Файл: Закона рк О науке Айсин С. Б. Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, г. Кокшетау, Казахстан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник: Информационная система "ПАРАГРАФ"

Документ: Пять хронических проблем казахстанской науки (обзор правоприменительной практики Закона РК «О науке») (Айсин С.Б., Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова)

Пять хронических проблем казахстанской науки
(обзор правоприменительной практики
Закона РК «О науке»)

 

Айсин С.Б.

Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова,

г. Кокшетау, Казахстан

(saiken2009@mail.ru)

 

МРНТИ 06.81.23

 

Аннотация: В статье освещаются пять проблем казахстанской науки: проблема омоложения казахстанской науки; неоправданно высокая нагрузка на ученых; бессмысленная погоня за зарубежными публикациями; отсутствие качественного менеджмента в казахстанской науке; проблемы коммерциализации науки. Автор утверждает, что если государство не разрешит данные проблемы сейчас, то следует ожидать негативные последствия в будущем.

 

Ключевые слова: наука, зарубежные публикации, коммерциализация науки, ученый.

 

По данным государственной статистики в Республике Казахстан в 2017 году выполнением научных исследований и разработок занималось порядка 386 организаций. Общая численность работников, выполнявших научные исследования и разработки в Казахстане в 2017 г., составляла 22 081 человек (из них специалисты-исследователи - 17 205 человек)[1]. Таким образом, наша страна по количеству ученых-исследователей, принимающих непосредственное участие в научных разработках, значительно отстает от большинства ведущих стран мира и этот разрыв продолжает неуклонно расти, так только в 2017 году по сравнению с 2016 годом наблюдалось снижение численности персонала научных организаций на 904 человека, в том числе специалистов-исследователей на 216. Например, в таких странах, как Бельгия и Нидерланды, численность населения которых сравнима с Казахстаном, ученых-исследователей в несколько раз больше, чем в нашей стране.

На 18 000 000 граждан Казахстана приходится всего лишь 22 000 ученых. Для сравнения штатная численность полицейских, по данным МВД РК, достигает почти 90 тысяч человек [2], а солдат и офицеров насчитывается около 39 тысяч [3]. Глядя на такую статистику, невольно вспоминается знаменитая карикатура советского художника Юлия Ганфа, которая в 1954 году была опубликована в журнале «Крокодил».


 



 

Рис.1 https://trendru.info/tag/karikatura-1954-goda/

 

Однако в истории наступило время, когда правительства многих стран и руководители транснациональных корпораций и крупных компаний планируют ближайшее будущее без кровопролитий и ставят акценты на знания, в том числе на научные разработки ученых. В большей степени это обусловлено тем, что правительства развитых стран, наконец, поняли, что главное благосостояние — это не природные ресурсы, а научный капитал. Наглядным примером могут послужить Китай, Япония и Сингапур, которые благодаря научным разработкам своих ученых добились экономического процветания.

В конце концов, войны с применением автоматов, пушек, химического оружия уже почти не применяются, так как политики ведут со своими оппонентами войны совсем иного характера. А военные министры в свою очередь, вооружаются не дорогостоящими танками и ракетоносителями, а вредоносными компьютерными программами готовые в любой момент начать дистанционную атаку при помощи логических бомб.

В 2019 году по заказу Парламента Республики Казахстан проведен правовой мониторинг Закона РК «О науке». Помимо подзаконных нормативно-правовых актов были проанализированы материалы СМИ, в том числе весьма эмоциональные доклады ученых касательно плачевного состояния науки в Казахстане, благодаря данному анализу удалось определить пять хронических проблем отечественной науки:

1 - проблема омоложения казахстанской науки;

2 - неоправданно высокая нагрузка на ученых;

3 - бессмысленная погоня за зарубежными публикациями;

4 - отсутствие качественного менеджмента;

5 - проблемы коммерциализации науки.

 

I. Проблема омоложения казахстанской науки

В сфере науки за последние 10 лет, количество научных публикаций сократилось на 40%, зарубежных стажировок на 26%, а средняя зарплата ученого стала намного ниже по сравнению с зарплатами работников иных профессий. Но самое тревожное то, что количество научных кадров за этот период сократилось на 8% и эта цифра неуклонно продолжает расти, тем самым подчеркивая высокий процесс старения научных кадров. Так среднестатистический возраст сотрудника с ученой степенью составляет - 57 лет, главного научного сотрудника - 65 лет, ведущих и старших научных сотрудников - 54 года, а младших - 30 лет. Пенсионного возраста достигли более 15% сотрудников
[4].

Проведенное социологическое исследование на тему «Состояние и проблемы казахстанской науки: взгляд изнутри» по заказу Национального центра научно-технической информации МОН РК подтверждает факт старения научных кадров республики особенно в первые кризисные десятилетия постсоветского периода. Социологический опрос также определил следующие среднестатистический возрасты: 56 лет - доктора наук; 46 лет - кандидата наук; 39 лет - сотрудников без ученых степеней [5].

Эксперты подчеркивает, что доля ученых, а именно кандидатов наук возрастной категории 50-60 лет продолжает неуклонно увеличиваться при одновременном снижении доли наиболее работоспособной возрастной группы 30-40 лет.

Касательно данной проблемы всемирно известный биолог Кен Алибек предполагает, что нехватка научных кадров обусловлена прежде всего утечкой мозгов из страны. И в качестве выхода из сложившейся ситуации он настаивает на том, чтобы государство увеличило финансирование на обучение молодых ученых, подняло статус научного сотрудника и наконец по программе «Болашак» сделало акцент на действительно актуальные специальности. Иначе без данных организационных мер практически невозможно будет сохранить ценные для страны кадры, не поднять планку научной школы и соответственно не выиграть конкурентную борьбу с развитыми странами [6].

Вопрос о недостаточном финансировании отечественной науки в своем интервью республиканским СМИ неоднократно поднимал заслуженный деятель науки, лауреат государственной премии, известный детский хирург, академик Камал Ормантаев. В частности, академик утверждает, что наука в области медицины практически не развивается так как специалисты в области медицины из-за очень низкой заработной платы (60-80 тыс. тенге) просто-напросто вынуждены думать прежде всего о том, как выжить со своими семьями. При этом он отмечает, что в Казахстане очень много молодых, перспективных и талантливых ученых, для которых необходимо создать условия для того, чтобы они могли продвигать казахстанскую науку на мировой уровень. Наблюдаемый же застой в науке в современное время чреват для государства долгосрочными проблемами [7].

 

II. Неоправданно высокая нагрузка на ученых

Согласно вышеупомянутому социологическому отчету в Казахстане 60% работников НИИ совмещают научную работу с преподавательской. И что немаловажно, около четверти преподавателей университетов по совместительству работают в научных учреждениях. В то же время более половины опрошенных респондентов преподавателей принимают участие в научных проектах только в рамках государственного заказа, которая фактически является прикрытием отсутствия реальной научно-исследовательской работы. Таким образом, подавляющее большинство респондентов все еще далеко не освоили новые механизмы стимулирования научной деятельности. Только менее 9% опрошенных имели гранты, причем половина из них были Министерства образования и науки. Лишь 11,6% опрошенных пробовали найти дополнительные источники финансирования, причем около 40% из этого числа ограничились поисками информацией, распространяемой внутри ВУЗа или НИИ
[5].

Необходимо отметить, что Министерство образования и науки РК несмотря на то, что Законом предусмотрен уведомительный характер аккредитации с минимальными требованиями, который дает ученому право без посредников (ВУЗов и НИИ) самостоятельно участвовать, в конкурсах на финансирование своих проектов, неправомерно установило дополнительные требования. В частности, от ученых требуется опубликовать научные статьи в зарубежных изданиях имеющим не нулевой импакт-фактор, а чтобы издать статью в таком журнале ученому необходимо заплатить порядка 1500 долларов США. Таким образом, профильное министерство необоснованно установило некий материальный ценз и тем самым ограничило количество претендентов на грантовое финансирование.

По мнению доктора технических наук Уркумбаева М.Ф. сотрудник ВУЗа с ученой степенью может быть назван ученым лишь с большими оговорками. Это, прежде всего лектор и преподаватель, которого всячески вынуждают заниматься сверх всякой нормы воспитательной, учебной и прочей работой, но только не наукой. Ученому из университета, а если быть точнее преподавателю с ученой степенью для занятия наукой остается отпуск, студенческие каникулы и в основном - ночи. Но даже если здоровье и позволяет преподавателю выкроить это сверхплановое время для научной работы, успех не гарантирован, ибо никуда не годится материальная база. Поэтому вузовский ученый, даже весьма квалифицированный, как правило, живет своим прежним багажом.

Показательно отношение к этой реформе великого физиолога И. Павлова, который, как и многие крупные ученые, вынужден был оставить свою кафедру. И. Павлов писал руководству Наркомпроса, что возраст и состояние здоровья не позволяют ему вести активную борьбу против этого невероятного решения, но он убежден, что оно будет отменено, ибо иначе наши ВУЗы превратятся в обычные гимназии и мы, не в пример всему культурному миру, будем лишены высших учебных заведений. И. Павлов, как видим, предугадал последствия вузовской реформы того времени. Сегодня стало очевидным, что необходимо пусть и на новом уровне вернуться к прежней системе организации труда ученых в вузе, сдвинув основной объем нагрузки с педагогической работы на научную [8].

Доктор политических наук, профессор Алияров Е. в своей статье «Проблемы и перспективы политической науки в Казахстане» отмечает, что на сегодняшний день сложилась ситуация, когда любой желающий может получить образование по программам бакалавриата и магистратуры, но нет доступной возможности для тех, кто хотел бы посвятить себя науке и учиться дальше в докторантуре. Так как любой конкурсный отбор носит достаточно субъективный характер, следовательно, не все желающие, или даже достойные имеют возможность пройти отбор. Поэтому многие молодые перспективные ребята уезжают за рубеж для поступления по программе Phd, а некоторые из них в «ущерб» отечеству остаются там и продолжают успешно работать
[9].

 

III. Бессмысленная погоня за зарубежными публикациями

С момента принятия Закона РК «О науке» при оценке результатов научных достижений причем во всех отраслях науки возрос спрос на использование количественных идентификаторов, а именно импакт-фактора и индекса цитирования. Абсолютизировать данные и основываться только на них, представляется не совсем верным. И данную точку зрения разделяют ряд отечественных ученых.

В частности, Алияров Е. задается вопросом: если все «ринемся» писать в зарубежные издания, будут ли развиваться отечественные научные издания? Возможно, нам нужно более эффективно усиливать свои журналы. Не превращать оценку по количеству статей с импакт-фактором в единственный и универсальный индикатор научной состоятельности ученого [9].

Всемирно известный ученый-медик, член Американской ассоциации здравоохранения Алмаз Шарман на вопрос: - Как Вы оцениваете состояние науки в Казахстане, каковы ее вызовы и ближайшие перспективы? Ответил: - В стране происходят нелегкие процессы формирования научного сообщества совершенно нового формата и содержания. Эти усилия сталкиваются со множеством системных проблем, таких как хроническая нехватка научных кадров, продолжающаяся «утечка мозгов» и многое другое. Приходится считаться с консерватизмом, устаревшими стереотипами и эфемерными ценностями, такими как погоня за мнимыми академическими регалиями и несчетным количеством бесполезных публикаций. И это вместо реальных научных открытий и достойных статей в престижных научных журналах, которые определяют истинный авторитет современного ученого. Необходимо кардинально переосмыслить роль ученых, а также отношение общества к науке как к престижной сфере деятельности [10].

Так, ученый-юрист, ведущий специалист по конституционному праву Габдуалиев М.Т. выражая категорическое несогласие с тем, что зарубежные научные издания ставятся выше отечественных журналов, утверждает, что некоторые исследования (например, в таких областях как история, лингвистика и музыка) необходимые именно для Казахстана вообще могут не представлять интереса для европейских и западных изданий. Тем не менее всех ученых Казахстана обязывают публиковаться в зарубежных журналах под лозунгом интеграции отечественной науки в всемирную научную среду