Файл: Лекция 4 Здоровье семьи. Планирование семьи. Фактор риска развития заболеваний репродуктивной системы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция № 4

Здоровье семьи. Планирование семьи. Фактор риска развития заболеваний репродуктивной системы.

  1. Влияние вредных факторов на репродуктивную систему.

Формирование репродуктивного здоровья человека начинается задолго до его рождения и зависит от множества эндогенных и экзогенных факторов риска, воздействующих в период эмбриогенеза, роста и развития его родителей, их соматического здоровья и множества других факторов.

Среди факторов, определяющих состояние репродуктивного здоровья, выделяются эндогенные и экзогенные.

Эндогенные факторы:

- наследственные,

- детский анамнез и период становления репродуктивной функции родителей,

- состояние соматического здоровья родителей,

- репродуктивное здоровье матери и отца,

- состояние здоровья матери во время беременности,

- инфекции.

Экзогенные факторы:

- факторы условий труда,

- факторы окружающей среды,

- социально-экономические показатели жизни,

 качество медицинского обслуживания,

- условия быта,

- сбалансированность питания (и в период беременности).

Действие вредных веществ на репродуктивную функцию женского и мужского организма осуществляется через:

- действие на репродуктивную способность, т. е. на мужскую и женскую фертильность (на либидо, сексуальное поведение, на сперматогенез и овогенез с индукцией мутаций, которые могут проявляться в последующих поколениях, репродуктивный цикл, гормональную активность и др.):

- действие на развивающийся организм, т. е. от момента зачатия до рождения и после рождения (спонтанные аборты, структурные аномалии, нарушения роста и функциональная недостаточность).

Нарушения репродуктивного здоровья, которые наблюдаются при воздействии вредных факторов, могут иметь характер специфических или неспецифических повреждений.

К числу специфических показателей вредного воздействия на состояние репродуктивного здоровья относятся:

- нарушение способности к зачатию как у женщин, так и у мужчин;- нарушение способности женщин к вынашиванию плода;- нарушение развития нового организма от момента зачатия до периода его полового созревания;- нарушение лактационной функции у кормящих женщин;- повышенная частота новообразований у потомства.


Вместе с тем в большинстве случаев длительная экспозиция к любым вредным факторам малой интенсивности может проявляться, прежде всего, в виде нарушений способности организма к адаптации в неблагоприятных условиях среды (снижение иммунорезистентности, ухудшение детоксикационной функции, вегетативные нарушения и т.п.), что может сопровождаться увеличением частоты нарушений половой возбудимости (импотенцией) у мужчин или в виде увеличения частоты неблагоприятного течения и исходов беременностей у женщин, например токсикозов беременности, преждевременных родов, хронической внутриутробной гипоксии плода и ряда других осложнений. Такое влияние рассматривается в качестве неспецифического репродуктивного эффекта, и его связь с каким-либо определенным вредным производственным фактором в меньшей степени поддается доказательству путем применения эпидемиологических методов.

  1. Процесс воспроизводства. Формирование полового влечения, его формы. Виды сексуальных нарушений.

Сексуальность – это живая сила личности, средство выражений привязанностей, способность каждого человека открывать себя и узнавать других, вытекающая из его принадлежности к определённому полу. Сексуальность является естественной и неотъемлемой частью человеческой натуры. Она проявляется многогранно и индивидуально, формируется с момента рождения человека и сопровождает его всю жизнь. Проявления сексуальности разнообразны и обусловлены физиологическими и анатомическими различиями мужчины и женщины, их гормональными особенностями, половыми ролями, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей жизни (дружба, любовь, зачатие и рождение детей, взаимоотношения в семье и др.).

Половое сознание формируется на протяжении всей жизни, и в каждый жизненный период у него своя специфика.Половое самосознание – это представление о себе как о человеке определенного пола. Моментом, запускающим половое самосознание, является простое приписывание ребёнка к мужскому или женскому полу. В дальнейшем, основываясь на элементарном подражании и на сознательном соотнесении себя с людьми своего пола, ребёнок начинает осваивать половую роль.
Выраженность полового влечения у представителей мужского и женского пола одинакова, проявления же его специфичны. У девушки, например, характерными поведенческими реакциями, связанными с половым влечением, являются кокетство, в основе которого лежит побуждение привлечь к себе внимание, застенчивость, стыдливость, ярко выраженная потребность нравиться, хорошо выглядеть. Юноша обычно испытывает желание понравиться конкретной девушке, а не вообще всем, и имеет при этом конкретную цель.


С развитием полового самосознания тесно связано и формирование либидо. Либидо – это стремление к половой близости. Выделяют следующие стадии его формирования.

  1. Романтическая стадия (или платоническая) у юношей характеризуется фантазиями, в которых совершаются воображаемые подвиги в честь идеализируемого объекта первой влюбленности. У девушек прослеживается стремление нравиться, обращать на себя внимание, появляются фантазии о бескорыстной заботе со стороны прекрасного и храброго «рыцаря». Значение этой стадии в формировании либидо – в возвышении физиологического инстинкта до истинно человеческой любви. Переживания первой влюбленности наполняют эту стадию яркими и незабываемыми чувствами.

  2. Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам. Эта стадия длительное время определяет женскую сексуальность, а у мужчин довольно быстро сменяется потребность в сексуальной разрядке.

  3. Сексуальная стадия во многом определяет особенности подросткового возраста у юношей. Прежде всего, это феномен так называемой подростковой гиперсексуальности, проявляющейся в повышенной половой возбудимости у мальчиков – в частых эрекциях, необузданных эротических фантазиях, мастурбации.

У мужчины период полового созревания окончательно завершается только к 23 – 25 годам, а у женщины к 18 – 20 годам. Наступает период половой зрелости. Этот период характеризуется расцветом женского и мужского организма, он приходится на самый активный период жизни человека. К началу этого периода мужской и женский организмы подготовлены к выполнению детородной функции, созданию семьи, ответственному родительству.

Психологи отмечают, что далеко не все индивидуальные свойства мужчин и женщин обусловлены их половой принадлежностью. Часто они опосредуются и видоизменяются условиями среды, воспитания, родом деятельности и др. Это полностью относится и к половому поведению.

У людей выделяют различные варианты сексуальной ориентации (или направленности полового влечения).
Сексуальное влечение, направленное на лиц противоположного пола, - гетеросексуальность – воспринимается как нечто само собой разумеющееся, естественное, заданное самой природой. Наиболее распространенное отклонение от гетеросексуальности – гомосексуальное влечение – направлено на лиц того же пола и встречается у 2,5% женщин и 5% мужчин. Влечение к лицам обоих полов – бисексуальность – очень редко встречается у мужчин и наблюдается у 1,5% женщин. Иногда она выступает в качестве переходной фазы в период становления сексуальности.


Лесбиянство – женская гомосексуальность (по названию греческого острова Лесбос в Эгейском море). Лесбийская любовь менее изучена, чем гомосексуализм у мужчин.
Виргогамия – девственный брак, при котором супруги длительно не могут начать половую жизнь.
Вуйеризм – вид полового извращения, который характеризуется влечением к созерцанию полового акта или обнаженных половых органов.
Геронтофилия – сексуальное влечение к лицам старческого возраста.
Зоофилия – половое влечение к животным.
Инцестофилия – половое влечение к кровным родственникам.
Контофобия – боязнь половых актов.
Мазохизм – сексуальное удовлетворение от получаемых болевых раздражений или унижения.
Нарциссизм – влечение к самолюбованию, при котором возбуждение вызывает вид собственного тела.
Садизм – половое извращение, при котором жестокое обращение с партнёром доставляет половое удовлетворение.
Фетишизм – возникновение полового возбуждения лишь при наличии фетиша, например женской обуви, платка, косы и т.д.
Некрофилия – половое извращение, характеризующееся сексуальным влечением к трупам.

Отношение людей к разнообразным формам девиантного сексуального поведения менялось в различных общественных культурах и эпохах. Тем не менее, ни в одном обществе нет однозначного отношения к этой проблеме. Для объяснения причин возникновения сексуальных девиаций существует много различных теорий (врожденные нарушения, эндокринные и органические повреждения, следствие заболеваний и др.), но ни одна из них полностью не объясняет природу возникновения этих отклонений. Задача медицинского работника – воспитание у подростков ответственного, здорового отношения к вопросам сексуальности. При всей сложности и деликатности сексологических проблем медицинские работники должны своевременно и грамотно отвечать на вопросы, волнующие пациентов.
Половые рефлексы .Безусловные и условные половые рефлексы при половом акте проявляются как у мужчины, так и у женщины одновременно, но не всегда в одинаковой степени.. Активность половых рефлексов, кроме того, зависит от качества и полноценности питания, условий жизни, а также ряда условных рефлексов, выработанных в процессе жизни
. Безусловные половые рефлексы чередуются, сменяя друг друга: приближение, обнимательного, эрекции, совокупительного, эякуляции и овуляции.
На основе безусловных рефлексов вырабатываются определенные условные рефлексы, оказывающие положительное или отрицательное влияние на половой акт.

  1. Роль медработника в оказании консультативной помощи по вопросам укрепления репродуктивного здоровья.

Основными направлениями деятельности семейной медсестры по сохранению репродуктивного здоровья женщин должно стать обучение девушек и молодых женщин правилам личной гигиены, в том числе интимной; наблюдение за здоровьем, в частности за молочными железами (патология молочной железы встречается достаточно часто даже в препубертатном и пубертатном периодах); профилактика вредных привычек и мотивация к отказу от них; проведение бесед о менструальном цикле, правилах ведения менструального календаря, сроках и днях, благоприятных и неблагоприятных для зачатия, об изменениях в организме женщины во время беременности, о методах контрацепции, вреде абортов. Необходимо разъяснять подросткам нежелательность раннего начала половой жизни. Занимаясь такой просветительской работой, семейная медсестра поможет подросткам сохранить здоровье, подготовиться к семейной жизни, почувствовать ответственность за свое будущее и будущее своих детей.

4. Семья – это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку или по крови).

Жизненный цикл семьи – это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика. Жизненный цикл развития семьи определяют объективные события (рождение, смерть).

8 стадий жизненного цикла семьи:

  1. Формирующаяся семья (0-5 лет). До рождения детей. Не путать с бесплодным браком.

  2. Детородящая (старшему ребенку до 3-х лет).

  3. С детьми дошкольниками (старшему ребенку от 3-х до 6 лет).

  4. С детьми школьниками (старшему ребенку 6-13 лет).

  5. С детьми подростками (старшему ребенку до 13 – 21 года).

  6. «Отправляющая» детей в жизнь.

  7. Супруги зрелого возраста.

  8. Стареющая семья.

Функции семьи: репродуктивная, воспитательная, обучающая, коммуникативная,эмоциональная (удовлетворяет потребности членов семьи в симпатии, уважении, поддержке),духовная,развлекательная,сексуальная,хозяйственно-бытовая, экономическая (ведение общего хозяйства, формирование крепких экономических связей),статусная (передача по наследству),защитная.