Файл: Реферат критерии формирования и стадии развития терапевтических групп Дисциплина Введение в профессию.docx
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Кафедра
РЕФЕРАТ
Критерии формирования и стадии развития терапевтических групп
Дисциплина: Введение в профессию
Ф.И.О студента: Шинко Яна Андреевна
Психологическое консультирование и психология личности
Номер группы: ПС21в
Номер зачетной книжки: 181211
Проверил: Зайцев Константин Леонидович, канд. филос. наук, доцент
Новосибирск
Содержание
Введение 3
1.Определение понятий «групповая психотерапия» и «психотерапевтическая группа» 4
2.Критерии формирование психотерапевтической группы 5
3.Этапы развития психотерапевтической группы 8
3.1Ранние стадии развития 10
3.2 Заключительные стадии развития 13
Заключение 18
Список использованных источников 20
Приложение 21
Введение
Человек, как не только биологическое, но и социальное существо, живет и воспитывается в обществе. С самого рождения мы находимся и попадаем под воздействие разнообразных групп людей: первоначально это семья, в дальнейшем группа детского сада, школьный класс, также коллектив на работе, группы по интересам и тому подобные. Без социума человек не может полноценно развиваться, и в ходе общения с другими людьми мы познаем свой собственный и внешний миры во всевозможных их проявлениях.
Групповая психотерапия – один из тех «инструментов», который используется психологом в своей практической деятельности для того, чтобы помогать людям. Актуальность и все возрастающий интерес к данному методу практической деятельности психолога сегодня неоспоримы. Это объясняется огромными возможностями, которые предполагает использование данной формы работы с клиентами. Сфера применения метода групповой психотерапии огромна.
Целью реферата является рассмотрение принципов формирования и закономерностей развития терапевтических групп.
Данная цель достигается посредством решения следующих
задач:
-
Рассмотреть критерии создания и организации группы -
Дать характеристику этапам развития группы
Объектом будет являться группа как явление в психологии.
Предмет – критерии формирования и характеристика стадий развития терапевтической группы.
В качестве метода будут использованы анализ и структурирование информации.
-
Определение понятий «групповая психотерапия» и «психотерапевтическая группа»
В психологической и психотерапевтической литературе термины «групповая психотерапия» и «психотерапевтическая группа» используются в различный значениях, зачастую как синонимы. Чтобы разобраться охарактеризуем их следующими определениями:
Групповая психотерапия – это психотерапевтический метод, использующий факторы групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности.
С более широким пониманием групповой психотерапии связано и содержание понятия "психотерапевтическая группа".
Психотерапевтическая группа – это группа, в которой психотерапевтические методы могут применяться не только для лечения психических нарушений, но и для реализации более широких целей, например, улучшения самопонимания и самопознания, уточнения своих жизненных целей, направления и способов желаемых изменений и т.п. [1, с. 5].
В реферате под «группой» будет пониматься определение, которое ввели Д. Картрайт и А. Зандер. Группа – это объединение индивидов, поддерживающих взаимоотношения, которые делают их взаимозависимыми, и стремящихся к общей цели.
Следует сказать, что работа любой психотерапевтической группы основывается на групповой динамике, что представляет собой совокупность тех динамических процессов, которые происходят в группе, изменяя ее характеристики от стадии к стадии и тем самым предопределяя ее развитие. Впервые данный термин был использован К. Левиным в статье «Эксперименты в социальном пространстве», опубликованной в журнале «Гарвардское педагогическое обозрение» (США) в 1939 г. [2, c 54].
Также динамика работы группы, в том числе и особенности их формирования рассматривались многими психологами и социологами в различных теориях и концепциях. К таковым относятся теория социального поля К. Левина [3, c. 197]; социометрия Я. Морено [4] и др.
Для характеристики целей групповой психотерапии, ориентированной на самопознание участников, А. Фенстер (1993) использовал так называемое Окно Джохари (Приложение 1). Оно довольно широко распространено в описаниях действенности групповых процессов. В том, что отдельный участник группы рассказывает о себе, есть вещи, которые одинаково хорошо знают и он сам, и другие участники группы. Это "Я известный". Есть вещи, которые он знает о себе, а другие – нет. Это "Я скрытый". Однако бывают вещи, которые о человеке знают другие, а он сам не знает. Это его "белые пятна". Наконец, есть вещи, которых о человеке не знают ни он сам, ни другие участники группы. Это "Я неизвестный".
-
Критерии формирование психотерапевтической группы
При создании и организации группы необходимо учитывать разные факторы, к числу таких относятся особенности личностных психологических состояний (неуверенность в себе, повышенная тревожность и др.). Для результативности процесса терапии не менее важным является возможность формирования группы по критериям, связанным с целями и программой сессий. При такой возможности задачи терапии будут решены эффективнее. Данный подход в подборе участников группы связан с психодиагностикой, проведением тестирования будущих участников. В дальнейшем комплектация групп на основе полученных данных.
Также для формирования группы может быть применен принцип гетерогенности и гомогенности. Главный вопрос такого принципа: какие личностные качества способствуют, а какие препятствуют положительно- результативному воздействию группы.
Большинство специалистов склоняется в пользу именно гетерогенной структуры группы, так как продуктивность в отношении личностных конфликтов и способов как с ними справляться наиболее высока. Ведь в этом случае группа собирается из участников, имеющих разные качества, жалобы на различные проблемы, а также с разным отношением к окружающему миру, следовательно, то многообразие, которое возникает в группе при гетерогенности, приводит к трениям и конфронтациям между участниками, прорабатывая которые они могут достичь высоких результатов в личностном развитии и обучении [5, с. 301-304].
Гомогенная структура подходит той группе, которая рассчитана на краткосрочный период или на решение строго определенной узкой задачи. Главный недостаток однородных групп состоит в том, что в ней может оказаться недостаточно стимулов. [6, с. 22].
Некоторые же специалисты, например, И. Ялом аргументирует в пользу гомогенных групп, подчеркивая, что такая структура позволяет участникам группы быстрее стать единым целом, более сплоченной. Также такая структура позволит участникам получать большую поддержку, а конфликтных ситуаций будет меньше [7, с. 66-70].
Отвечая на вопрос: каковы же основные критерии подбора участников группы, в первую очередь выделяются важные черты личности(интроверсия – экстраверсия, ригидность – гибкость, нейротизм – стабильность). Взяв во внимание эти данные можно спрогнозировать потенциальную активность группы. Чтобы участники взаимодополняли друг друга, необходимо подбирать участников с разной степенью выраженности тех или иных качеств, в том случае, если группа формируется, основываясь на принципе гетеро-, гомогенности. Также важно учитывать, чтобы признаки были распределены равномерно.
Не менее важным критерием является уровень интеллектуальной развитости. Даже если участников выравнивать по образовательному признаку, различия все равно будут выражаться. При гетерогенной структуре различия будут выражаться в представлениях о поведенческих нормах, различных стереотипных оценках и прочее. Так, например, в ролевых играх это будет проявляться в разном понимании исполняемых ролей [8, с. 57-74].
Уровень активности также зависит от уровня интеллекта – чем выше интеллект, тем более участник активен в процессе группы. Зачастую и комфорность группы связана с интеллектуальным уровнем участников. Человек с высоким интеллектом будет менее комфортен и наоборот. Также говоря об уровне интеллекта, можно провести параллель с лидерством в группе. Чем больше разница в этом критерии между лидером группы и другими участниками, тем выше оказывается результативность работы.
Нельзя не отметить такой критерий формирования, как возраст и опыт участников группы. Работа будет производится активнее, если в группе будет минимальная разница в возрасте, когда люди одного поколения. Допустимыми являются границы от 18 до 60 лет, самыми оптимальными от 20 до 40 лет. Включенность человека в процессы группы во многом зависит от его возраста. Результатом процесса познания будет то, насколько человек включается в группе. Более чутко относиться к окружающим человек начинает с возрастом, он получает большее уважение к себе и другим [9, с. 219-220].
Итак, если все критерии при создании психотерапевтической группы соблюдены, то в группе будет осуществлен эмоциональный баланс, за счет чего и будут реализованы потребности участников в принятии и оказании помощи, будет усилена вера в возможности, а уровень доверия как к себе, так и к группе будет выше.
-
Этапы развития психотерапевтической группы
В процессе работы группа проходит через явления групповой динамики, говоря иначе, через определенные этапы. Содержание работы группы в целом зависит от терапевта, целей группы, принципов ее формирования, однако закономерности развития всех групп оказываются схожи. Но содержание каждого из этапов может значительно отличаться.
Поэтому у терапевта возникает необходимость знать закономерности процесса развития психотерапевтической группы по нескольким причинам. В первую очередь знание закономерностей позволяют выделить психотерапевтические факторы, которые на определенном этапе могут стимулировать или подавлять продуктивную работу. Зная, с какими проблемами и кризисами группа может столкнуться во время своей работы, фасилитатор будет понимать, когда и что ему нужно делать, чтобы помочь группе продолжать достижение поставленных целей. Также можно заранее спрогнозировать, чего стоит ожидать от группы, и быть готовым к изменениям. Представление о закономерностях развития групп дает ведущему возможность продвигать работу группы в конструктивном направлении, и, что не менее важно, передавать свое видение перспективы участникам группы.
Как уже было сказано ранее, стадии развития довольно условны, и выделяемые большинством представителей групповой психотерапии, этапы являются схожими. Из всего многообразия классификаций стадий развития остановимся на классификации, предложенной Дж. Кори. Автор выделяет шесть стадий, из которых первая и шестая не относятся непосредственно к работе группы, но при этом влияют на ее развитие. Кратко охарактеризуем каждую из стадий. Название первой стадии «предгрупповые трудности — формирование группы» отражает необходимость серьезной подготовки, планирования и предварительной работы с участниками до запуска группового процесса. Совместная работа участников начинается на второй стадии — «начальная — ориентация и исследование». Здесь участники знакомятся с правилами функционирования группы, определяют свои цели, ориентируются и начинают завязывать отношения. Первичные задачи начальной стадии — включение и самоопределение. Третья стадия — «переходная — работа с сопротивлением». Продолжение развития отношений в группе усиливает тревогу участников «из боязни позволить другим увидеть себя за маской публичного образа». Прохождение трудностей третьей стадии: переживание сопротивления, возникновение конфликтов, борьба за контроль и влияние, необходимо для достижения участниками подлинной открытости и доверия, которые являются ключевыми характеристиками отношений участников на следующей стадии. Это четвертая «рабочая стадия — сплоченность и продуктивность». Работа группы на данной стадии характеризуется более глубоким и интенсивным уровнем взаимодействия. В условиях групповой сплоченности, которая проявляется в солидарности участников, в чувстве принадлежности, включенности и близости, доверия и принятия, члены группы получают возможность исследовать наиболее глубокие и болезненные темы. На заключительной стадии работы — «объединение и завершение» — участники интегрируют групповой опыт, подводят итоги, обсуждают степень достижения индивидуальных целей. Особое внимание уделяется переносу результатов работы в жизнь, обсуждению возможностей участников справляться с трудностями без группы. Важной частью работы на пятой стадии становится исследование чувств, возникающих в связи с завершением группы и расставанием участников. Последняя стадия «постгрупповая работа — контрольная встреча и оценка» — необходима для обсуждения с участниками успехов и трудностей в реализации полученных результатов, поиска «альтернативных возможностей работы над собой» [10, с. 116].