Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бований потребителя и условий эксплуатации; с учетом требо­ ваний потребителя и их технической выполнимости устанавлива­ ют перечень технических параметров, которые определяют работоспособность изделия; для параметров, определяющих работоспособность, устанавливают величины допусков, выход за пределы которых приводит к отказу. Эти допуски записывают в нормативно-техническую документацию на изделия как кри­ терий их отказов.

Предельное состояние изделия определяется невозможностью' его дальнейшей эксплуатации или недопустимым снижением эффективности.

Для неремонтируемых изделий критериями предельного со­ стояния являются: отказ, достижение момента начала периода эксплуатации, характеризующегося повышением интенсивности отказов, обусловленным старением или износом, или нарушени­ ем требований безопасности; наступление периода морального устаревания.

Для ремонтируемых изделий критериями предельного со­ стояния являются: достижение момента начала периода эксплу­ атации, характеризующегося обусловленным снижением эффек­ тивности или нарушением требования безопасности; достижение периода эксплуатации, характеризующегося повышением часто­ ты отказов (увеличением параметра потока отказов), следстви­ ем чего является экономическая нецелесообразность ремонта;, наступление периода морального устаревания.

С учетом анализа факторов, влиящих на выбор показателей надежности, устанавливается шифр изделия, т. е. определяется: первая цифра шифра (подкласс изделия) — ремонтируемое из­ делие или неремонтируемое; вторая — критерий ограничения продолжительности эксплуатации; третья — временной режим использования; четвертая — доминирующий фактор при оценке последствий отказа.

Факт выполнения или невыполнения изделием заданных ему функций в заданном объеме рассматривается как доминирую­ щий, когда изделие выполняет конкретное задание. Факт вынуж­ денного простоя может рассматриваться как доминирующий в тех случаях, когда при оценке последствий, вызванных отка­ зом, определяющую роль играет вынужденный простой изделия, а величина ущерба пропорциональна длительности простоя. Факт отказа может быть доминирующим в том случае, когда наличие отказа не приводит к невыполнению какой-либо кон­ кретной задачи; простой, вызванный отказом, определяющей роли при оценке последствий отказа не играет.

По полученному шифру из табл. 3 устанавливается номен­ клатура нормируемых показателей надежности (табл. 4). В тех случаях, когда нормируемыми показателями надежности явля­ ются Кг, Кт.к и Ко.г, в нормативно-технической документации должны указываться показатели отдельных свойств надежно-


Т а б л и ц а 4

Выбор нормируемых показателей надежности [67]

Шифр изделия

1111

2111

1121

2121

1131

2131

1211

2211

1221

2221

1231

2231

1222

2232

1232

2422

2222

2432

1312

2312

2411

2421

2431

2413

2423

2433

2414

2424

2434

2415

2515

2425

2525

2435

2535

Показатели надежности

Т'ср

Те р

Гѵ (или Гѵ и Гсл)

P (t p)

Т ѵ (или Т у и Гсл)

Р ( ( р )

Q (или Г)

Т у (или Т у и Гсл)

Кт а , (или Гу и Гсл)

Кг , Гу (или Гу и Гсл)

Кт.и. 14 (или Г), Гѵ (или Гу и Гсл)

К г , Q (или Г), Гу (или Гу и Гсл)

Ко- г, Гу (или Гу и Гсл)

сти: безотказность, ремонтопригодность и, при необходимости, сохраняемость; наработка на отказ — T, P(tp)\ среднее время профилактики — Тп, Тв, 7"ср, которые определяют значение со­ ответствующего коэффициента Кк, Кг.ш— коэффициент техниче­ ского использования или Ко.ѵ — коэффициент оперативной го­ товности. Однако критерием для сравнения устройств по надеж­

ности в этом

случае должен быть показатель, определяемый по

табл. 4. В качестве показателей

ремонтопригодности наряду

с временным

показателем могут

использоваться показатели

трудоемкости и материалоемкости.

 


Показатели надежности компонентов, используемых в основ­ ных изделиях различного назначения, должны содержать мак­ симальную информацию о их надежности.

Для изделий с постоянной интенсивностью отказов должны указываться ^-характеристика (интенсивность отказов) в пе­ риод нормальной эксплуатации и ресурс (срок службы). Для изделий с переменной интенсивностью отказов должны указы­ ваться или вероятность безотказной работы для установленного ряда длительностей работы, или вероятность безотказной рабо­ ты для установленного ряда длительностей работы и ресурс.

Для характеристики надежности компонентов с переменной интенсивностью отказов может использоваться также 7,-харак- теристика на отдельных периодах эксплуатации (максимальное, среднее или минимальное значение).

Ниже даны примеры выбора показателей надежности по ме­ тодике, приведенной в работе [67] с использованием табл. 3 и 4.

Пример 1. Определить показатель надежности для троса, предназначен­ ного для подъема и спуска лифта в шахту.

В связи с тем, что отказы троса приводят к авариям, длительность его эксплуатации необходимо ограничить достижением предельного состояния (если до достижения предельного состояния он не откажет).

Таким образом, рассматриваемое изделие будет иметь шифр 1222 — нере­ монтируемое (1), эксплуатируется до отказа или до предельного состояния

(2) в циклически регулярном временном режиме (2). Доминирующим факто­ ром при оценке последствий отказа является факт выполнения или невыполне­ ния заданных функций (2).

Следовательно, показателями надежности должны быть P(tp) и Ту или Ту и Гсп, где tр — время подъема или спуска (табл. 4).

Пример 2. Определить показатель надежности зубчатого колеса, являю­ щегося компонентом такого изделия, которое предназначено для выполнения

функций в заданном объеме и в заданное время.

 

Рассчитываемое изделие, согласно табл. 3,— неремонтируемое (1),

экс­

плуатируется до отказа или до окончания выполнения заданных функций

(3)

в непрерывном временном режиме (1). Доминирующим фактором при оценке последствий отказа является выполнение или невыполнение заданных функ­

ций (2) — шифр

1312. Из табл. 4 следует, что

показателем надежности долж­

но быть P( t v) .

 

 

 

 

 

Пример 3.

Определить показатель надежности космического

объекта,

предназначенного для научных наблюдений

и

обладающего

ограниченным

ресурсом питания. Рассматриваемое изделие — ремонтируемое

(2),

эксплуа­

тируется до отказа или до предельного состояния

(2). Рассматриваемое в дан­

ном примере изделие ремонтируемое, однако, в силу специфики эксплуатации оно используется как неремонтируемое в любом режиме (1, 2, 3). При оценке последствий отказа доминирующим фактором является наличие отказа (1) — шифры 2211, 2221, 2231. Из табл. 4 следует, что показателями надежности должны быть Гср и Т у (или Ту и Тсл).

Пример 4. Определить показатель надежности холодильника. Холодильник — изделие ремонтируемое (2), эксплуатируется до предель­

ного состояния

(4). В зависимости от конкретных условий может эксплуати­

роваться в любом временном режиме

(1, 2, 3). Доминирующим фактором при

оценке последствий отказа является

наличие отказа (1) — шифры 2411, 2421,

2431. Из табл. 4

следует, что показателями надежности должны быть Q (или

Т) и Ту (или Ту

и Т).

 


Пример 5. Определить показатель надежности трактора.

Трактор — изделие ремонтируемое (2), эксплуатируется до предельного состояния (4) в циклически регулярном или циклически нерегулярном режи­ ме (2, 3). Доминирующим фактором при оценке последствий является факт

вынужденного простоя (3) — шифры 2433, 2423.

Из табл. 4 следует, что по­

казателями надежности должны быть Кт и Т ѵ

(или Т у и Тсл ) .

Среди показателей надежности тракторов и самоходных шасси, установ­ ленных РТМ 13-172-67, содержится один из показателей, получаемых по ме­ тодике,— коэффициент готовности, а показатель долговечности отсутствует. Такие показатели, как наработка на отказ и среднее время простоя при тех­ ническом обслуживании, с точки зрения настоящей методики, могут рассмат­ риваться как дополнительные показатели, с помощью которых, в частности, может быть определен коэффициент готовности. Показатели трудоемкости и стоимости технического обслуживания, характеризующие свойство ремонто­ пригодности тракторов и самоходных шасси, также могут рассматриваться с точки зрения методики как дополнительные показатели, использование кото­ рых обусловлено спецификой данной отрасли промышленности.

Пример 6. Определить показатели надежности для автогрейдеров. Автогрейдер — изделие ремонтируемое (2), эксплуатируется до достиже­

ния предельного состояния (4) в прерывистом регулярном или случайном ре­ жимах (2 или 3); доминирующим фактором при оценке последствий отказа является вынужденный простой (3) — шифры 2423, 2433, Следовательно, пока­ зателями надежности должны быть Кт и Т у или Ту и Гсл (табл. 4).

В ГОСТе 11030—64 для автогрейдеров рекомендуется один показатель — коэффициент эксплуатационной надежности (коэффициент готовности). Отли­ чие номенклатуры показателей надежности автогрейдеров, содержащейся в ГОСТе 11030—64, от номенклатуры показателей, рекомендуемой методикой, заключается в отсутствии среди регламентированных показателей показателя долговечности, что является недостатком этого ГОСТа.

ГЛАВА II

МЕТОДЫ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ МАШИН И ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА

Надежность как свойство машины сохранять свою работо­ способность в течение требуемого промежутка времени может рассматриваться при непрерывной работе машины (безотказ­ ность) и с необходимыми перерывами на техническое обслужи­ вание и ремонт (долговечность).

В зависимости от назначения машин, как указано выше, при­ ходится по-разному оценивать основные показатели надежности. Так, существует довольно большой класс машин, для которых крайне важна их непрерывная и точная работа в течение задан­ ного промежутка времени. Основной мерой надежности машин в этом случае является вероятность их безотказной работы в те­ чение заданного периода. От машин другого класса не обяза­ тельно требовать непрерывной и безотказной работы. При не­ обходимости такие машины можно останавливать для ремонта. Следовательно, для машин этого класса в понятие «надежность» должна входить не только вероятность безотказной работы в те­ чение заданного времени, но и вероятность выполнения ремонта за определенный срок.

Для суждения о возможной потере работоспособности маши­ ны в процессе ее эксплуатации обычно используют статистиче­ ские данные по эксплуатации машин, ускоренные испытания на надежность и аналитические расчеты [4, 16, 28, 52, 80].

Применяемые в настоящее время методы расчета надежно­ сти устройств имеют существенные недостатки, в силу которых, как правило, расчетные значения критериев надежности значи­ тельно отличаются от экспериментальных. Обусловлено это тем, что расчеты в основном делаются в предположении возможно­ сти появления только внезапных отказов (грубых ошибок). По­ ток отказов принимается ординарным, без последствия, и обыч­ но стационарным. В результате получается, что надежность де­ талей определяется пуассоновым законом распределения. Затем принимается, что отказ любой детали приводит к отказу всей машины. Тогда надежность машины легко выражается через надежность деталей. Однако известно, что потоки грубых отка­ зов не всегда являются простейшими: нарушается свойство ор­ динарности; несомненно, имеется последействие. Обязательно должны учитываться структура устройств и их назначение. Толь­ ко анализ схемы устройства и вредных процессов может ответить


на вопрос о том, какого характера отказы и каких деталей при­ водят к отказу всей машины.

При оценке надежности Н. Г. Бруевич рекомендует прини­ мать во внимание негрубые отказы, т. е. рассматривать совме­ стные действия многих негрубых первичных ошибок на надеж­ ность машины. Надежность в этом случае заключается в том, что выходные параметры машины сохраняют надлежащую точ­ ность в течение определенного времени с определенной вероят­ ностью.

В основу расчетов надежности при действии негрубых оши­ бок полезно положить теорию точности механизмов и электри­ ческих устройств. Однако переход от определения точности ма­ шин к оценке их надежности при действии негрубых ошибок все же требует больших добавочных исследований, т. е. необхо­ димо накапливать, статистически обрабатывать и систематизи­ ровать сведения об изменении первичных ошибок с течением времени. Важно удачно выбрать и строго соблюдать определен­ ные условия, при которых производится экспериментальное изу­ чение изменений первичных ошибок в результате старения материалов, износов, температурных воздействий, действия сил. Тогда вероятность соответствия выходных сигналов допускам будет зависеть от времени и обеспечит надежность машины при действии негрубых ошибок. Все вредные процессы по скорости их протекания можно разделить на три группы [103]: быстро протекающие (вибрации, изменения условий трения, колебания нагрузок и др.); процессы, протекающие со средней скоростью (изменение температуры машины и окружающей среды, изме­ нение влажности и др.); медленно протекающие процессы (из­ нос и коррозия основных деталей, усталость, ползучесть, пере­ распределение внутренних напряжений и др.).

Все вредные процессы являются случайными функциями, для которых характерно рассеяние их значений. Они вызывают по­ терю работоспособности и ухудшение параметров машин. Для учета всех вышеперечисленных факторов при оценке надежно­ сти машин необходимы громоздкие расчеты. Поэтому целесо­ образно оценку надежности проводить с помощью вычислитель­ ных машин. С помощью вычислительных машин можно также решить задачу об оптимальном выборе допусков на первичные ошибки деталей машины. Система допусков называется опти­ мальной, если она обеспечивает наивысшую надежность маши­ ны при действии негрубых первичных ошибок.

Сбор статистических данных по отказам машин является первоочередной задачей. Статистические данные могут быть по­ лучены в результате анализа данных эксплуатации или прове­ дения специальных испытаний на надежность. Отсутствие ста­ тистических данных по отказам или их неполнота и неудовле­ творительное качество делают теорию надежности неполноцен­ ной. В связи с этим большое внимание должно быть уделено