Файл: Эпельман Т.Е. Судовые теплоэнергетические установки и их оборудование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

откачивающий конденсат из конденсатора и оставляющий за пита­ тельным насосом только функцию подачи воды в парогенератор, масляный насос турбоагрегата, топливный насос и воздушный вен­ тилятор или нагнетатель парогенератора при использовании в уста­ новке органического топлива:

В составе ПТУ также имеются теплообменные аппараты для по^ Догрева топлива и питательной воды, подаваемой в парогенератор, для охлаждения масла в масляной системе турбоагрегата и пр. Снаб­ жение электроэнергией вспомогательных механизмов установки, а также потребителей общесудового назначения выполняется вспомо­ гательной установкой, основу которой составляют турбогенераторы, питающиеся на ходу судна паром от главных парогенераторов, а на

стоянке,

если главные парогенераторы выводятся из действия, —

от вспомогательных

парогенераторов.

В зависимости от рода топлива,

применяемого в ПТУ, парогене­

раторами

служат

теплообменные

аппараты поверхностного типа

с устройством для сжигания органического топлива (паровые котлы), ядерные реакторы кипящего типа (в одноконтурных атомных уста­ новках) или теплообменные аппараты поверхностного типа, в которых парообразование происходит за счет тепла промежуточного тепло­ носителя (в двухконтурных атомных установках).

Элементы энергетической установки связаны между собой тру­ бопроводами, по которым протекают рабочее тело или теплоноси­ тели. Схема, представляющая элементы установки в их функцио­ нальной взаимосвязи и отражающая движение теплоносителей и ра­ бочего тела во всех его фазовых состояниях, называется тепловой схемой установки.

В зависимости от целей изображаемая тепловая схема может быть принципиальной, развернутой или полной.

Принципиальная схема фиксирует только основные взаимосвязи элементов установки. Одноименные механизмы и аппараты заме­ няются в ней условно одним механизмом или аппаратом, из арматуры показывается только необходимая для пояснения работы установки.. Развернутые тепловые схемы дают более подробное изображение взаимосвязей элементов установки с учетом второстепенных факто­ ров, отражают дублирование элементов. В пределе, если тепловая схема учитывает все элементы установки, их особенности и взаимо­ связи, она становится полной тепловой схемой.

Классификация судовых ПТУ. Судовые ПТУ могут быть класси­ фицированы по ряду признаков.

Взависимости от рода топлива различают ПТУ, работающие на органическом топливе и работающие на ядерном топливе (исполь­ зуют энергию, освобождающуюся при делении ядер тяжелых эле­ ментов).

Взависимости от типа передачи энергии от двигателя к движи­ телю ПТУ могут быть с механической (зубчатой) передачей, электри­ ческой или гидравлической.

На состав ПТУ и ее характеристики существенно влияет реали­ зуемый в ней способ регенерации тепла. В связи с этим различают

14


паротурбинные установки: без регенерации тепла; с регенерацией тепла пара, отработавшего во вспомогательных двигателях; с реге­ нерацией тепла пара, отбираемого из промежуточных ступеней глав­ ной турбины; с комбинированными способами регенерации тепла частично отработавшего пара.

В настоящее время в судовых ПТУ все более широкое применение начинает приобретать промежуточный перегрев пара, вследствие чего различают установки без промежуточного перегрева и с проме­ жуточным перегревом пара.

§2

Паротурбинные установки без регенерации тепла

Идеальный цикл ПТУ. На рис. 2 представлена принципиальная тепловая схема ПТУ без регенерации тепла. Ос­ новная особенность схемы состоит в том, что все потребители пара — главная турбина, вспомогательные двигатели и теплообменные ап­ параты — питаются свежим паром от парогенератора, а отработав­ ший пар от главной турбины и вспомогательных двигателей и конденсат греющего пара из теплообменных аппаратов по­ ступают в конденсатор.

В число вспомогательных двигателей входят все паровые двигатели вспомогательных ме­ ханизмов, в том числе и турбина турбогенератора судовой элект­ ростанции, а теплообменные ап­

параты

включают

все

прочие

 

 

 

судовые

потребители

пара.

Рис. 2. Принципиальная тепловая схема

Главная

турбина

является

ПТУ без

регенерации тепла.

потребителем

основной

массы

/ — главная турбина;

2 — вспомогательные

пара, вырабатываемого

пароге­

двигатели; 3 — теплообменные аппараты; 4 —

парогенератор;

5 — питательный насос; 6 —

нератором, поэтому

 

замкнутый

конденсатный

насос;

7 — конденсатор.

контур 4—/—76—5—4 яв­

 

 

 

ляется

в тепловой

схеме базовым, а цикл, совершающийся в этом

контуре, в значительной степени определяет свойства и показатели установки в целом. По этой причине обычно, говоря о цикле ПТУ, имеют в виду цикл в контуре главного двигателя.

В качестве исходного идеального цикла ПТУ принимается клас­ сический цикл с полным расширением пара, известный под наимено­ ванием идеального цикла Ренкина. Такой цикл в координатах Т—s (абсолютная температура — энтропия) показан на рис. 3, а.

Цикл состоит из следующих

процессов:

изоэнтропийное сжатие

воды в питательном насосе /—Г;

изобарный подвод тепла

к рабочему телу в парогенераторе

/' — 2—34 (Г2—подогрев

воды до температуры насыщения,

23 — парообразование, 34 — перегрев пара);

15


изоэнтропийное расширение пара в турбине 4—5;

изобарный отвод тепла от рабочего тела в конденсаторе (кон­ денсация пара) 5—/.

Степень

термодинамической эффективности превращения

тепла

в работу в

цикле принято определять термическим к. п. д.

цикла

 

 

?1 — 92

(1)

 

 

<?1

 

 

 

где qx

— количество тепла, подведенного к 1 кг рабочего тела в цикле;

qt

—^количество^отведенного тепла.

 

Рис. 3. Цикл Ренкина для водяного

пара: а — идеальный цикл;

б — реальный

цикл.

Так как подвод и отвод тепла в цикле совершаются при постоянных давлениях, соответственно р к и рх, то количества тепла qx и q2 могут быть определены через энтальпии в начальных и конечных точках процессов. При обозначениях, принятых на рис. 3, а,

Я\ — ine — h,

Подставив значения qx

и

q2 в

выражение

(1),

получим

 

('пе ~ Ч ) ~

 

h)

_ ('пе ~

1ъ) -

( ' l ~

«i)

 

'пе -

H

 

 

'ne -

H

(2)

 

 

 

 

В правой

части последнего

равенства в

числителе:

* п е — h

H'q—разность

энтальпий

рабочего

тела в начале

и конце изоэнтропийного процесса расширения

втурбине, представляющая собой изоэнтропийный теплоперепад в турбине;

16


й — t'i = ha — затрата энергии на сжатие воды в идеальном процессе / — / ' (работа питательного насоса).

С учетом принятых обозначений

4t =

Так как изоэнтропийный теплоперепад Но определяет работу турбины при отсутствии в ней потерь, то разность Но — h„ дает полезную работу идеального цикла.

Поскольку при давлениях р к , применяемых в судовых установ­ ках, вода является почти несжимаемой жидкостью, величина теплоперепада h„ по сравнению с Н'0 и г п е к оказывается достаточно малой, и ею можно пренебречь.

На Т — s-диаграмме изобара рК левее нижней пограничной кри­ вой х = 0 практически сливается с последней, а точка / ' наклады­ вается на точку / .

С учетом сказанного в цикле Ренкина условно можно считать процесс подогрева воды до температуры насыщения совпадающим с участком нижней пограничной кривой /—2. Термический к. п. д. цикла при этом

ine. 1-,

В соответствии со свойством Т — s-диаграммы отображать теп­ лоту, участвующую в процессе, соответствующими площадями можно отметить, что для цикла /—2—<?—4—5—/:

 

 

qx

~

пл.

al234ba;

 

 

 

q2

пл.

al5ba;

 

 

 

Но = <7i —

q2 =

пл.

123451.

 

В

зависимости от давлений

р к

и

рх

и температуры

перегретого

пара

Г п е

термический к. п. д. идеального цикла Ренкина

составляет

наиболее

часто величину

 

 

 

 

 

 

%= 0,35^0,45..

К.п. д. цикла увеличивается с повышением давления и темпе­ ратуры перегретого пара и с уменьшением давления в конденсаторе.

Повышение давления пара при неизменной температуре пере­ грева приводит к увеличению влажности пара в последних ступенях турбины, и, хотя термический к. п. д. цикла растет, экономичность реальной установки из-за снижения к. п. д. турбины от влажности может понизиться. Кроме того, при высокой влажности пара ло­ патки турбины подвержены интенсивному эрозионному износу.

Практикой установлено, что влажность пара в конце расшире­ ния в турбине реальной ПТУ не должна превышать 10—12%. По­ этому для каждого значения температуры перегрева пара существует некоторое наибольшее давление, при котором конечная влажность не превышает указанных пределов и, следовательно, при достаточной

2 Т. Е. Эпельман

U


надежности ожидаемая экономичность установки будет наибольшей.

Такие

параметры — температура

перегрева

и

давление — назы­

ваются

сопряженными.

Так,

при

температуре

перегрева

^п е

=

=

450-f-480° С сопряженное

давление рк =

4-н5МН/ма , при tne

=

=

510--5200 С рк = 6-v-8

МН/м2 .

 

 

 

 

 

 

Ограничения, накладываемые условиями надежности на макси­

мальную температуру пара, не позволяют, таким образом,

реали­

зовать без специальных мероприятий выгоды от применения

более

высоких начальных давлений.

 

 

 

 

 

 

 

Реальный цикл Ренкина. В идеальном цикле Ренкина учитывается

только одна потеря — тепло, отдаваемое холодному источнику

(охла­

ждающей воде в конденсаторе). Осуществление цикла на практике сопряжено с рядом дополнительных потерь, обусловленных несоот­ ветствием реальных условий работы установки идеальным.

На рис. 3, б показан реальный цикл Ренкина в сопоставлении с идеальным. Там, где процессы в реальном и идеальном циклах не совпадают, идеальные процессы даны штриховыми линиями.

В реальном цикле вследствие гидравлических потерь в паропере­ гревателе процесс перегрева пара сопровождается некоторым сни­

жением его давления

и при перегреве до той же температуры

7 п е

состояние перегретого

пара изобразится точкой 4'. Энтальпия

пара

tne. соответствующая этому состоянию,несколько больше t'n e в идеаль­

ном цикле, однако без существенной погрешности можно

принять

^пе = ' пе-

 

Перетекание пара от пароперегревателя к турбоагрегату

сопро­

вождается дальнейшим снижением давления из-за потерь в паро­

проводе. При этом вследствие потерь тепла в окружающую

среду

через стенки паропровода и изоляцию снижается и температура

пара.

Состояние пара перед турбоагрегатом характеризуется

параметрами

Ро, Т0 и соответствующим им значением энтальпии i0

(точка

4").

Если бы в турбоагрегате не было потерь, то процесс

расширения

пара в нем происходил бы по изоэнтропе 4"—5'. Реальный процесс вследствие необратимости характеризуется увеличением энтропии рабочего тела, а линия процесса 4"—5" отклоняется на Г — s-диа­ грамме вправо.

Точка 5" на изобаре рх отражает состояние пара на входе в кон­ денсатор. В реальном конденсаторе температура конденсата на вы­ ходе оказывается несколько ниже температуры насыщения при дав­ лении рх. Это явление, называемое переохлаждением конденсата, обусловлено, во-первых, некоторым снижением давления в конден­ саторе вдоль пути пада (линия 5"—6) и, во-вторых, дополнитель­ ным охлаждением образующегося конденсата при стекании его по трубкам в нижнюю часть конденсатора к приемному патрубку конденсатного насоса.

Таким образом, энтальпия воды i'i в начале подвода тепла в реаль­ ном цикле ниже энтальпии в соответствующей точке идеального цикла ^ (точки 1" и а процесс подвода тепла к рабочему телу в реальном цикле изображается линией 1"2—3—4',

18