Файл: Альбов М.Н. Рудничная геология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На территории нашей страны горное дело получило развитие прежде в Средней Азии и Казахстане, где, по археологическим данным, добыва­ лось большое количество меди, золота, серебра, олова и других металлов уже в I I I в. до нашей эры.

В Древней Руси производилась добыча соли, строительных камней, минеральных красок, болотных железных руд, меди и драгоценных камней. Для добычи рассолов русские мастера еще в X V в. научились проходить скважины глубиной до 60—70 м и закреплять стенки их деревянными обсадными трубами, что являлось большим техническим достижением того времени.

Наиболее ранние из сохранившихся документальных сведений о появлении интереса в Московском государстве к поискам полезных иско­ паемых относятся к X V в., но это касалось в первое время главным обра­ зом только серебра, золота, меди, драгоценных камней и поваренной соли.

Несколько позднее возник интерес к поискам железных руд и они при­ обрели первостепенное значение. Железо, а в дальнейшем и его сплавы, играло и продолжает играть в жизни человечества, вообще, и в жизни отдельных стран, в частности, исключительно важную роль. Поэтому при историческом обзоре развития горной промышленности и геологии в дорево­ люционной России и в Советском Союзе следует обратить особое внимание на ход развития железоделательного производства, связав его с развитием других отраслей горного дела.

Примитивная кустарная выплавка железа возникла и получила до­ вольно большое развитие еще в ранний период формирования Московского государства в районах, где использование крепостных рук, наличие мес­ торождений легкоплавких железных руд, обилие лесных массивов, вод­ ные пути сообщения, а позднее и возможность получения водной энергии способствовали развитию этого промысла.

В дальнейшем заводское дело полностью вытеснило кустарный про­ мысел, но наметившиеся территориальные центры по добыче железных руд сохранились на долгое время. Такие центры возникли прежде в север­ ных (Олонецкий край, р. Вычегда, р . Сухона) и центральных (район Тулы) частях Московской Руси, а затем и в восточных районах (на Урале).

В России первые железоделательные заводы, оборудованные в соот­ ветствии с достигнутым к тому времени техническим уровнем в Европе, были построены в Тульском уезде, на р. Тулице, в 1632 г. (Городищенские заводы).

С этим периодом совпадает также и начало промышленного освоения Урала, который в середине X V I I I в. уже становится крупным поставщи­ ком черных металлов на мировом рынке. Наряду с этим Урал долгое время, до развития медного дела в Сибири и на Кавказе, являлся единственным производителем меди в стране.

Быстрое развитие в этот период железоделательного и медного произ­ водства было вызвано войнами России со Швецией и с Турцией и связан­ ной с ними необходимостью перевооружения армии и строительства рус­ ского флота, что обусловило повышенную потребность в стране в металлах.

В это время «казной» строится несколько заводов в Олонецком крае,

8


в центральной части России и первые заводы на Урале, отвечающие требованиям достигнутой к тому времени техники: Невьянский (1699— 1701 гг.), Каменский (1701г.), Уктусский (1702—1704 гг.) и Алапаевский (1702-1704 гг.).

При Петре I было создано специальное государственное учреждение для управления рудопоисковым делом — Приказ рудокопных дел, пере­ именованное в 1719 г. в Бергколлегию.

Дальнейшее строительство железоделательных и медеплавильных заводов на Урале в X V I I I и X I X вв. осуществлялось частными предпри­ нимателями и лишь частично «казной».

Основы дореволюционной уральской горнозаводской промышленности были заложены в X V I I I в. Тогда же сложилось сохранившееся до Великой Октябрьской социалистической революции размещение металлургической промышленности.

К середине X V I I в. относится также открытие и начало разработки жильного золота в Березовской даче на Урале. Россыпное золото и пла­ тина были открыты позднее и начали разрабатываться в начале X I X сто­ летия.

Быстрое развитие горного дела и металлургии в X V I I I в. обусловило значительное усиление геологоразведочных работ, что в свою очередь при­ вело к развитию геологии и отходу в этот период от схоластических биб­ лейских представлений о неизменности «лика земли» с момента ее «тво­ рения».

Выдающееся значение для развития геологии как науки имели работы М. В. Ломоносова (1711—1765гг.), положившие начало эволюционному направлению и сравнительно-историческому методу. В своих сочинениях «Слово о рождении металлов от трясения земли» (1751 г.) и «О слоях земных» (1763 г.) он впервые представил геологию как науку о развитии Земли в результате взаимодействия геологических процессов природы, разделил геологические явления на внешние и внутренние и высказал мысли о том, что земной шар имел длительную историю развития, на про­ тяжении которой он непрерывно изменялся.

В работах по минералогии Ломоносов первый изложил принцип ес­ тественной группировки минералов в рудных жилах по определенным ас­ социациям и привел много практических сведений о поисках различных полезных ископаемых. Он разработал план организации в России широких

экспедиционно-поисковых

работ.

 

 

 

 

 

 

Благодаря работам М. В. Ломоносова

(1757—1763

гг.), а

в после­

дующем Д.

Геттона (1788 г.), И.

И. Лепехина,

В.

М.

Севергина

(1798 г.), Ч.

Ляйеля (1830—1833 гг.), Ч .

Дарвина

(1859

г.)

и дру­

гих, начиная

со второй

половины

X V I I I в., в

геологии

господ­

ствовали эволюционные идеи, а несколько позднее и сравнительноисторический метод. Этот период считается началом развития геологии как науки.

Все возрастающая потребность в металлах и угле вызвала необходи­ мость организации во второй половине X V I I I в. во многих странах Европы и в России обширных геологических исследований, открытия горных школ и т. п.

9



В России эти исследования получили большое развитие и дали обиль­ ный материал о наличии различных горных пород и минералов в европей­ ской и азиатской ее частях. К таким исследованиям относятся путешест­ вия П. С. Далласа, В. Ф. Зуева и Н. П. Рычкова (1768—1774гг.), И. И. Ле ­ пехина (1768—1772 гг.), В. М. Севергина (начало X I X в.) и др.

В связи с развитием поискового и горного дела возникла необходи­ мость в подготовке соответствующих кадров. Еще в 1703 г. по распоряже­ нию Приказа рудокопных дел в Невьянске была открыта первая так назы­ ваемая Циферная школа, дававшая учащимся элементарные знания в об­ ласти горного дела. Вскоре такие же школы были открыты в Кунгуре

иУктусе.

В1773 г., на много раньше, чем в других странах, в Петербурге был основан Горный кадетский корпус, позднее переименованный в Горный институт. Лишь в Саксонии раньше, чем в России, в 1765 г. была основана Фрейбергская горная академия.

Петербургский, ныне Ленинградский, горный институт воспитал боль­ шую плеяду геологов, горных инженеров, металлургов, обогатителей, внесших большой вклад в развитие горного дела, металлургии, горной и геологической наук.

Дальнейшее развитие геология получила в связи с региональными гео­ логическими съемками, проводившимися во многих странах. В России мно­ гочисленные геологические исследования проводились в отдельных прак­ тически важных районах — в Донбассе, на Урале, на Алтае, в Забайкалье и др. Первая геологическая карта Европейской России была опубликована в 1829 г., следующие две — в 1841 г., затем в 1845 г. и т. д.

До последней четверти X I X в. на протяжении почти двухсот лет ураль­ ская железоделательная промышленность развивалась в условиях почти

полного отсутствия конкуренции. Это давало заводчикам

возможность

получать колоссальные прибыли, но не

способствовало

техническому

прогрессу, и Урал в X I X в. из передового по технике производства района

превратился в отсталый район, уступив в

конце X I X в. первенство югу

европейской части России.

 

 

В 1869—1872 гг. был построен на юге России Юзовский завод. Затем, в середине 80-х годов, были открыты и соединены железной дорогой с До­ нецким каменноугольным бассейном железорудные месторождения Кри­ вого Рога, что явилось началом интенсивного развития металлургии на юге Росии. К концу X I X в. здесь имелось уже 20 крупных металлургичес­ ких предприятий, выплавлявших около 92 млн. пудов черного металла, что почти в два раза превышало его производство на Урале. С самого начала развития металлургия здесь базировалась на донецком каменном угле, что и обеспечило интенсивный ее рост.

В 1881 г. Урал дал 19,3 млн. пудов чугуна,

Юг — только

1,4млн. пу­

дов. В 1895 г. Юг уже перегоняет Урал:

выплавка

чугуна

составила

33.1 млн. пудов на Урале и 34,0 млн. пудов

на

Юге; в

1900 г. Урал дал

50.2 млн. пудов и Юг — 81,7млн. пудов чугуна, а в 1913 г., соответственно 55,8 и 189,7 млн. пудов.

С середины X I X в. колоссально возросло потребление угля и руд; началась и быстро развивалась добыча нефти. Это обусловило организацию

10


в ряде стран специальных государственных геологических учреждений для руководства геологическими съемками и для соответствующего направле­ ния поисковых и разведочных работ на различные полезные ископаемые.

Первым государственным геологическим учреждением России был Геологический комитет, созданный в 1882 г. при Горном департаменте Ми­ нистерства государственных имуществ. В задачи Комитета входило пла­ номерное и систематическое исследование геологического строения страны и ее минеральных богатств, составление общей геологической карты Рос­ сии и содействие в решении практических вопросов, связанных с геологией.

До 1892 г. Комитет был занят в основном

работами по составлению

10-верстной геологической карты европейской

части России, с 1892 г. он

приступил к более крупномасштабным (3 и 1

верста в дюйме)

съемкам

в Донецком каменноугольном бассейне и в железорудных районах

Кривого

Рога и Урала, а с 1893 г. занимался геологическими исследованиями вдоль Сибирской железной дороги и в золотоносных районах Сибири. С 1901 г. начато систематическое изучение нефтеносных областей Кавказа, а также гидрогеологических исследований для целей водоснабжения.

Деятельность Геологического комитета тесно связана с именами таких выдающихся русских ученых, как А. П. Карпинский, Ф. Н . Чернышев, С. Н. Никитин, И. В. Мушкетов, Н. И. Андрусов, Е. С. Федоров, Л . И. Лутугин, Н. К. Высоцкий, В. А. Обручев, И. М. Губкин и других, внесших огромный вклад в создание и развитие минеральносырьевой базы Рос­ сии, а также в развитие отечественной геологической науки.

Еще в 1897 г. на V I I сессии Международного геологического конгресса директор Геологического комитета Ф. Н. Чернышев сказал: «Русская геологическая наука явилась на этом конгрессе как равная по значению с начинавшей сравнительно ранее культивироваться в западной Европе и Америке, и, надо думать, отныне Россия будет считаться исходной страной для разъяснения многих вопросов современной геологии».

На этой же сессии Международного геологического конгресса были установлены премии за выдающиеся работы в области геологии имени без­ временно погибшего русского геолога Л. А. Спендиарова. Первая премия имени Л. А. Спендиарова была присуждена в 1900 г. А. П. Карпинскому, затем в 1906 г. Ф. Н . Чернышеву и в 1937 г. советскому геологу В. П. Б а ­ турину. Это является свидетельством того, что русская геологическая мысль всегда стояла в первом ряду мировой геологической науки.

Однако вследствие недооценки царским правительством роли геоло­ гии и ограниченных масштабов работ Геологического комитета в дорево­ люционное время задачи прикладного, практического характера решались

чрезвычайно

медленно: к 1918 г. геологическими съемками различных мас­

штабов было

покрыто

10,25% территории России, а съемками масштаба

1 : 200 000 и крупнее

— только 0,69% этой территории.

Еще хуже обстояло дело с обеспеченностью страны разведанными ми­ неральными ресурсами. Значительную часть минерального сырья Россия ввозила из других стран. На импорт горнорудного сырья в 1913 г. было затрачено около 185 млн. руб. золотом, в том числе на уголь — 87,5 млн.

руб., нефть — 32,5 млн.

руб., строительные глины — 1,5 млн. руб. Из-за

границы ввозился даже

булыжник для мощения улиц. Россия ввозила

 

И