Файл: Введение Характеристика личности Екатерины.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Наказ» - свод идей, отобранных из трудов лучших авторов 18 столетия.

Историки упрекают Екатерину в том, что она извратила идеи Монтескье с целью «спрятать абсолютизм в бархатную перчатку просвещенной монархии». Екатерина сознавала несоответствие российского государства идеальному государству. Екатерина знакомила элиту русского общества с образом идеальной России, созданным ею в

Екатерина заимствовала много идей у других авторов. Из 526 статей первой части «Наказа» 294 взяты из труда Монтескье «О духе законов» (1748 год), а 108 – из трактата «О преступлениях и наказаниях» (1765 г.) Чезаре Беккариа (итальянский юрист). Кроме того, она обращалась к работам Бильфельда («Политические институты» 1762 г., на его идеях основана глава о полиции), к трудам И.Х. Готтлоба фон Юсти (в главе о городах, горожанах и торговле) и Ф.Кене («Естественное право») в экономическом разделе. Она воспользовалась идеями Адама Смита. Русский ученик Адама Смита С.Е. Десницкий подал императрице в 1768 г. записку об организации государственных финансов. Екатерина включила в «Наказ» некоторые идеи Десницкого.

Екатерина отвергала теорию общественного договора.

В 1 главе (статья 6) Екатерина провозгласила: «Россия есть европейская держава». Она считала, что Россия представляет собой монархию в том смысле, какой вкладывал в это слово Монтескье.

В следующих главах Екатерина попыталась дать определение существующей системы правления в России, как она ее себе представляла и обрисовать, какой она должна быть, если бы стала легитимной монархией, т.е. монархией, управляемой согласно фундаментальным законам. Отсюда многочисленные противоречия. Монтескье считал, что большая империя должна быть деспотией. Чтобы избежать такого определения, Екатерина изменила формулировку Монтескье и в статье 10 записала, что «пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит». Во всем тексте Наказа Екатерина прилагала к империи те определения, которые Монтескье применял к монархии.

Екатерина была согласна с идеей Монтескье о необходимости фундаментальных законов. Фундаментальные законы – это установления, существующие постоянно, независимо от воли правящего монарха. Они образуют систему координат, в которой действуют текущие законы. Фундаментальные законы ограничивают власть монарха своим существованием. Монарх признает для обязательным их соблюдение.

К фундаментальным законам относится в том числе 
закон о престолонаследии, но Екатерина не решалась издать закон о престолонаследии. Она написала проект закона о престолонаследии, который предусматривал передачу престола преимущественно по мужской линии от отца к сыну. Но если старшему сыну нет 21 года, то на престол вступает его мать и правит до своей смерти. Если не было наследником по мужской линии, то престол отходил к старшей дочери. Мысль, что мать несовершеннолетнего наследника должна править до конца своих дней, явно относилась к собственной ситуации Екатерины.

По Монтескье, средством ограничения верховной власти является дворянство, обладающее привилегиями. Екатерина отошла от учения Монтескье, так как не считала, что дворянство имеет право контролировать ее власть. Фактом российской действительности было отсутствие каких-то институтов – политических и социальных, которые могли бы оказывать на монарха согласованной воздействие.

Монтескье полагал, что власть монарха должна контролироваться законодательным органом. Екатерина утверждала, что в России не нужно создавать особого з/д органа, контролирующего деятельность монарха, т.к. в России есть Сенат. Однако при Екатерине Сенат был лишен з/д функций.

В Наказе Екатерина выступила сторонницей теории о том, что абсолютная власть должна осуществляться в определенных жестко установленных рамках.

Идея разделения властей, развиваемая просветителями, Екатериной отвергалась, хотя она и отдавала дань этому принципу тем, что оставила за самодержцем лишь право издавать законы о наказаниях (статья 148).

В главах о преступлениях и наказаниях Екатерина высказала мысль, которая никогда не провозглашалась ни с российского, ни с какого другого престола. Опираясь на идеи Монтескье и Беккариа, она заявила, что ни один гражданин не должен быть наказан раньше, чес суд докажет его вину. Она признавала идею презумпции невиновности.

Из гуманных соображений она осудила наказания, увечащие тело человека, пытки во время дознания недопустимы еще и потому, что вина человека не доказана.

Она высказалась за отмену смертной казни в мирное время.

Екатерина писала, что судьи должны следовать букве закона, им надо запретить произвольно толковать законы.

Екатерина стремилась пресечь произвол и взяточничество судей. Эти заявления были значимы для русского общества, привыкшего жить в атмосфере неуважения к закону.



Социальные идеи Екатерины.

Екатерина признавала справедливым разделение общества на сословия. Дворянство должно быть привилегированным сословием, но не природным состоянием, чтобы сохранить приток в дворянство трудолюбивых людей.

В главе 11 «Наказа» Екатерина коснулась проблемы крепостного права и неволи. Эту главу она сильно урезала после того, как дала ее прочитать своим доверенным лицам. Изначально Екатерина вслед за Монтескье осуждала крепостное право. Как и Монтескье, она проводила различие между прикреплением к земле и личной зависимостью. Гражданские законы должны предотвращать позор рабство. Она слово в слово списала у Монтескье раздел о сокращении числа крепостных: крепостные должны накопить денежные средства и купить себе свободу. Размер выкупа должен быть оговорен в законах, добавила от себя Екатерина. Екатерина одобряла ограничение размеров денежных и трудовых повинностей и ограничение права помещиков наказывать крестьян. Эти предложения отражали собственные взгляды Екатерины на крепостное право.

Она признавала естественным разделения людей на тех, кто правят и повелевают», и тех, которые повинуются. «Откуда вытекает, что сие есть начало всякого рода покорности». Покорность Екатерина рассматривала как одну из добродетелей человека. Однако власти должны «избегать случаев, чтоб не приводить людей в неволю» (статьи 250 – 255). Еще две статьи упоминают о рабстве: «Не должно вдруг и через узаконение общее делать всякого числа освобожденных»; «Законы могут учредить полезное для собственного рабов имущества» (статьи 260-261).

Почти ничего не известно о том давлении, которое оказывалось на Екатерину, чтобы смягчить тон ее заметок по крепостному праву. Возможно, императрица встретила сопротивление уже в ближайшем своем кругу или ее предупредили, что есть опасность озлобить дворян.

Идея равенства граждан перед законом: «Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам». Екатерина не разделяла идею социального равенства. «Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют». Эту идею она прямо взяла у Монтескье. Свобода есть не естественное состояние, а ряд прав, дарованных обществу посредством законов.

В главе, посвященной финансам, Екатерина писала, что главным источником богатства является население, а затем сельское хозяйство, которое служит основой торговли.

Екатерина сама отобрала все материалы для Наказа. Ее секретарь Козицкий перевел Наказ на русский и другие языки. Часть Наказа Екатерина написала на французском, а часть на русском.


Начиная с 1765 г. Екатерина показывала фрагменты Наказа избранным доверенным лицам. Позднее она писала, что Никита Панин воскликнул, что «это все аксиомы. Способные разрушить стены».

4. РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II

Екатерина II стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении: ослаблены были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д.

4.1 ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА

Губернская реформа Екатерины II – это преобразования, проведенные в сфере губернского управления и организации при Екатерине II.

Причины реформы. Толчком для проведения губернской реформы послужила Крестьянская война под руководством Е. Пугачева 1773-1775 гг. Размах этого восстания и невозможность правительства подавить его в течение долгого времени показали неэффективность местной власти, так как эти органы управления, хоть и имевшие достаточно власти, но не могли использовать ее для поддержания порядка в областях. Губернии в России в тот период уже существовали почти век – они были созданы реформами Петра I. Сначала их было 8, но со временем их количество увеличилось до 20.

делились на провинции, а те, в свою очередь, делились на уезды. Во главе них стояли воеводы и канцелярии. Данная система изжила себя, ибо из-за почти неограниченной власти чиновники часто творили произвол.

Итак, цели губернской реформы состояли в следующем:

  • Укрепление местной власти для борьбы с восстаниями и беспорядками;

  • Упорядочивание административно-территориальной системы;

  • Упорядочивание процесса сбора налогов.

Екатерина выбрала два средства для реализации целей: во-первых, надо было унифицировать систему местного управления (ликвидация автономии казачества, упразднение Запорожской Сечи и введение «гражданского правительства» на Дону), во-вторых, превратить дворянство в основную опору государства в областях (они же сами были заинтересованы в поддержании порядка на землях).

В 1775 г. было ликвидировано казацкое управление и была упразднена Запорожская Сечь, а на этих землях вводилось управление, подобное управлению всей страной.

Содержание реформы. 1 ноября 1775 г. Екатерина II приняла указ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».
Суть данной реформы состояла в том, что:

  • структура «губерния-провинция-уезд» заменялась на «губерния-уезд»; ликвидация одного деления позволяло в некоторой мере сократить бюрократию;

  • каждая губерния составляла около 300-400 тысяч человек, а уезды – 20-30 тысяч человек; основным критерием разделения стала численность налогооблагаемого населения («податных душ») – при этом не учитывалось национальные, географические и экономические особенности, сложившиеся в границах старых губерний;

  • количество губерний увеличивалось до 50 штук;

  • все воинские части губернии становились подчиненными губернатору;

  • вся губернская власть делилась по сферам деятельности: административная, судебная, финансовая;

  • менялась судебная система – суд стал сословным; дворяне обращались в суд, горожане в магистрат, крестьяне в расправу.

Губернское правление согласно реформе состояло из одного губернатора, одного прокурора и двух сотников. Эти должности назначались непосредственно императором, а подчинялись генерал-губернатору, который контролировал несколько губерний, а через него – императору.

Губернское правление имело следующие функции: публикация и исполнение всех законов и контроль за этим; управление и контроль за деятельностью государственных учреждений и чиновников. Таким образом, губернская структура управления представляла собой следующую цепочку: генерал-губернаторство (во главе – генерал-губернатор, контролировал несколько губерний, подчинялся лично царю) – губерния (губернатор, имел всю полноту власти в своей губернии) – город (городничий, имел власть в городе, подчинялся губернатору, назначался Сенатом) – уезд (капитан-исправник, имел власть в уезде, подчинялся губернатору, избирался уездными дворянами).

Кроме того, создавались новые органы управления:

  • Казенная палата: занималась сбором налогов и управляла различными предприятиями;

  • Губернское правление: контролировало работу всех государственных учреждений;

  • Приказ общественного призрения: контролировал работу социальных организаций (приюты, школы, богадельни, больницы);

  • Управа благочиния: занималось полицейской деятельностью;

  • Уездное дворянское собрание: имело исполнительную власть на территории уезда.

  • Судебная система стала более структурированной:

  • Сенат – высшая инстанция, которая разделялась на Уголовную и Гражданскую палату;

  • Верхний земский суд: осуществлял надзор за соблюдением законов в губернии, занимался решением споров дворян и рассмотрением апелляций нижестоящих органов;

  • Нижний земский суд – осуществлял надзор за выполнением законов в уезде и разрешал разногласия между дворянами;

  • расправа – занималась рассмотрением апелляции из нижних расправ и тяжб государственных крестьян в губернии;

  • Нижняя расправа – занималась разбором дел крестьян в уездах;