Файл: Электрооборудование и автоматизация сельскохозяйственных агрегатов и установок учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 445
Скачиваний: 13
двум точкам. Для этого на оси абсцисс откладывают в выбранном
масштабе сопротивление |
двигателя |
и через |
полученную точку |
|||
проводят вертикальную линию. Иногда |
известным бывает только |
|||||
сопротивление |
обмотки |
якоря R s, |
в |
таком |
случае |
принимают |
/?д « 1,5 R„. |
Координаты точек для |
построения |
прямой |
А 1Н1 опре |
деляют, исходя из следующих условий. При неподвижном якоре, когда п — 0, ток / х определяется полным сопротивлением реостата
На естественной характеристике, когда сопротивление цепи якоря равно /?д, току / х соответствует скорость пѵ Таким образом, прямая АгН1будет построена по точкам: 1) п = О, R = г3; 2) п = пи R = RÂ.
Аналогично определяются точки для построения прямой А2Н2, выражающей зависимость п = f (R) при М2 = const. Координаты то чек А2 и Н2 соответственно: n = 0, R = r, п = п2, R = R a.
Разгон двигателя в процессе пуска при переходе с одной характе ристики на другую в координатах ^ и л изображается ломаной линией A^BCDЕ FНгН2, на основании которой построена пусковая диаграм ма в правой части чертежа. Если пределы Мг и М2 выбраны удачно, выключение последней ступени реостата в точке F (или /) должно соот ветствовать выходу двигателя на естественную характеристику с мо ментом М1; иначе расчет придется повторить, изменив значение М2. Отрезки ВС, DE, FH±определяют величину сопротивлений секций пу скового реостата соответственно: Ra, R2 и Rv
15.8. МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА СО СМЕШАННЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ
В двигателе со смешанным возбуждением для создания магнитного потока имеются две обмотки, одну из них включают последовательно с якорем, другая рассчитана на независимое подключение к сети. Обмотка независимого возбуждения создает постоянный магнитный поток, вследствие этого двигатель имеет скорость идеального холостого хода и может работать на холостом ходу. Последовательная обмотка
возбуждения усиливает магнитный |
поток п р и |
н а г р у з к е в |
д в и г а т е л ь н о м р е ж и м е , |
что приводит |
к понижению ско |
рости под нагрузкой и увеличению пускового момента. Таким образом, двигатели смешанного возбуждения приобретают электромеханические свойства одновременно двух видов двигателей: независимого и после довательного возбуждения.
В настоящее время с целью снижения веса, габаритов и расхода материалов почти все электродвигатели работают с насыщенным магнитопроводом. Поэтому механические характеристики двигателей смешанного возбуждения (как и последовательного) не имеют анали тического выражения и для них также существуют универсальные ха
202
рактеристики п — f (/ я) и М = / (/я), построенные в относительных или абсолютных единицах.
Вид механических характеристик двигателя смешанного возбужде ния зависит от соотношения м. д. с., создаваемых каждой обмоткой.
Рис. 96. Схема включения и механические характеристики двигателя со смешанным возбуждением.
Чем больше влияние последовательной обмотки, тем характеристики мягче (рис. 96).
Наличие у двигателя скорости идеального холостого хода создает возможность перехода в г е н е р а т о р н ы й р е ж и м т о р м о ж е н и я с отдачей энергии в сеть. Однако при достижении скорости, превышающей скорость идеального холостого хода, э. д. с. стано вится больше напряжения сети, и ток изменяет направление. В ре зультате последовательная обмотка будет оказывать размагничиваю-
203
щее действие, и тормозной момент будет, несмотря на большую скорость и ток, незначительным. Поэтому при переходе в генераторный режим последовательную обмотку закорачивают или отключают. Механиче
ские характеристики, вместо круто поднимающихся вверх, становятся прямолинейными.
В р е ж и м е э л е к т р о д и н а м и ч е с к о г о т о р м о ж е н и я последовательная обмотка будет также размагничивать по люса, если направление вращения не изменилось (по отношению к дви гательному режиму). Для получения достаточного тормозного момента требуется значительная скорость вращения. При переключении об мотки или изменении направления вращения в динамическом режиме тормозной момент нарастает значительно быстрее. Однако переключе ние обмотки и реверсирование усложняют схему управления, поэтому последовательную обмотку обычно также закорачивают и работают на прямолинейных характеристиках.
Р е ж и м п р о т и в о в к л ю ч е н и я осуществляется, так же как у двигателей с последовательным возбуждением, введением боль шого сопротивления в цепь якоря в приводах машин с потенциальными статическими моментами (подъемные лебедки, краны).
Построение механических характеристик и расчет пусковых со
противлений производят обычно графическими методами с помощью универсальных характеристик.
15.9.МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В ДВИГАТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ
Асинхронные бесколлекторные электродвигатели из-за простоты конструкции, надежности, высокого к. п. д. и сравнительно низкой стоимости получили самое широкое распространение в промышлен ности и в сельском хозяйстве. Основными типами асинхронных дви гателей являются трехфазные двигатели в двух исполнениях: с корот козамкнутой обмоткой ротора и с фазной обмоткой ротора. Ведущее место в электроприводах занимают двигатели с короткозамкнутым ротором. Достаточно сказать, что почти 90% электроприводов, рабо тающих в сельскохозяйственном производстве, оснащены трехфаз- н ы ы і двигателями серий А и А2 с короткозамкнутым ротором
В отличие от двигателей постоянного тока магнитный поток возбудения трехфазного двигателя создается переменным током обмоток и является вращающимся. Появление в обмотке ротора э. д. с. и тока
кйгтнД0ВаТеЛЬН0’ И вращающего момента на валу возможно, как из-. J ™ ’ только при наличии разности между скоростью вращения маг-
Г Г я П0ЛЯ И СКоростью нрнщения ротора. Эту разность выражают обычно в относительных единицах, принимая за основную единицу
жениемННУЮСК°Р°СТЬ вРащения магнитного поля со0, и называют сколы
Ж е п И ш
Шо —<а
со„ ’
где со — скорость вращения ротора.
204
Механические характеристики асинхронного двигателя строят в виде зависимости скольжения от развиваемого двигателем момента s = / (М) при постоянной величине напряжения и частоты питающей
сети. |
|
а н а л и т и ч е с к о г о в ы р а ж е |
|
Д л я п о л у ч е н и я |
|||
н и я |
м е х а н и ч е с к о й |
х а р а к т е р и с т и к и |
т р е х |
ф а з н о г о д в и г а т е л я |
используется эквивалентная |
схема од |
ной фазы двигателя при соединении обмоток статора и ротора в «звез ду». На эквивалентной схеме (рис. 97) магнитная связь между обмот ками статора и ротора заменена электрической, а ток намагничивания и соответствующие ему индуктивное и активное сопротивления пред ставлены в виде независимого контура, включенного на напряжение сети. Параметры обмотки ротора (индуктивное х2 и активное г2 сопро тивления и ток ротора і ')і приведены к виткам обмотки статора и к ре
жиму при неподвижном роторе. |
|
|||
Кроме того, эквивалентная схема |
|
|||
рассматривается при условии, что |
|
|||
параметры всех |
цепей являются |
|
||
постоянными, а магнитная цепь |
|
|||
ненасыщенной. |
|
|
||
На основании закона Ома, |
|
|||
исходя из эквивалентной схемы, |
|
|||
определим: |
и |
|
|
|
/( = - г |
• (15-45) |
Рис. 97. Эквивалентная схема асин |
||
п' \а |
||||
У |
+ (*і+*92 |
хронного двигателя. |
||
|
||||
|
|
На основании закона Джоуля — Ленца мощность, подводимая из сети, в цепях схемы расходуется так:
|
Р і = - / У п + ( ' ; ) а ' ч + ( / о а ГоS ’ |
(15-46) |
где |
— токи сопротивление намагничивающей цепи. |
потерями |
Первые |
два члена правой части уравнения являются |
в намагничивающем контуре и в обмотке статора, а третий член пред ставляет собой электромагнитную мощность, передаваемую ротору вращающимся магнитным полем:
Л » = ( /Э * ~ . |
(15-47) |
Электромагнитная мощность двигателя с числом фаз т на основа нии выражения (15-45) равна:
ээм = (Д)2^ т = |
mW г- |
(15-48) |
|
'•!+ |
---) +(*і + *')2 |
205
Электромагнитную мощность вращающегося со скоростью со0 поля можно представить в следующем виде:
Р эм = М ш 0, |
(15-49) |
отсюда электромагнитный момент:
|
М -. |
m U ^ |
|
|
|
|
(15-50) |
||
|
Рэм |
s |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ü)o|^r1 + - j j |
+ (*x+ *2)8j |
|
|
|
|
||
Сумма |
х г + х 'і = |
х к представляет |
собой |
индуктивное |
сопро |
||||
тивление |
двигателя |
при коротком |
замыкании. |
Подставив |
его |
||||
|
|
в |
формулу |
(15-50), |
получим: |
||||
|
|
|
|
m V 2 ^ |
|
|
|
|
|
|
|
М - . |
|
s |
|
|
(15-51) |
||
|
|
, |
г ' \ 2 |
|
|
||||
|
|
|
7 |
|
|
|
|
||
|
|
|
со0 l [ r i + - t ) |
+ * к . | |
|
|
|
||
|
|
Величины |
г.і! |
|
х%і |
со0, |
tn |
||
|
|
являются |
конструктивными |
пара |
|||||
|
|
метрами двигателя при постоян |
|||||||
|
|
ной частоте и напряжении сети; |
|||||||
|
|
следовательно, |
|
момент |
будет |
||||
|
|
зависеть |
только |
от |
скольжения |
||||
|
|
(рис. 98). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пуск двигателя с короткозамк |
|||||||
|
|
нутым ротором производят непо |
|||||||
|
|
средственным |
включением в |
сеть. |
Рис. 98. Механическая характеристика В момент включения, когда скорость
асинхронного двигателя. |
вращения |
ротора |
п |
= |
0 (s = 1), |
мент М п, который можно |
Двигатель развивает пусковой мо- |
||||
определить, подставив s |
= |
1 |
в уравне- |
||
ние (15-51), |
|
|
|
|
|
|
m U 2r i |
|
|
|
(15-52) |
|
' “o[(ri + g 2+ 4 ] • |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
, ПУСК0В0Й момент асинхронного двигателя, |
как видно из формулы |
(1о-о2), зависит от квадрата подводимого к статору напряжения. От
ношение пускового |
момента к номинальному ^ а = яп называют |
м е н т а ° СТЬЮ |
н а ч а л ь н о г о ’. и л и п у с к о в о г о , мо - |
Для двигателей с короткозамкнутым ротором серий А и А2 коатность пускового момента составляет: А* = 1,0 ч - 2,0. В процессе раз гона с увеличением скорости вращения скольжение уменьшается момент двигателя вначале возрастает, а затем, достигнув максимальной Г ™ н ы при скольжении а. = 0,12 н- 0,20. начнет уменьшаться^ „“ рЦ
206
Для определения скольжения sK, при котором момент становится максимальным, берут производную по s от выражения (15-51) за висимости М = f (s) и приравнивают ее к нулю. Проделав несложные математические операции, в конечном результате получим:
г'.
Величину sKи соответствующий ей максимальный момент Мк на
зывают к р и т и ч е с к и м и . |
|
|
|
В связи с тем, что хг + Х2 = хк обычно значительно |
больше гъ |
||
последним можно пренебречь, тогда sKбудет равно: |
|
||
5К |
г' |
(15-54) |
|
Х\ —J—X.j |
|||
|
|
Для определения максимального момента М к подставим значение
скольжения sK в формулу (15-51), |
после |
преобразований получим: |
|
м к |
_______ пйР___________ mü2 |
||
2о>о(]/> ; + 4 ± |
гJ “ |
(15-55) |
|
|
2о>„ (гг+ дск) |
Знак плюс в выражениях (15-53), (15-54), (15-55) соответствует положительной скорости вращения ротора, то есть режимам двигатель ному и противовключения. Знак минус означает работу двигателя в генераторном режиме с отдачей энергии в сеть. Нетрудно заметить, что абсолютная величина максимального момента Мк в генераторном режиме будет больше, чем в двигательном. Кроме того, максимальный момент пропорционален квадрату подведенного к статору напряже ния, не зависит от активного сопротивления ротора и уменьшается
сувеличением хк и гх.
Вформуле зависимости электромагнитного момента от скольжения имеются величиныrj, хъ хъ которые в справочниках не приводятся. Чтобы получить удобное для практического построения характери стики выражение, разделим (15-51) на (15-55):
м_ |
2т('-1+ Ѵ 7! + ^ ) |
|
||
Мк |
|
Го\2 |
|
|
|
|
г 1 + - ^ 1 + * к |
|
|
Разделив числитель и знаменатель на |
У rt+ x'i и принимая = О, |
|||
после некоторых преобразований получим: |
|
|||
М __ |
2 |
или М |
2Мк |
(15-56) |
MK~ s |
|
|
||
|
sK |
|
|
+ Т
Полученное уравнение (15-56) справедливо для рабочей (устойчи вой) части механической характеристики в пределах от s = 0 до s = sK. При построении нижней части характеристики из-за принятого допущения гх = 0 уравнение не дает достаточной точности, поэтому величину пускового момента принимают по известной из каталога
207