Файл: Занятие 2 Задания по теме 2 Концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ начального общего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 4802

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 2

Задания по теме 2.2 Концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ начального общего образования

 

Цель занятия: уметь анализировать примерные основные образовательные программы начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам общеобразовательной программы, определять цели и задачи обучения и воспитания учащихся, сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом типа образовательной организации и особенностей возраста обучающихся; иметь практический опыт анализа учебно-методических комплектов.

 

Задание 1. Перечислите современные методические системы обучения младших школьников.

Выполните анализ перечисленных Вами методических систем обучения по предложенному плану. По результатам анализа заполните таблицу:

Название методической системы обучения, ее авторы

Цели обучения

Содержание обучения

Методы обучения

Организационные формы обучения

Средства обучения

 

 

 

 

 

 

Сделайте вывод о том, какая из существующих систем обучения, на Ваш взгляд, наиболее полно отражает требования ФГОС НОО. Обоснуйте свой ответ.

 

Задание 2. Проанализируйте примерные программы начального общего образования. По результатам анализа заполните таблицу:

Название УМК

Цель

Принципы

Особенности содержания и методики обучения

 

 

Задания по теме 2.3 Методические рекомендации по созданию учителем начальных классов рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС

 

Цель: уметь определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание обучающихся, осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся; иметь практический опыт разработки учебно-методических материалов (рабочих программ) на основе ФГОС НОО, примерных основных образовательных программ начального общего образования с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и отдельных обучающихся.

           

Задание 3. 
Найдите, используя интернет-ресурсы, рабочую программу какого-либо учителя начальных классов (предметная область по выбору). Проанализируйте рабочую программу по следующему плану:

1. Указаны ли цели и задачи предлагаемой программы? Насколько четкие и правильные формулировки целей и задач?

2. Указаны ли возрастные и психологические особенности детей, на которых рассчитана данная программа?

3. Указаны ли основные принципы построения программы? Соответствуют ли они общепедагогическим и частнометодическим принципам?

4. Дано ли краткое описание разделов программы и ее некоторые связи?

5. Предложена ли автором методика изучения программы?

6. Указаны ли предполагаемые результаты изучения и формы оценки качества, результативности обучения? Насколько разнообразны предложенные формы?

7. Оцените грамотность речи, научность и точность формулировок.

 

Задание 4.Разработайте пояснительную записку рабочей программы по плану (используйте любой УМК). Предмет, по которому будет разрабатываться программа, выберите также самостоятельно.

План пояснительной записки к рабочей программе:

1. Цели и задачи предлагаемой программы.

2. Нормативно-правовые документы, послужившие основой для написания программы:

- программа (ее полное название, автор, издательство, год),

- учебник (название, автор, издательство, год),

- тетради на печатной основе (название, автор, издательство, год),

- методические рекомендации (название, автор, издательство, год)

возрастные и психологические особенности детей, на которых рассчитана данная программа.

3. Основные принципы построения программы.

4. Краткое описание разделов программы и ее некоторые связи.

5. Предлагаемая автором методика изучения программы.

6. Количество часов изучения предмета в неделю, год.

7. Таблица (расчасовка) изучаемого предмета по блокам:

Тема блока

Количество часов

Примечания

8. Количество проводимых контрольных работ, экскурсий, опытов, лабораторных работ за год.

9. Предполагаемые результаты изучения и формы оценки качества, результативности обучения (знания, умения, УУД).

10. Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 1 (2,3,4) класса

Что должен ученик на конец года

знать

уметь

 

 

Задания по теме 3.1 Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя начального образования


 

Цель занятия: уметь определять пути самосовершенствования педагогического мастерства; иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, подготовки и презентации педагогических разработок в виде доклада.

 

Задание 5. На основе проведенного самоанализа определите пути самосовершенствования педагогического мастерства в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Заполните таблицу:

Общие и профессиональные компетенции

Пути самосовершенствования

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса


ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих

 

Задание 6. Подготовьте доклад для выступления на Педагогическом совете школы по теме «Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства» по плану:

·      Введение

·      I. Теоретическое обоснование необходимости методической поддержки учителя начальных классов как условие роста его педагогического мастерства.

o  1.1 Понятие и сущность педагогического мастерства учителя начальных классов в историческом контексте.

o  1.2 Педагогическое мастерство учителя начальных классов в контексте модернизации современной школы.

·      II. Методическая поддержка учителя начальных классов как условие роста его педагогического мастерства в практике современной школы.

o  2.1 Направления и формы методической поддержки роста педагогического мастерства учителя начальной школы.

o  2.2 Факторы роста педагогического мастерства в процессе методической поддержки на примере любого учителя начальных классов.

·     Заключение

 

Задания по теме 3.2 Портфолио учителя начальных классов. Рекомендации для подготовки учителем начальных классов портфолио к аттестации

 

Цель занятия: иметь практический опыт оформления портфолио педагогических достижений, изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.

 

Задание 7. Виртуальная экскурсия по индивидуальным сайтам педагогов. Анализ электронных портфолио педагогов.

Выполните задания:

·      Изучите, используя интернет-ресурсы, положения о портфолио и методические рекомендации по созданию портфолио.

·      Найдите в сети Интернет методические материалы по теме «Портфолио педагога».

·      Проанализируйте портфолио какого-либо учителя начальных классов с точки зрения соответствия требованиям.


 

Задание 8. Познакомьтесь с различными возражениями против применения технологии «Портфолио».

 Переформулируйте их таким образом, чтобы они превратились в доводы «за»:

·      отсутствие универсальных механизмов запуска портфолио, а также универсальных алгоритмов организации работы с портфолио

_________________________________________________________

·      организационные трудности, связанные с хранением учебных портфолио, необходимость дополнительных площадей и помещений под портфолио и т. п.

_________________________________________________________

·      трудоемкость процесса проверки и оценки учебного портфолио

_________________________________________________________

·      проблема времени, т.к. новая система требует больше времени для реализации

_________________________________________________________

·      неготовность многих учителей одобрить эту инновацию

_________________________________________________________

·      необходимость большой систематической работы по повышению квалификации учителей в связи с внедрением портфолио учителя

________________________________________________________

 

 

Задания по теме 4.1 Сущность и критерии передового педагогического опыта в области начального общего образования. Методы и формы изучения передового педагогического опыта учителями начальных классов

 

Цель: уметь сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом типа образовательной организации и особенностей возраста обучающихся; иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.

 

Задание 9. Найдите в интернет-источниках и познакомьтесь с примером обобщения своего педагогического опыта одним из учителей начальных классов.

Проанализируйте опыт учителя по схеме.

Схема анализа педагогического опыта учителя

·      Общая информация об учителе (ФИО, предмет, классы, в которых работает, стаж, стаж работы в данном учреждении, образование, категория).

·      Тема или проблема, над которой работает учитель.