Файл: Самостоятельная работа по теме Цель занятия приобретение знаний о периодизации новейшей истории, формирование умения применять их. Задание Заполните таблицу Методы исторической науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 1.1.

Цель занятия: приобретение знаний о периодизации новейшей истории, формирование умения применять их.        

 

Задание 1. Заполните таблицу «Методы исторической науки»:

 Как и любая современная наука, для истории также характерны собственные методы исследования. На первой ступени располагаются общенаучные базовые методы, которые используются, как правило, в большинстве гуманитарных сферах знания (системный, диалектический метод и др.), а на втором уровне находятся методы, которые отражают непосредственно общеисторические исследования (например, сопоставительный, сравнительный, типологический, идеографический, а также ретроспективный и др.). Кроме того, в официальной историографической науке используются методы, позаимствованные из других естественных и гуманитарных наук (статистики, математики, социологии и др.).
Конкретно-исторический или идеографический

Описание фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование.
Сравнительно-исторический

Явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен.
Историко-генетический метод

Связан с прослеживанием генезиса- т.е зарождения и развития изучаемого явления.
Ретроспективный метод

Заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий.
Рассмотрим более подробно:


Метод

Характеристика

Диалектический метод истории

способствует теоретическому отражению фактической целостности исследуемого объекта, а также выявлению главных тенденций его развития и изменений, механизмов и причин, которые обеспечивают его динамику.

 Системный метод





 определяет реальную необходимость полноценного анализа исторических событий, а также явлений в совокупности общего, особенного и единичного. То есть, задаёт комплекс исследуемых данных.

 Сравнительно-исторический метод





 суть его заключается в сравнении в процессе исторического познания портретов исторических деятелей, фактов, событий и явлений. Данный инструмент направлен на обнаружение и анализ аналогий или их отсутствие в различных исторических эпохах. Особенно качественные результаты можно получить при сопоставлении истории развития различных народов и государств.

С вышеописанным методом сравнения связан ещё один способ исследования, а именно – классификационный метод, который основан на классификации произошедших исторических событий и явлений. Кроме того, данный метод нацелен на выявление в единичном общего, а также поиске определённых признаков для возможности определения типов исторических событий.

 Ретроспективный метод истории





 или же генетический метод познания, представляющий собой ретроспективное раскрытие последовательных изменений, деятельности исторических личностей в исторической действительности в процессе развития событий прошлого на основе закономерностей исторического развития и причинно-следственных связей.

Проще говоря, метод представляет собой анализ одного и того же события или объекта не в одной, а во многих фазах его развития. При этом, используя генетический метод , можно восстановить процессы и события прошлого по их итогам, то есть – последствиям или же изучать их ретроспективно, отталкиваясь от известных более поздних данных к неизвестным более ранним.

 Идиографический метод истории





 метод изучения истории характеризуется точным описанием конкретных исторических процессов, явлений и событий. Это максимально объёмное, конкретное описание индивидуального исторического феномена, которое позволяет воссоздать полную историческую картину, при этом, не предполагая проведение сравнительно-исторического исследования. Индивидуализирующий метод, в первую очередь, нацелен на проявление важных особенностей исторических феноменов.


 

Задание 2. История, как наука – это … (дайте определение).
История - это рассказ о прошедшем, рассматриваемая, в двух значениях:

процесс развития природы и человечества;

система наук, изучающих прошлое природы и общества.

Включает в себя всеобщую историю (происхождение человека) и историю происхождения отдельных стран, народов и цивилизаций.
Задание 3. Впишите даты.

 

Событие

Дата

 Вторая мировая война

 1 сентября 1939 - 2 сентября 1945

«Холодная война»

Начало: 12 марта 1947 г.

Окончание: 21 ноября 1990 г

Великая Октябрьская революция

 7 ноября 1917 - 8 ноября 1917

Первая мировая война

 28 июля 1914 – 11 ноября 1918

Мировой экономический кризис

 24 октября 1929 – до 1939 (наиболее остро с 1929 -1933)