Файл: Электрооборудование и автоматизация сельскохозяйственных агрегатов и установок учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 444
Скачиваний: 13
кратности начального момента. Величину максимального момента М определяют по перегрузочной способности — кратности максималь ного момента Як, которую берут из справочника. Для асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором серий А и А2 кратность мак симального момента составляет
Ввиду отсутствия в справочниках данных о критическом скольже
нии его определяют по известной величине номинального скольжения и кратности максимального момента:
sk— sH(Як |
1)• |
(15-57) |
Для асинхронных двигателей с нормальной беличьей клеткой, имею щих sK= 0,15 0,30, критическое скольжение определяют, используя
известную величину кратности начального (пускового) момента по формуле:
SК “ |
Sg ( ^ n |
Sn) |
(15-58) |
|
1 |
^nSH |
|||
|
Рабочий участок механической характеристики (рис. 98) доя » 1 5s практически является прямой линией. В формуле (15-56) в указанных
пределах скольжения величина^ больше в 8—10 раз величины —.
Следовательно, — можно пренебречь, тогда выражение механической характеристики приобретает вид уравнения прямой:
|
|
М = 2 М Ы |
|
|
(15-59) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Р а б о ч и й , |
л и н е й н ы й |
у ч а с т о к |
х а р а к т е р и |
|||
с т и к и |
строят по двум точкам: s = |
0 (или п = 0) |
и М = 0 ' |
’ |
с — <- ■ |
|
(или п = |
пн) и М = Мн. |
’ |
|
Sa |
||
Вторую, нелинейную часть механической характеристики асинх |
||||||
ронного двигателя |
в пределах скольжения от sKдо s = 1 называют |
|||||
у ч а с т к о м н е у с т о й ч и в о й |
р а б о т ы . |
На этом |
участке |
характеристики в установившемся режимедвигатель практически не ра-
3 только Разгоняется при пуске и останавливается (опрокиды вается) при перегрузке, когда статический момент нагрузки превысит
максишльньш момент. Остановка двигателя с короткозамкнуТьш
ия Ртак жГ ™ЛтШ нодаеденного к статору номинального напряже ния, так же как и во время пуска, когда скольжение s = 1 соответ
ствует режиму короткого замыкания. Режим короткого замыкания сопровождается увеличением токов в обмотках статора и ротора ко торые превышают номинальные в 5 - 7 раа. В таком режикТиботы двигатель может работать весьма непродолжительное время.
И с к у с с т в е н н ы е м е х а н и ч е с к и е х а р а к т е р и - с т и к и а с и н х р о н н о г о д в и г а т е л я понущкхг „рѴ на-
208
пряжении и частоте тока питающей сети отличных от номинальных, а также при введении добавочных сопротивлений в цепь ротора. Ча стота тока питающей сети является обычно одним из стабильных ее параметров, а при изменении напряжения сети характеристики дви гателя могут быть подсчитаны исходя из того, что развиваемый двига-
. Рис. 99. Механические характеристики асинхронного двигателя с фаз ным ротором в двигательном и тормозных режимах.
телем момент Пропорционален квадрату приложенного напряжения (критическое скольжение при этом не изменяется).
Включение добавочных сопротивлений в цепь ротора является
необходимым |
условием |
пуска |
асинхронных двигателей с ф а з н ы м |
|
р о т о р о м . |
Добавочное сопротивление |
в цепи ротора приводит |
||
к увеличению критического скольжения: |
||||
|
s |
— + |
^ r 'i + |
Rдоб |
|
|
Ѵ гІ + х'к |
хк |
209
Максимальный момент при этом останется постоянным, так как он не зависит от добавочного сопротивления; изменится наклон рабочей части характеристики и ее вид. Каждому значению добавочного со противления соответствует своя искусственная характеристика, но все они пересекаются в одной точке s = 0, или п — п0 (рис.99). Можно выбрать такое добавочное сопротивление, при котором критическое скольжение будет равно sK= 1, тогда момент двигателя при пуске будет равен максимальному. Одновременно уменьшится пусковой ток:
15.10. МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ В ТОРМОЗНЫХ РЕЖИМАХ
Асинхронный двигатель может работать и в тормозных режимах: противовключения, электродинамического торможения и генераторном с отдачей энергии в сеть. Последний возможен в приводе рабочей машины с потенциальным статическим моментом, способным увеличить скорость вращения ротора выше синхронной (например, опускание груза).
Механические характеристики тормозных и двигательного режимов располагаются в системе координат s (или п) и М (рис. 98 и 99) анало гично рассмотренным выше характеристикам двигателей постоянного тока.
Г е н е р а т о р н о м у р е ж и м у с о т д а ч е й э н е р г и и в с е т ь соответствует отрицательное скольжение, положительная скорость вращения ротора, совпадающая с направлением вращения поля, и отрицательный момент
со>со0, s = —— “ < о , М < 0 .
со0
Генераторный режим с отдачей энергии в сеть возможен в приводах с многоскоростными асинхронными двигателями. При переключении обмотки статора двигателя на меньшую скорость, он перейдет в генера торный режим торможения.
Э л е к т р о д и н а м и ч е с к о е т о р м о ж е н и е достигается подачей постоянного тока в отключенную от сети обмотку статора двигателя. В проводниках обмотки вращающегося ротора магнитным полем постоянного тока наводится э. д. с., и в замкнутой обмотке ротора появляется ток, создающий свое магнитное поле, также непо движное относительно статора. Взаимодействие тока ротора с резуль тирующим магнитным полем создает тормозной момент. Механическая энергия, подводимая со стороны вала, превращается в электрическую, а последняя — в тепловую и расходуется на нагревание обмоток и сопротңвлений цепи ротора.
210
Электродинамическое торможение возможно также при самовоз буждении отключенного от сети двигателя с помощью конденсаторов, включенных параллельно обмоткам статора. В этом случае двигатель работает в режиме самовозбужденного асинхронного генератора. Однако такой способ возбуждения применяется значительно реже из-за меньшего эффекта торможения.
В р е ж и м е п р о т и в о в к л ю ч е н и я рабочая машина вращает ротор двигателя в сторону, обратную направлению вращения магнитного поля статора, при этом скольжение s > 1. Ток двигателя будет еще больше, чем пусковой (последний превышает номинальный в 5—7 раз), а тормозной момент будет меньше, чем пусковой, из-за большой частоты тока ротора. Поэтому режим противовключения для двигателей с короткозамкнутым ротором практически непри меним.
В приводах с двигателями, имеющими фазную обмотку ротора, режим противовключения широко применяется благодаря возмож ности включения в цепь ротора большого активного сопротивления, ограничивающего ток и увеличивающего момент двигателя. Добавочное сопротивление увеличивает наклон рабочей части механической харак теристики, на которой двигатель остается работать при переходе
врежим противовключения.
Вприводе машины с реактивным статическим моментом торможение
противовключением производят путем переключения статора на обрат ное направление вращения поля. При таком торможении также необ ходимо включить достаточно большое сопротивление в цепь ротора и отключить двигатель от сети, когда скорость привода будет близкой к нулю.
15.11. РАСЧЕТ ПУСКОВЫХ СОПРОТИВЛЕНИЙ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФАЗНЫМ РОТОРОМ
Рабочий участок механической характеристики асинхронного дви гателя в пределах от 0 до 0,85 М к можно считать прямолинейным. Включение симметричных активных сопротивлений в цепь ротора изменяет лишь наклон рабочей части характеристики, не оказывая влияния на величину максимального момента. Это обстоятельство позволяет при расчете пусковых сопротивлений двигателя с фазным ротором использовать рассмотренные выше методы расчета пусковых реостатов двигателей постоянного тока. Различие состоит только в том, что максимальный (пиковый) момент у двигателей постоянного тока ограничивается коммутацией, а у асинхронных двигателей — величи ной критического момента Мк.
Исходными данными для расчета являются номинальные данные двигателя и заданные условия пуска. Для асинхронного двигателя с фазным ротором полное номинальное сопротивление определяют при соединении фаз ротора в «звезду». В случае соединения в «треугольник» сопротивление фаз необходимо привести к эквивалентной «звезде», так как внешние сопротивления всегда соединены в «звезду», а полное
211
сопротивление каждой линии ротора определяется как сумма внутрен
него и внешнего сопротивлений.
Номинальным сопротивлением двигателя с фазным ротором назы вают такое активное сопротивление каждой линии ротора, которое при неподвижном роторе и номинальных частоте и напряжении, под водимых к статору, определит номинальный ток в роторе.
Рис. 100. Графический расчет (а) и схема включения (б) пусковых сопроти
влений асинхронного двигателя с фазным ротором.
Ввиду того, что у асинхронных двигателей индуктивная составля ющая сопротивления ротора значительно меньше полного сопротивле ния- х2 г2, принимают:
Ен—ZH Ѵ'Ъ/2Н’ (15-60)
где Е%н — э. д. с. ротора номинальная; /2н — ток ротора номинальный.
Г р а ф и ч е с к и й р а с ч е т п у с к о в ы х с о п р о т и в л е н и е выполняют в следующем порядке. Строят естественную механическую характеристику по двум точкам: М = 0, s = 0; М = = M„,s = sH(рис. 100). Проводят вертикальные линии,соответствующие выбранным пределам пусковых моментов Ми М2 и М„ — 1, и строят пусковую диаграмму. Построив пусковую диаграмму, на вертикальной линии номинального момента Мн — 1 отсчитывают отрезки (представ ляющие собой скольжения), расположенные между смежными харак теристиками. Умножая полученные скольжения на номинальное сопротивление, находят сопротивления соответствующих секций реос тата. Внутреннее сопротивление фазы ротора будет равно:
^P= SH^H-
212
Сопротивление первой, второй и третьей секций реостата соответ ственно:
R i —SiRa, R2—s2Rn, R3—S'iRn-
А н а л и т и ч е с к и й р а с ч е т п у с к о в ы х с о п р о т и в л е н и й двигателя с фазным ротором удобнее выполнять в относи тельных единицах. Порядок расчета следующий. Выбрав величину максимального пускового момента М1г по известной величине номи
нального скольжения sH и заданному |
числу ступеней реостата т |
|
определяют отношение: |
|
|
Мг |
|
т + 1 |
Щ |
или |
V.s.Mn' |
|
|
Находят номинальное сопротивление двигателя и активное сопро
тивление фазы ротора |
|
■^211 Rp— |
|
|
|
|
|
Ян= |
|
|
|
|
|
|
Ѵз А,,’ |
|
|
Сопротивление секций реостата находят по формулам: |
|||||
|
/?1 = |
/?р (Л,— 1), r 2 = r 1i , |
r 3 = r 2x. |
|
|
Пример. |
Найти число ступеней и сопротивления секций пускового |
||||
реостата для двигателя АК-51/6. Исходные данные: |
Р„ — 1,7 кВт, |
||||
U = 380 В, |
/ = 5,0 А, |
п = |
910 об/мин, |
Е2н = 58 В, |
/ 2н = 20,2 А. |
Фазы ротора соединены в звезду. Пуск форсированный. |
Статический |
|||
момент |
Мс = 0,8 |
М а. |
|
момента |
По |
справочнику находим кратность максимального |
|||
лк = 2,2. Затем |
выбираем пиковый момент Мх = |
0,85 |
Мк = |
=0,85 -2,2 « 1,9.
Вобозначении типа двигателя АК-51/6 число 6 означает число полюсов обмотки, следовательно, синхронная скорость вращения магнитного поля статора равна:
« 0 = |
60/ |
60.50 |
: 1000 об/мин, |
|
Р |
3 |
|
где р — число пар полюсов. |
|
|
|
Номинальное скольжение |
|
|
|
|
П о - п н _ 1000-910 |
||
s« ~ |
пп |
|
1000 |
Найдем число ступеней пускового реостата, принимая момент
переключения равным /И2 = |
1,4 Мс = |
1,4 -0,8 — 1,1: |
|
Igs Ä |
Ig 0,09.1,9 |
0,765_ |
|
т - ~ |
Ж ~ |
1й 1.9 |
0,238 |
*5 |
\Л |
1 1 |
|
213