Файл: Занятие 2 Задания по теме 2 Концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ начального общего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 4802
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 2
Задания по теме 2.2 Концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ начального общего образования
Цель занятия: уметь анализировать примерные основные образовательные программы начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам общеобразовательной программы, определять цели и задачи обучения и воспитания учащихся, сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом типа образовательной организации и особенностей возраста обучающихся; иметь практический опыт анализа учебно-методических комплектов.
Задание 1. Перечислите современные методические системы обучения младших школьников.
Выполните анализ перечисленных Вами методических систем обучения по предложенному плану. По результатам анализа заполните таблицу:
Название методической системы обучения, ее авторы
Цели обучения
Содержание обучения
Методы обучения
Организационные формы обучения
Средства обучения
Сделайте вывод о том, какая из существующих систем обучения, на Ваш взгляд, наиболее полно отражает требования ФГОС НОО. Обоснуйте свой ответ.
Задание 2. Проанализируйте примерные программы начального общего образования. По результатам анализа заполните таблицу:
Название УМК
Цель
Принципы
Особенности содержания и методики обучения
Задания по теме 2.3 Методические рекомендации по созданию учителем начальных классов рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС
Цель: уметь определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание обучающихся, осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся; иметь практический опыт разработки учебно-методических материалов (рабочих программ) на основе ФГОС НОО, примерных основных образовательных программ начального общего образования с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и отдельных обучающихся.
Задание 3.
Найдите, используя интернет-ресурсы, рабочую программу какого-либо учителя начальных классов (предметная область по выбору). Проанализируйте рабочую программу по следующему плану:
1. Указаны ли цели и задачи предлагаемой программы? Насколько четкие и правильные формулировки целей и задач?
2. Указаны ли возрастные и психологические особенности детей, на которых рассчитана данная программа?
3. Указаны ли основные принципы построения программы? Соответствуют ли они общепедагогическим и частнометодическим принципам?
4. Дано ли краткое описание разделов программы и ее некоторые связи?
5. Предложена ли автором методика изучения программы?
6. Указаны ли предполагаемые результаты изучения и формы оценки качества, результативности обучения? Насколько разнообразны предложенные формы?
7. Оцените грамотность речи, научность и точность формулировок.
Задание 4.Разработайте пояснительную записку рабочей программы по плану (используйте любой УМК). Предмет, по которому будет разрабатываться программа, выберите также самостоятельно.
План пояснительной записки к рабочей программе:
1. Цели и задачи предлагаемой программы.
2. Нормативно-правовые документы, послужившие основой для написания программы:
- программа (ее полное название, автор, издательство, год),
- учебник (название, автор, издательство, год),
- тетради на печатной основе (название, автор, издательство, год),
- методические рекомендации (название, автор, издательство, год)
возрастные и психологические особенности детей, на которых рассчитана данная программа.
3. Основные принципы построения программы.
4. Краткое описание разделов программы и ее некоторые связи.
5. Предлагаемая автором методика изучения программы.
6. Количество часов изучения предмета в неделю, год.
7. Таблица (расчасовка) изучаемого предмета по блокам:
Тема блока
Количество часов
Примечания
8. Количество проводимых контрольных работ, экскурсий, опытов, лабораторных работ за год.
9. Предполагаемые результаты изучения и формы оценки качества, результативности обучения (знания, умения, УУД).
10. Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 1 (2,3,4) класса
Что должен ученик на конец года
знать
уметь
Задания по теме 3.1 Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя начального образования
Цель занятия: уметь определять пути самосовершенствования педагогического мастерства; иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, подготовки и презентации педагогических разработок в виде доклада.
Задание 5. На основе проведенного самоанализа определите пути самосовершенствования педагогического мастерства в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Заполните таблицу:
Общие и профессиональные компетенции
Пути самосовершенствования
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих
Задание 6. Подготовьте доклад для выступления на Педагогическом совете школы по теме «Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства» по плану:
· Введение
· I. Теоретическое обоснование необходимости методической поддержки учителя начальных классов как условие роста его педагогического мастерства.
o 1.1 Понятие и сущность педагогического мастерства учителя начальных классов в историческом контексте.
o 1.2 Педагогическое мастерство учителя начальных классов в контексте модернизации современной школы.
· II. Методическая поддержка учителя начальных классов как условие роста его педагогического мастерства в практике современной школы.
o 2.1 Направления и формы методической поддержки роста педагогического мастерства учителя начальной школы.
o 2.2 Факторы роста педагогического мастерства в процессе методической поддержки на примере любого учителя начальных классов.
· Заключение
Задания по теме 3.2 Портфолио учителя начальных классов. Рекомендации для подготовки учителем начальных классов портфолио к аттестации
Цель занятия: иметь практический опыт оформления портфолио педагогических достижений, изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.
Задание 7. Виртуальная экскурсия по индивидуальным сайтам педагогов. Анализ электронных портфолио педагогов.
Выполните задания:
· Изучите, используя интернет-ресурсы, положения о портфолио и методические рекомендации по созданию портфолио.
· Найдите в сети Интернет методические материалы по теме «Портфолио педагога».
· Проанализируйте портфолио какого-либо учителя начальных классов с точки зрения соответствия требованиям.
Задание 8. Познакомьтесь с различными возражениями против применения технологии «Портфолио».
Переформулируйте их таким образом, чтобы они превратились в доводы «за»:
· отсутствие универсальных механизмов запуска портфолио, а также универсальных алгоритмов организации работы с портфолио
_________________________________________________________
· организационные трудности, связанные с хранением учебных портфолио, необходимость дополнительных площадей и помещений под портфолио и т. п.
_________________________________________________________
· трудоемкость процесса проверки и оценки учебного портфолио
_________________________________________________________
· проблема времени, т.к. новая система требует больше времени для реализации
_________________________________________________________
· неготовность многих учителей одобрить эту инновацию
_________________________________________________________
· необходимость большой систематической работы по повышению квалификации учителей в связи с внедрением портфолио учителя
________________________________________________________
Задания по теме 4.1 Сущность и критерии передового педагогического опыта в области начального общего образования. Методы и формы изучения передового педагогического опыта учителями начальных классов
Цель: уметь сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом типа образовательной организации и особенностей возраста обучающихся; иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.
Задание 9. Найдите в интернет-источниках и познакомьтесь с примером обобщения своего педагогического опыта одним из учителей начальных классов.
Проанализируйте опыт учителя по схеме.
Схема анализа педагогического опыта учителя
· Общая информация об учителе (ФИО, предмет, классы, в которых работает, стаж, стаж работы в данном учреждении, образование, категория).
· Тема или проблема, над которой работает учитель.