ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция № 1. Тема: «Приём пациента в стационар. Ведение документации».
Как театр начинается с вешалки, так любое медицинское учреждение начинается с приёмного отделения.
Приёмное отделение (приёмный покой) – одно из основных структурных подразделений стационара, лечебно-диагностическое отделение, которое работает в круглосуточном режиме.
Оттого, насколько профессионально, быстро и организованно действует медицинский персонал этого отделения, в определённой степени зависит успех последующего лечения пациента, а при неотложных состояниях – и его жизнь.
Организация размещения приемных отделений в стационарах.
-
При централизованной системе планирования все лечебные и диагностические отделения, в т.ч. и приемное, находятся в одном корпусе. -
При децентрализованной (павильонной) системе планирования приемное отделение размещается в отдельном корпусе, либо в одном из лечебных корпусов (обычно в том, где находятся отделения реанимации и хирургии). -
В некоторых стационарах (инфекционного профиля, в небольших сельских участковых больницах) каждое лечебное отделение осуществляет прием больных самостоятельно.
Основные функции приёмного отделения следующие.
-
Приём и регистрация пациентов. -
Антропометрия пациента (греч. anthropos– человек, metreo– измерять). Оценка телосложения человека путём измерения ряда параметров, из которых основными являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. -
Врачебный осмотр, первичное обследование и диагностика пациентов. -
Оказание экстренной квалифицированной медицинской помощи. -
Определение отделения стационара для госпитализации или лечения в амбулаторных условиях. -
Санитарно-гигиеническая обработка вновь поступивших пациентов. -
Оформление соответствующей медицинской документации. -
Транспортировка пациентов в лечебное отделение стационара. -
Консультативная помощь амбулаторным пациентам. -
Справочные услуги.
Задачи при осуществлении госпитализации пациента в приемное отделение:
- выявление пациентов с инфекционными заболеваниями;
- распределение пациентов по отделениям в соответствии с их профилем и тяжестью состояния;
- выявляет непрофильных пациентов, которые должны лечиться в других ЛПУ;
- оказывает экстренную помощь тем, кому она показана.
ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Медсестра приемного отделения является первым медицинским работником, с которым встречается пациент, поступающий на стационарное лечение, поэтому часто от поведения медсестры зависит психологическое состояние пациента.
2.Беседуя с пациентом, медсестра приемного отделения должна проявить терпение, задавая вопросы, корректные по форме и тактичные по содержанию.
3.Деонтологические аспекты поведения медсестры приемного отделения подразумевают быстрейшее оказание медицинской помощи пациенту (вызов дежурного врача, консультантов, лаборантов, быстрое оформление документов, а часто и оказание неотложной помощи).
4.При приеме пациентов не должно быть никакого деления по социальному положению (бизнесмен или бомж), все пациенты имеют право получить при необходимости квалифицированную медицинскую помощь.
Пути госпитализации пациентов в стационар.
-
Машиной скорой медицинской помощи: при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, требующих квалифицированного экстренного лечения в условиях стационара; -
По направлению участкового врача в случае неэффективного лечения в амбулаторных условиях, а так же по направлению военкомата. -
Переводом из других лечебно-профилактических учреждений (по договорённости с администрацией). -
«Самотёком»: при самостоятельном обращении пациента в случае ухудшения его самочувствия на улице недалеко от больницы.
Три вида госпитализации:
1) плановая госпитализация;
2) экстренная госпитализация;
3) госпитализация «самотёком».
Если пациента доставляют в приёмное отделение в состоянии средней тяжести и тем более в тяжёлом состоянии, то ещё до регистрации медицинская сестра обязана оказать первую медицинскую помощь, срочно пригласить к пациенту дежурного врача и быстро выполнить все врачебные назначения.
Врач приёмного отделения осматривает пациента и решает вопрос о необходимости его госпитализации в данное лечебное учреждение. В случае госпитализации медицинская сестра осуществляет регистрацию пациента и оформляет необходимую медицинскую документацию. После регистрации пациента медсестра направляет его в смотровой кабинет для осмотра врачом и выполнения необходимых диагностических и лечебных процедур.
Если пациент доставлен в приёмное отделение с улицы в бессознательном состоянии и без документов, то медицинская сестра после осмотра его врачом оказывает экстренную медицинскую помощь и заполняет необходимую документацию. После этого она обязана дать телефонограмму в отделение милиции. В телефонограмме указывают приметы поступившее го (пол, приблизительно возраст, рост, телосложение), перечисляет, во что был одет пациент. Во всех документах до выяснения; личности пациент должен числиться как «неизвестный».
Кроме того, в следующих случаях медсестра обязана дать телефонограмму родственникам и сделать соответствующую запись в «Журнале телефонограмм»:
• пациент доставлен в стационар по поводу внезапного заболевания, которое возникло у него вне дома;
• пациент умер в приёмном отделении.
Устройство приёмного отделения
Работа приёмного отделения протекает в строгой последовательности:
1) регистрация больных;
2) врачебный осмотр;
3) санитарно-гигиеническая обработка.
4) транспортировка пациента в профильное отделение стационара.
В такой же последовательности расположены и помещения приемного отделения.
В случаях, требующих оказания экстренной помощи, данная последовательность не соблюдается, пребывание пациента в приемном отделении сокращается до минимума, санитарная обработка либо минимальна (частичная), либо не производится.
Устройство приёмного отделения стационара зависит от его профиля; оно включает в себя, как правило, следующие кабинеты:
• Зал ожидания: в нём находятся пациенты, не нуждающиеся в постельном режиме, и сопровождающие пациентов лица. Здесь должны стоять стол и достаточное количество стульев. На стенах вывешивают сведения о режиме работы лечебных отделений, часах беседы с лечащим врачом, перечень продуктов, разрешённых для передачи пациентам.
• Кабинет приёма: в этом помещении проводят регистрацию поступающих пациентов и оформление необходимой документации.
• Смотровой кабинет (один или несколько): предназначен для врачебного осмотра пациентов с постановкой предварительного диагноза и определением вида санитарно-гигиенической обработки, антропометрии, термометрии и при необходимости других исследований, например, электрокардиографии (ЭКГ).
• Санпропускник с душевой (ванной), комнатой для переодевания.
• Диагностический кабинет – для пациентов с неустановленным диагнозом.
• Изолятор – для пациентов, у которых подозревается инфекционное заболевание.
-
Процедурный кабинет – для оказания экстренной помощи. -
Операционная (перевязочная) – для оказания экстренной помощи. -
Рентгенологический кабинет. -
Лаборатория. -
Кабинет дежурного врача. -
Кабинет заведующего приёмным отделением. -
Санузел. -
Помещение для хранения одежды поступивших пациентов. -
Манипуляционный кабинет.
В многопрофильных стационарах в приёмном отделении могут быть также и другие кабинеты, например гинекологический, травматологический, кардиологический (для пациентов с инфарктом миокарда) и др.
Основная медицинская документация приёмного отделения
Министерством Здравоохранения СССР принят приказ № 1030 от 04.10.80г. «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения»
Медицинская документация – это документы установленной формы, предназначенные для регистрации результатов лечебных, диагностических, профилактических, реабилитационных, санитарно-гигиенических и других мероприятий. Она позволяет обобщать и анализировать данную информацию. Медицинская документация является учетной и отчетной, ее держателем выступают медицинские учреждения, следовательно, медработники несут ответственность за неправильное оформление соответствующих документов.
-
Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации форма № 001/у .
Журнал служит для регистрации пациентов, поступающих в стационар. Записи в журнале позволяют разрабатывать данные о поступивших пациентов, о частоте и причинах отказов в госпитализации. Журнал ведется в приемном отделении в единственном экземпляре на весь стационар. Инфекционные отделения стационара должны вести самостоятельные журналы приема пациентов и отказов в госпитализации в тех случаях, когда инфекционные пациенты поступают непосредственно в соответствующие отделения.
2. В связи с открытием в 1882 года Александровской барачной больницы для приема «горячечных», то есть лихорадящих больных Сергей Петрович Боткин впервые ввёл карточную систему регистрации больных. Учёт каждого больного в виде «Скорбного листа» (так называлась тогда история болезни), он позволил систематизировать заболевания по формам, по профессии, по клинико-лабораторным и многим другим параметрам.
Согласно приказу МЗ СССР № 55 от 1968 г. историю болезни в стационарах стали называть «Картой стационарного больного».
Медицинская карта стационарного больного форма № 003/у .
Медицинская карта стационарного больного является основным медицинским документом стационара, который составляется на каждого поступившего в стационар пациента. Карта содержит все необходимые сведения, характеризующие состояние пациента в течение всего времени пребывания в стационаре, организацию его лечения, данные объективных исследований и назначения.
Медицинскую карту стационарного больного ведет врач, а так же на разных этапах пребывания пациента в стационаре, заполняет средний медперсонал.
3. Температурный лист форма 004/у.
Является оперативным документом, служащим для графического изображения основных данных, характеризующих состояние здоровья пациента
4. Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку форма № 058/у.
Экстренное извещение составляется врачами и средним медперсоналом ЛПУ всех ведомств, в случае выявления инфекционного заболевания (подозрения на него), пищевого, строго профессионального отравления, неправильной реакции на прививку, независимо от условий выявления. Служит для информации СЭС по месту обнаружения заболевания с целью принятия необходимых противоэпидемических мер.
5. Журнал учета инфекционных заболеваний форма № 060/у.
Служит для персонального учета больных инфекционными заболеваниями и регистрации обмена информацией между лечебно-профилактическими учреждениями и СЭС.
6. Статистическая карта выбывшего из стационара форма № 066/у.
Статистическая карта выбывшего из стационара составляется на основании медицинской карты стационарного больного и является статистическим документом, содержащим сведения о больном, выбывшем из стационара (выписанном, умершем). Медсестра приемного отделения заполняет паспортные данные и левую сторону.
7. Журнал регистрации амбулаторных больных форма № 074/у.
Журнал служит для регистрации пациентов, обращавшихся за амбулаторной помощью в приемные отделения стационаров и на станции скорой и неотложной медицинской помощи, в фельдшерско-акушерские пункты, врачебные и фельдшерские здравпункты.
8. Алфавитный журнал поступивших пациентов (для справочной службы).