Файл: Самостоятельная работа по теме Цель занятия приобретение знаний о периодизации новейшей истории, формирование умения применять их. Задание Заполните таблицу Методы исторической науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 1.1.
Цель занятия: приобретение знаний о периодизации новейшей истории, формирование умения применять их.
Задание 1. Заполните таблицу «Методы исторической науки»:
Как и любая современная наука, для истории также характерны собственные методы исследования. На первой ступени располагаются общенаучные базовые методы, которые используются, как правило, в большинстве гуманитарных сферах знания (системный, диалектический метод и др.), а на втором уровне находятся методы, которые отражают непосредственно общеисторические исследования (например, сопоставительный, сравнительный, типологический, идеографический, а также ретроспективный и др.). Кроме того, в официальной историографической науке используются методы, позаимствованные из других естественных и гуманитарных наук (статистики, математики, социологии и др.).
Конкретно-исторический или идеографический
Описание фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование.
Сравнительно-исторический
Явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен.
Историко-генетический метод
Связан с прослеживанием генезиса- т.е зарождения и развития изучаемого явления.
Ретроспективный метод
Заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий.
Рассмотрим более подробно:
Метод | Характеристика |
Диалектический метод истории | способствует теоретическому отражению фактической целостности исследуемого объекта, а также выявлению главных тенденций его развития и изменений, механизмов и причин, которые обеспечивают его динамику. |
Системный метод | определяет реальную необходимость полноценного анализа исторических событий, а также явлений в совокупности общего, особенного и единичного. То есть, задаёт комплекс исследуемых данных. |
Сравнительно-исторический метод | суть его заключается в сравнении в процессе исторического познания портретов исторических деятелей, фактов, событий и явлений. Данный инструмент направлен на обнаружение и анализ аналогий или их отсутствие в различных исторических эпохах. Особенно качественные результаты можно получить при сопоставлении истории развития различных народов и государств. С вышеописанным методом сравнения связан ещё один способ исследования, а именно – классификационный метод, который основан на классификации произошедших исторических событий и явлений. Кроме того, данный метод нацелен на выявление в единичном общего, а также поиске определённых признаков для возможности определения типов исторических событий. |
Ретроспективный метод истории | или же генетический метод познания, представляющий собой ретроспективное раскрытие последовательных изменений, деятельности исторических личностей в исторической действительности в процессе развития событий прошлого на основе закономерностей исторического развития и причинно-следственных связей. Проще говоря, метод представляет собой анализ одного и того же события или объекта не в одной, а во многих фазах его развития. При этом, используя генетический метод , можно восстановить процессы и события прошлого по их итогам, то есть – последствиям или же изучать их ретроспективно, отталкиваясь от известных более поздних данных к неизвестным более ранним. |
Идиографический метод истории | метод изучения истории характеризуется точным описанием конкретных исторических процессов, явлений и событий. Это максимально объёмное, конкретное описание индивидуального исторического феномена, которое позволяет воссоздать полную историческую картину, при этом, не предполагая проведение сравнительно-исторического исследования. Индивидуализирующий метод, в первую очередь, нацелен на проявление важных особенностей исторических феноменов. |
Задание 2. История, как наука – это … (дайте определение).
История - это рассказ о прошедшем, рассматриваемая, в двух значениях:
процесс развития природы и человечества;
система наук, изучающих прошлое природы и общества.
Включает в себя всеобщую историю (происхождение человека) и историю происхождения отдельных стран, народов и цивилизаций.
Задание 3. Впишите даты.
Событие | Дата |
Вторая мировая война | 1 сентября 1939 - 2 сентября 1945 |
«Холодная война» | Начало: 12 марта 1947 г. Окончание: 21 ноября 1990 г |
Великая Октябрьская революция | 7 ноября 1917 - 8 ноября 1917 |
Первая мировая война | 28 июля 1914 – 11 ноября 1918 |
Мировой экономический кризис | 24 октября 1929 – до 1939 (наиболее остро с 1929 -1933) |