Файл: Эпельман Т.Е. Судовые теплоэнергетические установки и их оборудование учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 0
Т.Е. ЭПЕЛЬМАН,
А.Я. ИПАТЕНКО
СУ Д О В Ы Е
ТЕПЛО
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ
УСТАНОВКИ
И ИХ ОБОРУДОВАНИЕ
Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР
в качестве учебного пособия для студентов судостроительных специальностей высших учебных заведений
ИЗДАТЕЛЬСТВО «СУДОСТРОЕНИЕ» ЛЕНИНГРАД
1974
Э70
УДК 629.12.02.09-81
Рецензенты: канд. техн. наук Л. И. Бушанская канд. техн. наук доцент В. И. Козлов
Научный редактор канд. техн. наук М. С. Томилин
1 |
Гос. губ.'» чиал |
J |
/У |
|
\ |
научно--^хн.; ecf-a)* | |
/ |
||
| |
библиотека |
'• ' С9 |
I |
|
\ |
ЧИТА у -ОГО |
З Д , ' ! ^ |
- ^ |
. |
3185-006 |
Э |
048(01)-74 Б З - 8 9 - 3 - 7 2 |
© Издательство «Судостроение», 1974 г.
П Р Е Д И С Л О В И Е
Решениями X X I V съезда КПСС и народно-хозяйствен ными планами СССР предусматриваются дальнейшее разви тие отечественного судостроения, значительное увеличение тоннажа и совершенствование технической оснащенности морского транспортного флота. Эти задачи требуют постоян ного повышения качества подготовки специалистов для судо строительной промышленности.
Настоящая книга является учебным пособием для сту дентов судостроительных специальностей вузов при изу чении судовых теплоэнергетических установок.
В книге излагаются основы теории, а также приводятся сведения об устройстве теплоэнергетических установок раз личных типов морских судов. При рассмотрении отдельных вопросов наряду с возможно большей простотой изложения авторы стремились к достаточно полному объяснению физи ческого смысла явлений. При этом предполагалось, что сту денты уже знакомы с основами термодинамики и теплопе редачи.
Вопросы теории и устройства, специфические для энерге тических установок различных типов, излагаются в книге раздельно. Что же касается систем, вспомогательного обо рудования, режимов работы.и других общих вопросов — они рассматриваются совместно, с общих позиций, с указанием, где это необходимо, особенностей применительно к установ кам различных типов.
Сведения о конструкциях даются в минимальном объеме. Основное внимание уделено принципам работы и конструктив ным схемам, а также характеристикам двигателей и другого судового оборудования, режимам работы гребных установок.
В книге принята Международная система единиц (СИ). Единицы физических величин, используемые в формулах, приведены в перечне условных обозначений.
Введение, |
гл. |
V — V I I I , |
X I — X I I I |
и |
X V I написаны |
Т. Е. Эпельманом, |
гл. I — I V , |
X I V , XV и |
X V I I |
— А. Я. Ипа- |
|
тенко, гл. I X , |
X и |
X V I I I написаны совместно. |
Отзывы о книге просим направлять по адресу: 191065, Ленинград, ул. Гоголя, 8, издательство «Судостроение».
1*
У С Л О В Н Ы Е О Б О З Н А Ч Е Н И Я
а — коэффициент температуропроводности, м2 /с; степень черноты;
В |
— |
расход топлива, |
кг/с; |
b |
— |
удельный расход |
топлива, кг/(кВт-ч); |
С— коэффициент;
с— удельная теплоемкость, кДж/(кг-°С), кДж/(м3 -°С), кДж/(моль-°С); абсо
лютная скорость пара, газа, м/с; скорость |
поршня, |
м/с; |
D — производительность парогенератора, кг/с; |
диаметр, |
м; водоизмещение, т; |
d — удельный расход рабочего тела, кг/(кВт-ч); |
|
Е— полная энергия единицы объема жидкости, кН/м 2 ; энергия излучения, кВт/м2 ;
е—*- характеристика тепловой схемы;
F — поверхность |
охлаждения конденсатора, поверхность нагрева регенера |
|||||||
тора и т. п., м 2 ; |
сечение, м 2 ; вероятность отказа, 1/с; |
|
||||||
G — расход пара, |
газа, |
кг/с; масса, кг; модуль упругости, к Н / м 2 ; |
||||||
g—относительная |
|
масса, |
кг/(кг-ч.), |
кг/кВт; |
интенсивность |
распределения |
||
массы, кг/м; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Н — теплоперепад |
в |
турбине, |
агрегате, |
кДж/кг; |
поверхность |
нагрева пароге |
||
нератора, м 2 ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
h — теплоперепад в ступени, |
решетке, |
кДж/кг; высота, м; |
|
|||||
/ — энтальпия продуктов |
сгорания, кДж/кг; момент инерции, |
м 4 ; |
||||||
i — энтальпия, кДж/кг; передаточное число; число цилиндров |
двигателя; |
|||||||
k — коэффициент |
теплопередачи, кВт/(м2 -°С); показатель изоэнтропы; коэф |
|||||||
фициенты (упора и момента винта; запаса и т. п.); . |
|
|||||||
L — работа в цикле при сжигании 1 кг топлива, |
кДж/кг; |
|
||||||
/ — удельная работа, |
кДж/кг; длина, |
м; |
|
|
М— количество воздуха, газов, моль/кг; крутящий момент, кНм;
т— кратность охлаждения;
N — мощность, |
кВт; число |
элементов; |
|
п — частота |
вращения, 1/с; |
показатель политропы; |
|
Р — усилие, |
кН; вероятность безотказной работы; |
||
р — давление, |
кН/м 2 ; |
|
Q£ — низшая |
теплота |
сгорания |
топлива, |
кДж/кг; |
|
|
|
|
||||||||||
Q — количество |
тепла, |
кДж/с; |
|
кДж/кг; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
q— количество |
тепла, |
подведенного |
к рабочему |
телу в процессе |
или |
отведен |
||||||||||||
|
ного, кДж/кг; |
относительная потеря тепла |
в парогенераторе, |
двигателе |
||||||||||||||
|
qs, |
?4, |
<7б и |
т - Д-); потери энергии в ступени, решетке, кДж/кг; |
нагрузка |
|||||||||||||
|
топочного объема, кДж/(м 3 - ч); |
камеры |
сгорания, к Д ж / ( м - ч - к Н ) ; |
тепло |
||||||||||||||
|
вая нагрузка |
поверхности нагрева, кДж/(м 2 - ч); |
|
|
|
|
||||||||||||
R — сопротивление |
воды |
движению |
судна, |
|
кН; |
газовая |
постоянная, |
|
||||||||||
|
кДж/(кг - °К); |
радиус, |
м; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
г — степень |
регенерации; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
5 — ход поршня, |
м; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
s — энтропия, |
кДж/(кг-°С); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Т — температура абсолютная, |
°К; время |
безотказной работы, с; |
касательнве |
|||||||||||||||
|
усилие, |
кН; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t |
— температура, |
°С; |
коэффициент |
засасывания |
винта; |
|
|
|
|
|||||||||
и — окружная |
скорость, м/с; |
коэффициент |
эжекции; |
|
|
|
|
|||||||||||
V — объем воздуха, газов, мэ /кг; объем топки, цилиндра и т. д., м 3 ; |
произво |
|||||||||||||||||
|
дительность вентилятора, |
м3 /с; |
объемный расход, м3 /с; |
|
|
|
||||||||||||
v — удельный объем, м3 /кг; скорость, м/с; |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
W — производительность насоса, кг/с; относительное количество пара; |
расход |
|||||||||||||||||
|
охлаждающей |
среды |
газов, |
кг/с; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
w — скорость воды в |
трубках, |
относительная |
скорость пара и газа |
в |
решет |
|||||||||||||
|
ке, м/с; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х — степень |
сухости |
пара; доля |
выгоревшего |
топлива; |
|
|
|
|
||||||||||
V |
— степень понижения давления при изохорном |
расширении; |
|
|
|
|||||||||||||
у |
— удельный паросъем |
в |
парогенераторе, |
кг/(м3 -ч); |
|
|
|
|
||||||||||
Z — тяга на |
гаке, |
кН; |
степень |
уменьшения |
объема при |
изобарном |
процессе |
|||||||||||
|
отвода |
тепла; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г— коэффициент тактности двигателя внутреннего сгорания; число винтов; число лопастей винта; число регенеративных отборов пара;
а— коэффициент избытка воздуха; углы выхода потока из решетки в абсолют ном движении (osi, аг), град; коэффициент теплоотдачи, кВт/(м2 -°С); отно
сительная мощность установки, кВт/т; частота отказов, 1/с;
р— коэффициент, учитывающий изменение количества рабочего тела при сго рании топлива; углы входа и выхода потока из решетки в относительном движении (Рь Рг), град; коэффициент, учитывающий потери в паропере гревателе и паропроводе;
V — коэффициент |
остаточных |
газов; |
|
||
А — разность |
(температур At, |
давлений |
Ар); |
||
6 — степень |
последующего |
расширения |
газов в цилиндре; толщина стенки |
||
трубок, |
м; степень неравномерности |
вращения; |
|||
£ — коэффициент |
потерь; |
коэффициент |
продувания; |
||
s — степень |
сжатия; относительное содержание воздуха в паре; |
||||
г) — к. п. д.; коэффициент |
наполнения; |
|
0 — относительная потеря в окружающую среду в парогенераторе; параметр характеристик двигателя;
X — степень повышения давления; коэффициент теплопроводности, кВт/(м-р С); относительная поступь винта (кр);
б
v — |
кинематический коэффициент |
вязкости, м2 /с; |
g — |
коэффициент использования |
тепла; |
р — плотность среды, кг/м3 ; степень реактивности турбинной ступени; степень
предварительного |
расширения |
газов в цилиндре; |
т — время, с; степень |
повышения |
температуры; |
Ф— скоростной коэффициент направляющей решетки; коэффициент, учиты вающий утечки воздуха; угол поворота коленчатого вала; коэффициент
полезной работы; |
|
|
|
|
X — относительная |
экономия |
|
топлива; |
|
•ф — скоростной коэффициент |
рабочей решетки; коэффициент, |
учитывающий |
||
взаимное направление теплообменивающихся сред; доля объема цилиндра; |
||||
со — коэффициент |
попутного |
потока. |
|
|
П р и м е ч а н и е . |
Индексы |
к |
обозначениям величин следуют |
из текста. |
В В Е Д Е Н И Е
Классификация теплоэнергетических установок морских судов
Судовая теплоэнергетическая установка 1 пред ставляет комплекс функционально взаимосвязанных элементов энер гетического оборудования, предназначенный для выработки всех необходимых на судне видов энергии. Элементами СЭУ являются: генераторы рабочих тел, первичные и вторичные двигатели, передачи и валопроводы к движителям, механизмы, аппараты, устройства, емкости и трубопроводы, средства регулирования, контроля и управ ления установкой. В состав СЭУ включают также оборудование, облегчающее эксплуатацию установки: подъемно-транспортные сред ства, оборудование судовой мастерской, трапы и площадки в поме щениях энергетической установки и т. п.
Основное назначение энергетической установки на судах транс портного флота и на кораблях ВМФ •— обеспечение движения судов и кораблей с заданными скоростями хода. Поэтому часть СЭУ, предназначенная в основном для выработки механической энергии и передачи ее движителям, называется главной или пропульсивной установкой, а ее элементы — главными (например, главные двига тели, главный конденсатор и т. п.). Остальная часть СЭУ, обеспе чивающая многочисленные другие судовые потребители энергии, называется вспомогательной энергетической установкой, а ее эле менты — вспомогательными (например, вспомогательный двигатель, вспомогательный парогенератор и т. п.).
Важнейшими потребителями механической энергии, кроме су довых движителей, являются насосы, компрессоры, вентиляторы, палубные механизмы и др. Непосредственный привод таких потре бителей от первичных двигателей — дизелей, паровых или газовых турбин — выгоден только при больших их мощностях. В других
1 В дальнейшем для сокращения написания наряду с термином «судовая тепло энергетическая установка» применяется термин «судовая энергетическая уста новка» (СЭУ).
7
случаях более удобен, а часто и более экономичен привод от электро двигателей. Поэтому в составе вспомогательной энергетической уста новки всегда имеется электростанция, оборудованная дизельили турбогенераторами, питающая током вторичные двигатели-электро моторы.
Соотношение мощностей главных двигателей и двигателей судо вой электростанции зависит от назначения и размеров судна. В уста новках промысловых и пассажирских судов отношение суммарной установленной мощности вспомогательных двигателей к суммарной мощности главных больше, чем в установках транспортных сухо грузных или наливных судов, что объясняется значительным рас ходом энергии на технологические нужды или на создание комфорт ных условий для пассажиров. Например, в установках БМРТ типа
«Маяковский» это |
отношение равно |
0,6; в |
установках сухогрузных |
|
судов |
типа «Ленинский Комсомол» |
0,125; |
в установках танкеров |
|
типа |
«Мангышлак» |
0,18. |
|
|
Взаимосвязь элементов установки осуществляется ее системами. Системы СЭУ представляют специализированные группы элементов, предназначенные в основном для выполнения определенных функций, например для снабжения СЭУ маслом, питания парогенераторов водой и т. д. В зависимости от основного назначения различают си стемы: конденсатно-питательную, топливную, масляную, воздухоподачи, газоотвода, сжатого воздуха и др.
Судовые энергетические установки целесообразно классифици ровать по следующим основным признакам:
—по роду топлива — на использующие органическое топливо (продукты перегонки нефти, уголь 1 ) и использующие ядерное топ ливо. На морских транспортных судах в настоящее время исполь зуют главным образом продукты перегонки нефти;
—по типу главных двигателей — с поршневыми и турбинными двигателями. На судах имеются установки с главными поршневыми паровыми машинами, с поршневыми двигателями внутреннего сго рания (ДВС), а также с газо- и паротурбинными двигателями. Свое
название СЭУ получает по типу главных двигателей; например, если главными двигателями установки являются паровые турбины, то СЭУ называется паротурбинной установкой (ПТУ), в случае газовых турбин — газотурбинной (ГТУ);
—по способу передачи энергии движителям — с прямой и непря мой передачей. В случае непрямой передачи между двигателем и дви жителем имеется промежуточное передаточное звено (механическая, электрическая или гидравлическая передача);
—по числу судовых валопроводов — одно- и многовальные. Наибольшее применение на морских транспортных судах имеют
дизельные установки (ДУ) одновальные с непосредственной переда чей и одновальные ПТУ с зубчатой передачей между турбиной и су довым валопроводом. Установки с паровыми машинами морально устарели и на новых судах не устанавливаются, а установки с газо-
1 Уголь на современных судах практически не применяется.
8