рабочая температура изоляции была равна предельно допустимой для данного класса. Однако температура перегрева, как было выяснено выше, зависит не только от мощности потерь, но и от условий теплорассеяния в окружающую среду и, следовательно, от состояния самой среды (воздуха). Поэтому номинальный ток и мощность всех двигателей определяют для одних и тех же, стандартных условий окружающей среды.
Согласно техническим требованиям стандарта на электрические машины (ГОСТ 183—66) номинальные данные электрических машин (ток, мощность, скорость вращения и другие величины) относятся к работе машин на высоте до 1000 м над уровнем моря и при темпера туре охлаждающей среды +40 °С. При этом предельно допустимое превышение температуры частей электрических машин, в частности обмоток, зависит от определенного способа измерения температуры.
Для измерения температуры в доступных местах применяются термометры. Но термометр не позволяет измерить температуру внут ренних, наиболее нагретых, частей обмотки. Другой способ измерения, называемый методом сопротивления, состоит в определении средней температуры обмотки по изменению ее омического сопротивления при нагревании.
Если сопротивление обмотки, измеренное в холодном состоянии при температуре окружающей среды т,„ равно R0, то при работе двигателя сопротивление, возрастая пропорционально перегреву Ат, станет равным R1. Зная величину температурного коэффициента изме нения сопротивления а (для меди а = 1/235, а для алюминия а =
—1/245 1/Ом), можно определить перегрев. Например, для медной обмотки:
ATi = ^ L Z ^ (2 3 5 + t0). |
(17-14; |
АО |
|
Предельно допустимая рабочая температура изоляции (тр д) опреде ляется как сумма предельно допустимого перегрева и температуры окружающей среды (по стандарту):
т р. д ~ бТд + 40 °с.
В качестве примера приведены значения предельно допустимых температур обмоток асинхронных двигателей серий А и А2 (в градусах):
Применяемый метод измерения |
Класс нагревостойкости изоляции |
температуры |
А |
Е |
Термометра ........................................ |
90 |
105 |
Сопротивления ................................. |
100 |
115 |
Из этих данных видно, что предельно допустимые значения темпе ратур обмоток на 5—10° ниже действительных предельных температур для данных классов изоляции. Это объясняется тем, что методы опре деления температуры не гарантируют получения максимальных зна чений в отдельных точках обмоток.