ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
2. ДВИЖЕНИЕ КАПЕЛЬНОЙ ВЛАГИ В ВЫХОДНЫХ ПАТРУБКАХ
При выборе конструктивной схемы выходного патрубка совре менной мощной паровой турбины со значительной длиной рабочей лопатки последней ступени предъявляется несколько основных требований, направленных на обеспечение высокой надежности и экономичности. Температура пара на входе в ЧНД на номиналь ных режимах редко превышает 250° С, поэтому влажнопаровая часть корпуса и выходной патрубок выполняются сварными из стального листового проката.
А
Рис. |
1.2. |
Выходной патрубок ЦСД |
турбины |
К-300-240-1 |
ЛМЗ с зонами воздействия |
влаги на |
|
внутреннем обводе верхней половины патрубка: |
|||
1—4, |
6 — ребра жесткости и аэродинамические вставки; |
||
|
5 — втулочный обвод; 7 — распорные |
трубы |
Подчинение внутреннего устройства конструкции выходного патрубка требованиям обеспечения минимальности аэродинами ческих потерь приводит к выполнению его с аэродинамическими направляющими вставками, отработанными на моделях. Отра ботка модели патрубка обычно производится на воздухе — одно фазной среде и не учитывает движения капельной влаги за по следней ступенью. Крупнодисперсная капельная влага в выход ном патрубке движется по криволинейным траекториям, встре чается со стенками, аэродинамическими вставками, распорными трубками и выступающими поверхностями внутри патрубка. При ударе капель происходит разбрызгивание влаги, ее отражение. Капельная влага собирается в пленки и струйки, стекающие по поверхности патрубка в конденсатор.
Частичные нагрузки турбины характерны незаполнением последней ступени паром по высоте лопаток РК [25]. Незаполнение ступени накладывает отпечаток на характер течения влаги в патрубке. Места ударов капель влаги о внутренние обводы патрубка показаны на рис. 1.2, снятом в одной из мощных турбин, проработавшей около 1000 ч главным образом на частичных ре жимах. Заштрихованные области подвержены наиболее интенсив ному воздействию капельной влаги. Большая закрутка капельной влаги, сходящей с рабочего колеса в верхней части лопатки, ха-
10
растеризуется несимметричностью полученной картины воздей ствия влаги.
Ребро жесткости 1, выполненное в патрубке в виде листового рассекателя, и поддерживающие ребра 2 в нижней части патрубка являются наиболее выступающими частями внутреннего обвода, приближенными к вращающимся задним кромкам рабочих лопа ток. Капельная влага ударяется о боковые поверхности указанных листовых ребер, разбрызгивается и попадает в корневую зону обратных токов, образующихся на частичных режимах работы турбины. Осевшая влага в виде пленок и струек стекает по аэро динамическим вставкам 3 и 4 на втулочный обвод 5 внутренней поверхности патрубка, по которому попадает на втулку и боковую поверхность диска рабочего колеса последней ступени.
Летящий в выходном патрубке поток капель при наличии кон центратора влаги на рабочих лопатках последней ступени или при сходе с периферийного обвода из щели между рабочей лопаткой и обоймой может вызвать эрозионный износ аэродинамических вставок 6, ребер жесткости или распорных труб 7. При обследова нии некоторых отечественных и зарубежных мощных турбин наблюдались указанные случаи эрозионного износа.
3. ЭРОЗИЯ ОБОЙМ
Осмотры деталей, омываемых влажным паром, выявили нали чие развитой эрозии не только на лопаточном аппарате, подвер женном сильному воздействию капельно-пленочной влаги. Эрозии подвержены детали обойм диафрагмы в местах соприкосновения с высокоскоростным многофазным потоком. Через последние сту пени влажнопаровых турбин проходит значительное количество частиц нерастворимых солей, продуктов коррозии и частичек металла от изношенных деталей турбин. Поэтому наблюдается износ, характерный для деталей, находящихся в потоке, содержа щем абразивные частицы. Наибольшему воздействию такого по тока подвержены поверхности над верхними концами рабочих лопаток.
Обычно обоймы последних ступеней диафрагм некоторых круп ных и большинства турбин средней мощности изготовлены из се рых чугунов марок СЧ 15—32, СЧ 28—48, МСЧ 32—52. Первый ферритно-перлитный, остальные — перлитные. Твердость указан ных марок чугунов находится в пределах НВ 160—240. В струк туре серых чугунов большая часть углерода находится в виде графита — мягкого и непрочного вещества. Графит делает чугун непрочным при ударном воздействии капель. При любой струк туре серого чугуна от повторяющихся капельных ударов проис ходит выбивание графита, а затем износ и выламывание частичек металла.
Особый вид износа получает чугун под действием гидроабра зивного потока. Детали гидромашин—турбин и насосов, работаю-
ц
щих в гидроабразивных потоках, имеют бороздчатый характер износа поверхностей деталей, соприкасающихся с потоком воды, содержащим твердые абразивные частицы [56]. В аналогичные условия попадают поверхности обойм диафрагм или корпусов влажнопаровых ступеней, расположенных над торцовыми поверх ностями концов рабочих лопаток. В зазоре между лопатками и поверхностью обоймы движется высокоскоростной капельный и гидроабразивный поток, который вызывает износ указанной по верхности. Данный износ наблюдался на ряде отечественных и зарубежных турбин.
На рис. 1.3 показаны проточные части последних ступеней турбин, на которых наблюдался эрозионный износ поверхностей обойм.
Виды А и £ на поверхности обойм турбины К-50-90-2, расположенные над РК 17 и 18-й ступеней, дают общее представ ление о характере их износа.
В турбине К-50-90-2 ЛМЗ изношенные поверхности, показан ные на виде А и Б (рис. 1.3, а), имели небольшой свес над перед ними кромками за профиль концов рабочих лопаток. Задние кромки лопаток РК 17-й предпоследней ступени были открыты до горла на длину по оси 18 мм.
На виде А пятимиллиметровая по ширине передняя часть поверхности обвода имела круглоовальные изъязвления диа метром 1—1,5 мм и глубиной 0,5—1 мм, переходящие по краю указанной пятимиллиметровой зоны в продольные по окруж ности вращения борозды с расстоянием между гребнями 0,8—1 мм. Далее по ширине обоймы продольные борозды переходили в бо розды общего параболического направления с изогнутостью в сто рону вращения колеса.
Характер износа поверхности обоймы над входной частью про филя лопатки объясняется сходом влаги с входных кромок рабочих лопаток. Сход капельно-пленочной струи происходит с утолщен ной передней кромки и из канавки за стеллитовой напайкой, раз мещенной на рабочих лопатках 17-й ступени на длине 100 мм от верхнего конца. Открытие осевого зазора под задней кромкой ло паток РК 17-й ступени позволило сбросить влагу с рабочих лопа ток во влагоулавливающую щель между обоймой и диафрагмой последней 18-й ступени. Поэтому на виде А нет бороздки от влаги, стекавшей с задней кромки рабочих лопаток.
Двигавшаяся по боковой поверхности обоймы влага вызывала иной вид эрозии обоймы — бородчато-чешуйчатой (рис. 1.3, вид В). Короткие бороздки 4 промыли кольцевые следы 3 от обработки по верхности резцом. Характер эрозионного износа поверхности обоймы над периферией лопатки РК последней 18-й ступени ана логичен износу поверхности над лопатками РК 17-й ступени. Обе кромки периферийного профиля рабочих лопаток 18-й сту пени были прикрыты со свесом 3—4 мм. Над передней кромкой характер эрозии поверхности не изменился. Увеличилась только
.12
Ф2000
Вид В |
Вид Г |
J 4
Рис. 1.3. Износ корпу сов и обойм в районе последних ступеней ЧНД турбин типа: а—
К-50-90-2 |
(80 000 ч |
|
эксплуатации); |
б — |
|
К-50-90-3 |
(40 000 |
ч); |
в— К-Ю0-90-5 (82000ч);
г — реактивная |
тур |
бина 60/70 МВт, |
р 0= |
= 18/22 МПа, |
t0 = |
= 530/535° С, промпе-
регрев 3/3,3 МПа, 525/530° С (36 000 ч);
д — предпоследняя обандаженная ступень тихоходной турбины
13
ширина передней изношенной зоны до 12—13 мм и наметилась бороздка 1 от влаги (рис. 1.3, вид Б). Над задней кромкой намети лась бороздка 2 глубиной 0,3—0,4 мм шириной 5—8 мм на расстоя нии 20 мм от задней боковой стенки обоймы.
Аналогичный характер эрозионного износа наблюдался над последней 22-й ступенью турбины К-50-90-3 ЛМЗ [73], прорабо тавшей около 40 тыс. ч. В турбине перед последней ступенью вы полнен регенеративный отбор, изменена конфигурация перифе рийного обвода предпоследней и последней, ступеней. Характер эрозионного износа (рис. 1.3, вид Г) аналогичен износу поверх ности над 18-й ступенью. Однако передняя и задняя зоны износа располагаются на меньшем расстоянии от боковых поверхностей. Отчетливо просматриваются бороздки 1 и 2 над передней и задней кромками.
В турбине К-100-90-5 ЛМЗ с длиной лопатки последней сту пени 665 мм наблюдался более значительный бороздчатый износ над передней и задней кромками (рис. 1.3, вид Д ). Турбина про работала около 82 000 ч [73 ]. Значительный износ в виде бороздок можно объяснить повышенной влажностью за соплами последней ступени турбины К-100-90-5 (у = 13%) и длительной эксплуата цией.
Аналогичный износ наблюдался над последней ступенью гурбины К-50-90-2 (,у = 14,6%), проработавшей около 100 000 ч. Величина бороздок увеличивается с увеличением степени влаж ности и часов работы ступени.
Над периферийными концами рабочих лопаток последних шести ступеней одной из влажнопаровых турбин АЭС был обна ружен эрозионный износ поверхности корпуса над концами лопа ток реактивных ступеней. Металл был вычищен до блеска. По верхность имела все признаки износа, характерные для влажно паровых ступеней обычных стационарных турбин. Над входными и выходными кромками рабочих лопаток наблюдались промытые канавки шириной 2,5—3 мм глубиной 1,5—2 мм. Имелись следы бороздок, аналогичных наблюдаемым в стационарных турбинах.
4.ЭРОЗИОННЫЙ;ИЗНОС ВАЛОВ, ДИСКОВ, УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ
Большое внимание устранению эрозии наиболее подверженных эрозионному износу деталей — лопаточного аппарата часто остав ляет в стороне от каких-либо мер защиты элементы отдельных де талей и поверхностей валов, дисков, уплотнительных поверх ностей.
Кроме щелевого износа в разъеме корпуса ЧНД при эксплуата ции наблюдался щелевой износ на поверхности втулок дисков ра бочих колес ЧНД в районе диафрагменных уплотнений, у пери ферии дисков РК в щелях между диафрагмой и ободом рабочего колеса, в задних концевых уплотнениях. Во время износа поверх-
14
К-100-90-5 также имели |
эрозионный износ (рис. 1.4). В резуль |
||||
тате |
щелевой |
эрозии |
износом наполовину срезан уплотнитель |
||
ный |
выступ |
5, а поверхность втулки диска за |
ним на шири |
||
не до 30 мм получила |
кольцевые |
бороздчатые |
изъязвления 4. |
||
Произошло увеличение |
зазора под |
левым усиком диафрагмен |
ного уплотнения с 0,6—0,8 мм на сторону до 1,5—2,5 мм и увеличе ние зазора под правым усиком уплотнения до 3—3,5 мм.
Продукты эрозии, влага и абразивные частицы, ударяясь о диск РК и поверхность диска диафрагмы и двигансь по траекториям3, вызвали кольцевой эрозионный износ полотна диска на глубину 0,8—1,2 мм. Кольцевая бороздка 2 была расположена примерно по диаметру разгрузочных отверстий.
Щелевая эрозия уплотнительной втулки была обнаружена в турбине К-50-29-1 (рис. 1.5) в районе уплотнения 40-й ступени
ЧНД. Характер |
эрозии язвенно-бороздчатый. |
|
5. |
ЭРОЗИОННЫЙ ИЗНОС ОБОДОВ И ДИСКОВ ДИАФРАГМ |
|
Капельная влага вызывает эрозионный износ чугунных по |
||
верхностей |
обода |
и диска диафрагм. Особенно сильно под |
вержены износу диафрагмы со стороны входа влажного пара в сту пень.
Характер и вид эрозии диафрагмы турбины К-50-90-2 ЛМЗ со стороны входа пара после 80 000 ч работы показан на рис. 1.6. Боковые поверхности обода диафрагмы и периферийные торцовые поверхности каналов имели эрозионный износ.
На ударно-капельную природу указанных изъязвлений ука зывает одинаковый характер разрушений чугунных образцов на ударной струйной установке [56] и показанных на рис. 1.6 по верхностей. Входная сторона диска диафрагмы покрыта отложе ниями.
Поступавшая в диафрагму последней ступени ЧНД турбины К-100-90-5 капельная влага имела значительный угол атаки. Это привело к появлению на ободе в канале за лопатками 1 теневой области 2 от ударов капель (рис. 1.6).
Обод диафрагмы последней ступени ЛМЗ со стороны входа пара в ступень с длиной рабочей лопатки 665 мм эродирован до вольно значительно на всех обследованных турбинах данного типа, находившихся в эксплуатации более 30 000—40 000 ч. Для обода и диска характерно вымывание чугуна (3) потоком капель, ударившихся о скругленную стальную входную кромку лопа
ток НА, отскочивших |
вдоль |
входной кромки и ударившихся |
в обод диафрагмы. На |
одной |
из диафрагм турбины К-100-90-5 |
глубина вымытого перед кромкой направляющей лопатки металла достигает 3—5 мм.
Показанная на рис. 1.6 диафрагма находилась в эксплуатации 80 000 ч. Протяженность областей эрозии обода в осевом направле нии показана на рис. 1.3 и составляет около 155 мм. Обод влаго-
16