Файл: Шахназарян С.Х. Возведение зданий методом подъема этажей и перекрытий. Исследования, проектирование, строительство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ложение шлицев валов редуктора и промежуточного ва­ ла механизма подъема, а также относительное положе­ ние зубьев пар косозубых шестерен 6 н 7 с тем, чтобы это положение при сборке осталось неизменным. Соби­ рают механизм подъема в обратном порядке.

После каждой разборки механизмов подъема, как правило, проверяют наладку положений эксцентриковых валов и дисков механизма подкручивания гаек. Налад­ ка заключается в том, чтобы все четыре эксцентриковых вала синхронно занимали свои верхние и нижние край­ ние положения в процессе работы подъемника. Провер­ ка этих положений осуществляется с помощью рисок на косозубых шестернях 7 и корпусах подшипников, кото­ рые наносят на заводе во время стендовых испытаний. Положение дисков 10 п 12 механизмов подкручивания гаек должно строго соответствовать положению эксцен­ триковых валов. Это положение определяется следу­ ющим образом. При прокручивании эксцентриковых ва­ лов на 20° от положения совпадения рисок на механизме подъема в режиме «подъем груза» пальцы 13 верхних дисков 10 должны занять положение их выхода из за­ цепления с кулачками 28 верхних шестерен 29. Регули­ ровку положения дисков можно осуществить, сияв ше­ стерню 9. Хомут с кулачком конечного выключателя 11 устанавливают па отключение подъемника в нейтраль­ ном положении, т. е. в крайнем нижнем положении эксцентриковых валов.

При поломке механизма подкручивания гаек во вре­ мя подъема груза возникает необходимость в разгрузке подъемника для проведения ремонтных работ. Подъем­ ник освобождают от груза следующим образом: под во­ ротник поднимаемого груза устанавливают временные опоры; разбирают поврежденный механизм подкручива­ ния гаек; вручную откручивают нижнюю грузовую гай­ ку 24 поврежденной стороны подъемника таким образом, чтобы между нижней подвижной траверсой 27 и гайкой образовался зазор 9—10 мм; включают подъемник в ре­ жиме «опускание груза» на один рабочий цикл и в мо­ мент, когда между верхней грузовой гайкой 21 и верхней траверсой 23 образуется зазор, вручную подворачивают верхнюю гайку на один оборот. Далее груз переклады­ вается с подъемника на временные опоры.

160


8. Изготовление и испытание оборудования

Первый опытный образец электромеханического обо­ рудования был изготовлен в 1968—1969 гг. на ереван­ ском заводе «Строммаш» Минпромстроя Армянской ССР. Затем по дополнительным и уточненным рабочим чертежам одновременно были изготовлены три опытных образца подъемников с пультом, которые были подверг­ нуты испытанию иа заводском стенде. Испытания про­ водили по специальной программе в условиях, близких к реальным, с целью определения надежности работы подъемного оборудования при следующих возможных режимах: подъем груза (плиты с чугунными чушками); опускание груза; опускание и подъем грузовых тяг; самоподъем подъемников. Проведенными испытаниями бы­ ло установлено, что при нагрузке, соответствующей про­ ектной грузоподъемности 50 т, электромеханическое подъемное оборудование работало синхроино и безот­ казно в любом режиме работы. При перегрузке подъем­ ников примерно на 30% наблюдалось заклинивание ма­ точных гаек грузовых тяг вследствие деформации винто­ вой резьбы.

Наиболее слабыми звеньями испытанного оборудова­ ния оказались грузовые тяги. Для определения их несу­ щей способности три комплекта грузовых тяг с маточ­ ными гайками были подвергнуты растяжению до разру­ шения иа гидропрессе типа ГРМ-2. По мере возраста­ ния нагрузки затруднялось проворачивание маточных гаек и, наконец, при усилии около 65 т наблюдалось их заклинивание. Разрыв тяги № 1 произошел при усилии 76 т; тяги № 2— при усилии 82 т; тяги № 3— при усилии 80 т. Общий вид грузовой тяги после разрыва показан на рис. IV. 12.

По данным лабораторных и заводских испытаний, грузоподъемность электромеханического подъемника определяется не исчерпанием несущей способности наи­ более слабого звена — грузовых тяг, а потерей подъем­ ником эксплуатационных свойств в связи с заклинивани­ ем маточных гаек из-за растяжения тяг. Кстати говоря, такое состояние является надежным буфером, исключа­ ющим возможность аварии при эксплуатации подъемно­ го оборудования в случае отказа автоматической систе­ мы по какой-либо причине. Наконец, по результатам ис-

11—332

161

Рис. I V - 12.

Гр узовая тяга после

разры ва

а — деталь зоны излома; б — поверхность излома

пытаний

была установлена

возможность увеличения

грузоподъемности подъемников, по крайней мере, па 20%, т. е. до 60 тпри условии усиления тяг.

После окончательной корректировки рабочих черте­ жей по результатам проведенных испытаний на ереван­ ском заводе «Строммаш» Миипромстроя Армянской ССР в 1969—1970 гг. было налажено производство элек­ тромеханического оборудования для широкого примене­ ния в строительстве.

Для изготовления подъемного оборудования приме­ няется в основном сталь Ст.40Х для изготовления гру­

зовых тяг; сталь Ст.45 для

изготовления механизмов

и сталь Ст.З как конструкционный материал.

Подъемное оборудование

после изготовления испы­

тывается на заводском стенде.

 

До установки на испытательный стенд каждый подъ­ емник подвергают обработке в течение 1 ч. Одновременно Замеряют потребляемую мощность электродвигателя при холостом ходе. После установки на стенд подъемники в

течение 1 ч испытывают под нагрузкой,

превышающей

их грузоподъемность на 10%. При этом

замеряют по­

требляемую мощность электродвигателя, величину люф­ тов; проверяют состояние шестерен, надежность затяжки болтов, шпилек, гаек, отсутствие течи масла из ре­ дуктора, отсутствие стука в подшипниках. Внешним ос­ мотром выявляют видимые механические дефекты (по­

162


ломки, заедания ходовых частей, вмятины, трещины); замеряют скорость подъема груза; проверяют синхрони­ зацию работы подъемников с пульта управления, натя­ жение тормозных лент механизмов подкручивания гаек. Проверяют работу конечных выключателей, работу электрических аппаратов и сигнализации. Производят измерение сопротивления изоляции сети между токове­ дущими элементами оборудования и корпусами аппа­ ратов.

Результаты испытаний заносят в технический пас­ порт комплекта подъемного оборудования.

На каждом подъемнике устанавливают щиток с обо­ значением товарного знака завода-изготовителя, типа подъемника, заводского номера подъемника, грузоподъ­ емности, даты выпуска.

Дальнейшее совершенствование технологии произ­ водства (создание технологической оснастки для умень­ шения трудоемкости сборочных работ, улучшение режи­ ма термообработки деталей с доведением брака до мини­ мума, замена деталей стандартными, выпускаемыми про­ мышленностью, например редукторов, и т. д.), коопера­ ция со специализированными заводами по изготовлению грузовых тяг и другие мероприятия позволят значительно упростить изготовление подъемного оборудования при его массовом производстве.

9. Производительность оборудования

На заводском стенде изучалась работа трех синхрон­ но работающих электромеханических подъемников. Между тем подъем плит на строительстве зданий ведут со значительно большим количеством подъемников, и это обстоятельство, как показали результаты хронометражных наблюдений, отражается на производительно­ сти оборудования. Так, например, при одновременной работе трех подъемников скорость подъема груза была близка к проектной скорости одного подъемника У0= = 4 м/ч. При одновременной же работе 32 подъемников на строительстве 12-этажного здания средняя скорость подъема плит вследствие отказа отдельных подъемни­ ков . (с учетом времени, необходимого для наладки и пу­ ска выключившегося из системы подъемника) оказалась равной F=3,5 м/ч. Относительная скорость подъема при этом составляетіі=У/У0= 0 >875.-По- проведенным

11*

1 6 1

Рис. I V . 13.

Зави си м ость отно­

сительной

скорости подъем а

от числа одновременно р або ­ таю щ и х подъемников

I — вероятностная кривая для элек­

тромеханического подъемного обо­ рудования; 2 — то же, для подъем­ ного оборудования с гидроприводом

ранее хроиометражным наблюдениям средняя скорость подъема плит при одновременной работе 32 подъемни­ ков с гидроприводом на другом однотипном 12-этажиом

здании в одинаковых условиях была равна

К = 0,4 'м/ч

при проектной скорости одного подъемника

Ко = 2 м/ч.

В этом случае относительная скорость при 32 подъемни­ ках с гидроприводом оказалась равной: іі = Ѵ/Ѵ0 — 0,2.

На рис. IV. 13 представлена зависимость относитель­ ной скорости подъема плит от числа одновременно ра­ ботающих подъемников, построенная на основании изве­ стных методов теории вероятности для случая последова­ тельно соединенных элементов. Прямая, параллельная осп абсцисс при гі=1, соответствует идеальной, без­ отказной работе неограниченного количества подъем­ ников в комплекте. Кривая 1 построена по хроиомет­ ражным данным для электромеханического подъемного

•оборудования; кривая

2— для подъемного оборудова­

ния с гидроприводом.

Кривые, представленные на

рис. IV. 13, позволяют оценить производительность подъ­

емного оборудования при заданном числе одновременно работающих подъемников. Абсолютная скорость подъ­ ема определяется из выражения К=г|Ко, где Ко— про­ ектная скорость подъема груза одним подъемником. Значение коэффициента т) определяют в зависимости от типа подъемного оборудования и количества подъ­ емников по рис. IV. 13. Из представленных кривых не­ трудно заметить, что увеличение числа подъемников су­ щественно снижает производительность подъемного обо­ рудования с гидроприводом. Влияние же этого фактора лри электромеханическом подъемном оборудовании


сравнительно мало, что свидетельствует о неоспоримом преимуществе последнего.

С начала 1971 г. па всех зданиях, возводимых Минпромстроем Армянской ССР методом подъема этажей и перекрытий, применяют только электромеханическое подъемное оборудование. Новое подъемное оборудова­ ние, изготовленное на ереванском заводе «Строммаш», нашло применение не только в республике, но и далеко за ее пределами. В частности, с помощью этого обору­ дования, состоящего из 36 подъемников, в 1971 г. был осуществлен подъем перекрытий 15-этажного здания Центрального архива Москвы.

В настоящее время электромеханическое подъемное оборудование апробировано в-производственных услови­ ях в летнее время при температуре под прямыми лучами солнца, доходящей до 60°С (Армянская ССР), и в зим­ нее время при температуре минус 20—25° С (Москва, Ленинакан).

Глава V. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ШАХТ ЗДАНИЙ ПРИ СТАТИЧЕСКИХ И ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗКАХ

Многоэтажные здания, возводимые методом подъе­ ма этажей II перекрытий с безбалочными и бескапптельными плитами перекрытии, обычно решаются по рамносвязевой конструктивной схеме. В этих зданиях горизон­ тальные нагрузки, в том числе сейсмические и ветровые, в основном воспринимаются железобетонными шахтами. В зависимости от объемно-планировочного решения зда­ ния горизонтальная нагрузка может быть воспринята одной пли несколькими шахтами. В процессе строитель­ ства здания шахты обеспечивают устойчивость монтируе­ мого каркаса. В шахтах здания, в зависимости от архи­ тектурно-планировочного решения, располагаются лест­ ничная клетка, пассажирский лифт, мусоропровод и другие вертикальные коммуникации. Поэтому в них ус­ траивают проемы (оконные, дверные и др.).

Шахты в плане могут иметь различную конфигура­ цию. Например, в разработанных проектах 9-этажных зданий предусмотрена одна шахта прямоугольного сече­ ния, а в стенах шахты поэтажно оставлены оконные и дверные проемы. В 12-этажном здании типа «спаренный трилистник» предусмотрены две круглые шахты, в каж­ дой из которых размещены лестничная клетка, два пас­ сажирских лифта, мусоропровод. В стенах шахты также поэтажно расположены оконные и дверные проемы. Проекты 10- и 16-этажных зданий разработаны с одной центральной шахтой. В ней размещены пассажирские лифты и другие коммуникации. В отличие от шахт пре­ дыдущих зданий в стенах шахт этих зданий имеются только дверные проемы.

Несущие шахты могут рассматриваться как тонко­ стенные консольные конструкции замкнутого сечения.

166