Файл: Закона рк О науке Айсин С. Б. Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, г. Кокшетау, Казахстан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[11].

 

IV. Отсутствие качественного менеджмента

Авторитетное издание Forbes Kazakhstan ссылаясь на экспертов, сообщает что в сфере государственного управления наукой, так и среди учёных нет единого взгляда по дальнейшему пути развития науки в целом. К сожалению, многие уже смирились с догоняющим характером отечественной науки и с тем, что из года в год продолжают финансироваться слабые научные проекты, а действительно нужные и перспективные проекты остаются без внимания государства. При этом постоянно говорим о том, что мы самодостаточны, что мнение ведущих зарубежных учёных для нас ничего не значит, что мы объективны и беспристрастны в оценке своего научного потенциала [12].

Наглядным примером может послужить тот факт, что Министерство образования и науки РК переадресовало свои обязанности на Национальную академию наук Республики Казахстан и обязало её координировать подготовку и издание ежегодного национального доклада по науке (пункт 3 статьи 8 Закона РК «О науке»). А это в свою очередь противоречит пункту 2 статьи 5 Конституции РК, согласно которой не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов.

Как утверждает доктор технических наук Уркумбаев М.Ф.: «Все реформы МОН РК последних лет, я не исключаю, что исходили из искренних побуждений власти внести что-то новое в существующее состояние образования и науки. К сожалению, все это делалось без свойственных настоящему педагогу или ученому сомнений, без широкого обсуждения со специалистами и вдумчивого анализа возможных последствий.

Немного ученых за эти годы сохранили базис науки, но у кого не опустятся руки, когда очередной министр образования и науки заявляет, что ученые стране не нужны и надо приглашать других из-за границы. Но крупный и порядочный ученый не поедет туда, где ликвидировали собственную научную интеллигенцию, Национальную академию. Только заявятся «западные прохиндеи» за зарплату, превышающую нашу в 50-100 раз, а страна попадает в зависимость от зарубежных технологий» [7].

Научный сотрудник НИИ истории и этнологии им. Ш. Уалиханова Нурлан Жетписбай с грустью отмечает, что в высших учебных заведениях страны науки практически нет, так как преподаватели вместо научных изысканий вынуждены бегать с папками бумаг сдавая всяческие отчеты. Излишняя бюрократическая нагрузка на педагога, по его мнению, вынуждает заниматься проектами краткосрочного характера и не дает возможности заниматься долгосрочными и перспективными исследованиями. Это в свою очередь усугубляет развитие казахстанской исторической науки, которая на сегодняшний день идет к своему закату. Наша наука, утверждает Нурлан Ж., как и наше огромное государство, похожа на огромный корабль, испещренный ядовитыми стрелами коррупции, которая медленно, но верно идет ко дну
[13].

Президент АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы», заслуженный деятель РК Адиль Ибраев рассуждая о коррупции в ученой среде и о работе научных советов полагает, что проблема заключается в чиновниках государственного аппарата пытающихся управлять наукой, при этом не понимая как она устроена и каким образом происходит процесс познания. Чиновники, рассматривая науку как некий бизнес-проект, который должен приносить сиюминутные прибыли внедряют стандартные бизнес-процессы приемлемы для организации бизнеса, но губительны для научно-исследовательской работы.

В советское время знаменитый академик и нобелевский лауреат П. Капица обращался к вождям страны Сталину, Хрущеву, Брежневу и Андропову разъясняя им как устроена наука, ее специфические особенности и оптимальные пути организации научных исследований с целью максимального получения отдачи для государства от научных изысканий. Благодаря тому что мнение ученого было ценным для первых руководителей страны того времени советская история наблюдала научные прорывы и восхищало мировое сообщество открытиями в области космоса, ядерной физики и многих других отраслях науки. К большому сожалению казахстанские чиновники в отличие от своих предшественников всячески игнорируют обращения и предложения ученых по оптимизации научного процесса. Поэтому в Казахстане требуется кардинальная реформа, которую должны возглавить настоящие ученые, а не администраторы и бюрократы [14].

Необходимо отметить, что существуют страны, которые весьма успешно развивают науку без большого и неповоротливого чиновничьего аппарата. Например, в США вообще нет министерства науки, но при этом наука США занимает лидирующие позиции в мире. Вместо целого министерства работает небольшое управление научно-технической политики в структуре аппарата президента, а финансирование осуществляется некоторыми федеральными ведомствами.

 

V. Проблемы коммерциализации науки

В Казахстане самые низкие показатели коммерциализации в науке. При сравнении с развитыми странами наблюдается колоссальный разрыв между научно-конструкторскими разработками и их внедрением в промышленное производство. По мнению отечественных экспертов самой большой проблемой науки в Казахстане является как бы не странно звучало это не низкий уровень финансирования
, а ее невостребованность на отечественных фабриках и заводах. Подтверждением данной точки зрения является то, что более высокая активность промышленных организаций по производству научной продукции характерна для компаний с иностранным участием - 5% и частной формы собственности - 3,7%, а у государственных она вообще составляет всего лишь - 0,6%.

На сегодняшний день в республике весьма маленькая доля в секторе НИОКР проектно-конструкторских организаций: в среднем на 9 научных структур приходится одна проектная. При этом численность специалистов в этих организациях составляет около 5% от общего числа работников, выполняющих НИОКР, или 0,1% персонала промышленно-производственного комплекса в стране.

В большинстве стран с развитой экономикой доля внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме ВВП составляет около 3%. К примеру, в Швеции этот показатель равняется 3,8%, Финляндии - 3,5%, Японии - 3,44%, Швейцарии - 2,9%, США - 2,84%, Германии - 2,54%, России - 1,2%, Новой Зеландии - 1,16%, Южной Африке - 0,92%, Белоруссии - 0,7%.

В Казахстане с 2000 года объем финансирования НИОКР вырос в 5 раз и составил 0,26% от ВВП республики, а к 2020 году этот показатель должен был возрасти в 8 раз, то есть до 2%.

Такое отставание объясняется отсутствием квалифицированных кадров по внедрению инноваций, технологической проработанности многих составляющих внедрения инновационного продукта на рынок и т.д.[15].

О том, какие проблемы науки присутствуют сейчас в Казахстане высказал свое мнение Бондаренко И.В., старший научный сотрудник лаборатории глинозема и алюминия АО «ИМиО» констатирует факт отсутствия связи между наукой и отечественными промышленными организациями. Предприятия не знают о научных достижениях, которые можно внедрить и использовать на производстве, а ученые далеки от того, чем занимаются предприятия. Даже внедрение обязательного для предприятий-недропользователей ежегодного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в размере одного процента от совокупного годового дохода не дал значимых результатов для отечественных ученых данной отрасли. Также отмечается, что уровень знаний сегодняшних выпускников университетов значительно упал. И это непосредственно связывают с внедрением болонской системы образования, которая стала одной из основных причин падения уровня не только в Казахстане, но и в странах участниц ЕАЭС [16].

Принимая во внимание вышеприведенные проблемные вопросы можно констатировать, что к самому Закону РК «О науке» серьезных замечаний не имеется, все вопросы в большинстве случаев упираются в недостаточное финансирование и неумелое управление процессами. Как отмечает депутат Парламента Республики Казахстан Смирнова И.В. закон должен просто исполняться и тогда все встанет на свои места
[17]. Однако ежегодно мы наблюдаем как его всячески пытаются истолковать в свою пользу с целью обойти его положения. Повсеместные нарушения Закона наблюдаются при назначении членов научных советов, которые в свою очередь нарушая правила отбора научных заявок пытаются пролоббировать «актуальные» проекты на государственное финансирование. По некоторым подобным фактам уже проводились проверки со стороны сотрудников правоохранительных органов, которые, между прочим, были инициированы самими учеными, а не чиновниками из министерства.

Обеспокоенность вызывает и тот факт, что Министерство образования попало под сильное влияние зарубежных идей, которые в нашей казахстанской действительности начинают работать с точностью на оборот. То, что там работает на интересы всего общества, у нас создает условия для коррупции и злоупотреблений отдельных должностных лиц. Хочется отметить, что при внедрении новой идеи зарубежный опыт, конечно же, необходим, но он должен быть лишь поводом для создания собственной модели, а не быть зарубежной копией, в противном случае инородное новшество влечет за собой пагубные последствия.

В заключение настоящей статьи хочется выразить надежду на то, что государство все-таки обратит внимание на проблемы отечественных ученых, как это сделали во всех развитых странах и чем скорее, тем лучше. Не секрет что на сегодняшний день некоторые научные разработки казахстанских ученых, не востребованные у нас на Родине, работают на экономику других стран. Многие молодые ученые готовы реализовывать свои идеи и работать на научно-исследовательские институты соседних стран. Этого ни в коем случае нельзя допускать, т.к. отставание хотя бы на один год в научной сфере влечет за собой долгосрочные негативные экономические последствия. Однако хочется надеяться, что в Казахстане все-таки будут разработаны эффективные вакцины для борьбы с «хроническими» проблемами в отечественной науке.

 

 

Список литературы

 

1. Национальный доклад по науке. - Астана; Алматы, 2018. - 118 с.

2. СМИ подсчитали численность полицейских в Казахстане https://factum.kz/2019/80554/

3. Как выглядит армия Казахстана на фоне вооруженных сил других стран http://today.kz/news/kazahstan/2018-11-13/771965-kak-vyiglyadit-armiya-kazahstana-na-fone-vooruzhennyih-sil-drugih-stran/

4. Модернизация и развитие аграрной науки http://abkaz.kz/modernizaciya-і-razvitie-agrarnoj-nauki/

5. «Состояние и проблемы казахстанской науки: взгляд изнутри» отчет результатов социологического исследования, проведенного по заказу Национального Центр научно-технической информации при поддержке Министерства образования и науки РК
http://www.bisam.kz/ru/reports-and-publications/otcheti/

6. Наука, которой нет в Казахстане: кто ответит, если «Нурлыжол» провалится https://aqparat.info/news/ 2018/03/03/ 8760232-nauka_kotoroi_net_v_kazahstane_kto_otvet.html 03 марта 2018

7. Ибраев А. Прямая речь о развале науки Казахстана nomad.su https://vrk.news/news/i458 21.10.2016

8. Уркумбаев М.Ф. из книги «Наука и образование Казахстана в XXI веке» http://fund.tarsu.kz/mysli/knigi/76-problemy-nauki-kazakhstana

9. Алияров Е. Проблемы и перспективы политической науки в Казахстане http://sarap.kz/ken.php?query=kz

10. Игнатова И. Приоритеты и перспективы науки https://kazpravda.kz/ articles/view/prioriteti-і- perspektivi-nauki 30 января 2018

11. Полная oPhDизация науки и образования в Казахстане http://ia-centr.ru

12Наука Казахстана: в ожидании прорыва https://forbes.kz/process/science/nauka_kazahstana_v_ojidanii_proryiva/ 10 августа 2018

13. Аманов С. «Любопытство в казахстанской науке отошло на второй план» https://yorick.kz/serzhan-amanov-nauka-kazahstana-pochemu-po-moemu-mneniyu-ne-vse-horosho/15.09.2016

14. Ибраев А. О коррупции в ученой среде и о работе научных советов https://www.ncste.kz/ru/nauka-na-poroge-novyix-vyizovov.-chem-otvechat-budem

15. Кто занимается коммерциализацией науки в Казахстане? https://the-steppe.com/razvitie/bolevaya-tochka-kto-zanimaetsya-kommercializaciey-nauki-v-kazahstane 30 май 2019

16. Сыздыкова М. Актуальные проблемы науки рассмотрят в ходе практической интернет-конференции на международном уровне http://bilimdinews.kz/?p=17558

17. Антирекорд науки Казахстана: почему ученые публикуются в фейковых журналах? Источник: www.kt.kz https://www.kt.kz/rus/society/ antirekord _nauki_ kazahstana _pochemu_uchenie_ publikujutsja_v_ fejkovih_zhurnalah_ 1153662797.html.

 

 

С.Б. Айсин

 

А.Мырзахметов атындағы Кокшетау университеті, Кокшетау қ., Қазақстан Республикасы

 

Қазақстан ғылымының бес созылмалы мәселелер

Аннотация: Мақалада Қазақстан ғылымының келесі бес мәселерге назар аударылған: қазақстандық ғылымның жасару мәселесі; ғалымдарға негізсіз үлкен жүктеме; шетелдік басылымдардың мағынасыз ұмтылысы; қазақстандық ғылымда сапа менеджментінің болмауы. Автордың айтуы бойынша егер мемлекет бұл мәселелерді қазір шешпесе, келешекте теріс салдарлар күтілуі керек деп ойлайды.

Түйін сөздер: ғылым, шетелдік басылымдар, ғылымды коммерциализациялау, ғалым.

 

Aisin S.B.

 

Abay Myrzakhmetov Kokshetau University, Kokshetau, Kazakhstan

 

Five chronic problems of Kazakhstani science

 

Abstract: The article highlights five problems of Kazakhstan science: the problem of rejuvenation of Kazakhstani science; unreasonably high load on scientists; lack of quality management in Kazakhstan science; problems of the commercialization of science. The author claims that if the state does not solve these problems now, then negative consequences should be expected in the future.