Файл: Реферат критерии формирования и стадии развития терапевтических групп Дисциплина Введение в профессию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

    1. Ранние стадии развития


Говоря о первой стадии «предгрупповые трудности — формирование группы», важно отметить на какие аспекты она делится. Свое начало данный этап берет с объявления о создании группы и наборе участников. Ведущему важно дать в своем анонсе ясное представление об основаниях и целях группы, так это будет влиять на способ восприятия будущих участников и будет определять, какие люди заинтересуются ею. Далее эта стадия переходит в отбор участников консультантом. Он в силу возможностей отбирает тех претендентов, кто не будет препятствовать развитию группового процесса и чье благополучие не будет нарушено групповым опытом. На «отборочной» встрече консультант может посвятить некоторое время исследованию любых страхов или беспокойств, связанных со вступлением в группу. Консультант может помочь членам группы оценить свою готовность к работе в группе и обсудить потенциальные изменения, которые могут произойти. Члены группы должны знать, что, для того чтобы покинуть тот путь, на котором они стоят, и достичь некоторых изменений, им придется заплатить определенную цену. Если они приходят в создание группы, не осознавая потенциального влияния личностных изменений на окружающих людей и на их жизнь, их мотивация к продолжению занятий может значительно упасть, если они встретятся с сопротивлением своей семьи. Усилия консультанта, направленные на отбор и ориентацию членов группы, могут в результате вылиться в группу, которая будут готова к активной работе.
После того, как группа сформирована, встают следующие вопросы: ориентация и исследование, определение структуры группы, знакомство и изучение ожиданий членов группы. В этой фазе члены группы узнают, как функционирует группа, определяют свои цели, проясняют свои ожидания и ищут свое место в группе. На начальной стадии члены группы стремятся сохранять «публичный образ», то есть демонстрируют ту часть себя, которая, по их мнению, является социально приемлемой. Эта фаза обычно характеризуется определенной степенью тревоги и отсутствием безопасности в структуре группы. Члены группы напряжены, поскольку они открывают для себя группу, испытывают ограничения на прочность и удивляются, когда видят, что их принимают. Обычно члены группы приносят в группу конкретные ожидания, волнения и тревогу, и жизненно важно, чтобы им позволили выразить их открыто. В этой точке основной задачей становится установление доверительных отношений
, это и будет фундаментом всей дальнейшей работы, в противном случае групповое взаимодействие рискует стать поверхностным, а конструктивные изменения могут и вовсе не наступить. Работа консультанта здесь будет заключаться в том, чтобы показать, что группа является безопасным местом, где можно быть собой. Поощряя членов группы говорить абсолютно о любых факторах, побуждающих их не доверять кому-либо, консультант поддерживает терапевтическую атмосферу, которая необходима для открытости группы. Другая задача ведущего – это помощь в определении целей. Обычно люди на ранней стадии развития группы имеют весьма смутные представления о том, чего они хотят получить в результате группового опыта. Эти смутные представления должны быть переведены в конкретные цели, которые определяют желаемые изменения и направляют усилия каждого члена группы на то, что он должен сделать, чтобы достичь этих изменений. Более полная характеристика начальной стадии представлена в таблице (Приложение 2).
Перед началом продуктивной работы группа сталкивается с некоторыми трудностями третьей (переходной) стадии, на которой члены группы работают со своей тревогой, сопротивлением и конфликтами, а консультант помогает им научиться тому, как работать с беспокойством, которое связано с их участием в группе. Тревога возникает из боязни позволить другим увидеть себя за маской публичного образа. Тревога также является результатом страха быть осужденными или неправильно понятыми, а также результатом отсутствия ясного представления о целях, нормах и ожиданиях, которые предъявляются в групповой ситуации. Когда участники группы начинают доверять другим и консультанту более полно, тем самым они обретают способность делиться собой с другими, и эта открытость снижает их тревогу. Характеристика группового поведения этой стадии также включает в себя конкуренцию, соперничество, обман, борьбу за главенствующее положение и частые дискуссии о процедуре принятия решений и разделении ответственности. Прежде чем конфликт может быть разрешен и конструктивно проработан, участникам нужного его осознать. Слишком часто и члены группы, и консультант хотят обойти конфликт, исходя из ошибочного предположения о том, что его следует бояться и избегать любой ценой. Если конфликт игнорируется группой, то, что продуцирует конфликт, уничтожает шанс на установление искреннего контакта в группе. В том случае, когда конфликт осознан и проработан таким образом, чтобы члены группы смогли достичь интеграции, основание для формирования доверия между различными частями группы будет достигнуто. Осознание того, что конфликт неизбежен и что он может усилить доверие, возможно, снизит вероятность того, что члены группы и консультант будут пытаться избежать конфликта, который является естественной частью группы.


Следующий феномен, неизбежно проявляющийся в группе, - сопротивление. Сопротивление — это поведение, предохраняющее нас или других людей от переживания личностных трудностей или болезненных чувств во всей их полноте. Эффективным способом работы с сопротивлением является его восприятие как неизбежного аспекта группового процесса. Консультант признает, что сопротивление — это естественная реакция членов группы на личностную вовлеченность в деятельность, содержащую определенный риск. Открытая атмосфера, которая поощряет членов группы признавать наличие сопротивления и работать с ним, независимо от силы испытываемой тревоги, весьма важна. Участники должны быть готовы осознать свое сопротивление и говорить о том, что мешает им полностью включиться в работу группы.
Члены группы иногда становятся проблемными, потому что со стороны консультанта наблюдается проблемное поведение. Но даже в группе с наиболее эффективным групповым консультантом конкретные члены группы могут проявлять проблемное поведение, источник которого заключен в них самих, в других членах группы или в консультанте. Работая с трудными членами группы, консультант должен четко осознавать, насколько его вмешательство может ослабить или усилить проблемное поведение. С прохождением этой стадии наступает экватор в развитии группы [11, c. 95-122].

3.2 Заключительные стадии развития


Дальнейшее развитие группы происходит посредством развития групповой сплоченности, включающей в себя чувство принадлежности, включенности и солидарности. Этот фактор будет итогом всех усилий, которые группа проделала до этой стадии. Сплоченность дает участникам чувство заботы и общей комфортности, они чувствуют собственную принадлежность и ценность, поддержку и принятие [7, с. 48-49].

Четвертая стадия характеризуется продуктивностью, которая основана на эффективной работе, проведенной на начальной и переходной стадиях. Тот факт, что на этой стадии участники действительно объединяются в группу и развивают навыки взаимоотношений, а также позволяют себе достичь более высокого уровня автономии, уже в меньшей степени зависит от консультанта. Члены группы достигают . зрелости, и самоисследование становится более интенсивным, группа сосредоточивается на достижении позитивных результатов [6, с. 64-66].


Эту стадию составляют следующие факторы:

  1. Доверие и принятие. Участники доверяют друг другу и ведущему, доверие проявляется в позиции принятия и в готовности принять риск и делиться значимыми реакциями. Проявляются смелость к оцениванию самих себя, так как здесь участники уже понимают, что не должны нравиться абсолютно всем. Как и любая другая характеристика межличностных отношений, доверие не бывает статичным. Даже в продвинутой группе интенсивность доверия может колебаться, и поэтому членам группы постоянно напоминают о необходимости говорить о том, насколько безопасно они чувствуют себя в группе [7, с. 218-220].

  2. Близость. Члены группы видят, что независимо от их различий они имеют одинаковые страхи, надежды, желания, тревоги и проблемы. Когда члены группы узнают, что другие обладают схожими проблемами, они больше не чувствуют себя изолированными. И участники проявляют заботу и эмпатию к своим одногруппникам, включающим в себя более глубокую способность к воспоминанию, повторному переживанию и развитию чувств через интенсивное проживание состояния других людей [11, с. 127-128].

  3. Свобода экспериментирования. Экспериментирование с разными типами поведения является значимым аспектом рабочей стадии. При поддержке группы участники могут практиковаться в более функциональных манерах поведения. Ролевая игра является эффективным способом попрактиковаться в новых навыках в межличностной ситуации, а затем эти навыки можно применить за пределами группы [11, с. 128].

  4. Катарсис. Это часть межличностных взаимоотношений, подразумевающая выражение подавленных чувств. Эмоциональное освобождение, которое часто похоже на взрыв, позволяет человеку выразить свои чувства. Удержание чувства злости, боли, фрустрации, ненависти и страха не позволяет человеку вести себя свободно и естественно и переживать спонтанные чувства, такие как наслаждение, влечение, радость, восторг и энтузиазм. Разочарованные члены группы, которые не пережили интенсивного эмоционального высвобождения, делают вывод, что потерпели неудачу. Это же характерно для членов группы, как бы выступающих в роли «свидетелей» и переживающих «зависть к проблеме» другого члена группы, которая вызвала катарсис. Другие члены группы могут заключить, что они не достигли того, что получили другие, пережившие более интенсивный катарсис, чем они. Хотя катарсис часто производит оздоровительный эффект, сам по себе он весьма ограничен в стимуляции долгосрочных изменений.

  5. Когнитивная реконструкция, согласие на изменение и принятие обязательств. Работа группы центрируется на исследовании и изменении представлений участников о ситуации. Группа часто предлагает своим участникам много возможностей для оценки своего мышления и для замены неадекватных убеждений более конструктивными, поэтому понимание значения интенсивных эмоциональных переживаний важно для дальнейшего самоисследования. Для того чтобы изменения начались, человек должен верить, что изменения возможны, но одной надежды недостаточно. Конструктивные изменения требуют твердого решения делать все, что необходимо, чтобы вызвать нужные изменения. Это означает принятие решения о том, что менять и как менять. Участники должны сформулировать план действий, внутренне согласиться с ним и использовать средства, предлагаемые групповым процессом, чтобы исследовать способы переноса этих изменений в реальную жизнь.

  6. Самораскрытие, конфронтация и обратная связь. Это важное средство группового взаимодействия, и важно, чтобы участники группы ясно понимали, что является самораскрытием, а что нет. Если люди не готовы делиться собой, они не дают другим людям возможности заботиться о них. В процессе обсуждения беспокойства, связанного с тем, что произошло вне группы или в прошлом, члены группы должны соотносить эти трудности со здесь-и-сейчас. Самораскрытие не означает раскрытия своих наиболее глубоких секретов и тайн и погружения в собственное прошлое. Оно не означает выражения любой мимолетной реакции на других. Пока клиенты не бросят вызов тем препятствиям, которые затрудняют самораскрытие, их участие в группе будет крайне ограниченным. Хорошим стартом для них будет разговор о тех трудностях, которые они испытывают при раскрытии себя в группе.


Конструктивная конфронтация — это приглашение к исследованию различий между тем, что человек говорит и делает, к осознанию неиспользованного потенциала и переводу инсайта в действие. Конфронтация должна осуществляться таким образом, чтобы охранять достоинство людей, вступивших в нее, не осуждать клиента, а помогать ему самоопределиться и увидеть обстоятельства своего поведения. Эффективная позитивная конфронтация должна открывать каналы коммуникации, а не закрывать их. Обмен обратной связью между членами группы повсеместно считается ключевым элементом обеспечения межличностного научения. Чтобы член группы получил пользу от обратной связи, он должен быть готов выслушать весь спектр реакций, которые выдадут другие члены группы в ответ на его поведение. Важно, чтобы сохранялось равновесие между «позитивной» обратной связью и «коррективной» обратной связью (ее иногда относят к «негативной» обратной связи). Если члены группы выражают свои реакции честно, прямо и с заботой, все участники будут способны услышать о том влиянии, которое они оказывают на других, и смогут решить, хотят ли они что-нибудь изменить [11, с. 129-136].

Переход к пятой(завершительной) стадии подводит группу к объединению того, чему они научились, а также к дальнейшему переносу этого во внешний мир. Это время, в ходе которого члены группы могут сделать обзор процесса и результатов посещения группы и вложить их в некоторую когнитивную схему, объясняющую групповые переживания. В атмосфере группы присутствуют печаль и тревога, обусловленные неизбежностью отделения. Есть вероятность, что члены группы отступят и их участие станет менее интенсивным в преддверии окончания группы. Также могут выражаться страхи, надежды и беспокойство и рассказывать друг другу о том, каким был их опыт присутствия в группе.

На этом групповая работа завершается. И начинается стадия постгрупповой работы, которая подразумевает собой контрольную встречу и оценку. На контрольной сессии члены группы могут обсуждать те усилия, которые они прилагали уже после завершения работы группы, стремясь использовать то, чему они научились, в реальном мире. Они могут рассказать о тех трудностях, с которыми они встретились, поделиться своими успехами и радостями и вспомнить то, что случилось на группе. Контрольная встреча также обеспечивает людей возможностью выразить и проработать любые мысли и чувства, связанные с групповым опытом, которые возникли после ухода из группы. Взаимная обратная связь и поддержка на этом этапе просто бесценны. После окончания группы основной функцией ее участников становится применение того, чему они научились, превращение плана действий в систему активных мероприятий, оценка группы и присутствие на постгрупповой (контрольной) встрече [11, с. 137-144].