Файл: Шахназарян С.Х. Возведение зданий методом подъема этажей и перекрытий. Исследования, проектирование, строительство.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 0
шагом, была проведена другая серия испытаний, в какойто мере имитирующая сопряжение плиты перекрытия с шахтой. Испытания проводились на специальном стен де (рис. VII.9). Внутреннее кольцо стенда имитировало железобетонную шахту; наружное — плиту перекрытия каркаса. Демпферы 1 устанавливались между неподвиж ным 2 и подвижным 3 кольцами и опирались на метал лические пластинки. Кольцу 3 с помощью приспособле ния передавалось усилие, величина которого измерялась динамометром. Взаимное перемещение колец, обуслов ленное деформацией демпферов, измеряли с помощью мессур часового типа 4 с ценой деления 10 мк. Жест кость колец была во много раз больше жесткости демп феров. В данной серии испытаний применялись демпфе ры типа А. При этом варьировалось количество демпфе ров (от двух до двенадцати штук) и их ориентация по отношению к направлению действующей силы.
С целью увеличения поглощающей способности си стемы демпферы на стенде устанавливали в предвари тельно-напряженном состоянии, для чего установочная Еысота демпферов была уменьшена на определенную, заранее заданную величину по сравнению с первона чальной высотой демпферов. Это приводило к тому, что под действием горизонтальной нагрузки часть демпферов нагружалась, а другая — разгружалась. Величина гори зонтальной нагрузки выбиралась с таким расчетом, что бы перемещение наружного кольца не превышало зара
нее |
заданной |
величины |
осадки демпфера |
До |
(см. |
рис. VII.7). |
|
|
|
Для получения двусторонней петли гистерезиса силу, проходящую через центры колец, ступенчато увеличива ли от нуля до максимальной величины, а затем ступеня ми уменьшали до нуля. После этого процесс повторялся для случая, когда направление силы изменялось в диа метрально противоположном направлении.
По полученным результатам были построены петли гистерезиса для системы, состоящей из двух, четырех, восьми и двенадцати совместно работающих демпферов.
Рис. VI 1.9. Схема стенда для испытания системы Ѵ-образ- ных демпферов
2СЗ
Анализ показал, что все петли гистерезиса системы демпферов имеют вид параллелограммов. Следователь но, в рассматриваемом случае между силой и соответ ствующими деформациями наблюдается линейная зави симость, в то время как для одиночных демпферов эта зависимость иелииейпая.
Для иллюстрации на рис. VII. 10 приведены петли гистерезиса в случае совместной работы двенадцати демпферов при различных величинах предварительной осадки демпферов. Многократные повторные испытания показали, что петли гистерезиса имеют стабильный ха рактер.
Основные результаты испытания системы демпферов представлены в табл. VII.5.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а VII. 5 |
|
Основные |
характеристики |
петель гистерезиса |
системы |
демпферов |
||
|
В е л и ч и н а |
|
|
|
|
|
К о л и ч е с т в о |
п р е д в а р и - |
F , кГ с |
С — |
tg ф |
|
|
д е м п ф е р о в |
т е л ь н о й |
о с а д |
кГ/см |
Ф |
||
в си стем е |
ки д е м п ф е |
|
|
|
|
|
|
ро в , |
мм |
|
|
|
|
2 |
2 |
|
3 0 |
57 1 |
1 , 1 9 |
|
4 |
|
5 2 |
5 2 6 |
1 , 9 8 |
||
|
|
|||||
|
6 |
|
6 9 |
46 1 |
2 , 6 6 |
|
4 |
2 |
|
4 3 |
6 1 5 |
1 , 5 1 |
|
4 |
|
8 6 |
5 5 5 |
2 , 7 2 |
||
|
|
|||||
|
6 |
|
1 2 3 |
4 8 0 |
3 , 6 9 |
|
8 |
2 |
|
9 0 |
1 2 7 0 |
1 , 5 3 |
|
4 |
|
1 9 2 |
1 1 7 6 |
2 , 8 2 |
||
|
|
|||||
|
6 |
|
2 7 6 |
1 0 0 0 |
3 , 8 3 |
|
|
2 |
|
15 2 |
1 8 1 9 |
1 , 7 4 |
|
12 |
4 |
|
2 9 1 |
1 5 6 3 |
3 , 0 6 |
|
|
|
|||||
|
6 |
|
4 1 3 |
1 5 0 0 |
3 , 8 3 |
В |
таблице |
приняты следующие обозначения |
(рис. |
VII.11): |
F — суммарная сила сухого трения; |
C=tgcp — жесткость системы демпферов вдоль действу ющего усилия. Значения коэффициентов поглощения энергии ф получены в результате обработки петель ги стерезиса системы демпферов.
264
стерезиса в случае сов местной работы две надцати предвари тельно-напряженных демпферов
/ — Д 0 = 2 мм-, 2 — Д о =
= 1 мм\ 3— ^ о=б мм
Рис. VII.11. Схема петли ги стерезиса при статическом испытании системы демпфе ров
По результатам статических испытаний системы демпферов можно отметить следующее: петли гистере зиса системы предварительно-напряженных демпферов имеют вид параллелограммов; при увеличении числа демпферов жесткость и сила сухого трения системы воз растают практически по линейному закону; увеличение предварительного напряжения демпферов приводит к су щественному увеличению суммарной силы сухого трения и к некоторому уменьшению общей жесткости системы; демпферы, расположенные на оси, перпендикулярной к линии действия силы, не влияют на общую жесткость системы, но увеличивают силу трения; коэффициент по глощения энергии системы демпферов возрастает с уве личением предварительного напряжения демпферов.
3. Влияние Ѵ-образных демпферов на работу железобетонной одноярусной модели с шахтой
Испытания проводились на одноярусной железобе тонной модели высотой 4 м, состоящей из рамного кар каса и железобетонной шахты (рис. VII. 12). Рамный кар
265
кас состоял из железобетонной плиты размером в плане 4X4 м и четырех стальных стоек. Внутреннее кольцо стенда (см\ рис. VII.9) жестко закреплено к вершине железобетонной шахты модели. Наружное кольцо замоноличено с железобетонной плитой перекрытия модели, для чего в последнем предусмотрено отверстие.
Как и при описанных выше статических испытаниях, демпферы были установлены в зазоре, образованном стальными кольцами. В опытах применялись демпферы типа А, характеристики которых приведены в табл. VII.3
иVII.5. До начала основных испытаний модели шахта
икаркас в отдельности были подвергнуты статическим
идинамическим воздействиям, при которых было уста новлено, что жесткость отдельно стоящей шахты модели равна 1390 кгс/см\ жесткость каркаса — 610 кгс/см; соб
ственные частоты шахты и каркаса равны соответственно 10,8 и 1,4 Гц, а значения логарифмических декремен тов— 0,135 и 0,025. Отметим, что собственные частоты и значения логарифмических декрементов определяли по осциллограммам затухающих свободных колебаний.
Испытания модели проводили при гармонических ко лебаниях, возбуждаемых вибромашиной В-1, установлен ной на плите каркаса. С целью выявления эффективно сти демпферов модель испытывали при жестком соеди нении шахты с каркасом, а затем с демпферами, уста новленными в просвет, образованный между плитой кар каса и шахтой. Исследовалась работа модели при 2, 4, 8 и 12 демпферах с варьированием величины предвари тельного напряжения демпферов, характеризуемого их начальной осадкой A Q = 2, 4 и 6 мм. Величина эксцентри кового груза на вибраторе при всех случаях оставалась одной и той же и равнялась Q= 8 кгс. Колебания записы вали вибродатчиками С5С и ВВП, подключенными к ос-
Рис. VII.12. Схема одноярусной железобетонной модели
1 — к о л о н н а ; 2 — п л и т а ; 3 — ш а х т а ; 4 — д е м п ф е р ; 5 — в и б р о м а ш и н а
266
циллографу. Датчики, установленные на шахте и па плите модели, записывали изгнбно-сдвиговые колебания системы. Запись производилась при установившихся ре жимах колебаний, а также при свободно затухающих ко лебаниях, возбуждаемых выключением и резким тормо жением вибромашины на резонансной частоте.
Для иллюстрации на рис. VII. 13 приводится типичная осциллограмма свободно затухающих колебаний модели с восемью демпферами. Для сопоставления там же при ведена осциллограмма затухающих колебаний модели при жестком соединении шахты с плитой (без демпфе-
Рис. VII.13. Осциллограммы свободно затухающих колебаний модели
а — при включении в зазор между шахтой и каркасом восьми демп феров; б — при жестком соединении шахты с каркасом
267
Рис. VII.14. Резонансные кривые при колебаниях модели
1— жесткое соедине ние шахты с карка сом (-система без демпферов); 2—систе
ма с |
двумя демпфе |
|
рами; |
3 |
— система с |
четырьмя демпфера
ми; |
4 |
— система с во |
семью демпферами; 5 — система с двенад цатью демпферами
t,S |
t,0 |
1.5 |
3,0гц. |
ров). По осциллограммам видно, что влияние демпферов на характер колебаний системы весьма существенно. А именно, при наличии демпферов можно отметить не сравненно быстрое затухание колебаний. По результатам испытаний при резонансных колебаниях модели с демп ферами в зависимости от жесткости системы, обусловлен ной в основном количеством демпферов, и силы сухого трения, характеризуемой величиной предварительного обжатия демпферов, амплитуды колебаний шахты и кар каса уменьшались от 2,2 до 7,6 раза по сравнению с си стемой без демпферов. Для иллюстрации на рис. VII.14 приведены резонансные кривые колебаний каркаса (пли ты) модели при жестком соединении шахты с плитой и при наличии демпферов в кольцевом зазоре для случая, когда величина предварительного обжатия демпферов характеризовалась их осадкой в 6 мм. Из рис. VII.14 видно, что в зависимости от количества демпферов в си стеме амплитуда колебаний уменьшается от 2,6 до 6 раз. Сопоставление логарифмических декрементов, вычислен ных по осциллограммам свободных затухающих колеба ний, показывает, что поглощение энергии механических колебаний модели с демпферами от трех до пяти раз больше, чем модели с жестким соединением шахты с кар касом. Так, если при жестком соединении шахты с кар касом опытное значение логарифмического декремента затухания равнялось 6= 0,1 (т. е. ф= 0,2, и эта величина находится в пределах, характерных для высотных кар касных зданий), то при наличии демпферов значение ло
268
гарифмического декремента достигало 6= 0,5, и в этом случае ф = 1 . Приведенные опытные данные, полученные при работе железобетонной модели в упругой стадии, подтверждают высокую эффективность демпферов при динамических воздействиях. По результатам опытов соб ственная частота модели, в зависимости от количества демпферов в системе и- величины предварительного их обжатия, изменялась в пределах от 1,9 до 2,1 Гц, что зна чительно меньше, чем при жестком соединении шахты с каркасом (2,5 Гц ). Таким образом, демпферы, уста новленные в зазоре между шахтой и плитой, приводят к снижению жесткости системы. Увеличение общего ко личества демпферов в системе приводит, как и следовало ожидать, к увеличению ее собственной частоты.
Резюмируя результаты проведенных динамических испытаний, можно отметить, что демпферы играют важ ную роль в поглощении энергии механических колебаний системы. Наличие демпферов в кольцевом зазоре приво дит к существенному (от 2 до 8 раз) уменьшению ам плитуды резонансных колебаний по сравнению с жест ким соединением шахты с каркасом. Коэффициент по
глощения энергии механических колебаний |
модели |
с демпферами от 3 до 5 раз больше, чем для |
модели |
с жестким соединением. Эффект демпфирования в зна чительной степени зависит от жесткости и силы сухого трения системы демпферов. Вариацией этих параметров можно получить оптимальные значения амплитуды коле баний при динамических воздействиях.
Результаты исследований, приведенные в § 23 и 24, легли в основу проектирования каркасных зданий повы шенной этажности с шахтами, возводимыми в сейсмиче ских районах.