры линий проводят и после сильных морозов, так как в результате резкого понижения температуры увеличивается натя жение проводов, а это может вызвать обрыв отдельных проволок их, а также повреждение фарфора изоляторов и др.
К числу специальных относятся ночные осмотры, в задачу кото рых входит выявление явно видимых в темноте коронирования, по верхностных разрядов, нагревающихся мест соединений проводов. В специальных осмотрах принимают участие назначенные для про ведения этой работы группы монтеров обходчиков и руководящий технический персонал.
229
Осмотры производят также после каждого автоматического от ключения линии, независимо от того, включена она вновь или нет. Во время осмотра должно быть найдено место и определен харак тер повреждения, послужившего причиной автоматического отклю чения линии. Вместе с тем необходимо установить повреждения на линии, происшедшие в результате аварии, и определить необходи мый объем ремонтных работ. Эти осмотры ведут аварийные брига ды. В наиболее серьезных случаях и на особо ответственных ли ниях для них привлекают авиацию.
Верховые осмотры линий. Многие неисправности на линии, в том числе повреждения проводов в зажимах, мелкие трещины изоля торов, дефекты сцепной арматуры, нельзя обнаружить при осмот рах с земли. Поэтому в практике эксплуатации применяют так называемые верховые осмотры линий, которые проводят с санкции и по назначению технического руководителя сети обычно не реже одного раза в 6 лет.
Поскольку верховые осмотры требуют отключения линии, то, чтобы не прерывать надолго электроснабжения потребителей, в них участвует большое количество линейных бригад, руководимых опытным мастером, техником или инженером.
Во время верхового осмотра обычно проводят и необходимый мелкий ремонт, в том числе замену дефектных изоляторов и др.
Контрольные осмотры. Контрольные осмотры линий выполняет инженерно-технический персонал, чтобы проверить состояние трас сы и линии и одновременно качество работы монтеров-обходчиков. На основании материалов контрольного осмотра составляют акт технического осмотра линии, в котором перечисляют обнаружен ные дефекты и указывают объем необходимого ремонта и срок его проведения. Эти осмотры должны производиться не реже одного раза в год.
§ 72. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
На линиях электропередачи, кроме осмотров, регулярно про водят профилактические испытания и проверки.
Детали деревянных опор проверяют на загнивание не реже одного раза в 3 года, а также перед сменой забракованной дре весины.
Один раз в 3 года проверяют состояние антикоррозийного по крытия металлических опор и траверс. Проверку металлических подножников опор и анкеров оттяжек с выборочным вскрытием грунта производят один раз в 6 лет.
После первых 3 лет эксплуатации проверяют состояние бетона
железобетонных опор и пасынков, а в |
дальнейшем — один раз |
в 6 лет. |
изоляторов проверяют в |
Электрическую прочность подвесных |
236
первый год эксплуатации их, а в дальнейшем в зависимости от про цента отбраковки изоляторов за предшествующий период, но не реже одного раза в 6 лет.
Электрическую прочность стеклянных и штыревых изоляторов не измеряют, их состояние определяют визуально при осмотрах ли нии. На линиях напряжением 35 кв и выше сопротивления соеди нения проводов проверяют в первый год эксплуатации, в дальней шем один раз в 6 лет. Измерение сопротивления соединений про водов, выполненных сваркой, производится один раз — при вводе или в первый год эксплуатации, а соединения сталеалюминиевых проводов, выполненных с раздельным опрессованием стальной и алюминиевой части провода, измерения не требуются.
Один раз в 3 года измеряют сопротивление болтовых соедине ний проводов, кроме того, все болтовые соединения проходят ре визию не реже одного раза в 6 лет. Измерение сопротивления зазем ления опор и тросов линий электропередачи должно производиться не реже одного раза в 6 лет. На участках заземляющих устройств, которые подвержены интенсивной коррозии, устанавливается более частая периодичность измерений. Кроме того, производится вне плановое измерение сопротивления заземляющих устройств после их переустройства или капитального ремонта.
Расстояние от проводов до поверхности земли и различных объектов в местах сближения и пересечения (на линиях с совмест ной подвеской проводов и между проводами в пролете), тяжение в оттяжках опор, а также болтовые соединения и бандажи опор проверяются по мере необходимости. Дефекты, обнаруженные при осмотре линий и при производстве профилактических проверок и измерений, отмечаются в журнале дефектов и устраняются при очередном капитальном ремонте.
Повреждения, имеющие аварийный характер, должны устра няться немедленно. Профилактические проверки и измерения, а также верховые осмотры согласно Правилам технической эксплу атации электрических станций и сетей должны производиться по возможности одновременно.
Проверка древесины опор на загнивание. Деревянные опоры ли ний электропередачи работают в условиях переменной влажности воздуха и верхних слоев почвы, что в сильной степени способству
ет их загниванию.
Для защиты от загнивания древесину опор пропитывают про тивогнилостными веществами (консервация). Консервация значи тельно увеличивает срок службы деревянных опор, повышает их эксплуатационную надежность и намного сокращает объем ремонт ных работ, а следовательно, время простоя линий в ремонте.
Наиболее совершенным способом консервации является пропит ка предварительно просушенного леса на специальных лесопропи точных заводах. Поэтому для наиболее ответственных линий электропередачи напряжением от 20 кв и выше, передающих боль шие мощности, обязательно применение леса консервированного
231