плекса различных сельскохозяйственных операций за один проход агрегата.
Первые опыты по созданию п эксплуатации электрифицированных мобильных сельскохозяйственных машин — электропахотных лебедок, электротракторов, электрокомбайнов, проведенные в Советском Союзе в 30—50-х годах, полностью подтвердили положительные качества электрифицированных машин. В результате длительной эксплуатации электротракторов было установлено, что по сравнению с тепловыми тракторами производительность полевой техники повышается на 15— 35/6, экономия рабочей силы в электротракторных бригадах составляет до 40%; сокращаются затраты на ремонт.
Вместе с тем серьезные недостатки электротракторов, основными из которых являются малый радиус действия и низкая надежность питающего кабеля, а также недостаточное развитие мощных сельских
Рис. 147. Принципиальная схема |
электропривода трактора |
с централизованным |
питанием. |
электрических сетей, не позволили электротрактору в те годы успешно конкурировать с тепловым.
В настоящее время, когда проблему электроснабжения сельско хозяйственных потребителей можно считать решенной, создались предпосылки не только технические, но и экономические для внедрения электропривода на мобильные сельскохозяйственные машины.
П о с п о с о б у э л е к т р о с н а б ж е н и я мобильные сель скохозяйственные машины могут разделяться на машины с централизо ванным питанием и с автономным источником энергии, а по р а д и у с у д е й с т в и я — с большим радиусом действия (преимущественно полеводческие машины) и с ограниченным радиусом действия (машины животноводческих ферм и предприятий закрытого грунта).
М о б и л ь н ы е м а ш и н ы б о л ь ш о г о р а д и у с а д е й с т в и я с ц е н т р а л и з о в а н н ы м э л е к т р о с н а б ж е н и е м получают питание от мощных источников электроэнергии, преимущественно от линий электропередач напряжением 10 кВ, через передвижную понижающую трансформаторную подстанцию и гибкий
кабель.
Перспективной схемой электропривода трактора с централизован ным питанием, можно считать схему, изображенную на рис. 147.
В качестве тягового электродвигателя здесь применен наиболее надеж ный и дешевый трехфазный асинхронный электродвигатель с фазным ротором. Орган регулирования скорости тягового электродвигателя состоит из управляемого выпрямителя УВ, выпрямляющего ток ротора, и ведомого сетью инвертора И (оба собраны на тиристорах), а также трансформатора Тр, согласующего напряжения роторной и статорной цепей электродвигателя. Управление выпрямителем и инвертором осуществляется изменением угла отпирания тиристоров с помощью блоков управления БУВ и БУИ.
Регулирование скорости тягового электродвигателя выполняется введением в цепь ротора дополнительной противо-э. д. с. Энергия сколь жения, возникающая в роторной цепи при регулировании скорости вниз от номинальной, возвращается в сеть по цепи — выпрямитель, инвертор и согласующий трансформатор.
Ц е н т р а л и з о в а н н о е п и т а н и е м о б и л ь н ы х м а ш и н с о г р а н и ч е н н ы м р а д и у с о м д е й с т в и я обычно осуществляется непосредственно от сети напряжением 380/220 В через гибкий кабель. Примером таких машин может служить э л е к т р и- ч е с к а я с а м о х о д н а я ф р е з а ФС-0,7, которая используется для обработки почвы в парниках и теплицах.
Электрическая фреза представляет собой безрамное одноосное шасси, на котором смонтированы асинхронный короткозамкнутый двигатель мощностью 2,8 кВт, редуктор с муфтой включе ния и сменный ротор с рабочими органами. Длина питающего кабеля 75 м.
Схема электропривода фрезы ФС-0,7 представлена на рис. 148. Безопасность работы обеспечивается с помощью защит от обрыва нулевой жилы кабеля и от замыкания на корпус. При обрыве нулевой жилы кабеля катушка Р не получает питание и своими контактами отключает двигатель от сети. При замыкании на корпус срабатывает реле тока Т, разрывая цепь питания катушки магнитного пускателя КЛ. Электродвигатель и кабель отключаются от сети.
Ширина захвата электрофрезы 0,7 м, глубина обработки до 20 см, производительность до 800 м2/ч.
В м о б и л ь н ы х м а ш и н а х с а в т о н о м н ы м и с т о ч
н и к о м |
э н е р г и и энергетическая установка находится на самой |
машине. |
Такая машина обладает полной свободой движения и в наи |
большей степени удовлетворяет требованиям сельскохозяйственных работ. Вместе с тем, энергетическая установка должна иметь приемле мые для установки на машину вес и габариты и обладать высоким коэф фициентом полезного действия. Примером таких энергетических уста
новок могут служить тепловой двигатель-генератор или аккумулятор ная батарея.
Двигатель-генераторные установки применяются на мощных маши нах большого радиуса действия, например, дизель-электротрактор ДЭТ-250 мощностью 250 л. с. В нем дизельный двигатель вращает генератор постоянного тока, который питает тяговый двигатель посто янного тока. Такая схема передачи энергии теплового двигателя на
Рис. 149. Схема электротрансмиссии с высокоскоростными электрическими машинами.
ведущие оси машины получила |
название |
э л е к т р и ч е с к о й |
т р а н с м и с с и и . Эксплуатация |
трактора |
ДЭТ-250 на дорожно |
строительных работах показала его преимущества перед тракторами с механической трансмиссией. В частности, его производительность была на 30% выше за счет более полного использования установленной мощности дизеля. Это было достигнуто путем плавного регулирования скорости электродвигателя.
Применение электротрансмиссий на сельскохозяйственных трак торах, имеющих меньшую мощность, сдерживается относительно высоким весом электрических машин.
В настоящее время рядом научных и конструкторских учреждений ведутся работы по созданию электрических трансмиссий для сельско хозяйственных мобильных машин. Одна из перспективных схем элек тротрансмиссии строится на применении высокоскоростных электри ческих машин, в которых снижение веса и габаритов достигнуто путем повышения скорости вращения (рис. 149). Здесь тепловой двигатель Д через повышающий редуктор Р вращает высокоскоростной синхронный генератор СГ, который через управляемый тиристорный выпрямитель УВ питает тяговые электродвигатели АП и М2 постоянного тока с после довательным возбуждением. Регулирование тяговых двигателей выпол няется управляемым выпрямителем с помощью блока управления БУ. Схема допускает неограниченный отбор мощности на переменном токе
для питания электродвигателей привода рабочих органов сельскохо зяйственных машин.
Если отбор мощности на рабочие органы не является решающим фактором в построении схемы электрифицированной машины, то может быть применена электромеханическая трансмиссия, в которой энергия теплового двигателя передается на ведущие оси двумя парал лельными потоками: механическим и электрическим. В этом случае электрические машины выбираются меньшей мощности и их вес и га бариты оказываются приемлемыми для установки на мобильные машины.
На рис. 150 показан один из вариантов схемы электромеханической трансмиссии. Механическим путем энергия теплового двигателя Д
ов |
передается |
на выходной |
вал ВВ |
через |
фрикционную |
муфту |
Ф, |
|
вал / и дифференциальный меха |
|
низм ДМ. |
|
|
|
|
|
|
Второй поток энергии направ |
|
ляется |
от |
теплового |
двигателя |
|
через зубчатую пару 3, генератор |
|
постоянного |
тока |
Г, |
питающий |
|
двигатель постоянного тока ДП, |
|
вал 2 и дифференциальный меха |
|
низм ДМ. |
Воздействуя на потоки |
|
генератора |
и двигателя |
постоян |
|
ного |
тока, |
можно |
изменять |
ско |
Рис. 150. Схема электромеханической |
рость |
вращения вала |
2 |
по |
вели |
трансмиссии. |
чине и направлению. В дифферен |
циальном механизме осуществляет ся суммирование скоростей валов 1 и 2, в результате этого изменяется скорость вращения выходного вала.
А к к у м у л я т о р н о е п и т а н и е является весьма перспек тивным источником энергии для мобильных сельскохозяйственных машин. Однако в настоящее время аккумуляторные батареи находят применение только на мобильных машинах ограниченного радиуса действия из-за недостаточной энергоемкости, большого веса и большой стоимости.
Выпускаемые промышленностью электрокары с успехом применя ются в сельском хозяйстве для перемещения грузов на складах, живот новодческих и птицеводческих фермах, в тепличных и парниковых хозяйствах. На базе электрокара могут быть выполнены машины, осуществляющие работы основного технологического цикла на живот новодческих фермах.
Научно-исследовательским и проектно-технологическим институтом механизации и электрификации сельского хозяйства Северо-Запада (НИПТИМЭСХ С-3) разработан и испытан а к к у м у л я т о р н ы й к о р м о р а з д а т ч и к АК-2 для ферм крупного рогатого скота. На рис. 151 показана его технологическая схема. На электрокаре ЭК-2 установлен бункер для кормов 3, на дне которого расположен цепочно