/ |
вертикального |
градиента |
скорости |
dv \ |
^вследствие наличия |
|
J, |
так и между водными массами, находящимися |
в одной горизон |
тальной плоскости, |
но движущимися с различными скоростями |
/ |
" |
|
|
dv |
\ |
^вследствие наличия |
горизонтального |
градиента скорости—-—у |
Вертикальные градиенты скорости значительно превышают го ризонтальные. Однако коэффициент трения между вертикальными слоями (коэффициент горизонтального или бокового трения) во многих случаях может быть в 1 0 е—1 0 7 раз больше, чем между го ризонтальными (коэффициент вертикального или межслойного трения). Поэтому сила бокового трения соизмерима с силой тре ния между горизонтальными слоями, а подчас и превышает ее.
Решение задачи с учетом и бокового, и межслойного трения, как показано ниже, довольно сложно.
Более простое решение получается в том случае, когда боковым трением можно пренебречь и учитывать только трение между го
ризонтальными слоями.
Основы теории дрейфовых течений при отсутствии бокового трения. Простейшим случаем является задача об определении установившихся дрейфовых течений, вызванных ветром постоян ной силы и постоянного направления.
В этом случае единственной силой, вызывающей движение вод ных масс, является сила трения воздуха о поверхность воды, но она может быть исключена из получаемых соотношений путем оп ределения из наблюдений непосредственной связи между поверх ностным течением и скоростью ветра. Первое решение этой за дачи выполнено В. Экманом.
За исходные уравнения Экманом приняты уравнения движе ния в форме Навье—Стокса (9.12).
Координатную систему расположим так, чтобы плоскость XOY совпала с поверхностью моря, а ось Z была направлена верти кально вниз. Третье уравнение системы (9.12) для решения нашей задачи интереса не представляет, поскольку, как показано выше, оно представляет обычное уравнение статики.
Задача решается при следующих допущениях и предположе
ниях:
1 ) плотность воды, а следовательно, и удельный объем посто янны, а вода несжимаема;
2 ) движение горизонтально т. е. вертикальная составляющая скорости w —0 ;
3 ) движение установившееся, т. е. скорость во времени не ме
няется; 4 ) поле ветра равномерное, т. е. в каждой точке моря направ
ление и скорость одинаковы. Следовательно, можно полагать, что скорость течения также не меняется и от точки к точке. Поэтому
du _ dv dt dt