Файл: Киреев М.И. Монтаж и эксплуатация электрооборудования станций, подстанций и линий электропередачи учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

заводским способом. Так называемая местная консервация, или упрощенная пропитка древесины опор диффузионными способами, менее эффективна.

Проверка опор на загнивание складывается из внешнего осмот­ ра и простукивания деревянных деталей, а также измерения глу­ бины их загнивания.

При внешнем осмотре определяют, не имеется ли внешнего кругового и местного (боковое и секторное загнивание, отдельные очаги гнили) загнивания древесины, а также трещин.

Простукиванием проверяют состояние сердцевины. Чистый звон­ кий стук характеризует здоровую древесину, а глухой указывает на ее загнивание. Эту операцию рекомендуется производить в сухую неморозную погоду, так как при простукивании влажной или промерзающей древесины звук искажа1ется. Древесину просту­ кивают молотком 0,4 кг.

Если во время осмотра и простукивания выявлено, что древе­ сина имеет загнивание, измеряют его глубину щупом или обыч­ ным сверлом диаметром 10—12 мм.

Глубину загнивания измеряют в опасных сечениях каждой де­ тали и в местах наибольшего загнивания. При этом в деталях, рас­ положенных вертикально или под углом (пасынки, стойки, раско­ сы, упоры), глубину загнивания измеряют в трех точках их окруж­ ности под углом 120°, а в деталях, расположенных горизон­ тально (траверсы, подтраверсные брусья, распорки),— в двух точ­ ках их окружности. Щуп вводят в древесину только нажатием руки, забивать его молотком или другим инструментом запре­ щается. При использовании обычного сверла глубину загнивания определяют по началу и концу выхода гнилой стружки.

Все отверстия в древесине, сделанные во время измерения, должны быть антисептированы пастой и забиты пробками из про­ питанной древесины.

Результаты проверки загнивания заносят в ведомость. Проверка коррозии металлических опор. Более всего у металли­

ческих опор подвержены коррозии узлы и горизонтальные части, так как в этих местах скопляется пыль и дольше задерживается влага, а также их подножники.

Степень повреждения металла коррозией выявляют, измеряя оставшееся поперечное сечение детали. Предварительно металл очищают от коррозии.

Необходимо отметить, что за металлическими деталями и частя­ ми металлических опор, расположенными над гирляндами изоля­ торов, и состоянием их окраски должно быть установлено особо тщательное наблюдение, так как коррозия с них, уносимая стека­ ющей водой, оседает на фарфоре изоляторов, что ухудшает их изоляционные свойства.

Металлические опоры, расположенные близ морского побере­ жья, а также близ крупных электростанций, химических и метал­ лургических заводов, подвержены интенсивной коррозии, поэтому

232


их следует проверять чаще, чем обычно, и с особой тщатель­

ностью.

Борьба с вибрацией проводов. Вибрация проводов воздушных линий возникает в результате периодических колебаний проводов под действием ветра. Как установлено исследованиями, частота вибрации зависит от диаметра проводов и скорости ветра. С изме­ нением скорости ветра частота изменяется в пределах 10—50 гц, образуя волны длиной от 1 до 10—20 м с амплитудой в несколько сантиметров.

Вибрация вызывает «усталость» металла, что приводит к изло­ му провода, а затем к его обрыву. Разрушение провода в резуль­ тате вибрации обычно происходит в местах его крепления. Кроме того, вибрация вызывает разрушение изоляторов, расшплинтовку и поломку деталей арматуры и в отдельных случаях даже приво­ дит к повреждению опор.

Систематические осмотры проводов и своевременный ремонт их во многом способствуют тому, чтобы избежать повреждения про­ водов в результате вибрации. Защитить воздушные линии от виб­ рации можно следующими способами:

уменьшить величину результирующего механического напряже­ ния, испытываемого материалом провода при вибрации, до безопас­ ной величины, меньшей предела усталости данного материала;

устранить вибрацию или уменьшить ее до безопасной величины с помощью гасителей вибрации (демпферов).

Борьба с гололедом. При определенных атмосферных условиях, когда температура воздуха близка к 0° С и оттепель сменяется по­ холоданием, провода и тросы воздушных линий электропередачи могут покрываться гололедом в виде чистого льда, изморози или инея и их смеси. В большинстве случаев температура образования гололеда находится между 0 и минус 3°С, в отдельных случаях — минус 6° С. Гололед на проводах может нарастать интенсивно и со­ здавать значительные механические нагрузки, вызывающие разру­ шение и обрыв проводов.

Для своевременного предупреждения аварий от гололеда (осо­ бенно в районах, подверженных гололеду) должно быть органи­ зовано наблюдение за метеорологическими условиями, при которых начинается образование гололеда.

С обледенением проводов борются путем прогрева их нагрузоч­ ным током или токами короткого замыкания (плавка гололеда) и механической очистки.

При прогреве плотность тока в проводе (тросе) доводят до той величины, при которой выделяющегося тепла достаточно, чтобы расплавить образовавшийся гололед. Для этого могут быть исполь­ зованы следующие основные способы:

увеличение рабочих нагрузок линии путем изменения схемы коммутации;

обогрев током короткого замыкания; встречное включение трансформаторов.

233


Механическую очистку проводов и тросов линий электропере­ дачи от гололедных образований производят путем обивки голо­ леда длинными шестами из бамбука, дерева или бакелитовых тру­ бок и очистки гололеда веревкой (например, капроновой и т. п.).

Проверка габаритов воздушных линий электропередачи.

Во время эксплуатации могут быть нарушены габариты воздуш­ ных линий электропередачи, поэтому их необходимо периодически проверять. Нарушения габаритов воздушных линий происходят, как правило, из-за проскальзывания провода в подвесном зажиме вследствие неравномерной нагрузки в соседних пролетах или вы­ тяжки его с течением времени; наклона опор или перестановки их при ремонте на новое место; изменения длины гирлянды при за­ мене изоляторов одного типа другим или изменения числа элемен­ тов в гирлянде; сооружения под линией и вблизи нее новых дорог или переустройства существующих строений электрических линий, насыпей и других сооружений.

Габариты воздушных линий измеряют с помощью геодезическо­ го угломерного инструмента (теодолита) или специальных прибо­ ров, приспособленных для работы без снятия напряжения на воз­ душной линии.

Проверка линейных изоляторов. Изоляторы в условиях эксплуа­ тации воздушных линий подвергаются механическим и электриче­ ским нагрузкам, снижающим срок их службы или вызывающим повреждения.

Дефектные изоляторы с целью своевременной их замены для предупреждения аварий выявляют при помощи штанг или испы­ таниями повышенным напряжением во время специальных осмот­ ров, а также периодических и других обходов. Дефектные («нуле­ вые») изоляторы должны быть заменены новыми при ближайшем отключении линии.

Проверка соединительных зажимов. Соединительные зажимы в условиях эксплуатации с течением времени могут снизить про­ водимость под действием коротких замыканий, вызывающих зна­ чительный перегрев и ухудшение контакта; из-за коррозии контак­ та, в результате которой происходит перегрев и перераспределение тока в сечении соединения, что ведет в ряде случаев к пережига­ нию отдельных элементов соединения.

Недоброкачественный монтаж соединений, неоднородность ме­ талла, несоответствие примененного соединителя марке провода также служат причиной выхода из строя соединительных зажи­ мов. Ухудшение электрического контакта или механической проч­ ности соединителей может привести к перегреву и обрыву про­ вода.

Состояние соединителей для своевременной их замены и пре­ дупреждения аварий выявляют при специальных проверках, а так­ же периодических дневных и ночных обходах. Если на соедини­ теле нет снега или гололеда, когда он есть на проводе, или соеди­ нитель светится ночью, это указывает на плохой контакт.

234


Так как величина падения напряжения на длине соединителя

прямо поопооциональна его сопротивлению, о

качестве соедине­

но

где U0— падение напряже-

ния судят, определяя отношение тр >

ния на контролируемом соединении,

a Ua— падение напряжения

на участке провода такой же длины.

 

испытания прово­

Кроме того, производят профилактические

димости соединителей. Соединители контролируют:

на отключенной линии путем измерений при помощи постоян­ ного тока;

под напряжением с помощью специальных штанг, измеряющих падение напряжения.

Проверка проводов и тросов. Провода (тросы) в условиях эксплуатации подвергаются растягивающим усилиям от тяжения провода, сжимающим усилиям в местах крепления провода, в за­ жимах (под плашками), и изгибающим усилиям в месте перегиба в зажиме. На состояние провода (троса) влияют также плохая сварка отдельных жил, плохая оцинковка, качество монтажа (ба­ ранки, вмятины, надрывы и задиры отдельных жил, нарушение слоя оцинковки, перетяжки и т. п.).

Перечисленные причины могут вызвать повреждение отдельных жил с последующим обрывом провода, особенно в местах креп­ ления его в зажимах на опорах, а также в пролете. Поэтому про­ вода следует периодически осматривать, проверяя их крепление, особенно в подвесных зажимах, где из-за вибрации могут ломаться отдельные проволоки провода вследствие усталости металла. Это явление реже сказывается в натяжных и соединительных зажимах.

Внешним осмотром провода, без выемки его из зажима, лоп­ нувшие проволоки обнаружить трудно. Поэтому периодически не­ обходимо производить выборочный осмотр с выемкой провода из подвесного зажима, где это требуется по местным условиям.

§ 73. ЛИНЕЙНЫЕ РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ

Ремонт, выполняемый на воздушных линиях электропередачи, подразделяют на текущий и капитальный. Текущий ремонт направ­ лен на сохранение необходимой для эксплуатации надежности ли­ ний и вспомогательных сооружений. Цель капитального ремонта — восстановить прочность линий электропередачи и вспомогательных сооружений. Капитальный ремонт воздушных линий электропере­ дачи или отдельных ее участков должен выполняться один раз в

3—6 лет.

Капитальный ремонт воздушных линий электропередачи может производиться с отключением линии или одной фазы (пофазный ремонт), а также без снятия напряжения.

Ремонтные работы на воздушных линиях электропередачи должны производиться, как правило, комплексным методом путем

235.


проведения всех необходимых работ одновременно с максимально возможным сокращением времени отключения линии, а также числа переездов по трассе.

Необходимо также иметь в виду, что Правила технической экс­ плуатации электрических станций и сетей запрещают при ремонтах изменять конструкции элементов и способ закрепления опор в грунте без разрешения главного инженера предприятия электри­ ческих сетей. Кроме того, в Правилах технической эксплуатации указано, что организации, эксплуатирующие линии с совместной подвеской проводов, должны проводить плановые ремонты в со­ гласованные сроки. В аварийных случаях ремонтные работы долж­ ны производиться с предварительным уведомлением другой сто­ роны (владельца линии или проводов).

Организация работ. Ремонтные работы можно выполнять:

на отключенной и заземленной линии с полным снятием напря­ жения;

на частично отключенной линии со снятием напряжения только на ремонтируемой фазе;

на включенной линии без снятия напряжения.

До начала ремонта персонал, выделенный для проведения ре­ монтных работ, должен быть проинструктирован по правилам их производства и техники безопасности. Если работать предстоит на линии под напряжением, то кроме инструктажа, персонал должен пройти тренировку.

Содержание ремонтных работ на воздушной линии электропе­ редачи определяют на основе данных, полученных во время осмот­ ров и профилактических испытаний. При этом следует иметь в ви­ ду, что неисправности, которые угрожают нормальной работе ли­ нии, должны быть устранены в возможно короткий срок. Неисправ­ ности, грозящие аварией, устраняют немедленно, в аварийном по­ рядке.

Ремонты линий, проводимые в плановом порядке, состоят из таких основных видов работ:

замены поврежденных частей деревянных опор, в том числе имеющих сильное загнивание;

полной замены непригодных к дальнейшему использованию опор;

пропитки оснований деревянных опор, препятствующей загни­ ванию;

окраски металлических опор; замены отдельных поврежденных изоляторов и гирлянд изоля­

торов; замены отдельных частей арматуры;

вырезки поврежденных участков проводов и замены их новыми; замены проводов и тросов на отдельных участках линии; регулировки провеса проводов и тросов; ремонта заземления опор; ремонта разрядников.

236