Файл: Шахназарян С.Х. Возведение зданий методом подъема этажей и перекрытий. Исследования, проектирование, строительство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ем тумблеров П —712 добиться погашения сигнальной лампы Л С А . Если по какой-либо причине в процессе ра­ боты пускатель одного из подъемников не включится, цепь 49—121 катушки реле времени РВ5 не замкнется и следующий цикл работы системы осуществиться не смо­ жет. В случае когда синхронности в работе системы подъемников не требуется, например при спускании гру­ зовых тяг, тумблер 777 переключается в режим неавто­ матической работы. При этом замыкается цепь 49—35 и одновременно размыкается цепь 31—33 катушки реле

времени РВ\. Реле времени Р В 3, а следовательно,

и

пускатели Р П Ц І —РП Ц З будут постоянно включены,

и

подъемниками можно управлять с помощью тумблеров 71—712. Схемой предусмотрены две группы реле времеии PB] , РВЗ, РВ5 и РВ2, РВ4, РВ6, работа которых идентична. Переключение для работы схемы с первой или второй группой реле осуществляется переключате­ лем ПК- Вторая группа реле времени предусмотрена на случай разладки первой группы реле времени во время работы системы подъемников.

Ввод электроэнергии к пульту-шкафу ШС осуществля­ ется четырехжильиым электрокабелем. Работа подъемни­ ка происходит в повторно-кратковременном режиме, а непрерывная работа подъемника с грузом обычно длит­ ся не более 1 ч, после чего производится перезарядка грузовых тяг для подъема следующей плиты.

Электрический кабель в силовом пульте-шкафе под­ ключается одним концом к рубильнику-переключателю и другим к распределительному щиту. В случае если распределительный щит находится за пределами плиты, на которой расположены пульты, кабель должен быть гибким с запасом длины на всю высоту строящегося (здания) сооружения.

Каждый из пультов-шкафов присоединяется к сило­ вому пульту-шкафу четырехжильным кабелем (с медны­ ми жилами) сечением не менее 3X25+ 1ХЮ мм2 и десятижильным кабелем 10X1.5 мм2 для соединения цепей управления к клеммным коробкам. Нулевая жила кабе­ ля должна быть надежно соединена с корпусом подъем­ ника и корпусом пульта-шкафа специальным заземля­ ющим болтом. Пульты-шкафы должны быть в свою оче­ редь присоединены к силовому пульту-шкафу заземляю­ щим проводником через специальные болты заземления, имеющиеся на пультах.

1 5 1


Разводка электрокабелей по 'плите здания должна быть выполнена таким образом, чтобы они были надеж­ но защищены от механических повреждении. Для этого кабели прокладывают пучками и защищают деревянны­ ми коробами. Кабели подъемника должны иметь запас по длине, рассчитанный на максимальную высоту уста­ новки подъемника над поднимаемой плитой. Все метал­ лические части электрооборудования подъемников и пультов управления, корпусы электродвигателей, конеч­ ных выключателей и остальной электроаппаратуры за­ земляются.

Заземление подъемного оборудования выполняется в соответствии с действующими «Правилами устройства электроустановок».

6. Монтаж, демонтаж и транспортировка оборудования

Монтаж оборудования. Монтаж электромеханическо­ го подъемного оборудования, доставленного па строи­ тельную площадку, состоит из следующих процессов: ус­ тановка пультов управления; подготовка винтовых тяг; монтаж подъемников па колонны; установка винтовых тяг на подъемники; наладка подъемников; подключение электропитания; установка подъемника па заданную отметку.

Установка пультов управления. Пульты-шкафы ус­ танавливают в специальную кабину так, чтобы двери шкафов открывались и оставалось свободное место для прохода и работы оператора. Затем пульты-шкафы сое­ диняют между собой и с подъемниками электрическими кабелями. До подсоединения кабеля электропитания все автоматические выключатели подъемников отключают.

Подготовка винтовых тяг. Грузовые винты попарно укладывают на деревянные брусья (разность длин вин­ тов не должна превышать 50 мм). Затем винтовые тяги очищают от грязи керосином или соляркой. На каждый винт вручную навинчивают по две грузовые гайки подъ­ емника, при этом они должны проходить по всей длине винтов без особых усилий. После этого собирают рас­ порки фиксатора винтовых тяг и последние смазывают согласно карте смазки.

Монтаж подъемников на колонны. До монтажа подъ­ емники устанавливают рядом с колоннами и производят

152

их тщательный осмотр и очистку от грязи. Затем на них устанавливают опорные катки и аварийные выключате­ ли в соответствии с размером колонн. После отделения съемной подставки подъемники с помощью крана уста­ навливают в обхват колонн. Далее производят сборку подставки и наладку подъемника.

Установка винтовых тяг на подъемники. Пальцы верхних и нижних дисков подъемника выводятся из за­ цепления с кулачками шестерен так, чтобы шестерни свободно подкручивались. Затем верхние грузовые гай­ ки навинчивают на ннжине части винтовых тяг пример­ но на длину 50 см. Нижние грузовые гайки устанавли­ вают на подвижные траверсы.

Винтовые тяги, собранные на распорке, с помощью крапа опускают через отверстия в верхних траверсах таким образом, чтобы распорка обхватила колонну. Грузовые тяги с распоркой опускают краном, при этом нижние гайки подъемника проворачивают вручную до тех пор, пока торцы винтов выйдут из корпуса подъ­ емника.

Наладка подъемника. Наладка работы подъемника заключается в оставлении необходимых зазоров между грузовыми гайками и траверсами. Величину зазоров проверяют в тот момент, когда эксцентриковые валы в режиме «подъем груза» смещены на 20° от крайнего верхнего положения. Это положение, соответствующее моменту выхода пальцев верхних дисков из зацепления с кулачками шестерен, и называется точкой наладки. В точке наладки, как показано на рис. ІѴ.9, между верх­ ней траверсой и верхними грузовыми гайками должны быть зазоры 2 мм при одновременной плотной посадке нижних грузовых гаек на подвижных траверсах.

Наладку подъемника осуществляют путем смещения положения зубьев верхней грузовой гайки относительно зубьев шестерни подкручивания гаек после выведения их из зацепления вращением вручную грузовой гайки против часовой стрелки. При нормальных зазорах под верхними грузовыми гайками, что определяется щупом, подъемник можно включить в работу.

Подключение электропитания. Электропитание под­ ключают после наладки подъемников. Кабели подъем­ ников заводят в клеммную коробку и после подключе­ ния всех жил кабелей, в том числе и заземляющих, креп­ ко затягивают хомутами во избежание их выпадения во

1 5 3


время монтажа и эксплуатации. Направление вращения электродвигателя проверяют короткими пусками с пультов-шкафов. Проверяют исправность работы ава­ рийных выключателей. Регулируют отключение подъем­ ника конечным выключателем в нейтральном поло­ жении.

Установка подъемника на заданную отметку. Перед установкой подъемников на колонны проверяют уровень масла в редукторе. Строповкой распорки винтовых тяг подъемник краном поднимают на заданную отметку над отверстием в колонне. В отверстие колонны устанавли­ вают специальный штырь н на него опускают подъем­ ник. В процессе монтажа здания в случае необходимос­ ти винтовые тяги наращивают удлинителями. После ус­ тановки подъемника па штырь посредством установоч­ ных болтов производят его центровку па колонне. При этом аварийные конечные выключатели устанавливают на одинаковом расстоянии от колонны.• Самоподъем вдоль колонн осуществляется включением подъемника с пульта управления в режиме «опускание грузовых тяг». При этом тяги должны опираться нижними кон­ цами на плиту перекрытия или верхними концами с по­ мощью распорки подвешиваться к колонне штырем. С целью исключения возможности заклинивания подъ­ емника на колонне и поломки механизмов подкручива­ ния гаек поверхности железобетонных колонн не долж­ ны иметь выступающих частей.

Демонтаж оборудования. Демонтаж ведется в следу­ ющей последовательности: удлинители и муфты отсое­ диняют от винтовых тяг; с пульта управления произво­ дят подъем винтовых тяг до входа их нижних торцов в корпуса подъемников; включением с пульта управления подъемника механизм вращения гаек устанавливают в положение, когда верхние кулачковые шестерни с гру­ зовой гайкой находятся в зацеплении с роликами диска, а нижняя грузовая гайка свободна, и в этом положении подъемник отключается; после строповки винтовых тяг краном производят их подъем и одновременное раскру­ чивание нижних грузовых гаек. Кабель питания подъ­ емника отсоединяют от пульта управления и в собран­ ном виде прикрепляют к электродвигателю подъемника. После ослабления установочных болтов подъемник при помощи крана без разборки съемной подставки снимают с колонны. Вслед за этим демонтируют распорки для

154

фиксации винтовых тяг и инвентарные колонны. Сило­ вой кабель системы отсоединяют от пульта-шкафа.

Транспортировка оборудования. Транспортировка эле­ ктромеханического подъемного оборудования произво­ дится в соответствии с требованиями действующих ин­ структивных указаний. В частности, согласно Инструк­ ции длина базы грузовой автомашины должна быть больше длины винтовых тяг. С целью исключения воз­ можности повреждения и искривления элементов обору­ дования автомашина должна быть снабжена простей­ шим приспособлением (ограничители, распорки, сжимы и др.). Винтовые тяги и удлинители укладывают на де­ ревянные поперечные брусья с полукруглыми вырезами.

7. Основные указания по эксплуатации и ремонту подъемного оборудования

Процесс работы оборудования. Работа по подъему этажей и плит перекрытий включает следующие процес­ сы: захват перекрытия; отрыв и подъем перекрытия; ус­ тановка штырей и посадка перекрытия на них; вспомога­ тельные работы.

Захват перекрытия производят в следующей после­ довательности. На грузовые тяги, опущенные на требуе­ мую отметку, устанавливают разъемные захватные гай­ ки, если захват происходит в средней части грузовых тяг, и неразъемные захватные гайки в случае их установ­ ки на торцах грузовых тяг.

Гнезда воротников очищают от строительного мусора. Проверяют достаточность захода витков резьбы удлини­ телей и винтов в соединительные муфты (не менее пяти витков).

Поочередным включением подъемников захватные гайки опускают в гнезда воротников. Вращением зах­ ватной гайки достигается плотное прилегание опорного фланца гайки к нижней плоскости воротника. В свобод­ ное пространство между воротником и захватной гайкой забивают деревянные клинья, предохраняющие выскаки­ вание гаек из гнезд воротника. В случае одновременного подъема двух плит перекрытий захватные гайки заво­ дят под нижнюю (вторую) плиту.1

1 Инструкция по монтажу и эксплуатации системы электроме­ ханического подъемного оборудования. Изд. СПЭКБ М и н п р р а д с т р о м -

маш Армянской ССР и Гипростроммаш. Ереван, 1972.

155


После захвата плиты руководитель работ проверяет правильность установки подъемников па колоннах, на­ дежность соединения винтовых гяг п удлинителей с сое­ динительными муфтами (заход не менее пяти витков), надежность захвата плиты всеми гайками и плотность прилегания клиньев.

Отрыв плит перекрытий от пакета производится по­ следовательным включением подъемников иа два рабо­ чих цикла в режиме «подъем груза». При недостаточ­ ности усилий для отрыва плит необходимо поочеред­ ным включением всех подъемников еще на один рабочий цикл добиться полного отрыва поднимаемой плиты от нижней. Разность циклов двух рядом стоящих подъем­ ников при отрыве и подъеме плиты не должна превы­ шать двух циклов. При отрыве плит наблюдают за натя­ жением грузовых тяг и работой подъемников. В процес­ се подъема необходимо следить за свободным прохож­ дением закладных деталей и выступающих частей арма­ туры между плитой и колоннами, а также между плитой и шахтой лестничной клетки.

Плиты перекрытия, поднятые в промежуточное или проектное положения, опираются на штыри. Установка штырей в отверстия колонн производится под плитой, висящей па грузовых тягах, поэтому плиту предвари­ тельно поднимают выше верхней кромки отверстии при­ мерно на 3 см. После установки штырей все деревянные клинья из воротников удаляют и плиту перекрытия плавно опускают иа штыри. Включением подъемников по группам '(в зависимости от числа монтажников) зах­ ватные гайки пропускают через отверстия воротников поднятого перекрытия.

В многоэтажных зданиях колонны по высоте обычно состоят из нескольких секций. Перед наращиванием ко­ лонн необходимо опустить винтовые тяги для освобож­ дения торца колонны. В случае необходимости подъем­ ники вместе с опущенными грузовыми тягами можно опустить на кровельную плиту. Во время наращивания секций колонн необходимо винтовые тяги предохранить от брызг электросварки, а открытые зубчатые передачи от загрязнения. С этой целью подъемник следует укрыть увлажненным огнестойким материалом (например, бре­ зентом). После наращивания секций колонн подъемники перемещают вдоль колонн и устанавливают на задан­ ных отметках. При этом работы по переустановке подъ-

156

емника производят аналогично процессу установки подъемника на заданную отметку (см. § 17, п.6). После наращивания последней секции колонн на их вершинах монтируют инвентарные (временные) колонны, предназ­ наченные для установки на них подъемника. Это необхо­ димо для освобождения последнего отверстия колонны и установки кровельной плиты на проектную отметку.

Основные указания по эксплуатации оборудования.

Бригада по обслуживанию подъемного оборудования должна состоять из руководителя, оператора (электрика не ниже IV разр.), механика и группы монтажников, выполняющих работы по захвату груза, его подъему, ус­ тановке, монтажу и демонтажу подъемного оборудова­ ния. Число монтажников определяется в зависимости от числа обслуживаемых подъемников, степени сложности выполняемой ими работы и графика выполнения работ. Площадка (плита перекрытия), где расположено подъ­ емное оборудование, не должна быть загромождена по­ сторонними предметами. К каждой колонне, на которой расположен подъемник, должен быть свободный доступ. Пульты управления следует расположить таким образом, чтобы оператор мог визуально наблюдать работу макси­ мального количества работающих подъемников. Пульты управления должны быть установлены в остекленной с четырех сторон кабине.

На время производства работ всем подъемникам, ус­ тановленным на колоннах, присваивают номера в со­ ответствии с номером ячейки на пультах-шкафах, к ко­ торой присоединен подъемник. Нумерация подъемни­ ков, кроме того, должна соответствовать порядку распо­ ложения колонн с целью облегчения запоминания но­ мера подъемника всеми монтажниками.

Уход за подъемным оборудованием. Уход за подъем­ ным оборудованием заключается в ежесменном осмотре, производимом перед пуском систем подъемного оборудо­ вания, и осмотрах в соответствии со сроками, предусмот­ ренными планово-предупредительным ремонтом. При осмотрах проверяют все зубчатые передачи, состояние винтовых тяг и электрооборудование. При осмотре зуб­ чатых передач проверяются исправность зубьев шесте­ рен и правильность их зацепления. При осмотре винто­ вых тяг следует обратить внимание на состояние винто­ вой резьбы (отсутствие следов удара и искривлений); тя­ ги должны быть очищены и смазаны.

L 5 7


При осмотре электрооборудования проверяют рабочие поверхности контактов электроаппаратуры, плотность винтовых соединений, состояние плавких вставок предо­ хранителей, реле, магнитных пускателей. Подъемники и пульты управления рекомендуется окрашивать не ре­ же одного раза в два года.

Смазка механизмов. Механизмы подъемника смазы­ вают в строгом соответствии с картой смазки. Сезонные масла II смазки следует менять с наступлением лета или зимы независимо от срока годности имеющейся в меха­ низмах смазки. Перед тем как произвести смазку деталей, надо с них тщательно удалить грязь. При набивке смаз­ кой камер подшипников качения необходимо заполнить их не более чем на 12/з свободного объема камер. При сме­ не смазки в подшипниках электродвигателей следует не допускать попадания смазки на обмотку электродвигате­ ля. Перед началом работ необходимо проверить наличие и уровень масла з редукторах. Эксплуатация подъемни­ ков при отсутствии масла в редукторе категорически за­ прещается.

Техника безопасности. При производстве подъемномонтажных работ, а также при монтаже и демонтаже подъемного оборудования следует руководствоваться общими правилами техники безопасности 1 и Инструк­ тивными указаниями по монтажу и эксплуатации систе­

мы электромеханического подъемного

оборудования2.

В соответствии с этими положениями

площадка подъ­

емно-монтажных работ должна быть ограждена и уста­ новлены предупредительные знаки; электроаппаратура (рубильники, пускатели) и электропроводка, применяе­ мые для пусконаладочных работ, должны соответство­ вать требованиям правил устройств электроустановок.

Монтаж и демонтаж подъемного оборудования за­ прещается производить: при сильном ветре; при грозе и ливневом дожде; при температуре ниже —20° С; при го­ лоледице.

Монтаж и демонтаж подъемного оборудования про­ изводятся под надзором лица, ответственного за подъ­ емное оборудование и технику безопасности работ.

Монтажники должны получить соответствующий ин­

1 Сборник постановлений и правил по охране труда. Изд. ВЦСПС, М„ 1972.

2 См. сноску на стр. 155.

15S

структаж по характеру предстоящей работы с указани­ ем возможных опасностей при выполнении задания. При производстве подъемно-монтажных работ запрещается: оставлять без надзора поднятые конструкции; сбрасы­ вать предметы с высоты; применять сращенные канаты для подъема грузов по колонне; включать рубильник по­ дачи питания к оборудованию на монтажной площадке без специального указания лица, ответственного за подъемно-монтажные работы; включать подъемники при монтаже или демонтаже без специального указания ли­ ца, ответственного за подъемно-монтажные работы; под­ нимать или опускать грузы при падении напряжения в электросети более 10% номинальной величины.

Ремонтные работы на подъемниках следует выпол­ нять только при полном отключении всей системы подъ­ емного оборудования с силового пульта-шкафа.

Основные указания по ремонту подъемного оборудо­ вания. Наиболее трудоемкими операциями при ремонте подъемников являются работы, связанные с заменой па­ ры конических шестерен 4 и 8 (см. рис. IV.7). Эти рабо­ ты связаны с разборкой механизмов подъема и подкру­ чивания гаек.

Вал-шестерню 8 механизма подкручивания гаек за­ меняют в следующем порядке: снимают конечный вы­ ключатель 11, верхний и н и ж н и й ленточные тормоза; отвертывают четыре специальных болта и освобожден­ ный механизм подкручивания гаек опускают па подмо­ стки, после чего снимают шестерню 9 и заменяют валшестерню 8. Собирают механизм в обратном порядке, за исключением шестерни 9, которую устанавливают после регулировки положения дисков 10 и 12 относитель­ но механизма подъема.

При разборке механизма подъема для замены шестер­ ни 4 выполняют следующие операции: механизм подкру­ чивания гаек разбирают в порядке, описанном выше; подъемник освобождают от груза и далее разбирают рас­ порку, удлинителя и соединительные муфты; снимают верхнюю траверсу 23 и вместе с тягами опускают при по­ мощи крана; раскрепляют механизм подъема от корпуса подъемника и с помощью ломика выдвигают из зацепле­ ния с валом редуктора; разбирают корпусы подшипни­ ков и снимают промежуточный вал 16; снимают стопор­ ное кольцо и, наконец, заменяют коническую шестерню 4. При разборке необходимо заменить относительное по-

1 5 9