Файл: Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования сибирский институт бизнеса и информационных технологий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Кейс
Дисциплина: История России

Выполнила: Рябкина Полина Сергеевна

Группа:

Адрес:

Проверил: _________________________

Оценка: __________________________

Дата:

Омск 2022

КЕЙС №2

Александр Невский и Дмитрий Донской

СЮЖЕТ

Александр Невский скончался в 1263 г.

Спустя 284 года канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

Дмитрий Донской умер в 1389 году.

Спустя 599 лет причислен к лику святых на Поместном соборе РПЦ 1988 г.


Ключевые понятия для решения кейса

Канонизация, митрополит, поместный собор, лик благоверных, баскак, ордынский выход, имидж, легитимность, массовое сознание, картина мира, система ценностей средневекового человека, политическая культура, типы политической культуры.
Возможные формулировки проблемы

Почему из двух знаменитых князей – защитников Руси один был канонизирован намного быстрее другого?

Александр Невский канонизирован как благоверный князь.

К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

Вопреки расхожему мнению, что Церковь канонизировала в лике благоверных практически всех правителей Средневековья, прославлены были лишь немногие из них. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры.

Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов.


Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.

Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского».

Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского».

Почему же 600 лет не был прославлен Димитрий Донской, ведь "Слово о житии…" было составлено сразу после его кончины и для многих современников святость защитника и собирателя Руси не вызывала сомнений?

На то есть ряд объективных и субъективных причин.

После смерти Донского Русскую Церковь возглавил митрополит Киприан, с которым у них были очень сложные отношения. Ведь Киприан был прислан на Русь из Греции при живом митрополите Алексии – воспитателе и непререкаемом духовном авторитете для Димитрия. Поначалу этот грек (или серб) участвовал в интригах литовского князя Ольгерда против святого Алексия. В первой половине своего святительства Киприан плохо ещё понимал ситуацию в стране и интересы нашего народа. И держался ближе к Твери, чем к Москве, которая получила благословение на собирание русских земель и от святителя Петра, и от святителя Алексия. Но вторая половина правления Киприана прошла совсем по-другому: он встал на сторону Москвы, воцарился мир в Церкви, много заботился о просвещении народа, совершилось прославление митрополита Петра.

У кого-то, может быть, вызывает смущение, что святой князь приблизил к себе и хотел поставить митрополитом коломенского священника Михаила (Митяя). Но, по мнению ряда историков, существующие в нашей церковной истории обыкновенные представления о Михаиле как о весьма недоброкачественном выскочке совершенно неосновательны. Напротив, это был человек замечательнейший, помышлявший было о коренном исправлении нашего духовенства, о чём, сколько знаем, помышляли из митрополитов только двое – Феодосий и Макарий. Михаила очернил перед потомством митрополит Киприан, у которого он восхитил было кафедру митрополии и которому, должно быть, усвояемо хулительное сказание о нём, читаемое в Никоновской летописи. После отказа преподобного Сергия святой Алексий дал Михаилу своё благословение, как это известно документальным образом.


Как показали недавние исследования историка В.Н. Рудакова, в XV веке на Руси один из книжников негативно отнёсся к тому, что в 1382 г. при нашествии Тохтамыша князь Димитрий оставил Москву и ушёл в Переславль, а затем в Кострому. Но все остальные летописцы с пониманием отнеслись к этому факту и, наоборот, старались оправдать Димитрия, объясняя, что князь не смог собрать в Москве рать для отпора врагу. К тому же у собранных тогда Димитрием думу думати князей не было такого единства, как в 1380 году («неединачество и неимоверство» было, по словам летописца).

Смею предположить, что проезжая в Переславль, князь никак не мог миновать преподобного Сергия, тем более, это по той же дороге. И на такой свой поступок имел благословение святого.

Учитывая историческую обстановку в России впервые вопрос о канонизации Димитрия мог быть поставлен при Иване Грозном на известных соборах 1547 и 1549 годов. Но нельзя забывать, что тогда очень широко было распространено в нашей Церкви обрядоверие. А Димитрий Донской с точки зрения обрядоверия нарушил «святую» традицию: не принял предлагавшийся ему пред смертью монашеский постриг. Он справедливо заметил, что не имел призвания к монашеству и добавил: не спасут человека ризы монашеские, если в миру он жил неправедно.

Необходимо также заметить, что есть множество примеров в истории Церкви, когда подвижники канонизировались спустя многие столетия: равноапостольный князь Владимир, преподобный Андрей Рублёв – современник, кстати, Димитрия, преподобный Максим Грек, святитель Макарий Московский и многие другие.

Церковь прославляет святых и призывает их в молитвах тогда, когда их помощь особенно нужна народу Божию. В конце ХХ века, видимо, настало такое время. Распад нашей страны, постоянные приступы сепаратизма в разных её частях заставляют вспомнить времена шестивековой давности.

Сегодня, как никогда мы нуждаемся в помощи святого Димитрия Донского. Чтобы укрепить страну нашу, чтобы отстоять её целостность и единство, чтобы отразить все угрозы террористов и сепаратистов, чтобы умножить веру и благочестие нашего народа, чтобы укрепить семьи – защитить нас от вымирания телесного и смерти духовной.

И есть уже примеры востребованности заступничества святого Димитрия: по всей стране строятся храмы во имя его, создаются его иконы и памятники. В нашей Коломне с 1991 г. действует православное братство святого благоверного князя, цели которого – христианское просвещение, воспитание молодёжи и благотворительность.


КЕЙС №6

Речь Сталина 24 мая 1945 г.

Стенограмма (24 мая 1945 г.)

Газетный отчет

(«Правда». 25 мая 1945 г.)

(1) Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.
(2) Я, как представитель нашего Советского Правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура».)
(3) Я пью, прежде всего, за здоровье русекого народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
(4) Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны.
(5) Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение.
(6) У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода.
(7) Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Это могло случиться, имейте в виду.
(8) Но русский народ на это не пошел, русский народ нс пошел на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству.
(9) Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением.
(10) Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы все-таки с событиями справимся.
(11) Вот за это доверие нашему Правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!
(12) За здоровье русского народа! (Бурные, долго не смолкаемые аплодисменты

(1) Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.

(2) Я хотел бы поднять гост за здоровье нашего Советского народа, и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура».)


(3) Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
(4) Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.

(5) Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

(6) У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода.
(7) Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой.
(8) Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии.
(9) И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества - над фашизмом.


(10) Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!
(11) За здоровье русского народа! (Бурные, долго не смолкающие аплодисменты.)



Ключевые понятии для решения кейса

Массовое сознание, политический режим, виды политического режима, тоталитарное государство, центр принятия политических решений, легитимность, типы легитимности, лидерство, тины лидерства, политическая культура, типы политической культуры.
Возможные формулировки проблемы

Почему Сталин изменил текст собственной речи? Что и зачем было изменено?

В стенограмме сталинской речи есть некоторые незначительные отличия от опубликованного варианта. В частности, в числе территорий, которые наша армия была вынуждена покинуть в первые годы войны не упоминалась Прибалтика, а в концовке газетного варианта акцент был смещен на слова о победе над фашизмом, при этом следующие сталинские слова, данные в стенограмме, были частично вырезаны: «Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы все-таки с событиями справимся. Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!» Произошло это в результате личной правки текста Сталиным своего тоста перед помещением его в печать.

При этом, как утверждал сын А.А. Жданова Юрий Андреевич (с 1949 г. – зять Сталина), отец рассказывал ему, что на приеме первая фраза тоста прозвучала так: «Я хотел бы поднять тост за здоровье всего русского народа», но кто-то осмелился громко, на весь зал, вставить реплику: «Советского народа». Сталин немного помолчал и повторил приведенную фразу без изменений. Однако в газетном варианте начало тоста было скорректировано: «Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа».

Воспринят этот исторический тост (да и до сих продолжает восприниматься) по-разному. Одни увидели в нем программное заявление и логическое завершение процесса «русификации» советской власти, другие - принижение роли других национальностей (например, участник приема в Кремле И.Г. Эренбург был так поражен и раздосадован сталинским тостом, что не смог сдержать слез); третьи - лишь грамотный политический ход и попытку опереться на русский народ, поскольку главной консолидирующей силой в годы Великой Отечественной войны оказался не большевизм, а традиционный русский патриотизм.