Файл: Электрооборудование и автоматизация сельскохозяйственных агрегатов и установок учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 444

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кратности начального момента. Величину максимального момента М определяют по перегрузочной способности — кратности максималь­ ного момента Як, которую берут из справочника. Для асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором серий А и А2 кратность мак­ симального момента составляет

Ввиду отсутствия в справочниках данных о критическом скольже­

нии его определяют по известной величине номинального скольжения и кратности максимального момента:

sk— sH(Як

1)•

(15-57)

Для асинхронных двигателей с нормальной беличьей клеткой, имею­ щих sK= 0,15 0,30, критическое скольжение определяют, используя

известную величину кратности начального (пускового) момента по формуле:

SК “

Sg ( ^ n

Sn)

(15-58)

1

^nSH

 

Рабочий участок механической характеристики (рис. 98) доя » 1 5s практически является прямой линией. В формуле (15-56) в указанных

пределах скольжения величина^ больше в 8—10 раз величины —.

Следовательно, — можно пренебречь, тогда выражение механической характеристики приобретает вид уравнения прямой:

 

 

М = 2 М Ы

 

 

(15-59)

 

 

 

 

 

 

Р а б о ч и й ,

л и н е й н ы й

у ч а с т о к

х а р а к т е р и ­

с т и к и

строят по двум точкам: s =

0 (или п = 0)

и М = 0 '

с — <- ■

(или п =

пн) и М = Мн.

 

Sa

Вторую, нелинейную часть механической характеристики асинх­

ронного двигателя

в пределах скольжения от sKдо s = 1 называют

у ч а с т к о м н е у с т о й ч и в о й

р а б о т ы .

На этом

участке

характеристики в установившемся режимедвигатель практически не ра-

3 только Разгоняется при пуске и останавливается (опрокиды­ вается) при перегрузке, когда статический момент нагрузки превысит

максишльньш момент. Остановка двигателя с короткозамкнуТьш

ия Ртак жГ ™ЛтШ нодаеденного к статору номинального напряже­ ния, так же как и во время пуска, когда скольжение s = 1 соответ­

ствует режиму короткого замыкания. Режим короткого замыкания сопровождается увеличением токов в обмотках статора и ротора ко торые превышают номинальные в 5 - 7 раа. В таком режикТиботы двигатель может работать весьма непродолжительное время.

И с к у с с т в е н н ы е м е х а н и ч е с к и е х а р а к т е р и - с т и к и а с и н х р о н н о г о д в и г а т е л я понущкхг „рѴ на-

208


пряжении и частоте тока питающей сети отличных от номинальных, а также при введении добавочных сопротивлений в цепь ротора. Ча­ стота тока питающей сети является обычно одним из стабильных ее параметров, а при изменении напряжения сети характеристики дви­ гателя могут быть подсчитаны исходя из того, что развиваемый двига-

. Рис. 99. Механические характеристики асинхронного двигателя с фаз­ ным ротором в двигательном и тормозных режимах.

телем момент Пропорционален квадрату приложенного напряжения (критическое скольжение при этом не изменяется).

Включение добавочных сопротивлений в цепь ротора является

необходимым

условием

пуска

асинхронных двигателей с ф а з н ы м

р о т о р о м .

Добавочное сопротивление

в цепи ротора приводит

к увеличению критического скольжения:

 

s

— +

^ r 'i +

Rдоб

 

 

Ѵ гІ + х'к

хк

209


Максимальный момент при этом останется постоянным, так как он не зависит от добавочного сопротивления; изменится наклон рабочей части характеристики и ее вид. Каждому значению добавочного со­ противления соответствует своя искусственная характеристика, но все они пересекаются в одной точке s = 0, или п п0 (рис.99). Можно выбрать такое добавочное сопротивление, при котором критическое скольжение будет равно sK= 1, тогда момент двигателя при пуске будет равен максимальному. Одновременно уменьшится пусковой ток:

15.10. МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ В ТОРМОЗНЫХ РЕЖИМАХ

Асинхронный двигатель может работать и в тормозных режимах: противовключения, электродинамического торможения и генераторном с отдачей энергии в сеть. Последний возможен в приводе рабочей машины с потенциальным статическим моментом, способным увеличить скорость вращения ротора выше синхронной (например, опускание груза).

Механические характеристики тормозных и двигательного режимов располагаются в системе координат s (или п) и М (рис. 98 и 99) анало­ гично рассмотренным выше характеристикам двигателей постоянного тока.

Г е н е р а т о р н о м у р е ж и м у с о т д а ч е й э н е р г и и в с е т ь соответствует отрицательное скольжение, положительная скорость вращения ротора, совпадающая с направлением вращения поля, и отрицательный момент

со>со0, s = —— “ < о , М < 0 .

со0

Генераторный режим с отдачей энергии в сеть возможен в приводах с многоскоростными асинхронными двигателями. При переключении обмотки статора двигателя на меньшую скорость, он перейдет в генера­ торный режим торможения.

Э л е к т р о д и н а м и ч е с к о е т о р м о ж е н и е достигается подачей постоянного тока в отключенную от сети обмотку статора двигателя. В проводниках обмотки вращающегося ротора магнитным полем постоянного тока наводится э. д. с., и в замкнутой обмотке ротора появляется ток, создающий свое магнитное поле, также непо­ движное относительно статора. Взаимодействие тока ротора с резуль­ тирующим магнитным полем создает тормозной момент. Механическая энергия, подводимая со стороны вала, превращается в электрическую, а последняя — в тепловую и расходуется на нагревание обмоток и сопротңвлений цепи ротора.

210


Электродинамическое торможение возможно также при самовоз­ буждении отключенного от сети двигателя с помощью конденсаторов, включенных параллельно обмоткам статора. В этом случае двигатель работает в режиме самовозбужденного асинхронного генератора. Однако такой способ возбуждения применяется значительно реже из-за меньшего эффекта торможения.

В р е ж и м е п р о т и в о в к л ю ч е н и я рабочая машина вращает ротор двигателя в сторону, обратную направлению вращения магнитного поля статора, при этом скольжение s > 1. Ток двигателя будет еще больше, чем пусковой (последний превышает номинальный в 5—7 раз), а тормозной момент будет меньше, чем пусковой, из-за большой частоты тока ротора. Поэтому режим противовключения для двигателей с короткозамкнутым ротором практически непри­ меним.

В приводах с двигателями, имеющими фазную обмотку ротора, режим противовключения широко применяется благодаря возмож­ ности включения в цепь ротора большого активного сопротивления, ограничивающего ток и увеличивающего момент двигателя. Добавочное сопротивление увеличивает наклон рабочей части механической харак­ теристики, на которой двигатель остается работать при переходе

врежим противовключения.

Вприводе машины с реактивным статическим моментом торможение

противовключением производят путем переключения статора на обрат­ ное направление вращения поля. При таком торможении также необ­ ходимо включить достаточно большое сопротивление в цепь ротора и отключить двигатель от сети, когда скорость привода будет близкой к нулю.

15.11. РАСЧЕТ ПУСКОВЫХ СОПРОТИВЛЕНИЙ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФАЗНЫМ РОТОРОМ

Рабочий участок механической характеристики асинхронного дви­ гателя в пределах от 0 до 0,85 М к можно считать прямолинейным. Включение симметричных активных сопротивлений в цепь ротора изменяет лишь наклон рабочей части характеристики, не оказывая влияния на величину максимального момента. Это обстоятельство позволяет при расчете пусковых сопротивлений двигателя с фазным ротором использовать рассмотренные выше методы расчета пусковых реостатов двигателей постоянного тока. Различие состоит только в том, что максимальный (пиковый) момент у двигателей постоянного тока ограничивается коммутацией, а у асинхронных двигателей — величи­ ной критического момента Мк.

Исходными данными для расчета являются номинальные данные двигателя и заданные условия пуска. Для асинхронного двигателя с фазным ротором полное номинальное сопротивление определяют при соединении фаз ротора в «звезду». В случае соединения в «треугольник» сопротивление фаз необходимо привести к эквивалентной «звезде», так как внешние сопротивления всегда соединены в «звезду», а полное

211


сопротивление каждой линии ротора определяется как сумма внутрен­

него и внешнего сопротивлений.

Номинальным сопротивлением двигателя с фазным ротором назы­ вают такое активное сопротивление каждой линии ротора, которое при неподвижном роторе и номинальных частоте и напряжении, под­ водимых к статору, определит номинальный ток в роторе.

Рис. 100. Графический расчет (а) и схема включения (б) пусковых сопроти­

влений асинхронного двигателя с фазным ротором.

Ввиду того, что у асинхронных двигателей индуктивная составля­ ющая сопротивления ротора значительно меньше полного сопротивле­ ния- х2 г2, принимают:

Ен—ZH Ѵ'Ъ/2Н’ (15-60)

где Е%н — э. д. с. ротора номинальная; /2н — ток ротора номинальный.

Г р а ф и ч е с к и й р а с ч е т п у с к о в ы х с о п р о т и в ­ л е н и е выполняют в следующем порядке. Строят естественную механическую характеристику по двум точкам: М = 0, s = 0; М = = M„,s = sH(рис. 100). Проводят вертикальные линии,соответствующие выбранным пределам пусковых моментов Ми М2 и М„ — 1, и строят пусковую диаграмму. Построив пусковую диаграмму, на вертикальной линии номинального момента Мн — 1 отсчитывают отрезки (представ­ ляющие собой скольжения), расположенные между смежными харак­ теристиками. Умножая полученные скольжения на номинальное сопротивление, находят сопротивления соответствующих секций реос­ тата. Внутреннее сопротивление фазы ротора будет равно:

^P= SH^H-

212

Сопротивление первой, второй и третьей секций реостата соответ­ ственно:

R i —SiRa, R2—s2Rn, R3—S'iRn-

А н а л и т и ч е с к и й р а с ч е т п у с к о в ы х с о п р о т и в ­ л е н и й двигателя с фазным ротором удобнее выполнять в относи­ тельных единицах. Порядок расчета следующий. Выбрав величину максимального пускового момента М1г по известной величине номи­

нального скольжения sH и заданному

числу ступеней реостата т

определяют отношение:

 

 

Мг

 

т + 1

Щ

или

V.s.Mn'

 

 

Находят номинальное сопротивление двигателя и активное сопро­

тивление фазы ротора

 

■^211 Rp

 

 

 

 

Ян=

 

 

 

 

 

Ѵз А,,’

 

 

Сопротивление секций реостата находят по формулам:

 

/?1 =

/?р (Л,— 1), r 2 = r 1i ,

r 3 = r 2x.

 

Пример.

Найти число ступеней и сопротивления секций пускового

реостата для двигателя АК-51/6. Исходные данные:

Р„ — 1,7 кВт,

U = 380 В,

/ = 5,0 А,

п =

910 об/мин,

Е2н = 58 В,

/ 2н = 20,2 А.

Фазы ротора соединены в звезду. Пуск форсированный.

Статический

момент

Мс = 0,8

М а.

 

момента

По

справочнику находим кратность максимального

лк = 2,2. Затем

выбираем пиковый момент Мх =

0,85

Мк =

=0,85 -2,2 « 1,9.

Вобозначении типа двигателя АК-51/6 число 6 означает число полюсов обмотки, следовательно, синхронная скорость вращения магнитного поля статора равна:

« 0 =

60/

60.50

: 1000 об/мин,

 

Р

3

 

где р — число пар полюсов.

 

 

Номинальное скольжение

 

 

 

П о - п н _ 1000-910

s« ~

пп

 

1000

Найдем число ступеней пускового реостата, принимая момент

переключения равным /И2 =

1,4 Мс =

1,4 -0,8 — 1,1:

Igs Ä

Ig 0,09.1,9

0,765_

т - ~

Ж ~

1й 1.9

0,238

*5

1 1

 

213