Файл: ., ,, Ключевые слова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16
Обсуждение. Выдвинутая нами гипотеза нашла лишь частичное подтверждение. В настоя - щем исследовании обнаружено нарушение
«модели психического» у депрессивных пациен - ток, коррелирующее с тяжестью депрессии.
Общее психическое состояние пациентов с депрессивным расстройством характеризуется патологическим снижением настроения (гипоти - мией) с негативной, пессимистической оценкой себя, своего будущего и своего окружения, не исключено, что из-за этого возникает искажение в восприятии партнеров по общению в виде неадек - ватной оценки их эмоционального состояния и проявлений.
Согласно точке зрения Gardenfors P. (цит. по
Румянцевой Е.Е., 2014, [6]), направленность на другого человека и на самосознание, возможность репрезентации собственного внутреннего мира представляет собой специфически человеческий уровень «модели психического». Именно эти уровни модели психического страдают при психической патологии депрессивного спектра.
Не установлена связь между степенью нарушения функционирования
«модели психического» и родом депрессии, что воспринимается нами как довод в пользу концепции синдромальной неспецифичности в психиатрии. В то же время, становится очевидной необходимость продолжения исследования с использованием более сензитивной модификации теста RME.
Выводы
1. Степень нарушения функционирования
«модели психического» коррелирует с тяжестью депрессии, но не ее родом, что является подтверждением концепции нозо - логической неспецифичности психопато - ло гических синдромов.
2. Существует потребность в исследовании с более сенситивной модификацией теста
RME для уточнения особенностей функ - цио нирования «модели психического» при эндогенной и психогенной депрессии.
Практические рекомендации
Способность понимать другого делает воз - мож ным продуктивное общение. Люди, являю - щиеся субъектами затрудненного общения, не способны понять другого, не могут вникнуть в его внутреннее состояние, не способны воссоздать его представления. Таким образом, исследование функционирования «модели психического» у больных депрессией важно для более точного понимания природы этих нарушений и выбора наиболее подходящего пути помощи для адапта - ции пациентов в обществе. Иными словами, при - ме нение методик изучения «модели психичес - кого» может уточнить «мишени» психотерапии страдающих депрессией.
Литература
1. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е.
Общая психопатология: Атлас к пособию для врачей. Ростов-на-Дону: ГБОУ ВПО РостГМУ
Минздрава России; 2013: 153-161.
2. Гуськова А.В. Роль «модели психического» при решении мыслительных задач // Вопросы психологии; 2008: (1) 26-35.
3. Психиатрия: национальное руководство / под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г.
Рисунок 1. Корреляционная связь результата теста RME с балльной оценкой тяжести
депрессии по HAMD (ρ=-0,26)
Հոգեկան առողջության արդի հիմնախնդիրները
l Актуальные проблемы психического здоровья l Actual problems of mental health


Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова. М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2009: 1000.
4. Румянцева, Е. Е. Методика оценки психического состояния другого по выражению глаз у подростков в норме и при шизофрении. Е. Е.
Румянцева, Т. Н. Самарина. Психологическая наука и образование; 2014: (3) 197–207.
5. Румянцева, Е. Е. Методика оценки психического состояния другого по выражению глаз. Е. Е.
Румянцева. Психиатрия; 2013: (3) 30-37.
6. Румянцева, Е. Е. Модель психического и ее особенности у женщин с депрессиями / Е. Е.
Румянцева, В. А. Ломакина, Н. В. Зверева, Е. С.
Телешова. Психиатрия; 2014: (2) 53-60.
7. Румянцева Е.Е. Модель психического и когнитивного функционирования у больных молодого возраста после перенесенного эндогенного приступа:
Автореферат диссертации; СПБ. 2015: 3, 8. Доступно по http://disser.herzen.spb.ru/Preview/Vlojenia/00000 0124_Avtoreferat.pdf. Ссылка активна на
31.05.2015.
8. Румянцева Е.Е. Особенности применения теста
«Чтение психического состояния по взгляду». В
кн.:
Научные материалы
V съезда
Общероссийской общественной организации
«Российское психологическое общество»; М.
2012: (III) 222.
9. Сергиенко Е.А. Модель психического (theory of mind) как ментальный механизм становления субъективности.
Субъект, личность и
психология человеческого бытия; Под ред. В.В.
Знакова, З.И. Рябикиной. М.: 2005: 116-118.
10. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие:
Новый взгляд. М.: Изд-во «Институт психологии
РАН»; 2006: 464.
11. Снежневский А.В. Вступительное слово. - В
книге:
Депрессии.
Вопросы клиники,
психопатологии, терапии:
Материалы симпозиума. М.: Базель; 1970: 5-6.
12. Baron-Cohen, S., Wheelwright, S., Hill, J., Raste,
Y. and Plumb, I. (2001). The "Reading the Mind in the Eyes" Test Revised Version: A Study with
Normal Adults, and Adults with Asperger Syndrome or High-functioning Autism. Journal of Child
Psychology and Psychiatry, 42(2), pp.241-251.
DOI: 10.1111/1469-7610.00715 13. Mikhailova, E. and Oleichik, I. (1997).
Neurophysiological mechanisms of impaired facial emotion recognition in endogenous depression.
Biological Psychiatry, 42(1), p.51S. DOI:
http://dx.doi.org/10.1016/S0006-3223(97)87103-X
14. Wimmer, H. (1983). Beliefs about beliefs:
Representation and constraining function of wrong beliefs in young children's understanding of deception. Cognition, 13(1), pp.103-128.
doi:10.1016/0010-0277(83)90004-5 17
Поступила 20.09.2015
Հոգեկան առողջության արդի հիմնախնդիրները
l Актуальные проблемы психического здоровья l Actual problems of mental health